Чтение былины "Садко".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Воробьева Светлана Анатольевна

Былины- кладезь народной мудрости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_byliny_sadko.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи.

Тема: Чтение былины «Садко» с детьми подготовительной группы

Форма работы: чтение и обсуждение.

Цель: Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой былиной «Садко»

Задачи:  Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси;

Воспитывать патриотическую память, интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать. Развивать внимание, активность.

Демонстрационный материал. картина В. Васнецова «Три богатыря»; указка; ноутбук.

Ход НОД

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавную. А поговорим мы с вами о былинах, о богатырях русских.

Простановка цели детьми

1. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя — какое? Правильно — Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия — единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина — значит родная. Как мать и отец. А какая наша Родина? (большая, огромная, необъятная, красивая). Есть океаны, моря, реки и озера, горы и леса. А как называлась наша Родина раньше? (Русь).

Но история нашей Родины никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства всегда манили захватчиков.

Ребята! А кто защищал землю русскую в древние времена? (Богатыри).

Кто такие богатыри? (богатыри – это люди наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, умением легко скакать на коне, метко стрелять из лука). Их не страшат несметные полчища врага, не страшит даже смерть.

Когда Родине грозит опасность, они становятся отважными воинами и не жалеют жизни за матушку землю и отчий дом.

Каких богатырей вы знаете? (Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича)

Ребята, посмотрите на картину русского художника В. Васнецова. Кто стоит в центре? А кто справа (Алеша Попович, слева Добрыня Никитич. ) Посмотрите, во что одеты богатыри, как называется часть одежды? (Кольчуга). Правильно! Чтобы защищать богатырей от вражеских ударов.

Давайте внимательно рассмотрим картину. В центре Илья Муромец! Он прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом.

Богатырь справа — самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Он полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. У него в руках лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь — Добрыня Никитич — в былине он представителен и величав. Он может выполнять самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности этих защитников Русской земли.

А посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему, если бы они были маленькими, выдержали ли они своих богатырей? Правильно! Не выдержали бы.

Ребята! А то, что одето на лошади, как называется? Это называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

 Сказания о подвигах, которые совершали богатыри, живы в памяти народной. Они сохранились в былинах. Что значит былины? (Это сказка и быль одновременно, это и песня и стих, и просто повествование, в

котором описаны богатырские подвиги). Кто же придумал эти удивительные истории?(Их сочинил русский народ. Сочинил в те давние времена, когда Россия называлась Русью. Тогда на Руси люди не умели писать не могли

записать то, что они сочинили, потому былины заучивали наизусть и

передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку).

— Я предлагаю познакомиться с былиной, которая расскажет про русского богатыря.

Чтобы настроиться к прослушанию былины, давайте, немного разомнемся.

Физкультминутка.

Дружно встанем: раз, два, три –

Мы теперь – богатыри!

Шаги на месте.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ладонь ко лбу.

Ноги крепкие расставим.

Ноги на ширине плеч.

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

Ладонь ко лбу, поворот вправо.

И налево, тоже, поглядеть из-под ладошек,

Ладонь ко лбу, поворот влево.

И направо, и еще через левое плечо.

Повороты влево, вправо.

Буквой «эль» расставим ноги.

Ноги на ширине плеч.

Точно в танце руки в боки,

Руки на пояс.

Наклонились влево, вправо,

Наклоны в стороны.

Получается на славу!

Рука вперед, кисть в кулак, большой палец вверх.

Практический этап.

— Присаживайтесь, слушайте былину «Садко».

Чтение произведения.

— Как называет это произведение? Кто главный герой былины?

Ответы детей.

— Теперь, я еще раз читаю произведение, слушайте внимательно. После прочтения будем отвечать на вопросы.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Ответы на вопросы

​— В каком городе происходят события?

— Что мы узнали о Садко?

— Как называлось озеро, к которому ходил Садко?

— Кого удивил Садко своей игрой на гуслях?

— Что посоветовал Морской царь Садко?

Ответы детей.

— Ну, а что было дальше, вы узнаете уже в школе. Садко отправится со своей дружиной в путь по морю. В пути их поджидает встреча с морскими обитателями».

Подведение итога

Вспомните все наше занятие и скажите, с какой былиной мы познакомились. Что понравилось больше всего

Ответы детей.

− Мне, тоже, понравилось, наше занятие. Большое спасибо вам за работу. Давайте скажем, какие мы молодцы. Встаньте вкруг, поднимите руки вверх – вдох через нос, выдох – наклон вперед, опустить руки вниз, произнести: «Молодцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....

Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну».

Задачи:Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения.Сформировать представление о солнце и луне.Воспитывать интерес к х...

Занятие по чтению художественной литературы "Чтение потешки "Кисонька-Мурысонька"

Программные задачи:Образовательные:1.   Помочь детям понять содержание  потешки,    вызвать    желание послушать потешку еще раз.2.   Учить расск...