Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Шестакова Элла Аскеровна

 Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.

Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.

Цели: познакомить детей с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала», вспомнить другие произведения о животных, развивать интерес к чтению, работать над выразительностью речи, развивать внимание, умение слушать и передавать содержание текста. Воспитывать любовь к животным, доброе отношение, чувство ответственности за прирученное животное.

Предварительная работа. Чтение рассказов о животных детских авторов: Е. И.Чарушина, М. М, Пришвина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия35.5 КБ
Файл презентация2.88 МБ

Предварительный просмотр:

 Занятие по чтению художественной литературы.

Старшая группа.

Блок: «Дикие и домашние животные».

Викторина «По страницам книг».

Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Цели: познакомить детей с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала», вспомнить другие произведения о животных, развивать интерес к чтению, работать над выразительностью речи, развивать внимание, умение слушать и передавать содержание текста. Воспитывать любовь к животным, доброе отношение, чувство ответственности за прирученное животное.

Предварительная работа. Чтение рассказов о животных детских авторов:

Е. И.Чарушина, М. М, Пришвина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Мы прочитали много стихов, рассказов и сказок о животных диких и домашних. Пришло время проверить, как внимательно вы меня слушали.

2. Викторина по прочитанным произведениям.

          а) Чтение стихотворения А. Шибаева «Кто кем становится».

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок -

Взрослая...(собака).

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал... (конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был...(теленком).

Толстый увалень баран -

Толстеньким...(ягненком).

Этот важный кот пушок -

Маленьким... (котенком).

А отважный петушок -

Крохотным...  (цыпленком).

(Чтение стихотворения сопровождается мультимедийной презентацией).

            б) Вопросы викторины:

Кто написал книгу «Тюпа и Томка и сорока»?

Как звали свинью из рассказа Е.И. Чарушина ?

Как звали собаку из этой же книге ?

Кто иллюстрировал книги Е.И. Чарушина?

Е.И.Чарушин был писателем, художником и ... (Скульптором).

Кто из животных очень любил репейник?

О каких еще животных писал свои рассказы Е. И. Чарушин?

3. Физминутка «Зарядка от жирафа».

4. Чтение сказки «Как собака друга искала?»

             а) Первичное чтение сказки «Как собака друга искала».

             б) Словарная работа.

Какие незнакомые слова встретились вам при чтении?

Овраг. (слайд или картинка)

Беседа о прочитанном.

- К какому жанру можно отнести это произведение.

- Это рассказ, стихотворение или сказка?

- Почему вы так решили?

- Ребята, это действительно сказка и написал ее народ мордовии.

Это Мордовская народная сказка. (Слайды о мордовии)

- О ком эта сказка?

- Почему собака решила искать друга?

- Кого сначала встретила собака в лесу?

- Стали они друзьями? Почему?

- Кого после зайца встретила собака? Где она встретила волка?

- Стали ли волк и собака друзьями? Почему?  

- Кого дальше встретила собака?

- Как назвала собака медведя? Каким видим мы медведя в этой сказке?

- Подружились ли собака и медведь? Почему?

  1. Что произошло дальше? Чем закончилась сказка?

Собака действительно стала верным другом человеку. Она и дом сторожит и одиночество сглаживает. И если человек относится к ней хорошо, то вернее друга на свете не сыскать. Но многие люди забывают, что собака это живое существо, о котором нужно заботится. Часто заводят собак как игрушку, а когда та надоест могут ее и на улицу выгнать. Многие собаки после такого отношения  могут многое простить человеку. (слайд)

Но есть и такие, которые становятся злыми и опасными. Так они мстят человеку за его предательство.

- Как вы понимаете пословицу?

Друг познается в беде.

5. Инсценирование сказки.

- Назовите героев сказки? Кто кем будет? А я буду за автора.

6. Итог занятия:

С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто написал эту сказку? Какой герой вам понравился? Почему?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако, И теперь он не щенок-

Слайд 2

Взрослая…(собака)

Слайд 3

Жеребенок с каждым днем подрастал

Слайд 4

И стал…( конем). И

Слайд 5

Бык, могучий великан,

Слайд 6

В детстве был …(теленком)

Слайд 7

Толстый увалень баран -

Слайд 8

Толстеньким …(ягненком).

Слайд 9

Этот важный кот Пушок -

Слайд 10

Маленьким… (котенком).

Слайд 11

А отважный петушок -

Слайд 12

Крохотным … (цыпленком).

Слайд 13

Е. И. Чарушин

Слайд 14

В икторина

Слайд 16

Саранск

Слайд 19

Друг познаётся в беде.