Подготовка игры - драматизации по тексту мордовской народной сказки "Как собака друга искала"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Колобова Ольга Александровна

В процессе освоения детьми театрализованных игр я направляю свою деятельность на то, чтобы обеспечить переход детей от создания простого типичного образа к воплощению самостоятельно задуманого целостного образа, в котором эмоции героя и их смена передаются с помощью мимики, позы, жестов, выразительных движений, интонации. Предлагаемая  НОД помогает дошкольникам увидеть смену настроений и состояний героя в зависимости от обстоятельств, в которые он попадает, и научиться передавать эти эмоции с помощью соответствующих средств выразитльности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи: 

1.Помочь детям понять смену эмоций и переживаний собаки в разных обстоятельствах с использованием приёма вхождения в образ.

2.Развивать умение создавать игровой образ с помощью средств невербальной  выразительности(мимики, жестов, позы, движений),  с помощью средств  интонационной выразительности (силы голоса, темпа речи, тембра голоса). 3.Воспитывать добрые чувства к животным, потребность заботиться о домашних животных.

Материалы: сказка «Как собака друга искала» с иллюстрациями; элементы костюмов – персонажей: шапочки – маски, хвосты животных, героев сказки; головной убор, яркий пояс для человека, миска, которую он может держать в руках.

Методы и приёмы: рассматривание и обсуждение  иллюстраций, вхождение в образ, образно – игровые этюды, ролевые диалоги.

Предварительная работа:

- Составление детьми описательных рассказов с помощью мнемотаблицы о диких и домашних животных.

- Рисование «Дикие животные», « Настоящий друг», лепка «Мир собак».

- Беседа о роли собаки в жизни человека.

- Пересказ сказки с помощью мнемотаблицы.

- Д/и «Кто как передвигается».

Ход:

Воспитатель: Ребята, помните, мы решили показать родителям спектакль по сказке «Как собака друга искала». Родители очень ждут наш спектакль.  Поговорим о том, как выразительно исполнить  роль в спектакле? Ответы детей.

Сначала решим: «Сколько артистов нам понадобится?»

Воспитатель подводит детей к выводу о том, что понадобится  восемь артистов, так как в сказке восемь героев: собака, заяц, мышка, волк, лягушка, медведь, уж, человек.

- Назовите героев сказки.

Ответы детей.

- Молодцы, вы правильно назвали и посчитали героев. А почему собака решила найти себе друзей?

Воспитатель помогает детям вспомнить содержание сказки. Собака решила найти друзей, потому что ей было скучно и страшно одной.

- Подумайте, как выглядела собака? Что она делала, когда жила одна. Чтобы правильно ответить, рассмотрите иллюстрацию в начале книги.

Воспитатель помогает детям сделать вывод о том, что собака грустит. У неё печальные глаза. Она не машет хвостом, спокойно идёт по дороге, а не бежит.

-А вы хотите оживить иллюстрацию и показать, какой была собака в начале сказки? Ответы детей.

- Костя, покажи, пожалуйста. Не забудь, что настроение героя мы можем показать с помощью глаз, бровей,  рта, позы, движений  рук и ног.

Два – три ребёнка передают образ собаки.

- Продолжим смотреть книгу? Подумайте, какое настроение у собаки на следующей странице книги? Почему вы так думаете?

Воспитатель помогает детям сделать вывод: Встретила собака зайца в лесу и настроение у неё стало хорошее.

-Теперь у неё всегда будет хорошее настроение? Что почувствовала собака ночью, когда увидела мышку, лягушку, ужа?

- Правильно, собака испугалась. Как она стала лаять?  (Ответы детей)

- Как реагировала собака на то, что у неё не получилось подружиться  с зайцем, волком, медведем? Костя, что бы ты почувствовал, если бы у тебя не было друзей?  Алина, а ты?

 Как будет меняться голос артиста, который играет собаку, при встрече с другими героями?

Воспитатель подводит детей к выводу: с зайцем будет говорить громко и весело, при встрече с волком голос станет тише и грустнее, с медведем   ещё тише и грустнее, а с человеком будет говорить совсем грустным голосом.

Молодцы, ребята! Вы всё очень интересно придумали! Катя, скажи «Давай с тобой дружить» так, чтобы мы поняли, к кому ты обращаешься – к зайцу, волку, медведю или человеку.  Кирилл, а теперь ты скажи.

Дети повторяют фразу «в образе».

- А у остальных героев одинаковый голос? Каким голосом  на предложение дружить собаке ответил заяц? Волк? Медведь?

Воспитатель помогает детям сделать вывод: заяц отвечает тонким и тихим голосом, медведь и волк – громким и грубым?

Вспомните, какие звуки для общения используют животные. Можете начать с них исполнять свою роль.

Алина, ответь собаке так, как ответил бы заяц. Стас, а как бы ответил волк? Костя, скажи слова: «Ладно, пошли ко мне в берлогу!» от лица медведя. Во время разговора можете передвигаться, а можете встать, чтобы изобразить своего героя.

Дети вступают в ролевой диалог, используя адекватные средства интонационной выразительности и невербальной выразительности (зайчик может попрыгать на месте, медведь – пойти вперевалочку), звукоподражания.

- Молодцы! Выразительно передали образы животных.

А теперь я приглашаю вас поиграть с весёлым пёсиком. Он  будет ведущим в нашей игре. Его нам поможет выбрать считалочка:

Бегал по двору щенок,
Видит пирога кусок,
Под крыльцо залез и съел,
Задремал и засопел.
А вот мы не будем спать,
Всем нам хочется играть.

Физкультминутка.

Наш весёлый пёсик

Поднял кверху носик.

Пёсик к девочке (мальчику) идёт,

Свою лапку подаёт.

- Друга я себе ищу,

Познакомиться хочу.

Водящий идёт по кругу влево, остальные дети – вправо.

Ребёнок, напротив которого остановился водящий, называет своё имя, пожимая пёсику лапу.

Игра проводится два раза.

- Мы с вами обсудили героев – животных и совсем не подумали, что почувствовал человек, когда к нему пришла собака. Каким хозяин может быть по характеру, по возрасту, по вашему мнению? Какой службы он ждёт от собаки? Ответы детей.

Стёпа, как будет разговаривать с собакой добрый человек, который хочет  с ней подружиться?

- Алина, а как будет говорить строгий хозяин, которому собака нужна для того, чтобы защищать его и охранять дом?

Ответы детей.

- А теперь рассмотрите те предметы, которые я принесла, и скажите, что будет нужно нашим героям, чтобы мы по костюмам и предметам их узнали?  Стёпа, что нужно собаке? Лиза, что может понадобиться зайцу, волку? Алиса, что может понадобиться медведю, человеку?

Дети выбирают предметы, обозначающие  участников событий. Для образа животных - шапочки – маски, хвосты, для образа человека: головной убор, яркий пояс, миска, которую он может держать в руках.

- Кто кем хочет быть? (Воспитатель помогает детям распределить роли  и  выбрать зрителей.)  Артисты, надевайте костюмы.

Все участники спектакля готовы выразительно сыграть свои роли? Тогда скажите волшебные слова: «Раз, два, три, в сказке очутились мы!».

Дети показывают сказку.

Воспитатель: Молодцы, дети! Какие интересные образы своих героев вы придумали!

А теперь нам пора вернуться в группу! Раз, два, три  - снова в группе мы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Драматизация мордовской сказки «Как собака друга искала»

Методическое пособие «Детям о Мордовии»...

Театрализованная игра по мордовской сказке «Как собака друга искала» (Средняя группа).

Программное содержание: 1.     Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.2.     Закреплять умение детей использовать различные средства выразите...

Конспект ОД по развитию речи "Чтение мордовской сказке "Как собака друга искала"

помочь детям вспомнить название и содержание мордовской народной сказки....

Драматизация мордовской народной сказки"Как собака друга искала"

инсценеровка мордовской народной сказки "Как собака друга искала"...

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками в форме образовательной ситуации (на основе восприятия детьми произведения художественной литературы) Тема: «Мордовская сказка «Как собака друга искала»», возраст детей_5 - 6 лет

Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие».Цель: воспитывать духовно-нравстве...

Конспект непосредственной образовательной деятельности ( ознакомление с художественной литературой). Мордовская сказка "Как собака друга искала"

 Конспект непосредственной образовательной деятельности( ознакомление с художественной литературой). Мордовская сказка "Как собака друга искала"....