Театрализованная игра по мордовской сказке «Как собака друга искала» (Средняя группа).
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Саитова Галина Викторовна

Программное содержание:

 

1.     Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.

2.     Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки (жесты, мимика, интонация).

3.     Помочь детям понять необходимость  людей дружить друг с  другом через события сказки. Воспитывать желания дружить, делать добрые поступки.

                4.     Развивать речь и обогащать словарный запас детей красочными эпитетами и прилагательными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Ельниковский детский сад  №1»

Театрализованная игра по мордовской сказке

 «Как собака друга искала».

Воспитатель:

Саитова Галина Викторовна

с. Ельники

Программное содержание:

  1. Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.
  2. Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки (жесты, мимика, интонация).
  3. Помочь детям понять необходимость  людей дружить друг с  другом через события сказки. Воспитывать желания дружить, делать добрые поступки.
  4. Развивать речь и обогащать словарный запас детей красочными эпитетами и прилагательными.

Предварительная работа: Чтение мордовской сказки  «Как собака друга искала»; беседа по сказке; разыгрывание  сказки; беседы о дружбе; чтение произведений о дружбе:  «Зимовье зверей», «Три поросенка», «Теремок», беседа по пословицам.

Оборудование:

  1. Костюмы: собака, заяц, волк, медведь, мышь, лягушка, змея.
  2. Атрибуты :  мяч, чугун, домик-конура, два пенечка , елка, береза.
  3. Музыка: песни «Если с другом вышел в путь», «В стране сказок», «Настоящий друг»; записи ходьбы  животных, человека.

Литература:

  1. М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»

Непосредственно-образовательная деятельность:

Под музыку «Настоящий друг» дети заходят, становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, проходите, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте мы с гостями поздороваемся. (Дети здороваются и садятся на стульчики). 

Воспитатель: Песня, которую вы слушали,  о чем она?

Дети: О дружбе.

Воспитатель: когда люди дружат друг с другом, как их называют? (Друзьями)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кого можно назвать настоящим другом?

Дети:  Настоящий друг не обзывает  своего друга, не обижает.

Помогает другу в беде, делится игрушками.

Не обманывает друга, всегда с другом честен.

Настоящий друг верный, надёжный.

Он умеет признать свои ошибки и помириться с другом.

Всегда  внимателен к своему другу.

Настоящий друг умеет  уступать своему другу.

Воспитатель: Ребята, а  вы знаете пословицы о дружбе? Поиграем в игру «Доскажи словечко»: 

 1)Настоящий друг познается…(в беде.)

2)Сам пропадай, а товарища…(выручай.)

3) Не имей 100 рублей, а имей….(100 друзей.)

4) Человек без друзей, что дерево …(без корней)

5) Друга ищи, а найдёшь …(береги)

6) Дерево живёт корнями, а человек …(друзьями)

7) Дружба не гриб, в лесу …(не найдёшь)

8) Друг лучше старый, а платье …(новое)

9) Нет такого дружка, как родная …(матушка)

10)Старый друг лучше новых …(двух).

Воспитатель: Ярче солнечных лучей

Дружба в целом свете,

Ведь с друзьями веселей

На любой планете.

Игра «Назови друга ласково»

(дети  передают   мяч  друг  другу,  говоря  ласковые имена: Любочка, Илюша и т.д.)

Воспитатель: Животные тоже хотят иметь друзей. Вот у нас лесная полянка. А какие животные живут здесь, вы узнаете, отгадав загадки.

Загадки:

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

(Собака)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Заяц)

Серый, зубастый,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет

(Волк)

Большой, косолапый,

Зимой спит,

Летом ульи ворошит

(Медведь)

Воспитатель: Догадайтесь,  в какой сказке живут эти герои?

Дети: Мордовская народная сказка «Как собака друга искала»

Воспитатель: О чем же эта сказка?

Кто хотел в этой сказке найти себе друга? (Собака.)

Какого она искала друга? (Верного.)

Кому она предлагала дружбу? (Зайцу, волку, медведю и человеку.)

Почему собака долго не могла найти друга? (Заяц, волк, медведь – не умели дружить, они не были верными друзьями.)

Кто оказался настоящим другом? (Человек.)

Как дружили собака и человек? (Человек накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает её за это – спасибо говорит.)

Воспитатель:

Герой этой сказки очень грустил,

В лесу было скучно, жил он один.

Очень долго ходил и искал,

Пока человек ему другом не стал!

Воспитатель: Ребята, хотите очутиться в этой сказке?

Дети: Да!

Воспитатель: тогда давайте скажем волшебные слова

Все дети:

Сказка, сказка, приходи

Будут рады малыши.

(звучит музыка «В гостях у сказки»)

Воспитатель: Теперь вы не ребята, а жители волшебного леса.

Воспитатель: Итак,  сказка начинается. Давно-давно в лесу жила собака, одна-одинешенька.

Собака: (выбегает под музыку)

Я собачка, живу в лесу

У меня острый хвостик,

Есть и шейка, есть и носик. 

Воспитатель:                      Ты, собачка, не грусти,

                                               Что случилось, расскажи?

Собачка:

Без друга плохо жить,

Не знаю, как мне быть?

Воспитатель:                      Ты собачка не грусти,

Лучше друга поищи.

Собака: Спасибо. Пойду искать друга, который никого не боится. (Убегает)

Воспитатель: А тут на полянку зайчик прискакал.

Заяц:

Прыг-скок, прыг-скок,

Я длинноушка, белый бок.

Я сижу среди травы,

Уши выше головы.

Собака: (прибегает) Давай, Зайка, с тобой дружить, вместе жить.

Заяц: Давай.

Воспитатель: И стали собака с зайцем играть.

Встали дети дружно,

А затем присели.

Дружно сделали прыжок,

Над головкою хлопок.

А теперь  дружно

Прыгнем через лужу!

Дружно мы идем по кругу.

Улыбаемся друг другу.

Воспитатель: Наигрались собачка с зайчиком, вечером нашли себе место для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь.

Мышка:

Я мышка-норушка,

Под полом таюсь,

Кошки боюсь. Пи-Пи-Пи!

Воспитатель: Собачка услышала шорох, да как вскочит, как залает громко.

Собака: Гав-гав-гав!

Заяц: Зачем лаешь? Вот услышит волк, придет сюда и съест нас!

Собака: Неважный ты друг, волка боишься. А вот волк, наверное, никого не боится. До свидания, Заяц, пойду волка искать!

(убегает)

Воспитатель: А зайчик поскакал по своим делам. А в это время волк находился в глухом овраге.

Волк:

Я волчок,

Серый бочок,

А зимой холодной,

Хожу злой, голодный. УУУ!

Собака: (прибегает) Давай, Волк, с тобой дружить, вместе жить!

Волк: Что ж давай, вдвоем жить веселее.

Воспитатель: И стали волк с собачкой вместе с лесными жителями делать зарядку.

Физкультминутка «Деревце»

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревце

Ветерок тише  - тише

Деревце выше - выше

Воспитатель: Наступила ночь. Легли собака с волком спать, а мимо лягушка прыгала.

Лягушка:

Я зеленая квакушка,

Пучеглазая лягушка,

Летом в болоте,

Вы меня найдете. Ква - ква - ква!

Воспитатель: Собака услышала шорох, да как залает громко.

Собака: Гав-гав-гав!

Волк: Ах, ты такая-сякая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас!

Собака: И волк боится, уж лучше мне подружиться с медведем.

Воспитатель: И разбежались собачка с волком в разные стороны, а медведь сам идет на полянку.

Медведь:

Я Мишка- медведь умею реветь. 
Я вразвалочку иду, громко, громко я рычу. 

Собака: Медведь – богатырь, давай дружить, вместе жить!

Медведь: Ладно, пошли ко мне  берлогу!

Воспитатель: И стали они в берлоге с пальчиками играть!

Раз, два, три, четыре, пять,
вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот резал,
этот ел,
ну, а этот лишь глядел!
Воспитатель: Наигрались медведь и собачка, и уснули в берлоге. А мимо змея проползала.

Змея:

Я змея, извиваюсь и шиплю: ШШШ!

Всех ужалить норовлю: ШШШ!

Воспитатель: Услышала собачка шорох, да как залает.

Собака: Гав-гав-гав!

Медведь: Перестань, придет человек, шкуры с нас снимет!

Собака: Ну и дела! И этот оказался трусливым!

Воспитатель: И сбежала собака от медведя к человеку. А медведь пошел к себе в берлогу спать. И вот наконец-то встретились собака и человек.

Собака: Человек, давай дружить, вместе жить!

Человек: Давай, я тебе дом построю, кормить буду. А ты мой дом охраняй от воров.

Воспитатель: Человек собаку накормил, построил возле избы ей конуру. Ночью собака лает.

Собака: Гав-гав-гав!

Воспитатель: А человек ее не ругает!

Человек: Спасибо, что ты собака лаешь, дом мой охраняешь!

Воспитатель: С тех пор собака и человек живут вместе!

Воспитатель: Сказка – ложь! Да в ней намек! Добрым молодцам урок!

Собачка:                            Всем советую дружить,

Очень дружбой дорожить,

В обиду друга не давайте,

В любом несчастье, помогайте!

Человек:

У друга теплая и нежная ладошка,

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом!

Все дети (хором): Без друга плохо жить, запомнить надо!

Воспитатель: Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

Артисты, зрители! Все были хороши!

Похлопаем,  друг другу от души.

Давайте мы с вами попрощаемся с нашими гостями!

Звучит  «Если с другом вышел в путь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка игры - драматизации по тексту мордовской народной сказки "Как собака друга искала"

В процессе освоения детьми театрализованных игр я направляю свою деятельность на то, чтобы обеспечить переход детей от создания простого типичного образа к воплощению самостоятельно задуманого целостн...

Драматизация мордовской сказки «Как собака друга искала»

Методическое пособие «Детям о Мордовии»...

Конспект ОД по развитию речи "Чтение мордовской сказке "Как собака друга искала"

помочь детям вспомнить название и содержание мордовской народной сказки....

Настольная дидактическая игра по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»

Игра предназначена для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет. Красочные картинки и  рисунки к данной игре позволяют быстро и хорошо запомнить содержание сказки и  информацию о дики...

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками в форме образовательной ситуации (на основе восприятия детьми произведения художественной литературы) Тема: «Мордовская сказка «Как собака друга искала»», возраст детей_5 - 6 лет

Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие».Цель: воспитывать духовно-нравстве...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Чтение мордовской народной сказки "Как собака друга искала" (По технологии Н.П.Гришаевой "Рефлексивный круг"

1.Приветствие.Организационный момент2.Чтение сказки "Как собака друга искала".3. Обсуждение сказки .Вопросы воспитателя по технологии Н.П.Гришаевой "Рефлексивный круг".4. Дидактиче...

Конспект непосредственной образовательной деятельности ( ознакомление с художественной литературой). Мордовская сказка "Как собака друга искала"

 Конспект непосредственной образовательной деятельности( ознакомление с художественной литературой). Мордовская сказка "Как собака друга искала"....