Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказками А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сказка о рыбаке и рыбке.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности.

Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и

рыбке».

Программные задачи:

  1. учить понимать и оценивать характер главных героев;
  2. продолжать учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;
  3. углублять представления о пословицах и поговорках;

-        продолжать расширять словарный запас детей подбором прилагательных к существительному;

-        формировать представления о доброте;

-        воспитывать отрицательное отношение к жадности (жадность людей справедливо наказывается); умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Активизация словаря: взмолится, откуп, чупрун, кликать, невод.

Материал: иллюстрации к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» (презентация); книга со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; куклы бибабо к спектаклю (бабка, дед).

Предварительная работа: заучивание поговорок о жадности; чтение рассказов В. Осеевой «Три товарища», «Сторож», Т. Пономарёва «Хитрое яблоко»; рассказывание русских народных сказок «Два жадных медвежонка», «Каша из топора»; А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»; чтение стихотворения Я. Акима «Жадина», Е. Благинина «Подарок»; дидактическая игра «Что было до...»; беседа об А. С. Пушкине; беседа о море.

Ход занятия.

Дети встают в круг.

Воспитатель: Дети, я передаю вам свою доброту, и она идёт от меня к Полине, а от Полины к Даниле и т. д., наконец возвращается ко мне, я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты. Пусть же она вас не покидает и греет. А теперь сядем на стульчики.

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? Назовите свои любимые сказки. Какие вы знаете сказки А.С. Пушкина? Чем отличаются сказки Пушкина от других сказок? (написаны в стихотворной форме). Сегодня я предлагаю вам послушать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». В сказке вам встретятся незнакомые слова: взмолится - попросит; откуп - подарок; чупрун - чуб, чёлка; кликать - звать.

Чтение сказки. После чтения сказки воспитатель проводит беседу.

- Какие герои живут в этой сказке? Кто из героев вам понравился больше? Почему?

  1. Расскажите, как получилось, что золотая рыбка стала служить старику. (Ответы детей. Зачитывание эпизода сказки. Показ иллюстрации.)
  2. Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?
  3. Как вы думаете, почему в конце сказки золотая рыбка выслушала старика и уплыла, ничего не сказав ему? (Зачитывание эпизода сказки).
  4. Какая была старуха в сказке? (Жадная, скупая, злая, завистливая, вредная, сварливая, ворчливая). Объясните, как вы это поняли?
  5. Каким вам показался старик? Какими словами можно сказать о нём, какой он? (Добрый, ласковый, тихий, спокойный, жалостливый, беспомощный). Объясните, как вы это поняли?

- Чем закончилась сказка? (Ответы детей. Зачитывание эпизода сказки. Показ иллюстрации.)

Физкультминутка.

-        Дети, а понравилось ли вам море в сказке? Давайте представим, что мы с вами стали волнами на этом море. Слушайте музыку и изображайте волны, море.

-        Дети, мы как будто побывали на море сейчас. Какое было наше море?

-        А давайте посмотрим, каким было море в сказке, когда старик пришёл с первой просьбой (показ иллюстраций)?

Вот пришёл он к синему морю,

Видит - море слегка разыгралось...

-        А какое сейчас море?

Пошёл старик к синему морю...

(не спокойно синее море.)

- А вот старик пришёл со своей последней просьбой, какое море сейчас?

Вот идёт он к синему морю.

Видит, на море чёрная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

-        Что вы заметили? Почему оно менялось, когда приходил старик с очередной просьбой?

Звучит шум моря. Появляется дед (игрушка бибабо). Воспитатель: Дети, кто это идёт? (ответы детей)

Дед: Опять бабка меня к морю заставила идти. Ей всё хочется больше и больше подарков от золотой рыбки. Но таких людей как моя старуха на земле мало, а больше, каких людей? (добрых) Про доброту писали песни, слагали былины, загадывали загадки, писали пословицы и поговорки. А вы, дети, знаете пословицы о доброте? («Доброму бог помогает»; «Доброе дело и в воде не тонет»; «Жизнь дана на добрые дела»; «Добрый человек в добре проживёт век»; «Доброго держись, а от худого удались»)

Появляется бабка приговаривая.

Бабка: Я хорошая, добрая, а рыбка желания мои не хочет выполнять.

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, бабка, правда, добрая, хорошая? (ответы детей)

Дед: А вы знаете пословицы о таких людях как моя бабка? («Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен»; «Жадность - что река: чем дальше, тем шире»; «Кто малым не доволен, тот большего не достоин»; «Кто чужого желает, своё потеряет»; «Дай с ноготок, запросит с локоток»)

Дед и баба: Дети, вы внимательно слушали сказку, а скажите, чему же учит наша сказка (старуха в конце сказки опять осталась со своим разбитым корытом - жадность людей справедливо наказывается). Ну, что старуха, пойдём опять к разбитому корыту.

Воспитатель: Какие ещё произведения вы знаете, где высмеивается жадность? (сказки: «Два жадных медвежонка»; «Каша из топора»; «Сказка о попе и работнике его Балде»; рассказы: «Хитрое яблоко», «Три товарища», «Сторож»; стихотворение «Жадина»)

-        А какие вы знаете сказки о добре?

  1. Что значит быть добрым? Какой добрый человек? (отзывчивый на чужое горе, чуткий, доброжелательный, щедрый, уважительный, заботливый)

Воспитатель: Самое хорошее качество человека - это доброта. Добрый человек приветливый, спокойный, дружелюбный, отзывчивый, имеет много друзей. Доброта украшает человека, побеждает всё плохое, что есть на нашей земле.

Нам с добротою не бывает тесно,

В любой семье с ней вместе жить чудесно.

Она нужна и маленьким, и взрослым,

И даже тем, кто лишь с мизинец ростом.

Скорей сердца ей отворим на встречу,

Откроем окна, двери распахнём,

И только с нею Добрый День начнём,

И вместе с нею встретим Добрый Вечер.

Итог.