Конспект НОД «Чтение русской народной былины «Садко»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Полякова Екатерина Александровна

Данный конспект разработан с целью знакомства дошкольников с культурой старорусского народа через ознакомление с художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_rnb_sadko.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Саха Якутия

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

№ 52 «Рябинушка» города Нерюнгри

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 «Чтение РНБ «Садко»»

 

                                                                                  Воспитатель

 Полякова Е. А.

г. Нерюнгри

Цель: знакомство дошкольников с культурой старорусского народа через ознакомление с художественной литературой.

Задачи:

Образовательные: продолжать формировать представления детей о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Садко». Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси.

Воспитательные: воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам. Воспитывать интерес и уважение к жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.

Развивающие: расширять словарный запас детей. Формировать и воспитывать патриотические чувства.

Словарная работа: пополнять словарь детей новыми словами - былина, богатырь, гусли, гусляр, барыши, казна, дань.

Оборудование и материалы: РНБ «Садко», интерактивная доска, цветные картинки к произведению, магнитофон, аудиозапись «Гусли».

Предварительная работа: чтение былин «Никита Кожемяка», «Илья Муромец и Соловей разбойник». Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри». Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, элементов одежды.

Достижение цели реализуется через следующие образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Ход занятия

Воспитатель: дорогие молодцы и молодушки! Собрались мы с вами на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. А поговорим мы сегодня с вами о Родине нашей великой, и о богатырях русских, чтобы красны девицы послушали, а добры молодцы призадумались. Так скажите-ка мне ребятушки, в какой мы с вами живем в стране. (Россия). Верно, Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди разные, но Россия - единственная необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. Ребята, а как называлась наша Родина раньше в более древние времена? (Русь).

Воспитатель: ребята, с самых древних времен судьба Руси никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства всегда манили захватчиков. Ребята, а кто защищал землю русскую в древние времена? (Богатыри). А как вы думаете, какими качествами должен обладать богатырь? (Сильный, смелый, ловкий, отзывчивый).

Воспитатель: сказания о подвигах, которые совершали богатыри, живы в памяти народной. Они сохранились в былинах. Давайте вспомним, какие былины о богатырях мы с вами уже знаем, читали? («Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Никита Кожемяка»). Былина происходит от слова - «быль», то есть «правда», значит это то, что было на самом деле. Былины, ребята, рассказывают нам не только о ратных подвигах богатырей, но и о жизни купцов, об обычаях, об укладе жизни людей того времени. В том их и ценность.

Воспитатель: сегодня мы с вами познакомимся с новой былиной, в которой рассказывается о богатыре - очень удачливом музыканте гусляре, который своей игрой на гуслях покорил самого царя водяного. Жил он в славном городе Новгороде, и своей игрой удивлял весь народ. Ребята, а кто из вас знает - что такое гусли? (Это музыкальный инструмент). А слышали вы, как звучит игра на гуслях? (давайте ознакомимся с русским народным произведением «Гусли»).

Прослушивание произведения «Гусли».

Воспитатель: вот так ребята звучит замечательный древнерусский инструмент - Гусли, вам нравится? Ну что ж, тогда мы с вами ознакомимся с русской народной былиной, главным героем которой является добрый молодец Садко - умелец играть на гуслях.

Чтение былины «Садко».

Воспитатель: понравилась вам былина ребята? Не устали? Я предлагаю вам сыграть в игру «Берегись Садко». Я буду - Царь морской, а вы будете изображать Садко и его храбрую дружину.

Игра «Берегись Садко».

Как на гуслях ты играй, ты играй.

И так рыбку ты лови, ты лови.

И по морю ты плыви, ты плыви.

А царя морского ты - берегись, берегись!

Дети приговаривают слова и делают соответствующие движения, после слов «берегись, берегись!» - разбегаются в разные стороны, а Морской царь ловит свою добычу.

Воспитатель: Ну что ж ребята - ловкость свою вы показали очень хорошо! А теперь покажите мне - царю морскому и свою силу ума!

Ребятам предлагается интерактивная игра «Садко его приключения».

Спасибо вам ребята за отличную игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Чтение русской народной сказки "Кораблик"

Чтение художественной литературы с элементами сюжетно-ролевой игры....

конспект занятие Чтения русской народной сказке" сказка о золотой рыбке" и Рисование .тема: "золотая рыбка"

познакомить детей с отрывком из сказки "сказка о золотой рыбки".Помочь понять смысл произведения  ,обьяснить значение слова "Невод" ," Чешуя"Формировать умения...

Конспект НОД Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» младшая группа

Конспект НОД  Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» младшая группа...

Конспект НОД "Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Конспект НОД  по речевомуу развитию "Чтение  русской народной сказки «Кот, петух и лиса» (обр. М.Боголюбская) для детей младшей группы...

Конспект НОД "Чтение русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк""

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "Чтение русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк""....

План - конспект НОД. Чтение русской народной сказки "Заяц-хваста"

План - конспект по развитию речи в старшей группе. Ознакомление с русской народной сказкой "Заяц-хваста"...