Главные вкладки

    Игры для мальчиков и девочек.
    консультация на тему

    Избицкая Ольга Сергеевна

    Консультация по развитию гендерного воспитания, с детьми дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры для мальчиков и девочек

    В настоящее время много говорят, о гендерном воспитании, но при этом не все знают, что кроется за данным словосочетанием. На самом деле, все достаточно просто: это воспитание в соответствии с особенностями пола ребенка, которое направлено на привитие умения правильного отношения к себе и представителям противоположного пола. То есть задача такого подхода - сделать из мальчика настоящего мужчину, а из девочки - женщину, которые в будущем смогут создать крепкую семью (а не аномальную).

    В современных условиях надо развить и воспитать у мальчиков и девочек качества, которые присуще им традиционно, а так же такие, которые помогут им реализоваться как личностям.

    Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств: мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них отзывчивости, умение прийти на помощь, взять на себя главную роль и ответственность в семье.

    Для развития и воспитания этих качеств помогут игры и  игрушки.

    Особенности игр мальчиков и девочек

    Игры мальчиков  предметны, девочек  словесные, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором.

    Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами.

    В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (к будущим женщинам) – у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (к будущим мужчинам) - у девочек.

    Игры, в процессе которых девочки воспроизводят                                   модель поведения женщины-матери:

    Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может, понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы и женские профессии, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики.   Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, игрушек небольшого размера.

    Игры, в которых мальчики имеют возможность проиграть мужскую модель поведения:

    Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.

    Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия.

    Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкции, а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек, при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно-разборные модели».

    Игрушки для мальчиков младшего возраста

    Машинки и поезда

    Маленькие автомобили, это классические игрушки для мальчиков и представляют альтернативу кукол в жизни девочек.

    Независимо от того какого вида техника — трактора, автобусы, или поезда, мальчикам есть чему научится во время этих игр.

    Игрушки для мальчиков, которые нужно толкать или тянуть, такие как маленькие машинки, играют важную роль в развитии навыков для поддержания равновесия и ходьбы ребенка.

    Строительные наборы

    Кубики или строительные наборы других форм, играют важную роль в развитии мальчиков. Они необходимы для развития ловкости, а также они вносят вклад в развитие творческих способностей ребенка.

    Игрушки типа «Лего»

    Это комплексные игрушки для мальчиков, состоящие из нескольких частей, которые предназначены для развития навыков и знаний.

    Наборы деталей из пластика или древесины, содержащие молотки, отвертки и другие практичные аксессуары вносят вклад в развитие двигательных функций, развивают зрительно-моторную координацию.

    Пазлы

    Пазлы, это игрушки для мальчиков, которые можно использовать и в таком раннем возрасте. Правда, для такого возраста нужно подобрать несложные наборы, с небольшим количеством деталей.

    Важно, что эти игры стимулируют фантазию и творческие способности ребенка, воображение. Они хорошо способствуют эффективному обучению.

    Дети узнают много новой информации при завершении сложения картинки (животные, предметы, персонажи, сюжет и т.д.). И, таким образом развивается их общая культура.

    Игрушки  для девочек младшего возраста

    Кухня.
    Этот комплект
    игрушек для девочек чрезвычайно полезен для их развития. Помимо того, что они знакомятся с основными предметами для приготовления пищи и ее сервировки, они обнаруживают и крошечную мебель и аксессуары, которые имеют важное значение на кухне — плиту, кофеварку, холодильник и т.д.
    Ребенок имеет возможность учиться, путем изучения всех кухонных принадлежностей, как приготовить еду, напитки, и как различать разные продукты питания.
    Миниатюрная игрушечная кухня готовит девочек к тому времени, когда они станут помогать своим мамам на кухне или сами себе приготовить еду. Девочка может развивать страсть к кулинарии.
    В той же категории
    игрушек для девочек 2-3 лет относятся и чайные наборы, корзины с пластиковыми фруктами и десертами. Имея такие игрушки, девочки могут устраивать праздники для себя и своих кукол.
    Кукла – младенец

    Куклы являются чрезвычайно полезными в развитии девочки. Они подходят для возрастной группы 2-3 лет, и играют важную роль в обучении, как ухаживать за ребенком и как взаимодействовать с другими детьми.
    Многие из этих игрушек для девочек разработаны с множеством функций — писают, плачут, издают звуки как настоящие младенцы.
    Девочки, играя, усваивают важную информацию: как ухаживать за будущим братиком или сестрой, как подружиться с другими детьми.
    Дети, посредством этих кукол изучают и анатомические части тела, что является важной возможностью для родителей, чтобы объяснить им разницу между мальчиком и девочкой и ответить на другие анатомические вопросы своих детей.
    Другие куклы разработаны специально, для того чтобы помочь девочке, одевать и раздевать их.


    Наборы

    Существует множество игрушечных наборов по уходу за волосами. Эти наборы для девочек разработаны, чтобы научить их, как ухаживать за собой, чтобы всегда быть красивой.
    От миниатюрного фена до щипцов для завивки, расчески, щетки, зажимы и бигуди для кукол, такие игрушки для девочек необходимы для развития здоровых навыков по уходу за волосами.

    Старший дошкольный возраст

    Математические дидактические игры:

    «Знакомство» - упражнять в количественном счете, закрепление временного отрезка, равного 1-3 минутам. (За назначенный срок познакомиться как можно с большим количеством детей, при этом сказать: «Здравствуй, меня зовут, а тебя? Очень приятно». При этом каждый раз отдавать одну фишку. Игрок,  у которого осталось меньше всего фишек, побеждает.)

    «Посмотри и сложи» - составление животных, предметов из геометрических фигур по заданию. (Мальчики – машина, самолет, робот, ракета и др. Девочки – узоры, дворцы, кукла, цветок и др.)

    Дидактические игры по речевому развитию:

    «Какой?  Какая? » - учить подбирать прилагательные для характеристики объектов.

    «О чем можно так сказать? » - учить определять по прилагательным, о чем или о ком говорится (работа с картинками).

    «Он – она» - подобрать пару противоположного рода к слову. (Например: рыцарь – дама,  конь – лошадь, диван – тахта, стул – табуретка и т. д.)

    «Отгадай, кто это? » - развивать умение описывать образ другого человека, внешность, характер, положительные черты.

    Речевая игра «Волшебный стул» - учить говорить комплименты, развивать связную речь.

    «Кривое зеркало» - дети подбирают противоположные по смыслу черты характера (акцентировать внимание на их разделении на положительные и отрицательные). (Злой – добрый , трусливый – смелый, врун – честный, глупый – умный, грубый – нежный, нерешительный – уверенный, ненавидящий – любящий, слабый – сильный, уродливый – красивый и др.)

    Дидактические игры по социальному миру:

    «Мужские и женские профессии» - определение профессий более подходящих мужчинам, женщинам, смешанных. По каким критериям можно это определить и почему.

    «Назови самую смелую профессию» - определение профессий, для которых необходимы такие качества характера, как смелость, отвага, дисциплинированность, выдержка, сила духа.

    «Назови самую добрую профессию» - определение профессий, для которых необходимы такие качества, как доброта, забота, ласка, сострадание, любовь.

    «Что будет, если… (на Земле не будет мужчин, мам, останутся одни дети и т. п.) » - развивать творческое воображение, учить предвидеть результат, делать самостоятельные выводы.

    «Оживи предмет» - развивать воображение и фантазию, представить, кем бы мог стать предмет, если его оживить мужчиной или женщиной, наградить его соответствующими чертами характера. (Например:  подушечка – сонная, спокойная, ленивая девочка; меч – сильный, смелый, отважный воин и т. д.)

    «Волшебная корона» - девочки, по очереди примеряя корону Принцессы, называют черты характера, присущие женщинам; а мальчики, примеряя корону Принца – присущие мужчинам. ( Добрая , нежная, приветливая, красивая, опрятная, отзывчивая, любящая и др. Сильный, смелый, ловкий, решительный, выносливый, терпеливый, защитник и др.)

    Сюжетно - ролевые игры для мальчиков:

    «Автозавод» - формирование представлений о заводе и том, что он производит, трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Воспитывать положительное отношение к рабочим профессиям.

    «Космодром» - способствовать военно–патриотической подготовке дошкольников, воспитывать ответственное отношение к учению, совершенствовать физическую подготовку детей, учить самостоятельно развивать сюжет игры.

    Сюжетно - ролевые игры для девочек:

    «Дом моды» - развивать творческие способности, умение подать себя, учить красиво ходить, вырабатывать правильную осанку, воспитывать чувство меры и вкус.

    «Салон красоты» - приучать девочек с детства следить за своим внешним видом, заботиться о себе, любить себя, воспитывать женственность, опрятность, желание быть красивой.

    Совместные сюжетно – ролевые игры:

    «Семья» - побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, принимать на себя соответствующие роли, развивать представление об обязанностях родителей в семье и на работе. Совершенствовать умения самостоятельно создавать игровую обстановку. Формировать ценные нравственные качества.

    «Строим дом» - формировать умения творчески развивать сюжет, формировать конкретные представления о строительстве, рабочих профессиях. Дать представление о том, что мужчина строит дом, а женщина наполняет его уютом, теплом и красотой.

    «Мы принимаем гостей» - формирование понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения. Развитие доброжелательности, гостеприимства, стремления к проявлению инициативы каждым ребенком.

    «Мы играем в войну» - способствовать военно–патриотической подготовке детей, привлечь к игре, как мальчиков, так и девочек.

    «День рождения» - воспитание чуткости, внимания, закрепление культурных навыков, учить дарить подарки.

    Дидактическая игра по художественной литературе «Мой любимый герой» - рассказать о своем любимом литературном герое, почему выбор пал именно на него, какой он, какие качества характера и поступки привлекают в герое.

    Игра – драматизация «Сказки наоборот» - формировать умение входить в образ героя противоположного пола, понимать его интересы и нравственные ценности.

    Игра – драматизация «Заколдованный герой» - формировать доброжелательное отношение между мальчиками и девочками, развивать способность и желание говорить приятные, добрые слова своим товарищам.

    Подвижные игры:

    «Найди свою пару» - упражнять в свободном беге в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга. Развивать внимание, реакцию, логическое мышление. (Перед игрой раздаются парные картинки, по окончании игры пара объясняет, почему их картинки дополняют друг друга.)

    «Ручеек» - упражнять в ходьбе парами, воспитывать обходительное отношение к девочкам во время игры.

    «Подарки» - развивать точность движений, действовать по сигналу в соответствии с игровым образом – подарком.

    Игры – соревнования:

    «Перетягивание каната», «Петушиные бои», «Снайперы», «Через мост» - для мальчиков. Развитие силовых качеств, меткости, выносливости.

    «Скакалочка», «Резиночка», «Классики», «Мой веселый звонкий мяч» - для девочек. Упражнять в прыжках, отбивании мяча от земли, развивать ловкость, равновесия.

    Эстафеты:

    «Ловкая пара» - перенести шар или надувной мяч в паре, держа его головами.

    «Первооткрыватели» - капитан – мальчик надувает шарик - планету, остальные члены команды заселяют ее жильцами (рисуют человечков фломастерами).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Во что и как играть современным мальчикам и девочкам

    В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения,  поэтому подбору материалов и оборудования для игрово...

    Аннотация к дидактической игре «Я- мальчик, я- девочка».

    Новизна дидактической игры заключается в том, что на достаточно небольшом объеме игрового поля, можно решать несколько дидактических задач и не использовать сразу все игровое пространство, а только ту...

    « Подвижные игры для мальчиков и девочек в подготовительной группе».

    " Подвижные игры для мальчиков и девочек в подготовительной группе"....

    Игры для мальчиков и девочек

    Игры для мальчиков и девочек...