«Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению, любви к книге путем организации уголка «Наш книжный калейдоскоп».
консультация (старшая группа) на тему

 

Если еще 10 лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то в настоящее время  наблюдается негативная  тенденция - заметно снижается интерес к чтению у детей из-за популярности телевидения, компьютеров.  В связи с этим все меньше внимания  уделяется  читательскому  развитию детей. И у педагогов и у родителей отмечается низкий уровень понимания проблем детского чтения. Родители всё чаще задаются вопросом. Почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyang_g.n._nash_knizhnyy_kaleydoskop.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению, любви к книге путем  организации уголка «Наш книжный калейдоскоп».

Если еще 10 лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то в настоящее время  наблюдается негативная  тенденция - заметно снижается интерес к чтению у детей из-за популярности телевидения, компьютеров.  В связи с этим все меньше внимания  уделяется  читательскому  развитию детей. И у педагогов и у родителей отмечается низкий уровень понимания проблем детского чтения. Родители всё чаще задаются вопросом. Почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной  литературе играет  уголок книги. Это особое, специально выделенное место, в предметно – пространственной среде группы,  где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями.

Книга необходимый предмет любой культурной среды, в которой растет ребенок. Детская литература может стать источником образов мира, а значит, и одной из граней культурной жизни ребенка. Главная конечная цель общения ребенка с книгой воспитание положительной реакции на книгу и положительные чувства к ней.

Поэтому в нашей группе создан уголок «Наш книжный калейдоскоп».

При организации уголка  в пространственной среде я опиралась на главные условия, это удобство и целесообразность. Кроме того, он должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы  и педагогическая работа, организуемая в уголке книги,  соответствует возрастным особенностям и потребностям детей. Уголок  книги  располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.

Культурологический подход к книги – это с одной стороны принцип отбора содержания книг для книжного уголка книги, а с другой стороны – методы подачи книги.

Принципы формирования библиотечки для старшей группы:

1. Учет закона возрастных ограничений в соответствии и перспективе.

2. Связь с сезонным и историческим календарем.

3. Принцип постепенного расширения тематики и проблематики детского чтения с учетом интересов и потребностей.

4. Принцип жанрового разнообразия.

5.Принцип целостного восприятия произведения, составление адаптированных вариантов произведений.

 Содержание уголка «Наш книжный калейдоскоп» старшей группы детского сада и педагогическая работа в нем определяется изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника книга становиться важной частью духовной жизни, у него появляются  литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг. Учитывая особый, постоянный преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

- в уголке книги постоянно присутствуют стихи, рассказы направленные на формирование гражданских черт личности ребенка, знакомящие его с историей нашей родины

-  также  находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности.

- на витрине уголка книги  находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Веселые книги С. Маршака, С.Михалкова, Н.Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Кроме того, в уголок я  иногда помещаю  интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки.

  Срок пребывания книги в уголке  определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок ее пребывания в нем составляет 2- 2,25 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать ее с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

 Кроме книг, в книжном уголке  находятся разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке мы устраиваем тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные  интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

В результате вовлечения детей  в процесс организации уголка «Наш книжный калейдоскоп» играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

Литература:

1.Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста» - М., 1977.

2. А. М. Бородич, «Методика развития речи детей» - М., 1981.

3. З.А.Гриценко, «Положи твое сердце у чтения» - М.: Просвещение, 2003.

4. Журнал «Справочник старшего воспитателя»//Приобщение детей к чтению, № 3, 2009.

5. В.В.Гербова, «Приобщение детей к художественной литературе» - М.: Мозайка-Синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьей»

В данной работе описывается способы и приёмы формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьёй....

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже на...

Презентация мастер-класса "Использование дидактической игры для развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному городу"

Презентация мастер-класса "Использование дидактической игры для развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному городу"...

Материал в помощь родителям для организации в домашних условиях игр по развитию у детей старшего дошкольного возраста с ТНР любознательности и интереса к познанию нового

Уважаемые родители, представленные игры помогут вам, в совместной игре развивать у ребенка любознательность, интерес к познанию нового, внимание, ориентировку в пространстве, на листе бумаги,  сч...

Консультация для родителей. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению

Консультация для родителей. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению...