Статья "Индивидуальный подход, как средство коррекции гиперактивности детей 4 - 5 лет в ДОУ"
статья по теме

Загороднева Екатерина Владимировна

* Сущность понятия гиперактивность

* Возрастные особенности детей 4 -5 лет

* Основные проявления гиперактивного поведения детей 4 - 5 лет

* Возможности индивдуального подхода в коррекцонной работе с детьм 4 -5 лет с гиперактвностью

* Методы коррекции гиперактивности у детей 4- 5 года жизни

* Использование индивидуального подхода при коррекци гиперактивности детей 4 - 5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход, как средство коррекции гиперактивности детей 4-5 лет в ДОУ  

Что такое гиперактивность? "Гипер…" - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "activus" и означает действенный, деятельный. Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками. Часто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутиться, вертится. Встает со своего места в группе во время занятий или обеда, в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. Находится в постоянном движении и ведет себя так, "как будто к нему прикрепили мотор".Гипердинамический синдром проявляется не свойственными для нормального ребенка невнимательностью, импульсивностью и гиперактивностью. При этом общий уровень интеллектуального развития таких детей соответствует норме.

Причины гиперактивности остаются не достаточно выясненными. Наличие факторов органического поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикация, черепно-могзовой травмы) удается обнаружить не у всех больных. Установлено, что важная роль в развитии гиперактивности принадлежит генетическим факторам.

В ходе диагностической и коррекционной работы с гиперактивными детьми необходимо учитывать то, что гиперактивность может иметь внешнее сходство с целым радом иных состояний: реакциями на психотравмирующие ситуации, неврозами, астеноневротическим синдромом при заболевании внутренних органов, психопатиями, гипоманией, задержка двигательной активностью, а также индивидуальными особенностями темперамента ребенка.

Детей в возрасте 4-5 лет называют любознательными почемучками. До 4 лет у ребенка формировалось наглядно-практическое мышление, в результате которого он накапливал опыт первых обобщений, первых пониманий связей между предметами. Ребенка привлекал сам процесс взаимодействия с предметами. В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.Это мышление неразрывно связано с речью и является основой для дальнейшего словесно-логического развития ребенка

Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в этом детском возрасте является гиперактивность.

Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми неусидчивый ребенок не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивногоповедения во время консультации специалистом при первой встрече с ребенком и родителями. Импульсивность постоянно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных поведенческих ситуациях, так и при выполнении заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как могут  попадать в опасные ситуации. Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.

После уточнения причин заболевания и выявления сопутствующих нарушений ставится диагноз с указанием преобладающих отклонений – дефицита  внимания, гиперактивностиимпульсивности или сочетания этих нарушений. На основе диагностических данных выстраивается индивидуальная схема лечения и психолого-педагогической коррекции. Взрослые часто не понимают, что происходит с ребёнком, но его поведение их раздражает. Специалисты  должны  помочь  родителям разобраться в поведении ребёнка, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребёнком. Необходимо использовать всё многообразие методик и выбрать наиболее для ребенка эффективные при данных нарушениях.

Среди психолого-педагогических методов коррекции гиперактивного поведения главная роль отводится поведенческой психотерапии. Коррекционные  методики  будут эффективны лишь при условии тесного сотрудничества семьи и детского сада, которое обязательно должно включать обмен информацией между родителями и воспитателями посредством совместных семинаров, курсов-тренингов и т.д. Успех в лечении будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку дома и в детском саду: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Непрерывность лечебной терапии в саду и дома – главный залог успеха.

Необходимо помнить, что негативные методы такого воспитания неэффективны у этих детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог  чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Хотя способы вознаграждения и поощрения ребёнка надо постоянно менять, что бы ребенок в дальнейшем не привыкал к этому .

В разговоре с ребёнком и, особенно, при выдаче ему задания, необходимо избегать директивных указаний, желательно повернуть ситуацию таким образом, чтобы ребёнок почувствовал: он сделает полезное дело для всей семьи или детского сада, ему всецело доверяют, на него надеются. Родители и воспитатели могут использовать отдельные элементы этой программы, взяв её основную идею: поощрение ребёнка за выполнение поставленных целей. Причём не имеет значения, в каком виде это будет представлено: материальное вознаграждение или просто ободряющая улыбка, ласковое слово, повышенное внимание к ребёнку, физический контакт (поглаживание).

Индивидуальный подход к детям четырех, пяти лет - важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Индивидуальный подход в воспитании необходим в двух отношениях: 1) он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющих у ребенка способностей; 2) без учета индивидуальных особенностей ребенка педагогические воздействия может оказать на него совсем не то влияние, на которое оно было рассчитано. Педагогические воздействия всегда опосредуются психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.

Сущность индивидуального подхода в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только со взрослыми, но и с индивидуальными особенностями. Особенно большое значение индивидуального подхода имеет при перевоспитании, т. е. в тех случаях, когда приходиться не только формулировать у ребенка новые положительные качества, но и преодолеть уже имеющие отрицательные. Опыт показывает, что отсутствие индивидуального подхода при перевоспитании приводит к тому, что даже многократно применяемые меры воздействия часто остаются безрезультатными.

Для осуществления индивидуального подхода в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей. Для воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка.

Итак, что же нужно учитывать при работе с гиперактивными детьми, используя индивидуальный подход:

  • Во-первых, нельзя категорично запрещать что-то делать привычным для многих детей способом, т.е. говорить слова «нельзя», «не трогай», «нет» и прочее. Ребенок с диагнозом СДВГ просто не способен воспринимать всерьез сказанное в категоричной запрещающей форме.
  • Во-вторых, он нуждается в разъяснениях.  
  • В-третьих, чтобы запретить ребенку, но при этом не вызвать у него недовольство, достаточно предоставить ему альтернативу в решении вопроса.
  • В-четвертых, если ребенок начинает капризничать, плакать, даже устраивает истерику, вам нужно постараться «переключить» его внимание на новый, возможно до этих пор незнакомый объект или сказать какое-то новое слово, спеть песенку.
  • В-пятых, не стоит пытаться воспитывать ребенка, а так же наказывать его методом крика, порицаний и поруганий. Малыши не смогут понять того, что вы им доносите таким способом, но вполне вероятно, что могут испугаться, и тогда к поставленному ранее диагнозу «СДВГ», может добавиться еще и диагноз «Детский невроз».

Игровой метод широко известен в педагогической практике дошкольного образования. На занятиях с детьми обязательно применяются игры, это как правило сопровождаются высоким уровнем положительных эмоции – это залог успешного развития ребенка. Участвуя с детьми в процессе игры я могу использовать индивидуальный подход к каждому ребенку.

Занятия с детьми надо начинать проводить с игр на взаимодействие между детьми и педагогам, для того что бы дети чувствовали себя комфортно и доверяли друг другу. В процессе этих игр важно организовать индивидуальный подход, для того чтобы дать возможность детям снять напряжение и получать радость от общения друг с другом.

Следующий этап следует начинать проводить с проведения игр на внимание, сначала надо научить ребенка концентрировать внимание. Педагог должен привлекать внимание детей разными способами с учетом их индивидуальных особенностей. Далее можно приступать к развитию внимания путем распределения ролей для каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игра как средство коррекции гиперактивного поведения ребенка"

В данной статье описаны симптомы поведения гиперактивных детей, способы коррекции посредством игр и рекомендации для родителей....

Консультация для воспитателей "Подвижная игра, как одно из средств коррекции гиперактивных и агрессивных детей"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ – САД) № 11 «ЖЕМЧУЖИНКА»           КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПОДВИЖ...

Мастер-класс "Игра, как средство коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста"

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвиж...

Игры с правилами как средство коррекции гиперактивности у старших дошкольников

Актуальность данной проблемы определяется тем, что оно посвящено изучению одной из современных характеристик состояния здоровья детей. Необходимостью изучения гиперактивных детей дошкольного возраста ...