План работы педагога-психолога по самообразованию
календарно-тематическое планирование на тему

Чурсина Инна Валерьевна

План работы по самообразованию. На тему: "Развитие эмоционально- волевой сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ ОО «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста»

«Согласовано»        «Утверждаю»

Зам.директора по УВР        Директор детского дома для детей

________________Г.А.Абрамова        дошкольного возраста

«___»_________20___г.        _________________Н.В.Маторина

        «___»_____________20___г.

План по самообразованию

педагога- психолога

Чурсиной Инны Валерьевны

Тема самообразования:

«Развитие эмоционально- волевой сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

2015-2016 учебный год

Актуальность темы

Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Развитие ребенка в дошкольном возрасте связано с его способностями – такими индивидуально психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в какой-либо деятельности.

Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.

Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи считают, что познавательные способности являются одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой познавательного развития ребенка, что определило выбор темы итоговой работы «Пути развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках модели организации воспитательно-образовательного процесса «совместная деятельность педагога и детей».

Для формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей я определила следующие задачи:

• Расширять представления детей о "большом мире" через мультимедийные презентации.

• Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

• Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели. (мнемотаблицы)

• Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).

Необходимо создавать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:

• Восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, развитием растений, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания самого себя и другого человека);

• Наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями (мнемотаблицы);

• Творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем.

Все вышеперечисленное дает возможность вести работу системно и комплексно. В основу реализации поставленных задач вошли основные направления работы с детьми.

• Познавательные занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

• Творческие задания, коллекционирование; решение логических задач;

• Развивающие игры и упражнения; познавательные опыты;

• Анкетирование; консультационный материал (для педагогов и родителей)

Такая целенаправленная работа дает дошкольникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.

От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует заметить, что эмоционально-волевая сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы. Без должного развития она имеет все шансы сформироваться неправильно, в результате поведение ребенка может принять нежелательные формы, он может стать эгоистичным, избалованным, а интеллектуальные способности так и останутся невостребованными.

Цели: 
- формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
- повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;
- обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.

- повышение собственного профессионального уровня

Задачи:

    - изучить общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения дошкольников;

    - овладение достижениями психолого-педагогической науки;

    - повышение общекультурного уровня;

    - применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического           сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса Мценского детского дома для детей дошкольного возраста;

    - обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт

Основные этапы и направления работы по самообразованию.

Этапы работы

Направления работы

Сроки реализации

1.

Подготовительный

Знакомство и изучение практических методов по диагностике и развитию познавательных способностей в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки педагогов дошкольного образования, обмен опытом с психологами дошкольного образования). 

 Изучение психолого – педагогической,

методической литературы по теме самообразования.

В течение года

2

Диагностический

Создание программы коррекционных занятий для дошкольников

В течение года

3

Практический

Введение в практику коррекционной работы .

Разработка консультаций для педагогов ДОУ, основанных на методиках работы по развитию познавательных способностей для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста. Обобщение собственного опыта психологической деятельности.

В течение года

4

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.

В течение года

Изучение литературы по профессиональной самоподготовке.

1.Афонькина Ю. Спецкурс: психолого-педагогические проблемы педагогической игры. - Дошкольное воспитание №9, 1998. - с.91

2.Балашова С. Формирование способностей в процессе контроля знаний и умений / С. Балашова // Начальная школа. - 2005. - № 4. - С.8-12.

3.Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте СПб. - Речь, 2006. - 32 с.

4.Белобрыкина О.А. Познавательная функция речи. / / Речь и общение. - Ярославль: Академия развития "Академия К", 1998. - С.9-14

5.Бех И. Личностно ориентированное воспитание / И. Бех - К.: Знания, 2007. - 343 с.

6 .Венгер Л.А. К проблеме формирования высших психических функций // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. М., 1981.

7.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности №2002 "Дошкольное воспитание" и №2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях". -М.: Просвещение, 1989.

8 .Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. - Москва - Белгород, 1995.

9.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

10..Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

11.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982 - 1984.

12.Выготский Л.С. Собрание сочинений - М.: 1982. т.2

13.Галузинский В. Педагогика В. Галузинский. - К.: Вища шк., 1995. - 432 с.

14.Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1976.

15.Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети - М.: Знание, 1991, №9.

16.Голуб Н. Применение познавательных задач опережающего характера в процессе обучения 6-летних детей: Научно-методические материалы для студентов педагогических учебных заведений / Н. Голуб.- Харьков: ХНПУ им. Г.С.Сковороды, 2005.- Часть 2.

17 .Голуб Н. Реализация эвристической функции познавательных задач опережающего характера в работе с 6-летними учениками / Н. Голуб // Гуманизация учебно-воспитательного процесса.- Науч.-метод. хр. - Вып. XXII. - Славянск: СДПУ, 2004. - С.242 - 246;

18 .Гордиенко С. Некоторые методические советы по активизации познавательной деятельности детей / С. Гордиенко // Начальное образование. - 2004. - № 37. - С.24-29.

19.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Элементы "карнавальной культуры " в развитии ребенкадошкольника // Вопр. психол. 1994. № 2. С. 77 - 87.

20.Запорожец А. В. Избранные психологические труды - М.: Педагогика, 1986.

21.Запорожец А.В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблем восприятия. // Избр. психол. тр. Т. 1. М., 1986.

22.Концепция национального воспитания // Родная школа. - 2003. - №6. - С.36.

23.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

24 .Матюшина М. Мотивация учения младших школьников / М. Матюшина. - М.: Педагогика, 1994. - 144 с

25 .Модзалевский Л.Н.. О народности воспит. По Ушинскому. «Памяти К.Д.Ушинского». СПб.,1869, с.162

26 .Морозова Н. Учителю в познавательном интересе / Н. Морозова. - М.: Знание, серия Педагогика и психология, 1999. - 432 с.

27 .Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. С.И.Рогов. - М.: Гуманист, изд. центр ВПА ДОС, 1999.

28 .Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991.

29 .Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1988.- С.456с.

30 .Повьякель Н. Психодиагностика познавательных способностей детей дошкольного возраста : навч.-метод. пособ./ Н. Повьякель. - К.: НПУ им. М.П. Драгоманова, „Полиграф-Центр, 2006. - 165 с

31 .Подъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1988.

32 .Помяновская Н. Дошкольная педагогика : учеб. пособ. / Н. Помяновская. - К.: Академвидав, 2006. - 465 с.

33 .Проскура, Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е. В. Проскура. Киев : Радянська школа, 1985. 128 с.

34 .Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1986.

35 .Сычева В. Формирование обще учебных и специфических умений и навыков учащихся / В. Сычева // Родная школа. - 2003. - № 11. - С. 15. - 19

36 .Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 10. 51

37 .Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды - М.: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО "Модэк", 1998.

38 .Улькина Т. К проблеме исследования проявлений и психологического содержания познавательных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. Улькина // Психология. Сборник научных трудов НПУ имени М.П. Драгоманова. - Выпуск 11. - К.: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2000. - С. 242 - 247;

39 .Улькина Т.В. Особенности содержания познавательных способностей. Ранняя психодиагностика и психологическая поддержка одаренных детей с особыми потребностями // Актуальные проблемы воспитания и обучения студентов с особыми потребностями. Сборник научных трудов - К.: Университет „Украина, 2002. - Выпуск 1. - С. 173 -179;

40 .Уроктаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии - М., 1999.

41.Фицула В. Педагогика : учеб. пособ. / В. Фицула - К.: Академвидав, 2006. - 432 с.

42.Челпанов Г.И. Мозг и душа. М., 1994.

43.Щукина Г. Проблема познавательного интереса в педагогике / Ч. Щукина. - М.: Книга, 2001. - 435 с.

Изготовление методического материала

Название

Цель

Период изготовления
2015-2016 уч.г

Изготовление плакатов на тему: «Профессии»

Профориентационная работа с обучающимися

+ Сентябрь

Создание картотеки на развитие графомотороных навыков у обучающихся

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Октябрь

Изготовление памяток: «Это важно знать», «Вредные привычки», «Развиваем уверенность»

Организация профилактической работы с педагогами, обучающимися, родителями

Ноябрь
Декабрь

Создание минут релаксации, психологических настроев

Снижение эмоционального напряжения всех участников общеобразовательного процесса

Январь

Создание героев для коррекционно-развивающих занятий

Для организационных моментов занятий

Февраль

Изготовление карточек «Зрительные тренажеры»

Развитие зрительного внимания обучающихся

Март
Апрель

Создание картотеки игр

Коррекция и развитие психических процессов обучающихся

Май

Изготовление плакатов «Найди отличия»

Развитие внимания, мышления обучающихся

Июнь

Создание карточек для работы с бусами «Сложи правильно»

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Июль
Август

Практическая работа. Планируемые занятия.

Название

Направление. Форма работы.

Период

1

Диагностические занятия на определение уровня развития мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения

Методики-игры: «Собери бусы», «Подбери фигуру», «Лишний предмет». «Что увидел», «Шахматная доска», «Знаковый тест», «Перепутанные линии», «Лабиринт», «Расставь точки», «Запомни картинки», «Разучим упражнения», «Запомни предмет», «Запомни слова», «Запомни сказку», «Подбери по цвету», «Узнай форму», «Разложи по величине», «Различи предметы», «Разрезные картинки», «Необычное животное», «Придумай сказку».

Сентябрь-ноябрь 2015 г.

2

Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных способностей.

·сюжетно-ролевая психотерапия, базирующаяся на игровых психотехниках;

·драмтерапия с разыгрыванием игровых сюжетов и тем;

·спортивные и двигательные тематические игры;

·рисуночная арттерапия, базирующаяся на изобразительной деятельности с использованием игровых психотехник(изотерапия);

·библиотерапия, что включает как написание, так и творческое прочтения и толкования литературных образов и произведений, в том числе и сказкотерапия;

·куклотерапия с подготовкой и разыгрыванием сюжетов;

·драмтерапия;

·музыкотерапия как сопровождающий вид психотерапии и психокоррекции психических состояний ребенка

Ноябрь-май

 2015-2016 г.г

3

Исследование уровня развития детей

1)Индивидуальный констатирующий эксперимент на начальном этапе направленный на выявление у каждого из них уровней развития.

2)Моделирование системы использования игровых психотехник и её реализация в педагогическом процессе. Формирующий эксперимент.

3)Индивидуальный контрольный констатирующий эксперимент с целью проследить динамику развития вследствие целенаправленной и систематической работы.

Сентябрь.

Февраль.

Май 2015-2016 г.г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога- психолога на лето и план Социально - психологической платформы "Мой мир"

Материал будет полезен педагогу - психологу и старшему воспитателю для планирования работы специалистов на лето....

Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Снижение уровня агрессивности у детей дошкольного возраста» за 2014-2015 учебный год

Отчет  работы педагога-психолога по теме самообразования «Снижение уровня агрессивности у детей дошкольного возраста» за 2014-2015 учебный год...

Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» за 2015-2016 учебный год

Отчет  работы педагога-психолога по теме самообразования "Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста" за 2015-2016 учебный год.«...

План работы педагога-психолога с педагогами ДОУ 2018- 2019 у.г.

Октябрь, 2018 09.10.2018 – Папка - передвижка «Содержание деятельности работы педагога-психолога»;11.10.2018 – Консультация педагогам на тему «Социально-коммуникатив...

план работы педагога-психолога с педагогами ДОУ 2021 -22 учебный год

материал может быть полезен как зам. зав. по ВИМР, старшим воспитателям и педагогам -психологам ДОУ и школ...

план работы педагога-психолога с педагогами ДОУ 2021 -22 учебный год

материал будет полезен зам.зав по ВИМР, старшим воспитателям, педагогам - психологам ДОУ и школы...

План работы педагога-психолога с педагогами МКДОУ "Детский сад №1 г.Камызяк" 2023-2024 учебный год

Целью психологического сопровождения в ДОУ является создание социально-психологических условий для развития личности как педагогов так и воспитанников....