Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» за 2015-2016 учебный год
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Плотникова Любовь Павловна

Отчет  работы педагога-психолога по теме самообразования "Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста" за 2015-2016 учебный год.

«

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2015-2016_god.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет  работы педагога-психолога по теме самообразования

«Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

за 2015-2016 учебный год

Реализация плана работы над темой самообразования:

1.Информационно-аналитический этап: в ходе решения задач этапа были изучена и проанализирована методическая литература по данной теме:

Начальная школа. - 2005. - № 4.

Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте СПб. - Речь, 2006.

Бех И. Личностно ориентированное воспитание / И. Бех - К.: Знания, 2007.

Гаспарова Е. Эмоции ребенка дошкольного возраста в игре// Дошкольное воспитание.-2010-№10.

Гордиенко С. Некоторые методические советы по активизации познавательной деятельности детей / С. Гордиенко // Начальное образование. - 2009. - № 37.

Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.,2012.

Повьякель Н. Психодиагностика познавательных способностей детей дошкольного возраста : навч.-метод. пособ./ Н. Повьякель. - К.: НПУ им. М.П. Драгоманова, „Полиграф-Центр, 2010.

Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс,2009.

Щукина Г. Проблема познавательного интереса в педагогике / Ч. Щукина. - М.: Книга, 2007.

Проведена диагностико-аналитическая деятельность: подобраны методики на выявление уровня развития познавательных психических процессов и уровня эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста: мониторинг познавательной сферы, методика на внимание, мышление, память, воображение, проективные рисуночные тесты – «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Кактус», «Дом, дерево, человек».

Весь комплекс методик направлен на качественную диагностику уровня познавательной и эмоциональной сферы детей. Все результаты взаимно дополняют друг друга, что позволило получить более полное представление об эмоциональной и познавательной сфере детей дошкольного возраста.

Произведен анализ компетентности педагогов и родителей по данной теме самообразования.

На основе полеченных результатов диагностики были выделены положительные и проблемные зоны, определены направления деятельности:

- Создание картотеки музыки (музыкатерапия) и сказкатерапевтических рассказов (сказкатерапия);

- Создание коррекционно-развивающих занятий на социально-эмоциональную сферу старших дошкольников;

- Создание развивающей программы на познавательные психические процессы;

- Создание картотеки игр на эмоциональную сферу;

- Создание картотеки игр на познавательную сферу;

-Создание комплекса развивающих игр «песочная полянка» для детей младшего дошкольного возраста;

- Создание минуток релаксации, положительных психологических настроев;

-Создание комплекса развивающей среды на развитие тактильных ощущений;

- Изготовление разрезных картинок «Эмоции»;

- Создание игр на развитие мелкой моторики рук;

- Организация благоприятной эмоциональной среды в группах детского сада;

- Консультирование педагогов и родителей по данной теме.

2.Организационно-содержательный этап: для реализации этапа были разработаны планы деятельности по данному направлению, с учетом положительных и проблемных зон.

Были достигнуты следующие результаты:

-пополнение игровым и дидактическим материалом, для реализации целей и задач выбранной темы;

- создана и пополняема методическая среда: методическая литература по данной тематике, банк технологий и методик по развитию познавательной и эмоциональной сферы, картотека игр, направленных на эмоциональную сферу, мелкую моторику, тактильные ощущения, релаксацию.

- создан и пополняем банк консультативных материалов для педагогов и родителей: психолого-педагогические консультации, информации для стенда, папок-передвижек для наглядной информации родителям, сведения о признаках агрессивного поведения ребенка, методические рекомендации по профилактике агрессивного поведения, рекомендации по снижению уровня агрессивности;

- составлен план взаимодействия с родителями на учебный год с учетом годового планирования деятельности образовательного учреждения;

- создан и пополняется банк материалов по изучению запросов родителей и их мнения по отдельным вопросам агрессивности детей в условиях семьи;

- внедрены в деятельность технологии коррекционно-развивающей программы по развитию эмоциональной и познавательной сферы: подвижные игры, игры на снижения психического и мышечного напряжения, игры и упражнения на снижение тревожности, игры на тактильные ощущения, дидактические игры, игры развивающие, направленные на развитие внимание, мышления, памяти, воображения;

- проведен всемирный день здоровья «Будь внимателен» на развитие внимания;

- разработана стендовая консультация «Песочная терапия»;

- разработаны методические рекомендации «Как победить застенчивость»;

- постоянное отслеживание уровня познавательного развития и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

Посещение методических мероприятий:

- районный семинар-практикум для педагогов ДОУ, выступление на тему: «Песочная поляна» - комплекс развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста;

- районный семинар-практикум для педагогов ДОУ, выступление на тему: «Коррекционно-развивающая работа социально-эмоциональной сферы старших дошкольников»;

- республиканский семинар-практикум для студентов, выступление на тему: «Психологические особенности детей с нарушениями речи»;

- республиканский семинар-практикум для слушателей курсов повышения квалификации, тренинг с педагогами на тему: «Развитие позитивной коммуникативной сферы, как основы взаимодействия педагога с детьми»;

- всероссийская конференция для представителей разного уровня образовательных организаций, выступление в рамках круглого стола с темой: «Специфика эмоционального развития детей с особенностями психосоциального развития».

Участие в профессиональных конкурсах:

-всероссийский конкурс сетевого издания Педразвития «Кладовая знаний педагога ДОУ», (Диплом 1 степени);

- районный конкурс «Ученый совенок», (Участие);

- всероссийская викторина сетевого издания Педразвития «Скоро в школу», (Диплом 1 степени);

-всероссийский конкурс Центра выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи «Забавные отпечатки» (Участие);

- всероссийский интеллектуальный конкурс интернет-портала «Радуния» в номинации «По сказочным дорожкам», (Диплом 1 степени);

- всероссийский конкурс Центра гражданских и молодежных инициатив «Идея» в номинации «Наш чудесный детский сад – это радость для ребят!» представлен конспект занятия «Путешествие в песочную страну», (Диплом 2 степени)

3.Обобщающий этап

В ходе этапа были подведены итоги работы по теме, проанализированы положительные и проблемные моменты, оформлены результаты работы по теме самообразования.

Положительный опыт распространен на уровне дошкольного образовательного учреждения в рамках педагогических советов, семинаров и консультаций, в ходе деятельности школы молодого специалиста, публикаций в сети интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование приёмов мнемотехники для развитии связной речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)»

В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной. Главной  и...

План по самообразованию педагога - психолога по теме «Развитие эмоционально - волевой сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» 2015-2016 год

План по самообразованию педагога - психолога по теме «Развитие эмоционально - волевой сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» 2015-2016 год...

Тема самообразования «Развитие речи и формирование ручной умелости у детей дошкольного возраста»

Самообразование по теме "Развитие речи и формирование ручной умелости у детей дошкольного возраста"...

План работы по самообразованию на тему: «Песочная терапия в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста».

Пояснительная записка.       Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочн...

Музыкально - дидактические игры - упражнения по развитию эмоциональной сферы и творческих способностей у детей дошкольного возраста.

   Как развить у детей творческие способности, мимику, пантомимику, воображение, фантазию и др.? Как не бояться детям быть смешными, побороть стеснение перед другими детьми в совместн...