План работы по самообразованию на тему: «Песочная терапия в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Гасанбекова Зоя Муслимовна

Пояснительная записка.

       Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице.                                                                                                                         

 Чем полезны игры с песком?                                                                                           

■ развивают мелкую моторику, глазомер, творческую фантазию;

успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
■ воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!};
■ помогают познавать внешний и свой внутренний мир;

          Наблюдая за детьми  в течение  длительного времени, я не смогла не заметить, что в последние годы стало появляться много детей с нарушениями в речевом развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения, агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней. Замечается также нередко быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой практики, что, в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков.
            Причин таких отклонений существует несколько. Это и нарушения экологического равновесия, и проблемы, возникающие в обществе: рост насилия и жестокости в жизни и на экране телевизора, снижение уровня жизни значительной части населения, неправильное питание и нездоровый образ жизни будущих родителей, появление большого количества асоциальных семей, где не всегда рождаются дети с нормальным уровнем развития. Большая часть родителей занята зарабатыванием денег, на общение с детьми нет ни времени, ни желания. Часто компьютер и телевизор заменяют  живое общение между родителями и детьми.
          Воспитателям приходится работать с разными детьми. Мы в своей группе обращаем большое внимание на развитие речи и общую коррекцию поведения детей. Существует много приёмов и методов, которые помогают исправлять нарушения и развивать детей. Я хочу остановиться на одном из них подробнее. Это использование в своей работе с детьми игр с песком.
         Мы в своей группе используем песок круглый год. Дети очень любят игры в песке. В течение всех летних месяцев они неустанно «трудятся» в песочнице: строят башни, замки, дворцы, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить взаимопонимание. Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи.
        С наступлением зимы, мы не прощаемся с играми в песке до весны. Мы у себя в группе изготовили «мини-песочницу». Это деревянный ящик, длина и ширина которого, составляет приблизительно 70 или 80 сантиметров, а высота около 20. Наша песочница помещается в, специально отведённом для неё,  месте, но, при необходимости, возможно, её перемещение в другое место. Наша «мини-песочница» имеет широкий объём применения. Мы её используем как на занятиях, в совместной деятельности с детьми, так и для самостоятельных игр и деятельности детей.

Использование песка на занятиях.                                                                                      

На речевых занятиях мы используем следующие методы и приёмы работы:
1. Беседа «Правила игры с песком в помещении», во время которой осуждаем то, что можно делать с песком в группе и чего нельзя (рассыпать песок, кидать его, переносить в другие места и так далее).
2. Рассказывание из собственного опыта детей «Что я чувствую, играя с песком». Дети рассказывают о своих чувствах, ассоциациях, фантазиях, которые возникают у них во время игр с песком.
3. ТРИЗ. Игра «Песок: хорошо – плохо». Дети могут назвать все полезные и вредные свойства песка.
4. Наблюдение за сыплющимся песком (песочные часы) «Мои ощущения». Дети способны очень долго наблюдать за сыплющимся песком, несколько раз подряд переворачивая песочные часы. Это зрелище их завораживает. Затем они рассказывают о своих ощущениях.

  На занятиях по математике мы используем такие упражнения, как:

1.    1. «Измерь и сосчитай». Дети ложками пересыпают песок из одной ёмкости в другую и считают их количество.

2.    2. «Измерь разными мерками». Одно и то же количество песка измеряется разными мерными ложками и сравнивается их количество.

По изобразительной деятельности проводим следующие занятия:
1. «Учимся рисовать песком». Такое занятие проводим на начальной стадии работы с каждым ребёнком индивидуально. Рисуем или переводим через копировальную бумагу какой-либо предмет. Берём кисточку с тонким кончиком, наносим ей по контуру рисунка клей ПВА, посыпаем это место песком и через1-2 минуты стряхиваем лишний песок обратно в ёмкость.
2. «Рисуем картинку песком». Для занятия используется песок разных природных оттенков, а так же и песок, окрашенный нами гуашью в разные цвета и высушенный. Поверхность картинки постепенно покрывается клеем и засыпается одним цветом песка. Только после того, когда стряхивается лишний песок, работа может быть продолжена песком другого цвета. И так до тех пор, пока картинка не будет готова.
3. Лепка из мокрого песка «Колобок и другие угощения для кукол».

Кружковая работа.

Мы в своей группе используем песок и в кружковой работе. Наш кружок называется  «Волшебный песок». После того, как дети овладели способом «рисования» песком на простых рисунках, мы вместе с ними на кружке «Волшебный песок» создаём разнообразные сюжетные картины из песка. Используя в работе разноцветный, крашенный песок, дети поучают возможность создавать яркие, красивые поделки. В конце учебного года устраиваем выставку детских работ, затем дарим их родителям или сотрудникам детского сада. Эта работа помогает детям развивать мелкую моторику, а, следовательно, и мыслительную деятельность, развивает творчество, фантазию, стремление доводить до конца начатое дело, увидеть результат своего труда и получить от этого удовольствие и удовлетворение, что способствует возникновению положительных эмоций и снижению агрессивности.                                                                                                           

 Игры с песком.

Холодными зимними днями, когда нельзя гулять, или когда у нас каникулы, мы с детьми придумываем разные игры и развлечения. В этих мероприятиях мы тоже используем игры-развлечения с песком.
1. Игра «Чей след?». На столе выставляется некоторое количество предметов. Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки. Один из детей отворачивается, а другой делает отпечаток на песке одним из предметов. Первый ребёнок, открыв
глаза, должен отгадать предмет, которым был сделан отпечаток.
2.Игра-эстафета «Передай другому». Дети становятся в колонну. Последнему из них воспитатель «рисует» на спине любую букву или цифру, если дети их уже знают. В противном случае можно нарисовать геометрическую фигуру или что-то другое. Ребёнок  «рисует» это же изображение впередистоящему. Этот ребёнок – следующему. Самый первый должен изобразить этот рисунок на песке. Затем сравнивается с тем, который был задуман. Если дети встанут в две колонны и получат задание на скорость, то это будет уже эстафета.
3. Самостоятельные игры. В свободное время наши дети с удовольствием играют самостоятельно в «мини-песочнице». Для этого у нас создана большая коллекция мелких игрушек: машинки, животные, камешки, ракушки, солдатики, бусинки, деревья, домики и многое другое. Детьми создаются разные панорамы для игр. Это и улицы с домами, деревьями, дорогами, с движущимся по ним, транспортом. Это зоопарк с животными и насекомыми. Это шахта, военный пост, морское дно или что-то другое. Эта песочница позволяет детям разыгрывать настоящие спектакли, что способствует развитию их речи, коммуникативных способностей, развивает фантазию, содействует обеспечению эмоционального комфорта, психического благополучия, что делает детей более добрыми и терпимыми, помогает корректировать их поведение.                                                                      В заключении хочется ещё раз отметить большую воспитательную и развивающую роль песочных игр в работе с детьми детского сада. Используя игры и упражнения с песком на занятиях и в свободной деятельности, можно добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определённого действия, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместных играх в песке. Всё это способствует гармоничному развитию личности ребёнка, а это очень важно и ценно, как для самого ребёнка, так и для общества в целом.

Цель:

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным областям знаний и видов деятельности.

Задачи:

1.    Развитие связной речи и  лексико – грамматических представлений;

2.    Способствовать расширению словарного запаса;

3.    Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, и мелкой моторики рук используя традиционные и нетрадиционные методы;

4.    Развитие активности, расширить жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме;

5.    Развивать творческие (креативные) действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

6.    Совершенствовать зрительно - пространственную ориентировку, речевые возможности;

7.    Стабилизировать эмоциональные состояния:

8.    Соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, находить, способы решения проблемных ситуаций.

9.    Преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

10. Снять напряжённость, помочь ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

Литература.

1.    Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2007.

2.    Довгаль Н. В. Журнал «Логопед», № 3 – 2004.,Логопедические игры в песочной стране.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

№п/п

Месяц.

Практический выход

Форма представления

1.

Сентябрь

Изучение теоретического материала по теме (книги,

журналы, Интернет-ресурсы).

 

Выступление.

«Использование песко-терапии в работе воспитателя».

 

 

2.

Октябрь

Создание необходимой развивающей среды:

а) изготовление песочницы;

б) подготовка песка;

в) подготовка валика для разравнивания песка;

г) подбор разнообразного мелкого материала:

- игрушки (не более 8 см.): фигурки животных, птиц, насекомых, рыб, людей, сказочных и фантастических персонажей, транспорта, деревьев, домов и других построек;

- камни, ракушки, шишки, кораллы;

- кусочки ваты, пуговицы, крышки;

- трубочки для дутья;

- палочки для рисования по сухому и мокрому песку;

- пластмассовые буквы и счётные палочки;

 

Песочница и мелкий игровой материал.

Сообщение.

Роль игр с песком в развитии ребенка

 

 

3.

Ноябрь

Подбор логопедических игр с использованием песка и изготовление картотеки.

 

Консультация для родителей

«Игры-упражнения с песком» (стендовая информация)

«Песочная терапия для детей»

 

4.

Декабрь

Проведение с детьми индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с использованием песко-терапии. Конспекты занятий

 

.

Демонстрация песочницы с мелким игровым материалом.

Мастер-класс. Песочная терапия в развитии познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным областям знаний и видов деятельности.

 

 

5.

Январь

Подготовка  доклада по песко-терапии для педагогов ДОУ.

Консультация для педагогов. Песочные игры по речевому развитию «Проект «Золотые ручки».

6.

Февраль

 

 Роль игр с песком и водой для всестороннего развития детей.

Доклад.

7.

Март

Подготовка и проведение игр-сказок на песке
 

Выступление

8.

Апрель

 

Анализ собственной деятельности.

 

Аналитическая справка.

9.

В течение года

Изучение передового педагогического опыта по подбору и систематизации содержания работы с детьми по данной проблеме

 Творческое сотрудничество по теме самообразования.

 

.

Методобъединения.

 

10.

 

 

 

Май

 

 

Подготовка альбома фотографий.

 

Фотоматериалы.

 

 

      

 

«Использование песко-терапии в работе воспитателя».

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В.В.Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации…) у детей могут возникать негативные  эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и деприссивностью.

Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети – а затем и взрослые.

Негативные формы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь – игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.

Взрослые часто ставят перед ребенком черту запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя и отдаляя Мир ребенка от Мира взрослого.

С помощью песочных игр малыши воссоздают  это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное сказочное путешествие по Стране песочных игр, необходимы:

        водонепроницаемый деревянный ящик песочница). Внутренняя поверхность, дно и борта окрашены в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта небо;

        чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта;

        коллекцию миниатюрных фигурок для обыгрывания в песочнице.

Песочные игры можно использовать с детьми в адаптационный период к дошкольному учреждению. Можно придумать небольшую присказку.

«У песка есть Песочная Фея. Это специальная игрушка, очень красивая (королева песка). Она руководит королевством песка и придумала ряд правил.

1.     Беречь песчинки (они живые, составляют картину, если нечаянно высыплется песок, то его обязательно надо вернуть в песочницу.

2.     Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими.

3.     Фея очень любит, чтоб у детей были чистые руки при работе с песком, которые надо вымыть с мылом.

4.     После того как ты поиграл в песок – тоже вымыть руки с мылом.

Дать возможность потрогать песок и проиграть все виды деятельности в детском саду: занятия, игры детей, принятие пищи, подготовка ко сну. Ребенок должен все свои страхи и поведение проиграть в песке.

Из игрушек выбрать папу и маму, обыграть, что родители уходят на работу, но обязательно приходят за ним. Когда ребенок поймет, что в детском саду нет страхов, что родители не бросают его, а вернутся за ним, просто в ДОУ они его оставили на время.

Ребенок – экспериментатор и изобретатель. Дело педагога - предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть себя, когда ему потребуется), ведь, как любому ученому, ребенку нужна независимость.

  «Подготовка и проведение игр-сказок на песке».


Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления:
Чтоб злодеев побеждать, Мало просто много знать. Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным. А еще желательно Делать все внимательно!
(А.Густышкин)
Подготовку и проведение сказочной игры можно условно разделить на семь основных этапов, каждый из которых подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего ребенку пройти весь путь — от предвкушения Сказки до ее счастливого завершения. На каждом из этих этапов поведение взрослого как непосредственного участника игры должно быть различным.

Этап 1. Введение в игровую среду.

Средства. Присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний, то есть установка на внимательное слушание и активное участие.
Стиль поведения взрослого. Доверительное общение, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым, пониженный тон голоса, убеждающий характер высказываний.
Этап 2. Знакомство с игрой и ее героями.
Средства. Прослушивание начала сказки (истории). Строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов — того, что требуется по сюжету), заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.).
Стиль поведения взрослого. Позиция "отстраненного рассказчика", доброжелательного помощника, исследователя создаваемого пространства.
Этап 3. Возникновение конфликта, трудностей.
Средства. Детям предлагается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.).
Стиль поведения взрослого. Взрослый демонстрирует позицию либо стороннего наблюдателя, либо разрушителя (с использованием фигурок и кукол), создается ситуация, в которой ребенок действует самостоятельно, отыгрывая в "песочном мире" свои негативные эмоции.
Этап 4. Выбор помощи.
Средства. Обращение к ребенку за помощью: "Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?.. Только ты, с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны". При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.

Стиль поведения взрослого. Взрослый — заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, он ищет выход наравне с ребенком. Взрослый убеждает его, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает ребенку на его потенциальные возможности. Применимы убеждающие интонации.
Этап 5. Борьба и победа.
Средства. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь они — мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочной страны. Именно сейчас дети выступают Творцами — восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строят его так, чтобы в новой стране всем было удобно. Таким образом усиливается опыт успешной деятельности — детям благодарны все сказочные существа.
Стиль поведения взрослого. Взрослый поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится. Потом искренне восхищается ребенком, благодарит его за выдумку и доброту.
Этап 6. Утверждение победы.
Средства. Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование завоеванной победы.
Стиль поведения взрослого. Взрослый интересуется эмоциональным состоянием детей, мыслями и чувствами, которые возникали в процессе игры, спрашивает, понравилась ли им игра и что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию, и пр.
Этап 7. Выведение из игровой среды и перспектива дальнейших приключений.
Средства. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.
 

Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Как вы уже знаете, тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твердое и т.д. Кинестетические ощущения возникают у нас и когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Именно они помогают узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.

"Отпечатки наших рук".

На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"
Теперь, когда ребенок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слова, рассказывая о своих ощущениях. Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши ощущения будут различны, но постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: "Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?" Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками? Попробуйте:

1.    поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);

2.    выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;

3.    "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

4.    создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);

5.    "пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);

6.    "поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;

7.    сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?)

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
 

"Что же спрятано в песке?".

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности.
Следует полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Для того, чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.
Многим известна пляжная игра "Мина". Рука одного играющего превращается в "мину": она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего, "сапера",— откопать "мину", не дотрагиваясь до нее. "Сапер" может действовать руками, дуть на "мину", помогать себе тонкими палочками.
В нашей игре взрослый вместо руки в качестве такой мины закапывает любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано (вариации игры "Чудесный мешочек") и т.п.
Любой из этих вариантов игры можно предлагать ребенку в виде сказки.

Например:
"В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром и всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители сказочной страны чувствовали себя счастливыми.
Это было не по вкусу Дракону, жившему неподалеку. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...
Чтобы Принцесса никогда больше не могла дарить радость людям, Дракон превратил ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того: смельчак, который решится спасти Принцессу, своим прикосновением может погубить ее. И тогда она навеки останется заколдованной.
Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй!.."
 

"Откопай разгадку".

Наверное, дорогие друзья, многие из вас в детстве делали "секретики". Каждый из вас наверняка до сих пор помнит свой узор из стеклышек, фантиков, блесток, цветочков и пр. А ведь "засекречивать" можно не только это, но и буквы, цифры, геометрические фигуры.
Мы предлагаем вам сказочные задания в форме стихотворных загадок, которые сочинил студент-психолог Института специальной педагогики и психологии Алексей Густышкин.
Разгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая ее. Или же "пишет" ответ, вылепляя песочные буквы.
Если отгадал загадку, Вслух сказать не торопись. Ты, используя разгадку, За задание берись.
Кто колдует, заклинает, В ступе по ночам летает? У избы на курьих ножках Кто хозяйка? (Бабка Ежка)

* * *
Спрятал кто иглу в яйце, А яйцо хранит в ларце? Кто всех злее и тощей? Кто не верит всем? (Кащей) Отгадал, не называй, Вылепи (выкопай) и прочитай.
* * *
Леший Ежке к дню рожденья
Сочинил стихотворенье.
В нем желал он счастья ей,
Быть мудрее и (добрей).
Что за слово Леший здесь не написал?
Вылепи из песка, если отгадал.
* * *
На розовом облачке феи
Кружились и песенки пели,
Даря вновь и вновь
Всем мир и (любовь).
И, радуясь, дальше летели.
Очень важный дар от фей
Вслух не прочитался.
Итак, наш малыш получил первый опыт успешного взаимодействия с песком. Теперь можно уже начинать учиться. Безусловно, наши игры не заменят ребенку учебники, однако они помогут подготовить ребенка к школе.


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

План самообразования по теме:«Игра, как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмо...

План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «.Способы и приемы развития коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста».

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать работу по ФГОС.Задачи:1.Обобщить и расширить опыт работы в данном направле...

Семинар – практикум «Использование Арт – терапии для развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

Материал  открытого семинара-практикума, который проводился  с воспитателями разных детских садов, что бы показать как я применяю  разлиные  виды арт-терапии в работе с детьм...

«Песочная терапия в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице....

Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» 2021 – 2022 уч.год.

Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»2021 – 2022 уч.год....

Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»

Актуальность Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха...