«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОЛЬКЛОРА»
методическая разработка на тему

В помощь педагогам, проходящим курсовую подготовку по именному образовательному чеку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

    Современное образование находится на новом этапа развития – идет его модернизация. С 1 января 2014 года в соответствии с требованиями нового «Закона об образовании в Российской Федерации» введен ФГОС, которые установили принципиально иной способ взаимосвязи компонентов основной общеобразовательной программы на основе принципа интеграции образовательных областей.

Образование, согласно закона РФ «Об образовании», должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации. Формирование у воспитанников картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование (статья 14, пункт 1.2).

Дошкольное образовательное учреждение, работающее на будущее, должно быть ориентировано на развитие личности ребенка. В Государственном образовательном стандарте выделено, что целью образования в период детства является развитие собственной внутренней жизни ребенка, как фактора, обеспечивающего готовность к школьному обучению, на основе создания условий (развивающая среда, Образовательная программа ДОУ), обеспечивающих физическое, психическое, нравственное здоровье ребенка, условий для развития игровой и продуктивных видов деятельности.

В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность. Поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества оценивания является закономерным. В педагогике давно стал популярным тезис Л.С. Выготского о том, что хорошо только такое обучение, которое ведет за собой развитие. 

Полноценное развитие ребенка осуществляется в определенных социальных условиях жизни ребенка, в процессе общения и деятельности; обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, ориентация на общечеловеческие ценности, введение детей в мир культуры, установление сотруднических отношений с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Культура является богатым воспитательным источником развития ребенка, а как ценность, культивируемая народной педагогикой, культура выступает условием совершенствования и развития личности .

Целью народного творчества  является выработка определенных эстетических, нравственных, социальных и духовных критериев, формирующих национальное самосознание как эстетическое восприятие (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец). В одной из работ А. В. Запорожец подчеркивал, что «Ознакомление с народным фольклором приводит ребенка к осознанию нравственного смысла человеческих поступков, помогает принять более высокие общественные мотивы».

И вот именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что  восприятие детьми фольклора является важным звеном художественно-эстетического развития личности. Процесс восприятия народного творчества доставляет детям  эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности. Формирование потребностей, мотивов поведения способствует развитию  мыслительных процессов, расширяет кругозор, углубляет познания.      

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам.

Освоение фольклора не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки ребенка и становится частью его жизни.         

Народное творчество было и остается одним из важнейших факторов влияния на всестороннее и гармоничное развитие личности, как ребенка, так и взрослого. Приобщение дошкольника к устному фольклору особенно актуально в наше время – время современных технологий, когда маленькие дети быстрее осваивают интернет, чем учатся читать. Если не развивать способность ребенка создавать в своем сознании мир, закодированный в буквенно-словесной форме, он, привыкнув к готовому компьютерному продукту, не сможет полноценно развить в себе эту уникальную, присущую только человеку, художественно-творческую способность. Традиционная организация художественно-эстетической деятельности, характерная для ДОУ, не позволяет достичь новых результатов. Возникают противоречия между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией.

Недостатки в результатах:

- у детей недостаточно знаний о духовной культуре (обычаи, обряды, праздники, песни, танцы, произведения художественной литературы);

- дети мало осведомлены о жанрах фольклора, средства фольклора примитивны;

- дети не проявляют интереса к народному творчеству;

- поверхностность знаний фольклора.

Недостатки в процессе:

- наличие большого количества детей в группе не позволяет педагогу сроить образовательный процесс с учетом потребностей каждого воспитанника, и созданию условий для индивидуальной работы с детьми;

- невозможность многих воспитателей реализовывать индивидуальный подход к ребенку;

- в программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой уделяется недостаточно внимания проблеме приобщения детей к фольклору;

- отсутствие новых форм, методов воспитания, развития дошкольников в соответствии с ФГОС;

- в ДОУ отсутствует системность взаимодействия педагогов;

- не осуществляется психологическое сопровождение педагогического процесса;

- позиция некоторых современных родителей демонстрирует негативное или равнодушное отношение к педагогическому процессу и его результату.

- Недостатки в условиях:

- недостаток наглядного материала, на основе которого формируется интерес к фольклору, истории и культуре русского народа;

- недостаток методической литературы, позволяющей знакомить детей с народными традициями  и включать их в детскую жизнь;

  - недостаток дидактических пособий и дидактических игр, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов взаимодействия друг с другом;

 - образовательная организация не располагает финансовыми ресурсами в достаточной мере;

  -  пассивность родителей в проведение совместных мероприятий (организация семейного клуба, художественной мастерской, совместных праздников, проведение дня открытых дверей и др.).

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа.

На основе проведенного анализа выявлена проблема в организации и психолого-педагогических условиях восприятия детьми дошкольного возраста фольклора. Проблема состоит в разработке способов адаптации содержания традиционной национальной культуры применительно к педагогическому опыту специалистов определенной категории и в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей того или иного конкретного возраста.

ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека, играющего», так как игра – основой вид детской деятельности. В игре ребенок удовлетворяет потребность в активном освоении окружающего мира и важнейшие социальные потребности – участие в жизни взрослых и общение со сверстниками. На практике большинство воспитателей не владеют знаниями и методами игры современных дошкольников. Дети чрезмерно увлечены виртуальным миром и многие не умеют играть друг с другом

Мало изучены педагогические возможности комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей. В настоящее время образцы традиционного народного искусства оказались в фокусе внимания многих работников сферы образования и воспитания. Возвращаясь к общечеловеческим ценностям, педагоги стремятся заполнить возникший репертуарный "вакуум" достойным учебным материалом - произведениями традиционного русского фольклора. Однако,  для освоения их детьми преподаватели зачастую используют прежние принципы, методы и формы. В организации фольклорного материала для дошкольников применяются жанровый и тематический принцип.

Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко (от случая к случаю) используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли использовать к месту. Музыкальные руководители, воспринимая народные песенки как попевки-распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.

В работе ДОУ отсутствует системность взаимодействия педагогов – воспитатели используют одни средства, музыкальные работники другие и их действия не согласованы.

  Необходимо создать в ДОУ такие условия, которые бы максимально  способствовали формированию у ребенка необходимости познания исторических сведений, потребности ценить достоинства культуры русского народа, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Существующие на сегодняшний день проблемы  по духовно – нравственному воспитанию детей  создают  им трудности для дальнейшей благополучной адаптации в социуме. Педагоги осознают необходимость решения данной проблемы, однако многие не владеют методами и средствами организации различных видов деятельности.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры

Конкретизация

Проявления

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,  способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств (словесного, музыкального).

Владеют навыками восприятия и понимания произведений искусств (словесного и музыкального). При восприятии музыкального  произведения ребенок чувствует его характер, улавливает динамическую сторону, ритм, темп и мелодию.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Дети уважают себя и своих сверстников, культуру своего народа, самобытность русской культуры, понимают неповторимость и индивидуальность своего народа.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

Формирование элементарных представлений о видах искусств, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

Ребенок проявляет устойчивый интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. Проявляет интерес к различным формам представлений подготовленных взрослым (кукольным спектаклям, муз.и литературным композициям, концертам), и желание участвовать в них.  

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей и желаний.

Владение речью как средством общения и культуры; стимулирование сопереживания персонажей художественных произведений; развитие речевого творчества.

В театрализованной деятельности ребенок использует выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы.

Реализация самостоятельной творческой деятельности (восприятия художественной литературы и фольклора). Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Активно участвуют в театрализованной деятельности по сценариям в основе которых русские народные сказки. Проявляет интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

 Приобщение детей младшего дошкольного возраста к фольклору является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал. Поэтому важно организовать обучения и воспитания детей последовательно с учетом возрастных особенностей.

Трудоемкость данной работы состоит в том, что необходимо разработать календарно-перспективное планирование работы, подобрать методическую литературу, наглядно – дидактические пособия, музыкально - дидактические игры,  направленные на активизацию познавательного развития, разработать и адаптировать для детей дошкольного возраста диагностические карты, определяющие уровень развития представлений и человеке в истории и культуре.

Программное обеспечение ДОУ включает в учебно – образовательный процесс парциальные программы, посредством которых прививается у детей любовь к традициям русской народной культуры.

Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Князева О.Л., Маханева М.Д.определяет ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основана на их приобщении к истокам русской народной культуры. Цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства. Программа рассчитана на работу с детьми 3-7 лет, включает перспективное и календарное планирование. Некоторые занятия требуют включения дополнительного материала по усмотрению педагога, другие можно объединить в одно и провести как комплексное. Конспекты НОД помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного, эмоционального развития, выполняют и социально-значимые задачи развития ребенка. Конспекты можно дополнять и обогащать. Материал можно использовать в совместной деятельности с детьми. Целесообразна организация развивающего пространства – народный уголок или комната в стиле русской избы. В программе используется введение игрового персонажа домовенка Кузи. Для того чтобы представления детей о русской культуре не были отрывочными и поверхностными Министерством Образования РФ рекомендована Программа Князевой О.Л. как парциальнаая к основой образовательной программе, реализуемой в ДОУ.

Обучение детей фольклору происходит на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей ДОУ, музыкальных руководителей (проведения интегрированных занятий на которых дети погружаются в мир сказок, народного эпоса), инструктора по физическому воспитанию.

Чтобы работа по приобщению детей к фольклору была плодотворной, задействуется большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  1. Подвижные народные игры способствуют  укреплению здоровья детей дошкольного возраста:
  • Основное место проведения игр – открытое пространство: участок детского сада, луг, берег пруда.
  • отлично тренирует силу, ловкость, выносливость, находчивость, быстроту и точность движений.
  • Способствует развитию памяти (заучивание считалок, текста, правил игры), мышления и самостоятельности действий («У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка серенький…»).
  • Выполнение правил народной игры требует внимания, выдержки, умения ориентироваться в пространстве.
  • В процессе игр развиваются речь, слух и зрение детей, все   психические процессы.

«Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Пчёлы», « Коршун и наседка», «Стадо», «Хромая лиса», «Лягушата», «Зайки и ежи», и др. и их различные варианты.

Игровые песни, хороводы- развивают музыкальные способности детей, чувство ритма, координацию движения, помогают детям стать раскрепощенными, закрепляют радостные эмоции при восприятии фольклора («Каравай», «Карусель», «А я по лугу…»)

Прибаутки способствуют развитию музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти.

Небылицы, перевертыши – развивают чувство юмора, веселят детей.

Дидактические игры «Русская матрешка», «Составь узор», «Найди лишний» и др. закрепляют умение детей выделять элементы у узоров, орнаментов. Воспитывают любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному творчеству, воспитывают эстетический вкус ребенка.

Сюжетно – ролевые игры «Русская хозяюшка», «День рождения Кузи» систематизируют и закрепят знания детей о традициях русского народа.  Освоение и практическое применение детьми способов взаимодействия друг с другом.

Театрализованная игра «Репка», «Теремок»  - развивает словарный запас, умение интонационно передавать речь героя его характер, мимику.

Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки помогут дидактические игры «Играем в сказку» (пособие), «Что сначала, что потом».

Большое значение для развития личности ребенка приобретает включение устного народного творчества, игр во все виды детской деятельности.

Педагогическая технология реализуется в системе, используемые народные игры, сказки, легенды и т.д. не имеют случайного характера, они органично включаются в состав занятия, совместной деятельности и самостоятельной деятельности.

Работа опирается на принцип включения ребенка в конкретную ситуацию и освоение определенной культурной обстановки и выстраивается в соответствии с психологическими особенностями детей.  Благодаря включенности ребенка в деятельность, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Очень важно создать для детей такие условия, чтобы они  почувствовали себя участниками событий, творчески использовали полученные знания.

Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре.

Необходимо создать соответствующую развивающую среду.  Определить пути взаимодействия с воспитателями,  инструкторами по физическому воспитанию. Подобрать материал и подготовить рекомендации для родителей.

    Формами взаимодействия детского сада и семьи выступают: праздники, развлечения, совместные спектакли, выставки поделок и рисунков. Театральные постановки сказок совместно с родителями  позволяют  раскрыть творческий потенциал детей и родителей, развивают  гордость у детей за мам и пап. Такие совместные мероприятия помогают установить неформальную атмосферу общения между родителями и педагогами, что повышает  эффективность  работы  с детьми.

Особая роль отводится играм, танцам, так как они являются действенным способом сближения детей  на основе общих познавательных интересов.

Данный подход к проблеме дает положительные результаты в воспитании и развитии детей. Дети активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности, имеют навыки  взаимодействия со взрослыми и сверстниками, доброжелательного отношения к окружающим.

Концепция дошкольного воспитания акцентирует внимание на проблемах воспитания, самоценности дошкольного детства, так как именно в нем ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим, духовным ценностям. Итак, можно сказать, что знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

5.  Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

  В каждом образовательном моменте детской жизни педагог использует все возможности для обогащения социально-нравственными представлениями, гуманными чувствами и культурой общения каждого ребёнка.

В связи с этим достижению новых образовательных результатов  способствуют новые условия:

Кадровые:

  • повышение квалификации педагогов в СИПКРО, ЦРО;
  • соответствующая целям и задачам  воспитания подготовка педагога;
  • участие в методических объединениях;
  • создание творческих объединений педагогов;
  • повышение самообразования;
  • педагогические советы. Выступление педагогов с целью обмена опытом.

Научно-методические:

  • календарно – тематическое планирование работы;
  • создание методического материала для работы с детьми, на основе которого формируется интерес к истории и культуре народа;
  • применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие духовности;
  • методические пособия для работы с родителями;
  • составление сценариев тематических мероприятий, позволяющих знакомить  детей с русскими народными традициями  и включать их в детскую жизнь;
  • использование информационных ресурсов;
  • проектная деятельность;
  • буклеты для родителей;
  • совместное посещение   музеев, выставок.

Материально-технические:

  • создание фольклорного пространства дошкольного учреждения;
  • проектирование развивающей среды (увеличение раздаточного материала, материальное обеспечение игровых уголков);
  • приобретение интерактивной техники;
  • подбор видеоматериалов;
  • электронные презентации;
  • картины, иллюстрации по тематике;
  • учебно-дидактические игры;

Нормативно-правовые:

  • ФГОС ДО Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
  • Основная образовательная программа ДОО;
  • Концепция дошкольного воспитания (от 16.06.1989 г.);
  • Концепция содержания непрерывного образования (от17.06.2003г.);
  • Календарно тематическое планирование по духовно – нравственному и эстетическому воспитанию.

Информационные:

  • подключение Интернет в саду;
  • пополнение медиатеки по фольклору.

Организационные:

  • использование разнообразия видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения социально-нравственного развития;
  • мероприятия, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов взаимодействия друг с другом;
  • активное включение родителей в проведение совместных мероприятий (организация семейного клуба, художественной мастерской, совместных праздников, проведение дня открытых дверей и др.);
  • организация компьютерных курсов для педагогов ДОУ по обучению их созданию мультимедийных пособий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационные и психолого - педагогические условия восприятия детьми дошкольного возраста фольклора.

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Форму...

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРИВИЛАМИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

"Забота о здоровье"-это важный труд воспитателя. От жизнирадостности, бодрости детей зависит их духовная жизьнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОЛЬКЛОРА»

Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешк...

Презентация "Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни»

Если мы научим детей с самого раннего возрастаценить, беречь и укреплять своё здоровье.Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни,  то только в этом случае можно надеяться...

Особенности психолого-педагогической работы с аутичными детьми дошкольного возраста.

Данный реферат выполнен в рамках обучения на курсах повышения квалификации по дисциплине  - Психолого-педагогическая работа учителя - дефектолога с ограниченными возможностями здоровья ...

Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ

Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...