Организационные и психолого - педагогические условия восприятия детьми дошкольного возраста фольклора.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Сысоева Ольга Александровна

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
  2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа. 
  3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
  4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
  5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Современное образование находится на новом этапе развития – идёт его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность. Поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества оценивания является закономерным. В педагогике давно стал популярным тезис Л.С. Выготского о том, что хорошо только такое обучение, которое ведет за собой развитие. 

Ребенок в детском саду должен учиться взаимодействовать с разными взрослыми и детьми, должен, согласно законам психического развития, научиться общаться, освоив разные позиции и роли в процессе общения, приобрести опыт совместной и коллективной деятельности. Все это строится на уже сложившейся индивидуальной деятельности ребенка, которая предшествует коллективным видам деятельности, и одновременно позволяет ассимилировать достижения коллективных видов деятельности.

Целью народного творчества  является выработка определенных эстетических, нравственных, социальных и духовных критериев, формирующих национальное самосознание как эстетическое восприятие (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, О. А. Никифорова, Г. П. Новикова, Т. Д. Полозова, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова, М. П. Якобсон и др.). В одной из работ А. В. Запорожец подчеркивал, что «Ознакомление с народными играми приводит ребенка к осознанию нравственного смысла человеческих поступков, помогает принять более высокие общественные мотивы».

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет прийти к выводу, что  восприятие детьми фольклора является важным звеном художественно-эстетического развития личности. Процесс восприятия народных песен, хороводов, обыгрывания песен  доставляет детям  эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности. Формирование потребностей, мотивов поведения способствует развитию ее мыслительных процессов, расширяет кругозор, углубляет познания.       

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам.

Освоение фольклора не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки ребенка и становится частью его жизни.        

Народное творчество было и остается одним из важнейших факторов влияния на всестороннее и гармоничное развитие личности, как ребенка, так и взрослого. Приобщение дошкольника к устному фольклору особенно актуально в наше время – время современных технологий, когда маленькие дети быстрее осваивают интернет, чем учатся читать. Если не развивать способность ребенка создавать в своем сознании мир, закодированный в буквенно-словесной форме, он, привыкнув к готовому компьютерному продукту, не сможет полноценно развить в себе эту уникальную, присущую только человеку, художественно-творческую способность.

Недостатки в результатах:

- у детей недостаточно знаний о духовной культуре (обычаи, обряды, праздники, песни, танцы, произведения художественной литературы);

- дети мало осведомлены о жанрах фольклора;

- поверхностность знаний музыкального фольклора.

Недостатки в процессе:

- недостаточно разработок,  средств, способствующих формированию у детей начальных представлений о русских культурных традициях;

- в организации педагогического процесса, взаимодействии педагога с детьми по направлению восприятия фольклора.  

Недостатки в условиях:

- недостаток наглядного материала, на основе которого формируется интерес к фольклору, истории и культуре русского народа;

- недостаток методической литературы, позволяющей знакомить детей с народными традициями  и включать их в детскую жизнь;

        - недостаток дидактических пособий и дидактических игр, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов взаимодействия друг с другом.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа.

Можно сформулировать следующую профессиональную проблему, как необходимость формирования потребности ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, и  необходимость развивать интерес к истории своей Родины.  Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.  

Необходимо создать в ДОО такие условия, которые бы максимально  способствовали формированию у ребенка необходимости познания исторических сведений, потребности ценить достоинства культуры русского народа, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Существующие на сегодняшний день проблемы  по духовно – нравственному воспитанию детей  создают  им трудности для дальнейшей благополучной адаптации в социуме. Педагоги осознают необходимость решения данной проблемы, однако многие не владеют методами и средствами организации различных видов деятельности по духовно – нравственному воспитанию.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры

Конкретизация

Проявления

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,  способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств (словесного, музыкального).

Владеют навыками восприятия и понимания произведений искусств (словесного и музыкального). При восприятии музыкальных произведений дети улавливают динамическую сторону, ритм, темп и мелодию.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Дети уважают себя и своих сверстников, культуру своего народа, самобытность русской культуры, понимают неповторимость и индивидуальность своего народа.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам.

Формирование элементарных представлений о видах искусств, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Овладение основными навыками игры на детских музыкальных инструментах.

Дети проявляют интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремятся двигаться под музыку, эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства. Дети играют на народных музыкальных инструментах.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

Владение речью как средством общения и культуры; стимулирование сопереживания персонажей художественных произведений; развитие речевого творчества.

Дети исполняют русские народные песни участвуют в народных танцах водят хороводы. Дети пытаются непосредственно воздействовать на героев художественных произведений.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Реализация самостоятельной творческой деятельности (восприятия художественной литературы и фольклора). Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

Активно участвуют в театрализованной деятельности по сценариям в основе которых русские народные сказки. Дети проявляют интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

 Приобщение детей к фольклору является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал. Поэтому важно организовать обучения и воспитания детей последовательно с учетом возрастных особенностей. В детском саду музыкальное воспитание осуществляется с использованием фольклорного материала, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, воспитывает духовность. Именно музыкальные занятия воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить, прощать.

Трудоемкость данной работы состоит в том, что необходимо разработать календарно-перспективное планирование на три года работы, подобрать методическую литературу, наглядно – дидактические пособия, музыкально - дидактические игры,  направленные на активизацию познавательного развития, разработать и адаптировать для детей дошкольного возраста диагностические карты, определяющие уровень развития представлений и человеке в истории и культуре.

Используется такой музыкальный материал, как русские народные потешки («Шапка да шубка» р.н.прибаутка, «Ах ты, котенька – коток» р.н.п), считалки, дразнилки, попевки и песенки («Ладушки» р.н.п.обр.Фрида), русские народные игры («Игра с погремушками» р.н.п. обр. Быканова), хороводы и пляски («Ходит Ваня» р.н.п.; «Пляска с платочками» р.н.м. обр. Ломовой, «Сапожки» р.н.м. обр. Ломовой); русские народные плясовые мелодии.

Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь. Обучение детей фольклору происходит на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей ДОО (проведения интегрированных занятий на которых дети погружаются в мир сказок, народного эпоса).

Для того, чтобы работа по приобщению детей к фольклору была плодотворной, задействуется большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  1. Проведение праздников с целью знакомства детей с фольклором и традициями своего народа - «Ой да, во светелке», «Веселая ярмарка», «Посиделки»;
  2. Театрализованная деятельность по сценариям, в основе которых русские сказки;
  3. Сюжетно – ролевые игры, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов взаимодействия друг с другом - «Игра с матрешками»;
  4. Оформление уголка «Русская изба».

Работа опирается на принцип включения ребенка в конкретную ситуацию и освоение определенной культурной обстановки и выстраивается в соответствии с психологическими особенностями детей.  Непринужденная форма проведения развивающих занятий помогает заинтересовать и поддерживать устойчивый интерес ребёнка на протяжении всей деятельности. Благодаря включенности ребенка в деятельность, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.

Очень важно создать для детей такие условия, чтобы они  почувствовали себя участниками событий, творчески использовали полученные знания.

Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно было послушать о прялке, покачать в зыбке куклу Машу, самим растолочь в ступе зерно.

Так при подготовке и проведении развлечения « У самовара я и моя мама» по ознакомлению с фольклором, народным творчеством  была создана атмосфера радости, добра. Дети приглашали мам,  садились за столы,  накрытые  расписными скатертями,  на столе — самовар, воздаются почести праздничному караваю.  Обязательно в этот день приходили любимые сказочные герои. Здесь и удаль, и размах, веселые подвижные игры, пляски, хороводы. Детям было  понятно, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол. Все с интересом узнавали порядок размещения за гостевым столом и за семейным, усваивали традиции русского стола, кухонной утвари.  Но самое главное, дети усвоили правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами — красна пирогами», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол».

Доступность восприятия фольклорного материала для дошкольников помогает сделать игровая форма подачи материала, использование обширной коллекции DVD - мультипликационных фильмов, видеозаписей, компьютерных развивающих игр. Именно в данной деятельности дошкольники учатся уважать культуру своего народа, учатся видеть красоту и самобытность русской культуры, понимают неповторимость и индивидуальность русского народа. Актуальность внедрения информационных технологий в организацию педагогического процесса, обусловлена необходимостью повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.  Важная роль информационных технологий в развитии ребёнка заключается в ускорении процессов получения, распространения и использования новых знаний.

Опыт работы показывает, что эффективное применение мультимедийных пособий при работе с детьми, влияет на повышение качества развития и воспитания детей.  Компьютер в детском саду является элементом развивающей среды. Именно при таком понимании проблемы внедрение ИКТ приобретает гуманитарный развивающий характер.

    Эта работа не может проводиться только в рамках музыкального воспитания. Необходимо создать соответствующую развивающую среду.  Определить пути взаимодействия с воспитателями,  инструкторами по физвоспитанию (если они есть в ДОО). Подобрать материал и подготовить рекомендации для родителей.

    Формами взаимодействия детского сада и семьи выступают: праздники, развлечения, совместные спектакли, выставки поделок и рисунков. Театральные постановки сказок совместно с родителями  позволяют  раскрыть творческий потенциал детей и родителей, развивают  гордость у детей за мам и пап. Такие совместные мероприятия помогают установить неформальную атмосферу общения между родителями и педагогами, что повышает  эффективность  работы  с детьми.

Особая роль отводится играм, танцам, так как они являются действенным способом сближения детей  на основе общих познавательных интересов.

Данный подход к проблеме дает положительные результаты в воспитании и развитии детей. Дети активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности, имеют навыки  взаимодействия со взрослыми и сверстниками, доброжелательного отношения к окружающим.

Концепция дошкольного воспитания акцентирует внимание на проблемах воспитания, самоценности дошкольного детства, так как именно в нем ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим, духовным ценностям. Итак, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

5.  Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

         В каждом образовательном моменте детской жизни педагог использует все возможности для обогащения социально-нравственными представлениями, гуманными чувствами и культурой общения каждого ребёнка.

В связи с этим достижению новых образовательных результатов  способствуют новые условия:

Кадровые:

  • повышение квалификации педагогов в СИПКРО, ЦРО;
  • соответствующая целям и задачам духовно – нравственного и патриотического воспитания подготовка педагога;
  • участие в методических объединениях;
  • создание творческих объединений педагогов;
  • повышение самообразования;
  • педагогические советы на данную тему. Выступление педагогов с целью обмена опытом.

Научно-методические:

  • календарно – тематическое планирование работы;
  • создание методического материала для работы с детьми, на основе которого формируется интерес к истории и культуре русского народа;
  • применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие духовности;
  • методические пособия для работы с родителями в духовно – нравственном и патриотическом воспитании;
  • составление сценариев тематических мероприятий, позволяющих знакомить  детей с русскими народными традициями  и включать их в детскую жизнь;
  • использование сайтов;
  • посещение семей с целью оценки взаимодействия взрослого с ребенком;
  • проектная деятельность (по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию);
  • детско-родительский проект «Традиции нашей семьи»;
  • буклеты для родителей;
  • совместное посещение   музеев, выставок.

Материально-технические:

  • создание фольклорного пространства дошкольного учреждения;
  • проектирование развивающей среды (увеличение раздаточного материала, материальное обеспечение игровых уголков);
  • приобретение интерактивной техники;
  • подбор видеоматериалов по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию;
  • электронные презентации;
  • картины, иллюстрации по тематике;
  • учебно-дидактические игры;
  • компьютер;
  • проектор
  • интерактивная доска.

Нормативно-правовые:

  • ФГОС ДО Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
  • Основная образовательная программа ДОО;
  • Концепция дошкольного воспитания (от 16.06.1989 г.);
  • Концепция содержания непрерывного образования (от17.06.2003 г.);
  • Календарно тематическое планирование по духовно – нравственному и эстетическому воспитанию.

Информационные:

  • подключение Интернет в группу;
  • пополнение медиатеки по фольклору.

Организационные:

  • использование разнообразия видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения социально-нравственного развития;
  • мероприятия, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов взаимодействия друг с другом;
  • организация встреч с людьми старшего поколения и сельскими жителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет "Использование наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста"

Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории  Я.А.Камен...

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРИВИЛАМИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

"Забота о здоровье"-это важный труд воспитателя. От жизнирадостности, бодрости детей зависит их духовная жизьнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОЛЬКЛОРА»

Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешк...

Презентация "Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни»

Если мы научим детей с самого раннего возрастаценить, беречь и укреплять своё здоровье.Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни,  то только в этом случае можно надеяться...

"Организационные и психолого - педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни"

   Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по здоровому образу жизни детей дошкольного возраста, а так же задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, разви...

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОЛЬКЛОРА»

В помощь педагогам, проходящим курсовую подготовку по именному образовательному чеку....