Подвижные игры с музыкальным сопровождением
методическая разработка (старшая группа) на тему

Василиса Сергеевна Слободенюк

Здесь представлена подборка подвижных игр с музыкальным сопровождением, направленных на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_pod._igr.doc108 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

ОБЕЗЬЯНКА И ЗЕРКАЛО

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека.

Описание: Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами».

Примечание: На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

РУЧЕЁК

Цель: Создание веселого и жизнерадостного настроения,развитие концентрации внимания.

Описание: Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Игрок, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и берет за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идет в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». Так «ручеек» движется долго, беспрерывно.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами — кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к началу «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка», таким образом «ручеек» движется долго».

Примечание: В игре участвует нечетное количество детей. 

СЛУШАЙ КОМАНДУ

Цель: Развитие произвольного внимания.

Необходимый материал: магнитофонная запись любого марша.

Описание: Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!»

Примечание: Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

НАЙДИ ОДИНАКОВЫЙ ПРЕДМЕТ

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать,воспитывать выдержку.

Оборудование: По две парные игрушки для всех играющих,можно использовать блоки Дьенеша,картонные геометрические фигуры или плоскостные геометрические фигуры, любые парные предметы.

Подготовка к игре: Разложить на полу предметы по числу играющих,затем раздать детям аналогичные предметы. Один предмет у ребёнка-другой парный на полу.

Описание:Под звук бубна или музыкальную запись дети бегают в рассыпную,при прекращении музыки нужно быстро найти такую же игрушку на полу, взять её и замереть на месте.

Инструкция:«Мы поиграем в игру «Найди одинаковый предмет». Для этого надо взять игрушку,которую я дам и пока звенит бубен бегать по всей площадке. Когда звуки бубна прекратятся, необходимо быстро найти такую же игрушку как у вас и замереть на месте. Двигаться и разговаривать нельзя! Будьте внимательны!»

Примечания:При проведении этой игры необходимо следить чтобы дети при беге смотрели перед собой и не выбирали игрушку. Игрушка выбирается только при прекращении звука. Нарушившие правила обязательно выбывают.У этой игры возможны усложнения: Находить парный предмет только по заданному признаку. При оценке игры учитывать выдержку и правильность выполнения задания.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН

Цель игры: Стимулировать внимание; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Описание: Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии от другого примерно 0,5м. Звучит музыкальная запись или звучит бубен. Дети маркируют под музыку свободно, у кого как получается. В ходе марширования руководитель  игры  произвольно,  с  разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой. Команда-движение.
«Зайчики!»Дети прыгают, имитируя движение зайца.

«Лошадки!» Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.

«Раки!»Дети пятятся, как раки (спиной).

«Птицы!»Дети бегают, раскинув руки (имитация полета птицы).

«Аист!»Стоять на одной ноге.

«Лягушка!»Присесть и скакать вприсядку.

«Собачки!»Дети сгибают руки (имитация движения, когда «собака

служит») и лают.

«Курочки!»Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят «ко-ко-ко».

«Коровки!»Дети встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и произносят «му-у-у».

СЛУШАЙ ЗВУКИ

Цель игры: Развитие активного внимания, слухового внимания,реакции на сигнал.

Описание: Ведущий договаривается с детьми о том, что когда он подаст определённый сигнал, они примут соответствующую позу. Под любую музыкальную запись без слов дети свободно двигаются в пространстве комнаты (можно предложить им ходить по кругу).

Усложнения:

1.За один раз использовать несколько разных сигналов.

2.Использование одинаковых сигналов в разном количестве (1 хлопок,два хлопка,три хлопка).

3.Использование разных ритмических рисунков (только для подготовительной группы).

4.Вместо движений использовать перестроения

5.Вместо движений дети ищут предметы по заданному признаку (средняя,старшая и подготовительная  группа). В этом случае надо заранее разложить разнообразные предметы,лучше всего подходят блоки Дьенеша, можно использовать предметные картинки.

СЛУШАЙ ХЛОПКИ

Цель игры:Развитие активного внимания.

Описание: Дети двигаются свободно в шеренге или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10—20 сек.) хлопок- поза аиста ( ребёнок стоит на одной ноге, поджав другую; 2 хлопка- поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки — между ногами на полу). 3 хлопка- дети возобновляют движение (ходьбу). Примечания: До начала игры рекомендуется «выучить» каждую позу и прорепетировать: хлопки—поза. Желательно, чтобы дети двигались в играх свободно, без нормирования. Для этого проводить игровые занятия следует в большой комнате (зале) и на ковре, паласе. Расстояние между детьми должно быть примерно 0,5м. Если помещение небольшое, "предложите детям двигаться по кругу.

Каждая предполагаемая игра повторяется несколько раз с разными заданиями, участниками.

ЗЕВАКИ

Цель игры: Развитие произвольного внимания.

Описание:Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу  ведущего («Стоп!»),  останавли-ваются,  делают четыре  хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала.

Примечание:Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул. Игра  может  закончиться,  когда  2—3  детей  остаются в  игре.  Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.

Усложнения:

1.Двигаться по кругу,не держась за руки.

2.Использование дополнительных движений, положений рук.

3.Идти не по кругу, а змейкой

4.Идти по кругу,по сигналу начать двигаться в рассыпную.

5.Смена темпа движения

БУКВЫ АЛФАВИТА

(для детей, знающих буквы)

Цель игры: Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Оборудование: Таблички с буквами,которые вешаются на шею.

Описание:Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква хлопает в ладоши.

Усложнения:

1.Введение разных сигналов (Буква «А»-1 хлопок; буква «У»-2 хлопка)

2.Вместо букв использовать слоги

3.Не использовать карточки.

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ

Цель игры: Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализа.

Описание: Дети сидят на стульях и по команде ведущего выполняют определенное движение руками.

Команда «Земля» - дети опускают руки вниз.

«Вода» -дети вытягивают руки вперед.

«Воздух»-дети поднимают руки вверх.

«Огонь»- дети вращают руками в локтевых и луче- запястных  суставах.

Усложнения:

1.Выполнение движений во время ходьбы по кругу

2.Выполнение движений по командам

УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ

Цель: Развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.

Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз.

Описание:Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.

Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а водящий — игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем игру».

УГАДАЙ ГОЛОС

Цель: Развитие слухового внимания.

Оборудование: заранее начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз.

Описание: Бегая по кругу, дети выполняют команды взрослого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям, угадывает по голосу того, кто назвал его по имени. В случае угадывания водящий меняется местами с назвавшим его по имени.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Одного из игроков выберем водящим. По моей команде «Побежали!» вы будете бегать по площадке. На слова: «Раз, два, три, в круг беги!» — все играющие собираются в круг, а водящий становится спиной к кругу с завязанными глазами и внимательно слушает. Дети, которые стоят в кругу, говорят: «Ты загадку отгадай: кто позвал тебя, узнай».

По окончании этих слов тот из вас, кому я дам знак, назовет водящего по имени. Водящий должен отгадать, кто его позвал. Если водящий угадает, он меняется местом с назвавшим его ребенком. Если водящий не узнает голоса, то я предложу ему узнать по голосу другого ребенка».

ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Цель: развитие слухового внимания.

Описание: Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Испорченный телефон». Сядьте кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первыми игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от ведущего слово, передает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен.

В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок напутал — «испортил телефон». «Провинившийся» игрок занимает место последнего. Давайте поиграем».

КТО ЛЕТАЕТ?

Цель:Формирование внимания, развитие  умения  выделять главные, существенные признаки предметов. 

Оборудование: список названий предметов.

Описание: Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.

Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» — и показывайте, как она это делает, — разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите, и не поднимайте руки».

Примечание: Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер... Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

 ДЕЛАЙ КАК Я

Цель: Развитие произвольного внимания.

Описание игры: Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребёнок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу- второй ребенок и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, на сигнал -начинают поднимать левую руку. Затем по сигналу- опускают сначала поднятую правую руку, затем левую. Игра повторяется с ускорением. Те, кто допустил ошибки, выбывает.

ПО НОВЫМ МЕСТАМ

Цель: Формирование моторно-двигательного внимания, развитие скорости движений.

Оборудование: заранее обозначенные кружки для каждого ребенка.

Описание: Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой кружок, свое место — разбегается «по новым местам», оказываясь в новом кружке.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «По новым местам». Каждый из вас должен встать в кружок-домик. Когда я скажу: «На прогулку!», все за мной друг за другом начнут «гулять». Но когда я скажу: «По новым местам!», все должны найти себе новый кружок-домик. Кто займет новый

домик последним — считается проигравшим. Начинаем игру».

Примечание: Ходить «на прогулку» можно под музыкальное сопровождение или песню.

СОВУШКА-СОВА

Цель: Формирование внимания, воспитание выдержки.

Оборудование: заранее обозначенный круг-«гнездо», шапочка или маска

совы.

Описание: В  соответствии с  командами  взрослого  дети  должны или двигаться, или замирать. Игрока, не выполнившего вовремя команды, удаляют из игры (сова забирает в «гнездо»).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Кого мы выберем совушкой-совой, тот будет жить в «гнезде» — в кругу. Остальные будут называться жучками, лягушками, бабочками и летать или прыгать, как они. По моему сигналу «Ночь наступает!» все останавливаются и замирают. В это время сова вылетает на охоту. Заметив пошевелившегося игрока, совушка берет его за руку и уводит в «гнездо». Когда вы услышите сигнал «День!», то

снова начинайте двигаться. В этой игре есть правила, которые необходимо соблюдать:

-совушка не имеет права долго наблюдать за одним и тем же игроком;

-вырываться от совушки нельзя;

-если совушка не замечает пошевелившихся игроков, а звучит сигнал «День!», то она улетает в гнездо без добычи».

Примечание: Роль «совушки» в начале игры может взять на себя взрослый. Для повышения интереса к игре можно использовать маску и костюм совы.

КОГО НАЗВАЛИ,ТОТ И ЛОВИ!

Цель: Формирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: большой мяч.

Описание: Каждый ребенок, свободно передвигаясь по площадке и услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвав при этом имя кого-нибудь из играющих.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». У меня в руках большой красивый мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать, ходить по площадке. Как только я подброшу мяч вверх и назову имя кого-нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как можно быстрее должен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назвав при этом имя другого игрока. Так игра продолжается долгое время. Начинаем играть».

ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ

Цель: Формирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: кубики, мячи (вдвое меньше, чем участников игры). Описание: а) Играющие делятся на две команды. Каждый ребенок по указанию взрослого выполняет различные движения на месте (присесть, руки вверх, в стороны, руки прижать к груди...). В зависимости от команды взрослого — «во-ро-ны» или «во-ро-бьи» — все игроки устремляются к соответствующим предметам (кубикам, мячам). Предметы достаются внимательным и быстрым. По окончании 2—3 таких игр подсчитываются очки и объявляется команда-победительница.

б) На команды дети не делятся, каждый играет сам за себя. Ребенок,
оставшийся без предмета, выбывает из игры.

Инструкция: «Хотите узнать, кто из вас ловкий и внимательный? Тогда поиграем в одну игру, которая называется «Воробьи и вороны». А) Сейчас мы разделимся на две команды и каждый из вас запомнит, в какую команду он попал. Справа от вас разложены кубики («вороны»), слева — маленькие мячи («воробьи»). По моему указанию вы будете выполнять различные движения на месте (присесть, руки в стороны, вверх и т.п.). Когда услышите слово «во-ро-ны», то на слог «ны» вы все должны успеть схватить по кубику, а при произнесении мною последнего слога слова «во-ро-бьи» все вы должны будете бежать к мячам, стараясь схватить по одному предмету. По окончании нескольких таких игр подсчитаем выигрышные очки за каждый предмет и объявим команду-победительницу, б) Встаньте в колонну по одному. Справа от вас разложены кубики («вороны»), слева — маленькие мячи («воробьи»). По моей команде вы будете выполнять различные движения на месте (присесть, руки в стороны, вверх и т.п.). Когда я произнесу последний слог слова «во-ро-ны», каждый из вас должен успеть схватить кубик, а при произнесении последнего слога слова «во-ро-бьи» каждый из вас должен схватить мяч. Кому предмет не достался — выходит из игры. Начинаем играть».

МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ

Цель: Формирование внимания, развитие скорости реакции. 

Оборудование: на полу заранее нарисованы круги по количеству играющих.

Описание: Следуя командам водящего, дети, держась за руки ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остается без круга, становится водящим.

Инструкция: «Хотите поиграть в интересную игру? Я буду водящим. Каждый из вас займет круг и будет внимательно слушать меня. Я буду ходить между вами «змейкой». Некоторым игрокам я дам команду: «Море волнуется!» Все,кому я дам такую команду, выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной вдоль оставшихся детей. Как только я дам команду: «Море спокойно!»,  вы  должны бежать  и занимать  какой-либо  круг.  Я тоже постараюсь занять один из кругов. Тот, кто остался без круга, становится водящим, и игра повторяется. Вы готовы поиграть?..» Примечание. Круги для игры в группе можно вырезать из войлока. Если игра проводится на воздухе, круги можно нарисовать мелом на асфальте.

НАЙДИ ИГРУШКУ

Цель: Развитие устойчивости и объема внимания.

Оборудование: игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате.

Описание: Взрослый описывает  какую-либо  игрушку, находящуюся  в комнате, не называя ее. Дети могут задавать уточняющие вопросы. Затем их просят найти предмет, о котором шла речь.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди игрушку». Будьте внимательны. Я буду описывать какой-нибудь предмет. Можно задавать мне уточняющие вопросы о внешнем виде предмета, о его местоположении, о его качествах, о его значении. Например, я говорю: «Этот предмет круглой формы, красного цвета, лежит на полочке». Петя задает вопрос: «Он большой или маленький?» Я отвечаю: «Он маленький». Лена задает вопрос: «Его можно есть?» Я отвечаю: «Он несъедобный, но им можно играть». Оля отвечает: «Мяч»; Я говорю: «Правильно». Начинаем играть».

ДЕРЕВЬЯ КАЧАЮТСЯ

Цель: Формирование внимания, развитие скорости реакции. 

Оборудование: на полу заранее нарисованы круги по количеству играющих.

Описание: Следуя командам водящего, дети, держась за руки ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остается без круга, становится водящим.

Инструкция: «Хотите поиграть в интересную игру? Я буду водящим. Каждый из вас займет круг и будет внимательно слушать меня. Я буду ходить между вами «змейкой». Некоторым игрокам я дам команду: «Деревья качаются» Все,кому я дам такую команду, выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной вдоль оставшихся детей. Как только я дам команду: «Ветер утих!»,  вы  должны бежать  и занимать  какой-либо  круг.  Я тоже постараюсь занять один из кругов. Тот, кто остался без круга, становится водящим, и игра повторяется. Вы готовы поиграть?..» Примечание. Круги для игры в группе можно вырезать из войлока. Если игра проводится на воздухе, круги можно нарисовать мелом на асфальте.

НОС,ПОЛ,ПОТОЛОК

Цель игры: Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализа.

Описание: Дети сидят на стульях и по команде ведущего выполняют определенное движение руками.

Команда «Пол» - дети опускают руки вниз.

«Нос» -дети вытягивают руки вперед.

«Потолок»-дети поднимают руки вверх.

Усложнения:

1.Выполнение движений во время ходьбы по кругу

2.Выполнение движений по командам

У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ

Цель: Формирование внимания, развитие скорости реакции. 

Описание: Выполнение движений по тексту.

У оленя дом большой (скрещиваем руки над головой)

Он глядит в свое окошко (руки перед лицом делаем «окно»)

Зайчик по лесу бежит (прыгать как зайки)

в дверь к нему стучит движение «стук»)

Тук тук, дверь открой! (стучим)

Там в лесу охотник злой (показывть за спину)

Заяц, заяц, забегай (жестами приглашать к себе)

Лапу мне давай! (рукопожатие)

Быстро дверь Олень открыл

Зайку в дом к себе впустил (руки разводим, сводим)

не дрожи, мой друг, теперь

Мы закроем дверь!

да да, посижу (приседаем)

я уж больше не дрожу

у меня прошел испуг-

Ты мой лучший друг (обнимаемся)

КУКУШКА

Цель: Развитие слухового внимания.

Оборудование: заранее начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз.

Описание: Дети сидят в кругу. Выбирается ребёнок,ему завязывают глаза,а кто-то из группы произносит слова»КУ-КУ», ребёнок должен отгадать,кто куковал.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Тот кого я выберу,должен закрыть глаза (завязать платком), а все по очереди будут изображать кукушку-куковать,и нужно будет отгадать-кто прокуковал.

Усложнения: Кукуют несколько человек,необходимо отгадать кто и за кем.

ШАПКА-НЕВИДИМКА

Цель: Развитие объёма внимания.

Оборудование: большая шапка или шляпа,несколько игрушек.

Описание: Дети сидят полукругом. Игрушки (2-5) расставляются в ряд и накрываются шапкой. Детям даётся установка запомнить все игрушки. Шапка поднимается на 2-3 секунды,затем кладётся на место. Дети должны назвать сколько игрушек и если смогут их назвать и сказать какая за кем.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Вы будете запоминать-какие игрушки спрятались под шапкой.

Усложнения и варианты:

1.Все игрушки одинаковые (например кубики),но разного цвета.

2Все игрушки одинаковые,а только одна отличается.

3.Все игрушки стоят на лесенке,нужно назвать-кто на какой ступеньке стоит.

ПИАНИНО

Цель:Развитие волевого поведения,реакции,произвольности внимания.

Описание: Дети сидят в ряд на стульях,руки лежат на коленях. Дети по команде по очереди хлопают руками по коленям. Первый ребёнок сначала хлопает правой рукой,затем левой,затем второй ребёнок хлопает правой рукой,потом левой,затем тоже делает третий. Смысл игры заключается в том чтобы хлопать быстро и строго по очереди.

Усложнения и варианты:

1.Хлопать сразу двумя руками,можно использовать на начальном этапе освоения игрой.

2.Переплетение рук, то есть руки лежат на колене у соседа справа и слева.

3.Правой рукой хлопать один раз,а левой два раза.

СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ

Цель:Формирование внимания, развитие  умения  выделять главные, существенные признаки предметов. 

Оборудование: Мячик

Описание: Ребенок должен ловить мяч если услышит название съедобного предмета.

Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, что съедобное,а что нет. Я буду называть слово и бросать мяч, а вы если это съедобный предмет ловите мяч,а если нет-прячте руки за спину.

Примечание: Список: помидор, телефон, банан, бабочка, конфета, стул, гриб, сосиска, молоко дерево, сахар, дом, колбаса, суп, стол, яблоко, творог, морковка, стол, печенье, вертолет, молоко... Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

У МАЛАНЬИ,У СТАРУШКИ...

Цель: Формирование внимания, развитие скорости реакции. 

Описание: Выполнение движений по тексту.

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)

У Маланьи у старушки

(Сложить руки углом, показать избушку.)

Жили в маленькой избушке

(Показать семь пальцев.)

Семь сыновей,

(Очертить брови пальцами.)

Все без бровей,

(Растопыренные ладони поднести к ушам.)

Вот с такими ушами,

(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)

Вот с такими носами

(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)

Вот с такими усами,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой головой,

(Показать руками большую окладистую бороду.)

Вот с такой бородой!

(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)

Они не пили, не ели,

(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)

На Маланью все глядели,

(Дети показывают загаданные действия.)

И все делали вот так...-

СЧИТАЙ ДАЛЬШЕ

Цель: Формирование внимания, развитие скорости реакции. 

Оборудование:мяч

Описание:Все дети стоят в кругу. Ведущий бросает мяч и называет число,а ребёнок поймавший мяч считает дальше пока ведущий не скажет «Стоп».

Варианты и усложнения:

1.Считать назад

2.Считать двойками,тройками

3.Прибавлять или отнимать по одному от каждого числа

РОВНЫМ КРУГОМ

Цель:Развитие двигательного внимания реакции.

Описание:Дети идут по кругу и поют песню:

Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так! 

Дети повторяют за ведущим все движения

ЦВЕТНЫЕ ОСТАНОВКИ

Цель:Развитие зрительного внимания.

Описание:В групповой комнате или на участке в разных концах размещаются цветные кубики. Дети в рассыпную бегают по всей территории. По команде ведущего «На красную остановку» все должны собраться у кубика красного цвета.

Усложнения и варианты:

1.Детям раздаются цветные значки или рули. По команде к своей остановке бегут только те дети у которых цвет руля соответствует указанной остановке. Остальные дети продолжают бегать в рассыпную.

2.Детям раздаются цветные значки или рули. Ведущий даёт детям команду- « красные автомобили на жёлтую остановку,а синие на красную».

3.Замена словесного сигнала на сигнал флажка.

ЦВЕТНЫЕ ПРИСТАНИ

Цель:Развитие зрительного внимания.

Описание:В групповой комнате или на участке в разных концах размещаются цветные кубики. Дети в рассыпную бегают по всей территории. По команде ведущего «На красную пристань» все должны собраться у кубика красного цвета.

Усложнения и варианты:

1.Детям раздаются цветные значки или штурвалы. По команде к своей остановке бегут только те дети у которых цвет значка соответствует указанной пристани. Остальные дети продолжают бегать в рассыпную.

2.Детям раздаются цветные значки. Ведущий даёт детям команду - «красные корабли на жёлтую пристань,а синие на красную».

3.Замена словесного сигнала на сигнал флажка.

НАЙДИ СВОЙ КУБИК

Цель:Развитие зрительного внимания.

Описание: Детям раздаются цветные ленты. В групповой комнате или на участке в разных концах размещаются цветные кубики. Дети в рассыпную бегают по всей территории. По команде ведущего «К своим кубикам» все должны собраться у кубика такого же цвета как его лента. Затем дети меняются лентами и игра начинается заново.

 

КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ

Цель:Развитие объёма внимания.

Оборудование: Полоса препятствий и разные игрушки.

Описание: Ребёнку даётся установка постараться заметить как можно больше предметов. Перед прохождением полосы препятствий ребёнок отворачивается,а ведущий располагает разнообразные предметы вдоль полосы. Затем по команде «Раз»-ребёнок поворачивается,по команде «Два»-начинает движение.

ЗООПАРК

Цель:Развитие переключения и распределения внимания.

Количество игроков: любое
Дополнительно: повязки на глаза по количеству участников
Все участники должны выйти на середину комнаты. Каждому необходимо выдать платок или полотенце, чтобы завязать глаза. Игроки выстраиваются в один большой круг, а ведущий переходит от одного человека к другому и говорит на ушко, какое животное надо будет изображать.
Виды животных подбираются таким образом, чтобы они могли образовывать стада или стаи и при этом издавать какой-либо один характерный звук. Например, буйволы — мычат, утки — крякают, змеи — шипят, кабаны — хрюкают, собаки динго — лают, кукушки — кукуют, мыши — пищат, тигры — рычат.
Задание для игроков: необходимо с завязанными глазами ходить по комнате и искать своих "братьев по крови". При этом не забывать самим издавать опознавательные звуки.
Победителями становятся те "животные", которые первыми соберутся в единую группу. 

НАЙДИ ИГРУШКУ

Цель: развитие переключения и распределения внимания.

Описание:Все дети стоят в шеренге. В группе рассыпается большое количество небольших игрушек,важно чтобы было много одинаковых и похожих. Детям даётся задание По команде «Раз»-найти шарик,по команде «Два» найти синюю игрушку. Интервал между командами 10 секунд.

Варианты и усложнения:

1.Увеличить число предметов и команд.

2.Использование предметов с похожими признаками

РАЗВЕДЧИКИ

Цель: Развитие переключение и распределение внимания,объём внимания.

 Описание:Игроки замирают в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду и выходит из комнаты. Играющие делают пять изменений в своих позах и одежде (не у каждого пять, а всего пять). Ведущий должен вернуть все в исходное положение.
Если ведущий нашел все пять изменений, то в награду игроки исполняют какое-нибудь его желание. В противоположном случае нужно водить еще раз. 

КТО ВЕРНЕЕ

Цель:Развитие зрительного внимания,распределения и переключения внимания.

Описание:Дети становятся в круг, каждый ребенок держит в руке маленький мяч или
мешочек с песком. В центре круга стоит ящик или большая корзина (расстояние от цели
до детей не более 1,5-2 м).
По сигналу воспитателя дети бросают предметы, которые находятся у них в руках,
в ящик, затем подходят к нему, достают брошенные предметы, возвращаются на свои
места и повторяют упражнение несколько раз.
Указания к проведению. Упражнение одновременно могут выполнять не более 8-10
детей.
Если ребенок не попал в цель, он поднимает только брошенный им предмет.
При метании в цель большинство детей бросают предмет одной рукой от плеча. Им
следует показать и другой способ метания - одной рукой снизу, так как этим способом им
легче попасть в цель. 

ИГРА С ПИКТОГРАММАМИ

Цель: развитие переключения и распределения внимания.

Описание: Дети стоят в шеренге. Ведущий показывает детям пиктограмму,изображающую движение,позу,дети должны её повторить.

СДЕЛАЙ КАК ПОПРОШУ

Цель: развитие переключения и распределения внимания.

Описание:Участники становятся в круг. Выбираются двое водящих. Один из них по условиям игры показывает различные движения, которые все синхронно повторяют, незаметно меняя движения (назовём его условно - "танцор"). Второго водящего выводят в другую комнату, его задача - определить "танцора". Игра начинается всеми участниками со слов "сантики - фантики - лимпомпо". Затем "танцор" показывает различные движения, группа - копирует их, по-прежнему, сопровождая словами "сантики - фантики - лимпомпо". Задача водящего: с трех попыток определить "танцора". Таким образом, участники должны смотреть куда угодно, только не на "танцора"! Если водящий отгадал, то "танцор" автоматически занимает место водящего. Игра продолжается. 

ВЫБИРАЙ САМ

Цель:Учить детей планировать свои действия,развивать переключение и распределение внимания.

Описание: Ведущий предлагает детям выполнить ряд заданий,упражнений. Ребёнок должен сам решить в каком порядке он будет их выполнять и выполнить точно по своему плану.

МЯЧ В КРУГЕ

Цель:Тренировка точности движений, быстроты реакции. Развитие умения распределять внимание.

Материал:мячи маленького диаметра (3-10 шт.).

Ход игры:Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга небольшие мячики (2-3). Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатыаает дополнительное количество мячей. Если мяч останавливается в центру ведущий его убирает. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

МАШИНКА

Цель:Развитие реакции,слухового внимания

Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку. 

НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ

Цель: учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.

Описание игры: Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре

МОЛЧАНКА

Цель:Развитие воли,произвольности процессов.

Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики,
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок.
Молчок!

После слова«Молчок!»все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями, смешными словами и потешками, шуточным стихотворением. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения

ЗАПРЕЩЁННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Цель:Развитие распределения и устойчивости внимания.

Описание:Выбирается водящий. Остальные участники становятся в одну шеренгу. Водящий показывает какое-нибудь движение и говорит, что оно запрещегаюе — его нельзя выполнять. Потом делает любые движения, и ему должны подражать все игроки. Время от времени он выполняет запрещенное движение. Те из игроков, которые повторили его, делают шаг назад. Побеждает тот, кто остался на месте.

Правило. Если игрок хотя бы попытался выполнить запретное движение, ошибка засчитывается, и он отходит назад.

ВЕЛИКАНЫ И ЛИЛИПУТЫ

Цель игры:в игровой форме развивать внимательность детей.

Описание:На игровой площадке проводится линия или чертится круг. Дети встают в одну шеренгу по линии или в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга.

Перед шеренгой или в центре круга стоит воспитатель и начинает игру под рифмовку:

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали —
Великанами мы стали.

Произнося слова «великаны» и «карлики», ведущий сопровождает их движениями рук: при слове «великан» — поднимает руки вверх, а при слове «карлик» — опускает их ладонями вниз. Дети при слове «великан» должны встать и поднять руки вверх, а при слове «карлик» присесть, положив ладони на колени.

Учитывая, что игра рассчитана на внимательность детей, слова и жесты воспитателя могут не совпадать: при слове «великан» — руки могут быть опущены, а при слове «карлик» — подняты. Поэтому дети должны внимательно слушать слова и не попадаться на ложный жест.

Проведя игру несколько раз, воспитатель отмечает самых внимательных детей, не допустивших ни одной ошибки.

СМЕШИНКА

Цель: Развитие выдержки,волевого поведения,произвольности процессов.

Описание:Каждый играющий получает какое-нибудь имя, скажем, хлопушка, леденец, сосулька, гирлянда, иголочка, фонарик, сугроб...

Водящий обходит всех по кругу и задает различные вопросы:

Кто ты?
– Хлопушка.
– А какой сегодня праздник?
– Леденец.
– А что это у тебя (показывая на нос)?
– Сосулька.
– А что капает с сосульки?
– Гирлянда...

Каждый участник должен отвечать на любые вопросы своим «именем», при этом «имя» можно склонять соответствующим образом. Отвечающие на вопросы не должны смеяться. Кто засмеется – выбывает из игры и отдает свой фант.

Потом проводится розыгрыш заданий для фантов.

СЛУШАЙ СИГНАЛ

Цель:Развитие слухового внимания.

Описание:Дети строятся в колонну по одному и по команде ведущего идут вокруг зала (площадки). Затем ведущий внезапно дает условный сигнал (хлопок, свисток). Если дается сигнал один раз, играющие продолжают ходьбу, если два раза – останавливаются, если три раза – приседают. Допустившие ошибку становятся в конец колонны. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.

Время от времени необходимо менять направление движения колонны. Не следует очень часто подавать сигналы.

ЗАПОМНИ РИТМ

Цель:Развитие слухового внимания.

Описание. Дети  стоят в кругу. Ведущий показывает ритмический рисунок хлопками. Дети должны его повторить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры с речевым сопровождением.

«Я люблю свои игрушки» Я люблю свои игрушки: Куклы, мячики, хлопушки,Буратино и Мальвину –Все поместятся в машину.Я машину заведу,  Я на улицу пойду.Ой, уехала машина, П...

Подвижные игры с речевым сопровождением

Подвижные игры для детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания. Можно использовать в различных видах деятельности....

Формирование физических качеств в процессе организации подвижных игр с музыкальным сопровождением

Формирование физических качеств  в процессе организации подвижных игр с музыкальным сопровождением...

Музыкальные подвижные игры с музыкальным сопровождением

Музыкальные подвижные игры с музыкальным сопровождением...

Музыкальные подвижные игры с музыкальным сопровождением

Музыкалные подвижные игры с музыкальным сопровождением  - это один из любимых видов двигательной деятельности дошколят. Организация таких игр в ДОУ помогает детям легче социализироваться, поэтому...

Музыкальные подвижные игры с музыкальным сопровождением для детей 5-7 лет

Детство без подвижных игр  просто не может быть. А музыкальные игры  украшают и эмоционально  расцвечивают любую игру. Надеюсь, что этот материал помогут коллегам в практической работе ...