Использование моделирования в процессе руководства и развертывания сюжетно-ролевой игрой.
методическая разработка на тему

Проблема организации игровой деятельности в ДОУ является одной из основных в современном дошкольном образовании. В статье мы показываем один из подходов к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Задачи образовательной Программы решаются  через организацию сюжетно-ролевой игры. В качестве средств развития и руководства сюжетно-ролевой игрой предлагается использовать наглядные модели и действия замещения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogomolova_statya.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Использование моделирования в процессе руководства и развертывания сюжетно-ролевой игрой.

Н.В.Богомолова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-Детский сад № 21» муниципального образования «Лысьвенский городской округ»

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, социализация, метод наглядного моделирования, модель, среда.  

Аннотация: проблема организации игровой деятельности в ДОУ является одной из основных в современном дошкольном образовании. В статье мы показываем один из подходов к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Задачи образовательной Программы решаются  через организацию сюжетно-ролевой игры. В качестве средств развития и руководства сюжетно-ролевой игрой предлагается использовать наглядные модели и действия замещения.  

«Вся жизнь игра, а люди в ней актёры, и каждый не одну играет роль…!», сказал Вильям Шекспир. «Исполняя» различные роли дети познают мир, учатся, усваивают социальный опыт. Сюжетно-ролевая игра всегда была школой социализации для ребенка, в которой он примерял на себя и осваивал разные социальные роли, обретал опыт взаимодействия с другими детьми. Все мы знаем, что игра важна для детей, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в детском саду не эффективно без игры. Но в тоже время мы вынуждены констатировать, что игре не уделяется должного внимания ни в детском саду, ни дома. В нашем детском саду причин несколько:

 - в образовательном процессе не определено специального времени для организации сюжетно-ролевой игры. В связи с чем, педагогам проще  организовать регламентированную деятельности, а не игру;

- ежегодно проводя опросы родителей, в графе профессия мы видим широкий их спектр: менеджеры, риэлторы, агенты и другие - детям  не понятны сами профессии и их названия;

-  педагогам трудно перестроиться, заменить  традиционные профессии на современные и отразить их в среде.  

Осознание проблем в игровой деятельности, натолкнули нас на необходимость пересмотра организации образовательного процесса в  ДОУ. Мы начали с того, что вновь изучили знакомые нам раннее технологии и руководство игровой деятельностью, таких авторов Н.Я.Михайленко, Н.В.Краснощекова, Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф.

После этого мы вновь вернулись к основополагающим идеям нашей Программы, разработанной на основе комплексной программы «Развитие», Л.А.Венгера. «Развивающее значение игры состоит в действиях во внутреннем, воображаемом плане; в использовании предметов заместителей; взятии на себя роли; замещении игровых действий; согласовании действий взрослых и детей в процессе игры. Развивающее значение игры реализуется только в процессе руководства со стороны взрослого»[3,С.5].  В этом учебном году мы выстраиваем образовательный  процесс в ДОУ на основе данной идеи. Что сделано на данный момент?

  1. В образовательном процессе ДОУ игре выделено время и место.
  2. Сюжеты игр подбираются с учетом интересов детей.

Организованы игровые центры «салон красоты», «торговый центр», «центр здоровья». Преобразована развивающая предметно-пространственная среда.

  1. Сюжеты игр подбираются с возможностями родителей.

Родители нам помогают организовать наблюдения, экскурсии, беседы  о профессиях. Таким образом, дети  знакомятся с различными сторонами жизни взрослых и получают дополнительные сведения и впечатления.

  1. Совместно с детьми мы создали наглядные модели для развития сюжетно-ролевой игры.

Модели  мы начали создавать с детьми со средней группы, так как именно в этом возрасте у детей складывается способность к наглядному моделированию. Возрастной период 3-4 года соответствует 1 этапу овладения действиями моделирования. На этом этапе дети сопоставляют готовые модели с самой моделируемой действительностью - игрой. Готовые модели предлагаются детям для развертывания сюжета. Дети используют модели  в качестве подсказки. Так же на данном этапе дети используют действия замещения. Любой игровой предмет (кирпичик, мяч) может служить орудием труда. На 2 этапе модель создается совместно с детьми. Она способствует обогащению игровых сюжетов и игровых действий. Появился «салон красоты». Он пополняется новыми ролями: «мастер маникюра», «визажист», «стилист». В «торговом центре» появляется «аниматор», «охранник», «менеджер». В «центре здоровья» новые профессии «массажист», «инструктор лечебной физкультуры», «диетолог». На 3 этапе дети самостоятельно строят разнообразные модели и развертывают сюжет. На этом этапе игры имеют интегрированный характер.

Мы увидели первые результаты своей деятельности, дети с удовольствием берут на себя роли и играю. Наглядные модели и атрибуты игр пополняют игровые Центры.

Таким образом, мы пришли к выводу, что возвращаясь к прошлому, мы делаем уверенный шаг в будущее.

Список литературы:

  1. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) /Сост.: Е.Н.Тверитина, Л.С.Барсукова; под ред.М.А.Васильевой.-М.: Просвещение, 1986.-112 с.
  2. Спецкурс: «Воспитание детей в игре». - М.:А.П.О.,1996-56 с.
  3. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное руководство и развитие сюжетно-ролевыми играми в средней группе

Комплексное руководство сюжетно - ролевыми играми Доктор", " Парикмахерская", "Строители" предусматривает отражение игры во всех видах деятельности, во всех режимных моментах, с постепенным усложнение...

Руководство и организация сюжетно -ролевой игры "Парикмахерская"

Существует много методик по организации сюжетно-ролевых игр. Используя различные методики и свой собственный опыт, я создала данное руководство, которое поможет педагогам организовать сюжетно-ролевую ...

руководство и организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах

особенности сюжетно-ролевой игрывиды  сюжетно-ролевой игрыруководство игройтематика игр и развитие сюжетв в разных возрастных группах...

Руководство к организации сюжетно - ролевой игре "Семья"

Образовательная область "Социализация"Сюжетно - ролевая игра "Семья", презентациямладшая группа...

Руководство и организация сюжетно – ролевой игры.

    Вся жизнь ребёнка неразрывно связана с игрой. Чем меньше ребёнок, тем больше времени должно быть дано ему на игру. Воспитателю надо заботиться о том, что бы игры детей трет...

Методические рекомендации по использованию технологии "Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно - ролевых игр" ( автор Т.В.Березенкова)

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).Методические рекомендации представляют с...