Главные вкладки

    Сюрпризные моменты на праздниках и развлечениях в детском саду и их роль в эмоциональном развитии ребенка
    статья

    Богомолова Людмила Викторовна

    Как организовать сюрпризные моменты на праздниках и развлечениях в детском саду? Зачем они нужны? Их роль в эмоциональном развитии ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon syurpriznye_momenty.doc63.5 КБ
    Microsoft Office document icon syurpriznye_momenty.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сюрпризные моменты на проаздниках и развлечениях

    в детском саду

    Что такое сюрприз? Это, прежде всего, неожиданность, удивление, радость, восторг. Это те эмоции, которые так необходимы нашим детям и которых им так не хватает в повседневной жизни. А ведь именно радость оказывает «могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка», лучше всего влияет на его жизнь, на развитие его способностей. «В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному!» (Г. П. Федорова).

    Поэтому подготовке и включению разнообразных сюрпризных моментов не только в праздники, но и в вечера досуга, а также в музыкальные занятия, в нашем саду уделяется очень большое внимание.

    Составляя сценарий праздника или вечера досуга, я стараюсь продумать целый каскад сюрпризов, расположить их по силе воздействия и яркости восприятия. В этом случае можно рассчитывать, что у детей останется приятное, светлое впечатление, удовлетворенность, восторг.

    Я всегда стремлюсь к тому, чтобы каждый номер, каждая песня, пляска являлись сами по себе сюрпризом. И обязательно учитываю как их внешний эффект (эмоциональный и эстетический), так и глубину воздействия, качество исполнения, уровень трудности, сложность постановки. Именно от этого зависит, кто будет участвовать непосредственно в исполнении сюрпризного момента – взрослый, несколько взрослых, ребенок или подгруппа детей, с которыми проводится большая индивидуальная работа.

    Каким же образом выстраивается каскадная линия сюрпризов?

    Дети получают письмо в красивом конверте на влетевшем (опущенном на леске) осеннем листочке, снежинке, шарике и т. д. или посылку с волшебной книгой, зажигающимся фонариком, цветком, колокольчиком, говорящей шишкой и др. Таким образом завязывается интрига: детей приглашают в путешествие, предлагают выполнить задания для достижения определенной цели. Цель может быть различная: кому-то помочь, кого-то спасти, что-то найти (клад, волшебное дерево и т. д.).

    На своем пути дети встречают положительных сказочных героев, которые им помогают, и отрицательных персонажей, которые им всячески «вредят» и мешают. При этом большое внимание уделяется костюмам, яркости и эффектности атрибутов, световым и звуковым эффектам.

    Дети очень эмоционально воспринимают движущиеся предметы (напр.: «убежавшие» калоши, печку, приехавшую к Емеле, домик на «курьих ножках»), говорящие предметы (елку, цветок, книгу), особенно в сочетании со световыми эффектами (миганием, подсветкой, вспышками). Все это выглядит необычно, непонятно, иногда интригующе, иногда смешно, но, безусловно, представляет собой захватывающее зрелище.

    Все сюрпризы должны быть тесно связаны с сюжетом, чтобы надежды детей не обманывались, а лишь подтверждались очарованием каждого, пусть даже небольшого сюрпризного момента.

    И, естественно, финал – это достижение цели, когда преодолены все препятствия, добро побеждает зло, а дети получают заслуженную награду не только в виде подарков и угощения, но и благодаря тем переживаниям (удивлению, радости, восторгу), которые они испытывают, и которые оставляют неизгладимую память в их душе.

    Итак, основная цель любых сюрпризных моментов – доставить детям радость, удивить их, показать им «настоящее чудо» (игрушечный заяц превращается в живого, подарки, украденные «злодеями» – в мешки с водой, вода в кувшине – в конфетти и т. д.), ибо под воздействием положительных эмоций происходит ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАСКРЕПОЩЕНИЕ РЕБЕНКА. И это самое главное.

    Попутно решается ряд задач нравственного, умственного и эстетического воспитания. Обогащается жизненный опыт детей, их духовный мир, развивается внимание, воображение, любознательность, умение сопереживать, желание участвовать в театрализованной деятельности, формируются представления о добре и зле, честности, справедливости, дружбе.

    Сталкиваясь с положительными и отрицательными героями, дети испытывают гордость и удовлетворение от того, что могут противостоять «злым силам», проявить смелость, ловкость, находчивость, кому-то помочь, кого-то спасти, и сами, в свою очередь, могут рассчитывать, что им всегда в трудный момент кто-то придет на помощь.

    С чего же начинается подготовка сюрпризных моментов?

    Всю подготовительную работу можно разделить на несколько этапов:

    1. Подбор материала, продумывание и составление сценария.
    2. Ознакомление с ним участников представления, обсуждение, распределение ролей и ответственных за изготовление костюмов и атрибутов.
    3. Индивидуальная работа с детьми и со взрослыми, участвующими в сюрпризных моментах, а также непосредственная работа по изготовлению или приобретению костюмов и атрибутов.

    Составляя сценарий праздника или вечера досуга, я продумываю, какие интересные и яркие моменты можно туда включить. Подбирая роли для исполнения сюрпризов, обязательно учитываю индивидуальные особенности как детей, так и взрослых, их возможности, способности и навыки. Стараюсь каждому ребенку найти подходящую роль. Кто-то из детей может выучить большой текст и выразительно его прочесть, а кто-то может сказать пусть одну небольшую, но ответственную фразу. Кто-то может исполнить песню, танец, спортивное упражнение, а кто-то вынести предмет с сюрпризом или угощением. Я всегда большое значение придаю тому, чтобы заинтересовать ребенка, дать ему возможность осознать предложенную роль, подчеркнуть его значимость и необходимость участия. При этом ни в коем случае ребенка нельзя заставлять, принуждать, у него должно возникнуть желание, он сам должен принять решение.

    Роли для взрослых также необходимо хорошо продумать, умело распределить. Необходимо учитывать, что самые яркие персонажи (Добрая Фея- волшебница, Смешиловна, Зимушка-Зима) – это роли для ведущих праздник (вечер досуга). Неся любой из этих образов, они окрашивают представление в те тона, которые задуманы по сценарию. Здесь очень важным является владение танцевальной техникой, эмоциональной речью, аудиторией. Исполнитель ведущих ролей (главных персонажей) должен уметь с честью выходить из любой ситуации, уметь заполнить паузу шуткой, своим наблюдением или анализом какого-нибудь выступления. Не все члены педагогического коллектива могут быть артистами. Артистическую форму нужно приобретать, нарабатывать (от простого к сложному). Если взрослые не владеют исполнительской техникой, начинать работу с ними следует с безмолвных ролей, или с ролей, где текста очень мало, в основном соединяя действия детей и воспитателя в одном номере: Большая Матрешка и маленькие, птица и птенчики, кошка и котята, елка и елочки.

    Хочу также отметить, что все взрослые исполнители обладают разными характерами. У нас есть педагоги, которые блестяще играют положительные роли (Сказочница Веселина, Осень, Весна, Снегурочка), и в то же время отрицательные роли (Баба-Яга, Карабас Барабас, Кощей, Леший) им не по силам. Есть воспитатели, с удовольствием выступающие в роли отрицательных персонажей, проявляя свою яркую индивидуальность, артистический талант. Это же учитывается, как при составлении сценария, так и при распределении ролей.

    Итак, написав сценарий, продумав в нем все сюрпризные моменты, я знакомлю с ним весь коллектив детского сада (как правило, на рабочем совещании). Мы подробно обсуждаем все ключевые моменты, распределяем роли, учитывая все вышесказанное, а также определяем, кто будет участвовать в изготовлении костюмов и атрибутов. Очень часто нам в этом помогают родители и обслуживающий персонал. Вообще, надо сказать, что в подготовке и проведении праздников у нас участвует весь коллектив (не только педагоги, но и помощники воспитателей, повара, завхоз, медсестра, кастелянша). Многие из них с удовольствием выступают в роли различных персонажей. Главное, уметь увлечь всех участников (и взрослых, и детей) сюжетом, яркими образами, заразить собственным интересом, желанием осуществить задуманное.

    Следующий этап – это индивидуальная или подгрупповая работа с детьми и с взрослыми по разучиванию и исполнению различных ролей и отдельных номеров, а также изготовление оформления, костюмов и атрибутов. Могу сказать, что сам по себе этот процесс приносит всем большую радость, так как превращается в увлекательную игру. Дети и взрослые получают огромное удовольствие от маленьких побед, той атмосферы доброжелательного юмора, который царит вокруг, и, конечно же, от того творческого процесса, в котором мы все участвуем.

    Все сюрпризные моменты можно условно разделить по 4 направлениям:

    1.         Зрелищно-игровые: «Оживление зайчика», «Живой мешок», «Кувшин с водой», «Кто сидит в мешке?», «Заколдованные подарки», все виды фокусов, также все «самодвижущие» и «говорящие» предметы и т. д. (см. приложение).

    Эти сюрпризы легко вплетаются в любой праздник и вечер досуга, где есть персонаж-волшебник (фокусник). Их, как правило, исполняют взрослые (исключение составляет «живой мешок»). Дети же являются активными зрителями, эмоционально реагирующими на происходящее. Их просят подуть, похлопать, потопать, вытащить игрушку из мешка («Кто сидит в мешке?»), сказать волшебные слова; таким образом, небольшое представление переходит в захватывающую игру.

    Иногда на праздниках мы используем еще один сюрпризно-игровой момент, и на нем я хочу остановиться особо. Дети очень любят игру «Мешок без дна». Сама по себе она для них не является сюрпризом, так как не несет в себе никакого элемента неожиданности. Радость и удовольствие им доставляет то «удивление», которое «испытывает» персонаж, оставшийся с пустым мешком, и, конечно, чувство собственной смелости и ловкости.

    Сюрпризом же является «двойной мешок» (его устройство подробно описывается в приложении). Несколько детей спокойно вылезают из «мешка без дна» и убегают, а последний ребенок оказывается в «мешке с дном». В этом случае необходимо учитывать возрастные (можно проводить только с подготовительной группой) и индивидуальные особенности психики ребенка, т. е. необходимо иметь абсолютную уверенность, что ребенок не испугается, не испытает никаких отрицательных эмоций. Естественно, персонаж должен быть обязательно положительный, добрый, хорошо знакомый детям и, конечно, этот момент ни в коем случае нельзя затягивать. Ребенку обязательно вручается приз как самому смелому. Это приносит непередаваемый восторг, но еще раз хочу подчеркнуть, что никакие просчеты и случайности здесь недопустимы и выбор ребенка, который окажется в «мешке с дном» необходимо хорошо продумать заранее.

    2.         Появление положительного персонажа должно органично вплетаться в сюжетную линию сценария праздника или вечера досуга.

    Такие роли сказочных персонажей, как Мальвина, Буратино, Красная Шапочка предназначены исключительнодля детей. Существуют роли, которые могут играть только взрослые (Карлсон, сказочница Веселина, бабушка Веселина и др.).

    Есть и такие роли, которые могут исполнять как взрослые так и дети (Лесная Фея, Весна, Осень и т. д.). Кому будут предназначены данные роли, зависит от сложности их исполнения и от возраста детей.

    Очень часто напраздниках и вечерах досуга выступают школьники, выпускники детского сада, со многими из которых мы поддерживаем тесный контакт. Они с удовольствием принимают участие в самых разных мероприятиях детского сада, играют роли сказочных героев, участвуют в зрелищно-игровых сюрпризных моментах. Их помощь, например, становится просто незаменимой в таких случаях, когда нужна “движущаяся” печка (и ребенка в нее не посадишь, и не каждый взрослый поместится). В любом случае, все сюрпризные роли, независимо от того, играют их дети детского сада, взрослые или школьники,  требуют очень большой индивидуальной работы и огромной подготовки.

    1. Появление отрицательного персонажа вносит волнующую интригу в любое представление и также должно быть тесно связано с его сюжетной линией.

    В прямом смысле, отрицательные персонажи в праздники и вечера досуга младшей и средней групп я не включаю, но по сюжету сказки здесь могут появляться Лиса, Волк, Мухомор и др., которые выполняют определенные отрицательные функции, но они обязательно должны быть не страшными, а смешными (см. “Волшебный мешок”). Это условие, конечно же, остается в силе и для старших детей.

    Как правило, роли “злодеев” (Карабас Барабас, Баба Яга, Кощей, Змей Горыныч, старуха Шапокляк, Леший, Кикимора) отдаются взрослым. Бывают и исключения: внучка Ежка, маленький Лешачок. В основном же детииграют роли более доступные им по образу: лентяи, Жара, Волк, Лиса, Северный ветер.

    К распределению отрицательных ролей между детьми нужно подходить очень продуманно и ответственно: учитывать не только артистические данные и способности ребенка, но и его индивидуальные особенности, его характер и желание. А желание у детей возникает тогда, когда они почувствуют себя настоящими актерами, почувствуют свою значимость и необходимость своего участия в исполнении отрицательной роли. Помимо личного артистического опыта, который дети начинают накапливать уже с младшей группы, очень важными являются индивидуальные и коллективные беседы, которые мы проводим вместе с воспитателями, рассказывая детям о театре, об актерах, обсуждая просмотренные ими спектакли.

    Еще раз хочу подчеркнуть, что никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя принуждать ребенка. У него должно возникнуть свое собственное желание сыграть ту или иную роль. И, конечно, отмечаем все его достижения, даже самы маленькие, побуждая к дальнейшей творческой деятельности.

    1. Заключительные сюрпризы как вариант преподнесения подарков. Здесь, как правило, тесно переплетаются все сюрпризные моменты. Это и зрелищно-игровые сюрпризы (иголки становятся подарками с елки, маленькие конфеты превращаются в большие “конфеты” с подарками), и появление положительных, а также отрицательных персонажей, раскаявшихся в своих поступках.

    Особая же роль принадлежит предметам с сюрпризами. К ним относятся: бутафорский торт, снежный ком, морковь, репка, арбуз, гриб, сосулька, огромная конфета, “печка”, избушка “на курьих ножках” и многие другие.

    Их всех объединяет то, что внутри у каждого находятся подарки или угощение. Эти предметы должны быть яркими, красочными, похожими на настоящие и, конечно, должны быть эффектно преподнесены. Это дарит детям огромную радость, восторг, оставляет чудесные воспоминания в их душах.

    В заключении хочу подчеркнуть, что в любом представлении общий план, сценарий, все сюрпризы для детей остаются загадкой. О них они узнают только на празднике (вечере досуга) и лишь в небольшой мере знакомятся с другими действующими лицами и входят с ними в контакт. Это в полной мере дает возможность использовать огромный потенциал сюрпризных моментов, которые благотворно воздействуют на личность ребенка, несут детям радость, энергетический запас, обладают силой захватывать, притягивать, побуждать их к соучастию и, конечно, развивают их творческие способности.



    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Что такое сюрприз? Это, прежде всего, неожиданность, удивление, радость, восторг. Это те эмоции, которые так необходимы нашим детям и которых им так не хватает в повседневной жизни. А ведь именно радость оказывает «могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка», лучше всего влияет на его жизнь, на развитие его способностей. «В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному!» (Г. П. Федорова).

    Поэтому подготовке и включению разнообразных сюрпризных моментов не только в праздники, но и в вечера досуга, а также в музыкальные занятия, в нашем саду уделяется очень большое внимание.

    Составляя сценарий праздника или вечера досуга, я стараюсь продумать целый каскад сюрпризов, расположить их по силе воздействия и яркости восприятия. В этом случае можно рассчитывать, что у детей останется приятное, светлое впечатление, удовлетворенность, восторг.

    Я всегда стремлюсь к тому, чтобы каждый номер, каждая песня, пляска являлись сами по себе сюрпризом. И обязательно учитываю как их внешний эффект (эмоциональный и эстетический), так и глубину воздействия, качество исполнения, уровень трудности, сложность постановки. Именно от этого зависит, кто будет участвовать непосредственно в исполнении сюрпризного момента – взрослый, несколько взрослых, ребенок или подгруппа детей, с которыми проводится большая индивидуальная работа.

    Каким же образом выстраивается каскадная линия сюрпризов?

    Дети получают письмо в красивом конверте на влетевшем (опущенном на леске) осеннем листочке, снежинке, шарике и т. д. или посылку с волшебной книгой, зажигающимся фонариком, цветком, колокольчиком, говорящей шишкой и др. В последние годы появилась возможность широко использовать мультимедийный проектор, с помощью которого можно создать и воспроизвести авторские аудио- и видео-слайды, с различными персонажами и оживающими предметами, что сразу помогает создать неповторимую сказочную обстановку. Таким образом, завязывается интрига: детей приглашают в путешествие, предлагают выполнить задания для достижения определенной цели. Цель может быть различная: кому-то помочь, кого-то спасти, что-то найти (клад, волшебное дерево и т. д.).

    На своем пути дети встречают положительных сказочных героев, которые им помогают, и отрицательных персонажей, которые им всячески «вредят» и мешают. При этом большое внимание уделяется костюмам, яркости и эффектности атрибутов, световым и звуковым эффектам, в чем опять же очень помогает мультимедийный проектор.

    Дети очень эмоционально воспринимают движущиеся предметы (напр.: «убежавшие» калоши, печку, приехавшую к Емеле, домик на «курьих ножках»), говорящие предметы (елку, цветок, книгу), особенно в сочетании со световыми эффектами (миганием, подсветкой, вспышками). Все это выглядит необычно, непонятно, иногда интригующе, иногда смешно, но, безусловно, представляет собой захватывающее зрелище.

    Все сюрпризы должны быть тесно связаны с сюжетом, чтобы надежды детей не обманывались, а лишь подтверждались очарованием каждого, пусть даже небольшого сюрпризного момента.

    И, естественно, финал – это достижение цели, когда преодолены все препятствия, добро побеждает зло, а дети получают заслуженную награду не только в виде подарков и угощения, но и благодаря тем переживаниям (удивлению, радости, восторгу), которые они испытывают, и которые оставляют неизгладимую память в их душе.

    Итак, основная цель любых сюрпризных моментов – доставить детям радость, удивить их, показать им «настоящее чудо» (игрушечный заяц превращается в живого, подарки, украденные «злодеями» – в мешки с водой, вода в кувшине – в конфетти и т. д.), ибо под воздействием положительных эмоций происходит ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАСКРЕПОЩЕНИЕ РЕБЕНКА. И это самое главное.

    Попутно решается ряд задач нравственного, умственного и эстетического воспитания. Обогащается жизненный опыт детей, их духовный мир, развивается внимание, воображение, любознательность, умение сопереживать, желание участвовать в театрализованной деятельности, формируются представления о добре и зле, честности, справедливости, дружбе.

    Сталкиваясь с положительными и отрицательными героями, дети испытывают гордость и удовлетворение от того, что могут противостоять «злым силам», проявить смелость, ловкость, находчивость, кому-то помочь, кого-то спасти, и сами, в свою очередь, могут рассчитывать, что им всегда в трудный момент кто-то придет на помощь.

    С чего же начинается подготовка сюрпризных моментов?

    Всю подготовительную работу можно разделить на несколько этапов:

    1. Подбор материала, продумывание и составление сценария.
    2. Ознакомление с ним участников представления, обсуждение, распределение ролей и ответственных за изготовление костюмов и атрибутов, создание аудиофайлов и видеосюжетов.
    3. Индивидуальная работа с детьми и со взрослыми, участвующими в сюрпризных моментах, а также непосредственная работа по изготовлению или приобретению костюмов и атрибутов, созданию аудиофайлов и видеосюжетов.

    Составляя сценарий праздника или вечера досуга, я продумываю, какие интересные и яркие моменты можно туда включить. Подбирая роли для исполнения сюрпризов, обязательно учитываю индивидуальные особенности как детей, так и взрослых, их возможности, способности и навыки. Стараюсь каждому ребенку найти подходящую роль. Кто-то из детей может выучить большой текст и выразительно его прочесть, а кто-то может сказать пусть одну небольшую, но ответственную фразу. Кто-то может исполнить песню, танец, спортивное упражнение, а кто-то вынести предмет с сюрпризом или угощением. Я всегда большое значение придаю тому, чтобы заинтересовать ребенка, дать ему возможность осознать предложенную роль, подчеркнуть его значимость и необходимость участия. При этом ни в коем случае ребенка нельзя заставлять, принуждать, у него должно возникнуть желание, он сам должен принять решение.

    Роли для взрослых также необходимо хорошо продумать, умело распределить. Необходимо учитывать, что самые яркие персонажи (Добрая Фея- волшебница, Смешиловна, Зимушка-Зима) – это роли для ведущих праздник (вечер досуга). Неся любой из этих образов, они окрашивают представление в те тона, которые задуманы по сценарию. Здесь очень важным является владение танцевальной техникой, эмоциональной речью, аудиторией. Исполнитель ведущих ролей (главных персонажей) должен уметь с честью выходить из любой ситуации, уметь заполнить паузу шуткой, своим наблюдением или анализом какого-нибудь выступления. Не все члены педагогического коллектива могут быть артистами. Артистическую форму нужно приобретать, нарабатывать (от простого к сложному). Если взрослые не владеют исполнительской техникой, начинать работу с ними следует с безмолвных ролей, или с ролей, где текста очень мало, в основном соединяя действия детей и воспитателя в одном номере: Большая Матрешка и маленькие, птица и птенчики, кошка и котята, елка и елочки.

    Хочу также отметить, что все взрослые исполнители обладают разными характерами. У нас есть педагоги, которые блестяще играют положительные роли (Сказочница Веселина, Осень, Весна, Снегурочка), и в то же время отрицательные роли (Баба-Яга, Карабас Барабас, Кощей, Леший) им не по силам. Есть воспитатели, с удовольствием выступающие в роли отрицательных персонажей, проявляя свою яркую индивидуальность, артистический талант. Это же учитывается, как при составлении сценария, так и при распределении ролей.

    Итак, написав сценарий, продумав в нем все сюрпризные моменты, я знакомлю с ним весь коллектив детского сада (как правило, на рабочем совещании). Мы подробно обсуждаем все ключевые моменты, распределяем роли, учитывая все вышесказанное, а также определяем, кто будет участвовать в изготовлении костюмов и атрибутов. Очень часто нам в этом помогают родители и обслуживающий персонал. Вообще, надо сказать, что в подготовке и проведении праздников у нас участвует весь коллектив (не только педагоги, но и помощники воспитателей, повара, завхоз, медсестра, кастелянша). Многие из них с удовольствием выступают в роли различных персонажей. Главное, уметь увлечь всех участников (и взрослых, и детей) сюжетом, яркими образами, заразить собственным интересом, желанием осуществить задуманное.

    Следующий этап – это индивидуальная или подгрупповая работа с детьми и со взрослыми по разучиванию и исполнению различных ролей и отдельных номеров, а также изготовление оформления, костюмов и атрибутов. Создание мультимедийных презентаций с использованием интернет-ресурсов и аудио- и видеофайлов, как правило беру на себя, хотя иногда приходится привлекать педагогов, и родителей. Могу сказать, что сам по себе этот процесс приносит всем большую радость, так как превращается в увлекательную игру. Дети и взрослые получают огромное удовольствие от маленьких побед, той атмосферы доброжелательного юмора, который царит вокруг, и, конечно же, от того творческого процесса, в котором мы все участвуем.

    Все сюрпризные моменты можно условно разделить по 4 направлениям:

    1.         Зрелищно-игровые: «Оживление зайчика», «Живой мешок», «Кувшин с водой», «Кто сидит в мешке?», «Заколдованные подарки», все виды фокусов, также все «самодвижущие» и «говорящие» предметы и т. д. (см. приложение).

    Эти сюрпризы легко вплетаются в любой праздник и вечер досуга, где есть персонаж-волшебник (фокусник). Их, как правило, исполняют взрослые (исключение составляет «живой мешок»). Дети же являются активными зрителями, эмоционально реагирующими на происходящее. Их просят подуть, похлопать, потопать, вытащить игрушку из мешка («Кто сидит в мешке?»), сказать волшебные слова; таким образом, небольшое представление переходит в захватывающую игру.

    Иногда на праздниках мы используем еще один сюрпризно-игровой момент, и на нем я хочу остановиться особо. Дети очень любят игру «Мешок без дна». Сама по себе она для них не является сюрпризом, так как не несет в себе никакого элемента неожиданности. Радость и удовольствие им доставляет то «удивление», которое «испытывает» персонаж, оставшийся с пустым мешком, и, конечно, чувство собственной смелости и ловкости.

    Сюрпризом же является «двойной мешок» (его устройство подробно описывается в приложении). Несколько детей спокойно вылезают из «мешка без дна» и убегают, а последний ребенок оказывается в «мешке с дном». В этом случае необходимо учитывать возрастные (можно проводить только с подготовительной группой) и индивидуальные особенности психики ребенка, т. е. необходимо иметь абсолютную уверенность, что ребенок не испугается, не испытает никаких отрицательных эмоций. Естественно, персонаж должен быть обязательно положительный, добрый, хорошо знакомый детям и, конечно, этот момент ни в коем случае нельзя затягивать. Ребенку обязательно вручается приз как самому смелому. Это приносит непередаваемый восторг, но еще раз хочу подчеркнуть, что никакие просчеты и случайности здесь недопустимы и выбор ребенка, который окажется в «мешке с дном» необходимо хорошо продумать заранее.

    2.         Появление положительного персонажа должно органично вплетаться в сюжетную линию сценария праздника или вечера досуга.

    Такие роли сказочных персонажей, как Мальвина, Буратино, Красная Шапочка предназначены исключительнодля детей. Существуют роли, которые могут играть только взрослые (Карлсон, сказочница Веселина, бабушка Веселина и др.).

    Есть и такие роли, которые могут исполнять как взрослые так и дети (Лесная Фея, Весна, Осень и т. д.). Кому будут предназначены данные роли, зависит от сложности их исполнения и от возраста детей.

    Очень часто напраздниках и вечерах досуга выступают школьники, выпускники детского сада, со многими из которых мы поддерживаем тесный контакт. Они с удовольствием принимают участие в самых разных мероприятиях детского сада, играют роли сказочных героев, участвуют в зрелищно-игровых сюрпризных моментах. Их помощь, например, становится просто незаменимой в таких случаях, когда нужна “движущаяся” печка (и ребенка в нее не посадишь, и не каждый взрослый поместится). В любом случае, все сюрпризные роли, независимо от того, играют их дети детского сада, взрослые или школьники,  требуют очень большой индивидуальной работы и огромной подготовки.

    1. Появление отрицательного персонажа вносит волнующую интригу в любое представление и также должно быть тесно связано с его сюжетной линией.

    В прямом смысле, отрицательные персонажи в праздники и вечера досуга младшей и средней групп я не включаю, но по сюжету сказки здесь могут появляться Лиса, Волк, Мухомор и др., которые выполняют определенные отрицательные функции, но они обязательно должны быть не страшными, а смешными (см. “Волшебный мешок”). Это условие, конечно же, остается в силе и для старших детей.

    Как правило, роли “злодеев” (Карабас Барабас, Баба Яга, Кощей, Змей Горыныч, старуха Шапокляк, Леший, Кикимора) отдаются взрослым. Бывают и исключения: внучка Ежка, маленький Лешачок. В основном же детииграют роли более доступные им по образу: лентяи, Жара, Волк, Лиса, Северный ветер.

    К распределению отрицательных ролей между детьми нужно подходить очень продуманно и ответственно: учитывать не только артистические данные и способности ребенка, но и его индивидуальные особенности, его характер и желание. А желание у детей возникает тогда, когда они почувствуют себя настоящими актерами, почувствуют свою значимость и необходимость своего участия в исполнении отрицательной роли. Помимо личного артистического опыта, который дети начинают накапливать уже с младшей группы, очень важными являются индивидуальные и коллективные беседы, которые мы проводим вместе с воспитателями, рассказывая детям о театре, об актерах, обсуждая просмотренные ими спектакли.

    Еще раз хочу подчеркнуть, что никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя принуждать ребенка. У него должно возникнуть свое собственное желание сыграть ту или иную роль. И, конечно, отмечаем все его достижения, даже самы маленькие, побуждая к дальнейшей творческой деятельности.

    1. Заключительные сюрпризы как вариант преподнесения подарков. Здесь, как правило, тесно переплетаются все сюрпризные моменты. Это и зрелищно-игровые сюрпризы (иголки становятся подарками с елки, маленькие конфеты превращаются в большие “конфеты” с подарками), и появление положительных, а также отрицательных персонажей, раскаявшихся в своих поступках.

    Особая же роль принадлежит предметам с сюрпризами. К ним относятся: бутафорский торт, снежный ком, морковь, репка, арбуз, гриб, сосулька, огромная конфета, “печка”, избушка “на курьих ножках” и многие другие.

    Их всех объединяет то, что внутри у каждого находятся подарки или угощение. Эти предметы должны быть яркими, красочными, похожими на настоящие и, конечно, должны быть эффектно преподнесены. Это дарит детям огромную радость, восторг, оставляет чудесные воспоминания в их душах.

    В заключении хочу подчеркнуть, что в любом представлении общий план, сценарий, все сюрпризы для детей остаются загадкой. О них они узнают только на празднике (вечере досуга) и лишь в небольшой мере знакомятся с другими действующими лицами и входят с ними в контакт. Это в полной мере дает возможность использовать огромный потенциал сюрпризных моментов, которые благотворно воздействуют на личность ребенка, несут детям радость, энергетический запас, обладают силой захватывать, притягивать, побуждать их к соучастию и, конечно, развивают их творческие способности. *


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

    влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительной деятельности дошкольников...

    Опыт работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

       Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и ...

    «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста». Выступление на педагогическом семинаре.

    В данном выступлении отражен мой опыт работы с детьми в кружке "Умелые ручки", имеется информация о различных техниках нетрадиционного рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста. ...

    на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

    «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"...