ритмодикломация в детском саду.Использование здоровьесберегающих технологий при организации праздников и развлечений в детском саду
статья (старшая группа)
рекомендую для ознакомления как музыкальным руковителям ДОУ, так и воспитателям.осробенно интересно и полезно ознакомитьься при подготовке к праздникам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование образовательных технологий в совместной деятельности музыкального руководителя и педагогов в работе с дошкольниками при подготовке к праздникам.
Ритмодекламация.
В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа. Основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. В нашем ДОУ воспитатель и музыкальный руководитель работают всегда в одном направлении, только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть всех целей, которые поставлены программой: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству. Все педагоги нашего сада совместно с музыкальным руководителем широко используют различные технологии такие как: музыкотерапия (прослушивание классических произведений и др.) , здоровьесберегающие, пальчиковая гимнастика (я практикую гимнастику по временам года, а также различные другие упражнения с пальчиками «Дельфин», «Бинокль»,и.т.д.), Личностно-ориентированные технологии такие как: дыхательная гимнастика, артикуляционный массаж, фонопедические упражнения «Резиновая Зина», «Погреемся» и.т.д.), логоритмика (логоритмические упражнения, направленные на отработку правильного звукопроизношения например «Тигр вышел погулять» и множество других ), коммуникативные игры и танцы (Ты мой друг, я твой друг», музицирование (игра на ДМИ), танцевальная ритмика используем методику Бурениной ,ритмодикломация под музыку, игры со звуками упр «Ракета», «Капризная Маша», «Голоса природы» и.т.д., театральная деятельность (постановка различных театрализованных представлений, концертов).
Только при использовании этих технологий мы добиваемся положительных результатов, которые очень наглядно демонстрируются на праздниках и развлечениях. Применяя данные технологии и методики на музыкальных занятиях мы получаем на праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного ощущения, дети активны и раскрепощены, в их действиях исчезает страх и неуверенность.
Подробнее, я хочу остановиться на ритмодекламации, которая с мой точки зрения, действительно является наиболее простой и эффективной технологией, которая очень помогает мне в подготовке к праздникам и развлечениям.
Ритмодекламация под музыку -относится к личносто -ориентированной методике.
Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка, формирования его музыкально-творческих способностей.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.
Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый
слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним
отношением исполнителя к звучащей речи.
Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского
процесса активизирует у детей развитие
-внимания,
-сосредоточенности,
-быстроты реакции,
-координации слуха,
-голоса и движения,
- способствует интенсивному развитию чувства ритма.
Ритмодекламацию ещё называют «музыкальной речью», она помогает детям учиться импровизировать. А вот инструментальное сопровождение речевых упражнений, даёт дополнительные богатые возможности для различных
интерпретаций. Опора на речевое интонирование даёт возможность
равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Даже дети с плохой координацией слуха и голоса не испытывают неуверенности в себе. У них возникает интерес к музыкальной деятельности, в частности, к пению. Музыка начинает увлекать, активно развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса.
Благодаря чередованию во многих ритмодекламациях пения и
речи голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе
исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым
детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.
Ритмодекламация разучивается как вокальное произведение.
Процесс разучивания ритмодекламации включает в себя три этапа:
1.Внимание детей сосредоточено на тексте и сюжете
стихотворения, интонирование осуществляется как подражание
речевой пластике педагога.
2.Внимание обращается на ритм, уточняется рисунок интонации
3.Свободный характер исполнения с возможными самостоятельными
вариантами интонирования, особым вниманием к форме и
целостному восприятию поэтически-музыкального образа.
Чтение возможно как индивидуальное, так и хором, «цепочкой», групповым диалогом. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопков, щелчков, шлепков, притопов и т.п.), шумовых инструментов, звучания мелодии. Следует добавить, что у детей восприятие непосредственно связано с моторикой. Поэтому ощущение
выразительных элементов музыкально-поэтического языка дополняется жестами, пластикой, движением, что помогает детям телесно пережить ощущение тепла, динамики, ритма речи.
Игры, используемые, для развития ритмодекламации:
- речевая игра с движением;
т.е к речевому произношению добавляем двигательные упражнения
«Солнышко»
Солнышко, солнышко ритмичные хлопки
Выгляни в окошко ладонь ко лбу
Твои детки плачут притопы
По камушкам скачут легкие прыжки с хлопками
- речевая игра со звучащими жестами;
(«Ранним утром») (Т.Э.Тютюнникова)
1.Ранним утром на рассвете, первая группа детей – шлепки по ногам
2.Шух- шух- шух, вторая группа детей – «шуршат ладошками»
1.То ли аист, то ли ветер, первые – шлепки по ногам
Шух- шух- шух, вторые - «шуршат»
Пролетел среди берёз, первые – изображают «крылья»
Ффуууу! вторые – звукоимитация голосом
Новость новую принёс, первые – пальчик указательный к губам
Ффуууу! вторые – звукоимитация голосом
3. речевая игра с музыкальными инструментами;
«Снежный оркестр»
Летят, летят снежиночки: играют на металлофоне звуки трезвучия
Динь-дон, дон, дон, дан, дан соль-соль, ми-ми, до-до.
Снежиночки –пушиночки: звуки исполняют на ксилофоне
Динь-дон, дон, дон, дан, дан
Их ветерок покружит, звучат «шуршунчики»
С метелью их подружит
Поют, поют снежиночки:
Динь-дон, дон, дон, дан, дан играют на металлофоне
Им подпевают льдиночки:
Динь-дон, дон, дон, дан, дан играют на ксилофоне
Тут Дедушка Мороз
Их вдаль с собой унес шлепки по коленям
4. коммуникативная игра;
«Украсим торт»
Дети встают по кругу и «передают» из ладошки в ладошку придуманный торт, говоря при этом: «я добавлю в торт варенье, а я – орехи и.т.д.
5. ритмодекламация- релаксация.
Педагог- (произносит со спокойной расслабляющей интонацией)
Поздний вечер. Чтобы ночью крепче спать,
Перед сном нельзя кричать,
Бегать, прыгать и резвиться, в шумных играх веселиться.
Можно книжку почитать,
Можно сказку рассказать.
Улитка Ульяна медленно шла,
Нам добрую сказку с собой принесла.
Сказка не простая , пальчиковая
И далее уже по желанию детей педагог рассказывает сказку и изображает руками все, о чем рассказывается в сказке, в конце можно пропеть колыбельную песню (используем в режимных моментах
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
Музыкальные пальчиковые игры.
Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.
выразительно-речевого интонирования, координации движений.
Начинаем работу над музыкальными пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного возраста, используя короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям. Текст проговаривается взрослым выразительно, несколько утрированной интонацией с жестовым сопровождением. Дети на этом этапе сопровождают жестами речь взрослого, подговаривая текст по желанию, в основном в самые любимые моменты. В старшем дошкольном возрасте пальчиковые игры усложняются, жесты становятся наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково-речевой театр. В нашем саду совместно с логопедом практикуем социально-культурную технологию «Пальчиковая гимнастика с помощью ручных перчаток», которая повышает результативность проводимой работы, формирует положительный эмоциональный настрой от деятельности и усиливает познавательный интерес детей. Очень нравится нашим старшим дошкольникам показывать пальчиковую сказку малышам, они с огромным удовольствием приходят к ним на развлечение и показывают свои «таланты»
Сказка «Зайчата и волчата» сл.Арсеневского
Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры.
Упр «По дорожке»
По дорожке, по дорожке скачем мы вот так на ножках (прыжки на обеих ногах) в заданном ритме.
Скачем мы на правой ножке в заданном ритме.
Скачем мы на левой ножке в заданном ритме.
По тропинке побежим, до лужайки добежим. И.т.д.
Можно импровизировать и темпом и ритмическим рисунком мелодии.
Выбрав известную детскую песню, которую дети поют хором, мы ставим детей в круг, они равномерно движутся под музыку, поют и хлопками и притопами воспроизводят ритмический рисунок.
Базой для речевых упражнений, ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички и т.д.
Также успешно используются стихи Агнии Барто,
Ирины Токмаковой, Елены Благининой и др.
Представленные материалы используются педагогами не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, в подвижных играх и во время прогулок. Находясь в тесном взаимодействии с педагогами я рекомендую использовать их при подготовке к проведению праздников и развлечений.
Эта методика также помогает мне при работе с молодыми педагогами, с которыми провожу тренинги, используя ритмодекламацию. В силу недостаточного владения музыкальными навыками и способностями, благодаря этой методике педагоги чувствуют себя более уверенно и раскрепощенно, что в последствие положительно сказывается на подготовительной работе при организации праздников и развлечений.
Для этого неоднократно все участники праздника репетируют предстоящее мероприятие, на которых взрослые отрабатывают речь, интонационную выразительность, движения. Начинаем с педагогами свои репетиции к предстоящим праздникам с риклодекламационных игр, это позволяет в более в упрощенной форме заучить ритмический рисунок музыкального произведения, лучше понять его интонационный мотив, помогает воспитателям раскрепоститься, развить свои музыкально творческие способности. Затем уже воспитатель, набравшись опыта, в группе продолжает работать с детьми над основными западающими моментами в исполнении праздничного материала и идет планомерная и постепенная подготовка детей к празднику (разучивание стихотворного, музыкального и игрового материала, подготовка детей к публичным выступлениям.
Если для взрослых праздник - это приятная возможность отдохнуть, то для ребятни это далеко не отдых. Утренники, развлечения в детском саду - это важная часть педагогического процесса, одна из стадий воспитания детей, несущая серьезную эстетическую и моральную нагрузку.
Праздник в детском саду – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и результат нашей работы, поэтому мы должны отнестись, к нему с большой ответственностью. Мы никогда не должны забывать, что праздник – это радость. Так давайте дарить его детям и друг другу, не жалея сил в поддержке, улыбок и комплиментов. И тогда все у нас получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых педагогов "Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду"
Праздники - это важная составная часть воспитательного процесса. Она воздействует на формирование личности дошкольника....
Консультация для педагогов «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду»
Детство – самая счастливая, но, к сожалению, необратимая пора жизни.Яркость и богатство впечатлений детства часто остаются в памяти человека на всю жизнь....
Подготовка, организация и проведения праздников и развлечений в детском саду
Консультация для педагогов«Подготовка, организация и проведение праздников и развлеченийв детском саду» Консультация для педагогов «Подготовка, организация и проведение праздник...
Презентация "Организация праздников и развлечений в детском саду в соответствии с ФГОС ДО".
Презентация "Организация праздников и развлечений в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"....
Методические рекомендации: «Новые подходы в организации праздников и развлечений в детском саду»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в Программу ДОО включён раздел по «Культурно-досуговой деятельности», посвящённый особенностям традицион...
Методические рекомендации: «Новые подходы в организации праздников и развлечений в детском саду»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в Программу ДОО включён раздел по «Культурно-досуговой деятельности», посвящённый особенност...
Система работы по подготовке праздников и развлечений в детском саду. Этапы работы по организации праздника
Развлечения и праздники, как один из видов культурно-досуговой деятельности,имеет большое значение для создания положительного микроклимата вгруппе, внося в жизнь ребёнка что-то новое, интересное. Раз...