Семинар в ДОУ "Исследовательская и экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Разработка посвящена знакомству педагогов дошкольного образования с теоретическим материалом, касающимся исследовательской и экспериментальной работы с детьми, а также содержит некоторый практический материал для отработки с педагогами. К материалу прилагается разработанная памятка для педагогов по данной теме и презентация, используемая в ходе семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx42.25 КБ
Файл pamyatka.docx33.77 КБ
Package icon prezentatsiya_eksperiment.zip2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Исследовательская и экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста

Цели: систематизация знаний педагогов по развитию исследовательской  и экспериментальной деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Предварительная работа: открытая НОД с экспериментальной деятельностью с последующим анализом структуры занятия-экспериментирования

Ход работы:

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

I. Работа с понятийным аппаратом

В педагогической литературе, при изучении материалов по обобщению педагогического опыта встречается много формулировок обозначения видов детской деятельности: поисковая, познавательно-исследовательская, опытно-поисковая, экспериментальная, экспериментально-исследовательская деятельность.

Задание педагогам: «Определите соотношение всех этих понятий: какое из них шире, какое уже, или это равнозначные понятия, или абсолютно разные».

Определения:

Поисковая деятельность детей - совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе познания мира.

Предполагает высокую активность и самостоятельность детей.

Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ, и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

Познавательно-исследовательская деятельность детей специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. 

Исследование - процесс научного изучения какого - либо объекта ( предмета, явления ) с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества."

Исследовательская деятельность (от «исследование» - установление, обнаружение) – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением  и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, комментарий, собственные выводы.

Учебно-исследовательская деятельность - это решение творческой задачи с заранее неизвестным результатом, имеющая целью построение обучающимся субъективно нового знания.

Экспериментальная деятельность – нет определения

Экспериментирование - предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.

Теперь ознакомьтесь с определениями данных понятий, которые удалось найти, поскольку, нигде нет четкого определения, что значит тот или иной вид деятельности. Словари педагогических терминов также не содержат ни одно из этих определений. Тем не менее, педагоги очень активно и творчески используют все эти комбинации при описании своего опыта работы. Часто встречается, что в названии работы сформулирована одна вариация терминов, а при раскрытии темы используются совершенно другие.

(формулировки выводятся на экран и раздаются педагогам в печатном варианте)

Теперь еще раз определите соотношений этих понятий между собой.

Мы с Вами сегодня будем говорить об исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников. Исходя из имеющихся определений данных видов деятельности видно, что более широким и общим понятием является исследовательская деятельность; экспериментальная деятельность – один из видов исследовательской деятельности. Об этом говорит и педагог Л.Н. Прохорова.

Т.к. экспериментальная деятельность является одним из видов исследовательской деятельности, значит, те компоненты, которые характерны исследовательской деятельности, характерны и экспериментальной. Вместе с тем, в организации экспериментальной деятельности присутствуют структурные компоненты, присущие только этому виду деятельности. Мы с Вами сегодня обзорно рассмотрим некоторые компоненты исследовательской деятельности и более подробно остановимся на экспериментальной деятельности. Структуру занятия-экспериментирования мы рассмотрели с Вами на примере открытой НОД.

II. Исследовательская деятельность

1. Теоретическое обоснование вопроса

Исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением  и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. В результате ребенок приобретает новое знание. Этот вид деятельности предполагает высокую степень познавательной активности ребенка, большую роль отводит самостоятельной работе.

Исследовательская деятельность может быть реализована в процессе специально организованной образовательной деятельности с детьми, во время совместной деятельности взрослого и детей, во время самостоятельной деятельности детей и в семье.

Исследовательская деятельность может быть реализована в различных формах: занятие, экспериментирование, бор коллекций, наблюдение, труд в уголке природы, целевые прогулки, продуктивная деятельность, создание проекта.

В определении исследовательской деятельности было указано, что она строится в соответствии с определенными этапами. Этапами исследовательской деятельности является:

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- выработка гипотез, предположений;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

- обобщение полученных данных;

- подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет, рассказ);

- защита.

Т.к. экспериментальная деятельность является видом исследовательской, то структура исследовательской найдет свое отражение и в экспериментальной деятельности.

2. Мастер-класс педагога

1) Упражнение на умение вырабатывать гипотезу.

Выработка гипотез является одним из этапов исследовательской деятельности. В педагогической литературе имеются игры и упражнения для детей, направленные на формирование этого умения. С одним из таких упражнений мы сейчас познакомимся.

             Предлагается любая нейтральная ситуация, например, «Сегодня до обеда на улице не было ни одного ребенка».

             Каждый по очереди должен высказать предположение, почему такое могло произойти. Предположение должно начинаться словами: «предположим», «возможно», «допустим», «может быть», «что, если…»

2) Упражнение на формирование исследовательских навыков.

Каждый получает карточку, на которой указана какая-то роль (дворник, мэр города, зайчик, белочка и т.д.). педагог зачитывает какую-то нейтральную ситуацию, например, «Небо заволокло тучами, пошел крупный, пушистый снег. Завалило все дороги, засыпало все поля и деревья».

Каждый должен выразить свое отношение к происходящему от лица того, кто был указан на его карточке; выразить нужно так, чтобы все поняли, от чьего лица идет речь. Например, от лица зайчика: «Как здорово! Наконец-то я могу поменять свою шубку на белую!»

     

III. Экспериментальная деятельность

1. Введение

Экспериментальная деятельность – это один из видов поисковой (исследовательской) деятельности. Эксперимент предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.

Вопрос педагогам: «Почему дети любят экспериментировать? Чем это обусловлено?» (т.к. доминирующими видами мышления являются наглядно-действенное и наглядно-образное, что предполагает активные действия с предметами и наблюдения).

В педагогической науке высказывается даже точка зрения, что экспериментальная деятельность может претендовать на ведущую деятельность в дошкольном возрасте (Н.Н. Поддъяков).

2. Направления детского экспериментирования

Детское экспериментирование в ДОУ может осуществляться по нескольким направлениям: живая природа, неживая природа, человек, рукотворный мир.

Конкретное содержание определяется исходя из программных задач и возрастных особенностей.

3. Приемы активизации познавательной активности детей

В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности вообще, большое значение имеет организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.

Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»

(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).

Рассмотрим немного подробнее проблемные вопросы и ситуации. Постановка проблемных задач характерна технологии проблемного обучения, и поэтому,  может быть отдельной темой для семинара-практикума. Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. 

К постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования. Основные из них: 1)проблемная задача должна быть понятной детям; 2)должна их заинтересовать; 3)содержать новизну; 4)но опираться на имеющийся опыт детей; 5)трудность задачи должна быть посильной; 6)но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей.

Практикум: Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.

Ход практикума:

1. Все педагоги делятся на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает свое задание: изучаемая с детьми тема и научный факт, который педагог предъявляет детям.

2. Педагоги в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных,  продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент (предлагают свои варианты).

3. Анализ предложенных вариантов.

4. Вариант уже имеющегося решения, его анализ.

Задания для подгрупп:

1) Тема: «Солнечная система».

Предъявляемый научный факт: «Все планеты вращаются вокруг солнца».

(ПС:  «Если планеты вращаются вокруг солнца, почему они не сталкиваются?»

Эксперимент: моделирование солнечной системы, опытническая деятельность)

2) Тема: «Зима».

Предъявляемый факт: «Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли».

(ПС: «Снег белый, как он может быть грязным?»

Эксперимент: - Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие).

После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).

- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?

Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).

Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:

- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)

Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.)

3) Тема: «Растения»

Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды».

(ПС: «Так ли это? Где же эта вода?»

Эксперимент: взять один или несколько овощей или фруктов (свекла, морковь, яблоко. Их нужно протереть и отжать через марлю или соковыжималку. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли.

Данный эксперимент можно провести в 2 этапа: протереть и отжать овощ дома с родителями; сравнить количество жидкости и твердой массы – на следующий день в группе).

4. Возрастные особенности организации экспериментальной деятельности. 

Вопрос педагогам: «Зависит ли содержание экспериментальной деятельности, ее организация от возрастных особенностей детей? Если да, то от чего именно?»

(от сензитивных периодов развития, от доминирующего типа мышления, от содержания программы).

Младший дошкольный возраст:

Исходя из сензитивного периода, содержания программы, содержание экспериментальной деятельности может быть направлено на:

 -сенсорное развитие;

-формирование представлений о материалах;

-формирование представлений о  природных явлениях;

-формирование представлений о мире;

-формирование представлений о предметном мире.

Исходя из доминирующего вида мышления (наглядно-действенного) в ходе экспериментальной деятельности используются следующие приемы:

-сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию;

-сравнивать схожие по внешнему виду предметы (шуба – пальто);

-учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);

-активно использовать опыт практической деятельности.

Средний дошкольный возраст:

Исходя из сензитивного периода, содержания программы, содержание экспериментальной деятельности может быть направлено на:

-расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира;

-на формирование представлений о  материалах , природных явлениях , о предметном мире, мире животных, геометрических эталонах, человеке.

Исходя из доминирующего вида мышления в ходе экспериментальной деятельности используются следующие приемы:

-Активное использование игровой и практической деятельности;

-Группировка и классификация объектов по признакам;

-Активное использование строительных игр.

Старший дошкольный возраст:

Исходя из сензитивного периода, содержания программы, содержание экспериментальной деятельности может быть направлено на:

-уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений;

-на формирование представлений о материалах, агрегатных состояниях воды, о мире природы, о геометрических эталонах.

Исходя из доминирующего вида мышления в ходе экспериментальной деятельности используются следующие приемы:

-Активное использование результатов исследования в практической деятельности;

-Классификация на основе сравнения (по длине, цвету, орнаменту и т.д.).

5. Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности.

Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на общей методике обучения  детей дошкольного возраста. Поэтому, мы с Вами сейчас просто вспомним эти особенности и уточним их применительно к экспериментальной деятельности.

Упражнение «Мозговой штурм»: называю вопрос, педагоги высказывают свои варианты ответов. Затем уточняем ответы при помощи обращения к методически рекомендациям.

- Может ли быть подготовительная работа к экспериментальной деятельности? Какая?

- Что нужно учитывать при выборе объекта для экспериментального исследования?

- Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:

1.Ставится проблема, которую необходимо решить;

2.Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)

3.Предлагаются различные варианты ее решения;

4.Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;

5.Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)

6.Формулирование выводов

- Кто ставит, определяет проблему? (1-ый шаг в структуре эксперимента).

- Какие варианты демонстрации эксперимента существуют, и от чего зависит выбор варианта демонстрации?

- Какие существуют особенности формулировки выводов, использования результатов и фиксирования результатов эксперимента?

- Какова продолжительность эксперимента? Нужно ли жестко регламентировать его продолжительность?

- Какая речь должна быть у педагога во время эксперимента: максимально простая или содержать элементарную терминологию?

- Нужно ли соблюдать жесткую дисциплину во время эксперимента?

- Правила безопасности во время проведения эксперимента.

6. Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений

Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения.

Вопрос педагогам: «Простая или сложная форма работы для детей фиксирование результатов?» (сложная)

«Нужно ли отказываться от этой формы работы из-за ее сложности?» (нет; следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного)

Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.

Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные, графические и практические.

Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).

В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.

Приемами работы с готовыми формами являются: педагог показывает 2-3 готовых формы и предлагает установить, на какой из них изображено то же событие, которое сейчас наблюдается, и др. подобные – все они описаны в книге Мартыновой Е.А.

Можно использовать со 2 младшей группы, начиная с картинок. В средней группе можно начинать использовать схематические зарисовки.

Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.  

Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект), затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.

Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).

Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми или всеми детьми;

схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей;

использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;

 рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои рисунки и реальный факт;

 рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки;

 педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;

 педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому явлению.

Т.к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют особенности проведения:

Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого ребенка; 

Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет права обязать ребенка фиксировать результаты;

Нельзя форсировать операцию фиксирования. Малейший нажим может привести к тому, что дети перестанут понимать смысл всего эксперимента;

Начинать нужно с самых простых способов –с использования готовых форм;

Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:

1.Использование готовых форм

2.Наблюдение за работой педагога

3.Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями

4.Заполнение всеми детьми по очереди

5.Коллективное заполнение под руководством педагога

6.Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.

В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений.  Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.

7. Памятки по экспериментальной деятельности.

Информация, которую мы сегодня обзорно рассмотрели, содержится в памятках по экспериментальной деятельности.

Содержание памятки:

- возрастные особенности организации;

-методические рекомендации по проведению экспериментальной деятельности;

-структура занятия-экспериментирования;

- оснащение зоны экспериментирования и наблюдения за природными явлениями;

-методика фиксирования результатов.

8. Обзор литературы по экспериментальной деятельности

На сегодняшний день в продаже имеется большое количество литературы по экспериментальной деятельности, в которой содержатся методические рекомендации и разработки конспектов занятий -экспериментирования в группах, начиная с 2-х лет.

IV. Подведение итога

1. Упражнение «Мозговой штурм»

Вопрос педагогам: «Что самое сложное в организации экспериментальной деятельности?»

(Педагог не имеет права заставить детей экспериментировать. Он должен сделать так, чтобы ребенок сам захотел все это сделать)

2. Рефлексия

Каждый по очереди отвечает на вопрос: «Какое открытие для себя он сделал на сегодняшнем педсовете?»

 

 

Использованная литература

  1. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.
  2. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников
  3. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
  4. Тимофеева Л.Л. Работа с детьми в предшкольный период // журнал «Методист», 2014г., выпуск 13, стр. 16-28
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников
  6. Скотаренко А.Э. Примеры проблемных ситуаций в образовательной деятельности. Практические материалы (электронный ресурс)



Предварительный просмотр:

Особенности  работы с детьми по экспериментированию

в младшем дошкольном возрасте

1) Работа с детьми направлена на:

  1. сенсорное развитие;
  2. формирование представлений о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);
  3. формирование представлений о  природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение);
  4. формирование представлений о мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений: гороха, бобов, семян цветов);
  5. формирование представлений о способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заваривать чай, как сделать салат, как сварить суп);
  6. формирование представлений об эталоне «1 минута»;
  7. формирование представлений о предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

2) В процессе экспериментальной деятельности должны формироваться элементарные обследовательские действия.

Для этого рекомендуется использовать следующие приемы:

- сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах;

- сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай-кофе, туфли- босоножки (дидактическая игра « Не ошибись»);

- учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);

- активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?).

3) В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнётся - ломается, высоко - низко, близко - далеко, мягкий – твёрдый, тёплый – холодный и прочее).

4) Во второй группе раннего возраста взрослый принимает самое непосредственное участие в экспериментировании, которое в этом возрасте почти неотличимо от развлечения.

5) В первой младшей группе можно приступить к осуществлению простейших наблюдений.  Все организуемые взрослым наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами.

               

Особенности  работы с детьми по экспериментированию

в среднем дошкольном возрасте

1) Работа с детьми направлена на:

1. расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира;

2. на формирование представлений о  материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса);

3. на формирование представлений о природных явлениях (времена года, явление погоды, объекты неживой природы: песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками);

4. на формирование представлений о  мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

5. на формирование представлений о  предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.);

6. на формирование представлений о геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма);

7. на формирование представлений о человеке (мои помощники- глаза, нос, уши, рот и т.д.).

2) Основные приемы, используемые в процессе экспериментирования:

- активное использование опыта игровой и практической деятельности детей («Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают?»,  «Почему мячик катится?»);

- группировка объектов по функциональным признакам («Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?»);

- классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая);

- активное использование строительных игр.

3) В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождение слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

4) Во второй младшей группе педагог помогает детям продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.

Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать  детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы.

5) В средней группе можно проводить эксперименты по  выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей, у которых хорошо развиты технические навыки.

Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними.

С этого возраста проводятся длительные наблюдения.

Особенности  работы с детьми по экспериментированию

в старшем дошкольном возрасте

1) Работа с детьми направлена на:

1. уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений;

2. на формирование представлений о материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон);

3. на формирование представлений о природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год);

4. на формирование представлений об агрегатных состояниях воды (вода- основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и  т.д.);

5. на формирование представлений о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений: цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

6. на формирование представлений о предметном мире (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).

7. на формирование представлений о геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

2) Основные приемы, используемые в процессе экспериментирования:

             - активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности («Как быстрее построить прочный дом для кукол?»);

- классификация на основе сравнения: по длине (чулки- носки), форме (шарф- платок- косынка), цвету, орнаменту (чашки: одно и разноцветные), материалу (платье шёлковое, шерстяное), плотности, фактуре (игра « Кто назовёт больше качеств и свойств?»).

3) В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий, тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).

4) В старшей группе при проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения. В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты.

5) В подготовительной группе инициатива по проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1)     дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания;

2)     дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

   

             

1. Подготовка занятия-эксперимента может включать предварительную работу: экскурсии, наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций и пр.

2. При выборе объекта для исследования нужно учитывать требования:

- максимальное соответствие объекта целям и задачам;

- безопасность объекта для детей;

- категорически нельзя использовать незнакомый объект;

- объект должен быть типичным для данной группы объектов и иметь в - наличии - все необходимые части (например, котёнок должен быть с ушами и хвостом);

- объект должен быть эстетичным и не вызывать негативную реакцию у детей (например, паук, крыса)

3. Алгоритм организации детского экспериментирования:

1) Ставится проблема, которую необходимо решить;

2) Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)

3) Предлагаются различные варианты ее решения;

4) Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;

5)Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)

4) Формулирование выводов

4. Постановка проблемы

-проблема определяется педагогом

  • в раннем, младшем возрасте
  • в среднем и старшем возрасте, когда технология исследовательской и(или) экспериментальной деятельности только вводится.

- проблема определяется при педагогической поддержке в среднем возрасте, когда данный алгоритм уже отработан.

- проблема определяется детьми самостоятельно в старшем возрасте, когда данный алгоритм уже отработан.

5. При введении в работу с детьми технология исследовательской и(или) экспериментальной деятельности целеполагание  и проверка  решения проходят 3 этапа:

1 этап: педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети осуществляют решение проблемы совместно с педагогом;

2 этап: педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент;

3 этап: постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно.

6. В зависимости от дидактической задачи педагог может использовать различные варианты демонстрации проведения эксперимента:

1)действие показывает педагог;

2)действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

3) ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;

4)действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

5) действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

6) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

7. При формулировании выводов педагогу не нужно сообщать выводы в готовом виде, нужно привлекать детей к их формулированию.  В среднем и старшем возрасте нужно стимулировать детей к самостоятельной формулировке выводов.

8. Результаты экспериментов нужно использовать на последующих занятиях

9. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов -  педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

10. Необходима обратная связь: нужно показать ребенку, приводит ли к решению найденный ответ или надо еще подумать.

11. Ошибки ни в коем случае нельзя игнорировать – их обязательно надо обсудить с детьми, помочь понять, почему такое решение не является верным.

12. Не следует жёстко регламентировать продолжительность опыта. Если ребёнок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведённое на эксперимент по плану

13. Тщательно продумывать словарь, который будет использован в процессе совместной с детьми деятельности взрослый.

Во-первых, т.к. в 4–5 лет дети могут усваивать несложную терминологию. Это не значит, что их нужно перегружать физическими терминами, однако не следует бояться использовать адекватные слова, обозначающие физические явления («испарение», «нагревание», «твердое вещество» и т. д.).

Во-вторых, используемые в работе слова должны объединяться в пары. Желательно,чтобы дети усваивали антонимы. Например, отношение «был маленький – стал большой»

14. Т.к. дети воспринимают преобразование объекта с помощью образа, поэтому по возможности следует обращаться к заданиям, предполагающим изображение наблюдаемых физических процессов. В рисунке важно зафиксировать исходное и конечное состояние, а также промежуточные состояния вещества.

15. Нужно активно использовать сказочные сюжеты, так как сказки и подвижные игры позволяют детям не только пережить, но и изучить различные процессы преобразования.

16. Во время экспериментальной деятельности необходимо предоставление свободы выбора, действий,  перемещения в пространстве и возможности проговаривания вслух своих действий

17. В процессе работы необходимо осуществлять индивидуальный подход: поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

18. Не следует жестоко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит  слишком далеко от цели занятия.

19. Необходимо соблюдать правила безопасности:

1) Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.

2) Работа с детьми строится по принципу «от простого  к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.

3) Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:

  • действие показывает педагог;
  • действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
  • иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
  • действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
  • действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
  • действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

4) Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.

5) Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.

6) Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстремальных ситуациях.

7) Для успешного руководства экспериментально- исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.

8) На занятиях должна быть спокойная обстановка.

При организации работы с живым объектом следует соблюдать следующие правила:

1) Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомым объектом.

2) Работа с ядовитыми животными, растениями и грибами проводится только в крайних, особо необходимых  случаях, все операции поводятся только педагогом. Детям такие объекты не даются.

3) Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным. Чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным.

4) Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное и не позволять этого делать детям.

5) При переноске животного из одного места в другое необходимо дать ему время освоиться на новом месте.

6) Категорически запрещаются эксперименты с больными животными.

7) От педагога требуется умение прогнозировать поведение животных, а в случае какой-либо опасности принять удар на себя и защитить детей.

8) Если во время проведения эксперимента животное начало нервничать, эксперимент следует прекратить, а животное изолировать от детей.

9) Сократить до разумного предела время общения с живым объектом.

10) После эксперимента необходимо вернуть объект на то место, откуда взяли. Нужно, чтобы дети поняли, что у каждого живого существа есть своё место в природе, и если его не вернуть туда, откуда забрали, оно может долго искать еду, место, где можно спрятаться от врагов и непогоды. Оно просто погибнет!

11) Соблюдать правила личной гигиены.

20. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей, без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

  1. Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов и проблемы.
  2. Постановка исследовательской задачи.
  3. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
  4. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента.
  5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, лидеров, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности в группах (старший дошкольный возраст).
  6. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
  7. Наблюдение результатов эксперимента.
  8. Фиксирование результатов эксперимента.
  9. Формулировка выводов.

Материал, находящийся в зоне экспериментирования и наблюдения за природными явлениями, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Но также необходимо иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей.

В зоне экспериментирования и наблюдения за природными явлениями должны  быть выделены:

  1. Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья., интересные предметы из стекла и т.д).
  2. Место для приборов.
  3. Место для хранения материалов (природного, «сбросового»).
  4. Место для проведения опытов.
  5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Зона экспериментирования в каждой возрастной группе должна содержать:

- детские фартуки, желательно клеенчатые;

- полотенца;

- на видном месте – правила работы с материалами; совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки;

- персонажи, наделанные определёнными чертами (например, «Почемучка», «Сова» и т.п.), от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Зона экспериментирования в группе старшего дошкольного возраста (среднего возраста) должна содержать:

- альбомы (дневники) наблюдений;

-карточки-схемы проведения экспериментов: ставится дата, опыт зарисовывается.

ОСНАЩЕНИЕ ЗОНЫ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПО ГРУППАМ СМОТРЕТЬ В КНИГЕ

МАРТЫНОВОЙ Е.А., СУЧКОВОЙ И.М. «ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ»

СМОТРЕТЬ В КНИГЕ

МАРТЫНОВОЙ Е.А., СУЧКОВОЙ И.М. «ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ»



Подписи к слайдам:

Исследовательская и экспериментальная работа
с детьми дошкольного возраста
Понятийный аппарат
Понятийный аппарат
Исследовательская / экспериментальная деятельность
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере
ФОРМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Познавательное занятие
Экспериментирование
Наблюдение
Труд в уголке, на природе
Художественно-продуктивная деятельность
Развлечения
Целевые прогулки
Сбор коллекций
Структура исследовательской деятельности
выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); выработка гипотез, предположений; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет, рассказ); защита
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Один из видов познавательной деятельности. Эксперимент предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе. Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников
Направления детского экспериментирования
ЖИВАЯ ПРИРОДА: многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей средеНЕЖИВАЯ ПРИРОДА: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.ЧЕЛОВЕК – живой организм, человек – пользователь природыРУКОТВОРНЫЙ МИР: предметы и материалы, их свойства и качества (сыпучий, хрупкий, мягкий, круглый и т.д.)
Проблемные вопросы,проблемные ситуации
Возрастные особенности
организации экспериментальной деятельности дошкольников
Младший дошкольный возраст
Средний дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Методические рекомендации
по организации экспериментальной деятельности
⽳楤条慲獭振汯牯ㅳ砮汭䭐ȁ-!ᓅ⛬֯璛ᒉ牤⽳楤条慲獭焯極正瑓汹ㅥ砮汭䭐ȁ-!Ⱦꢑԁᒨᩲ牤⽳楤条慲獭氯祡畯ㅴ砮汭䭐ȁ-!煪्ĔƋᾩ牤⽳潤湷敲⹶浸偬Ջऀऀ吀 ကࣰᐁᰁ漖
Фиксирование результатов
исследовательской и экспериментальной деятельности
Способы фиксаций результатов наблюдений и экспериментов
Графические способы фиксации – использование готовых форм –самый простой способ
Ментальные способы фиксации – фиксация увиденного в памяти
Практические способы фиксации – изобразительные способы
Практические способы фиксации – письменные способы способы
Особенности фиксирования результатов
Документы для фиксации наблюдений явлений, объектов
Литература в помощь
Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес (книга и набор развивающих карточек)Шапиро А.И. Серия «Секрета знакомых предметов»Шапиро А.И. Научные развлечения с простыми вещамиДыбина О.В. Из чего сделаны предметыДыбина О.И. Неизведанное рядомИдом Х. и др. Домашняя лабораторияМартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 летПрохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольниковИ др.
Воспитатель не имеет права обязать ребенка экспериментировать.
Его задача намного сложнее: он должен сделать так, чтобы ребенок сам захотел это делать

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...

Семинар «Виды изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста». Тема: «Батик».

«Батик» - обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани, которая традиционно производилась по хлопчатобумажной поверхности. Технология такой росписи возникла в Индонезии еще в 16 век...

Практикум – семинар «Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47»

В настоящее время, одной из инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), целью которой является формирование у детей творческого мышления.ТРИЗ ...

Семинар-практикум: Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения; расширить знания педагогов по теме  «детское экспериментирование в ДОУ», разв...

Семинар-практикум «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения; расширить знания педагогов по теме  «детское экспериментирование в ДОУ», разв...