Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ в процессе работы над сказкой
методическая разработка (старшая группа) на тему

Белова Марина Алексеевна

Создание  условий   для   развития   творческих способностей,  самовыражения каждого ребенка в процессе работы над сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

         

«Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ в процессе работы над сказкой »

                               

                                    Актуальность

     В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требуется от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем. Очень важно научить ребенка видеть необычное в обычном, фантазировать. А богатейшим источником развития фантазии ребенка является сказка.

    Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя воображение, дети начинают совершать обычные действия необычным способом. А это значит они начинают творить, фантазировать, становятся Волшебниками. Поэтому сказка не только обучает и воспитывает, но и побуждает к деятельности. Она создает богатые возможности для развития творческого воображения и побуждает детей к собственному творчеству.

    Кроме того, язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в тоже время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий. А фантастический мир сказки, «приглашение к соавторству», додумывание, дорисовывание, достраивание образов, ситуаций, сюжетов - позволяет пробудить в ребенке «спящие», невыявленные творческие качества личности: воображение и абстрактное мышление, фантазию; позволяют ребенку

самореализоваться. И от того, насколько были использованы возможности для развития творческого воображения и творческих способностей в период дошкольного детства, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Психолого - педагогические условия:

  1. Создание  педагогических условий для  самореализации,  развитии творческих способностей детей.
  2. Развитие предметно-развивающей среды.
  3. Создание зонирования для самовыражения детей.
  4. Создание проблемных ситуаций, использование смен.
  5. Учет индивидуальных особенностей детей.

Цель:   Создание  условий   для   развития   творческих способностей,  самовыражения каждого ребенка в процессе работы над сказкой.

Задачи:

  1. Развивать творческое воображение, изобразительность, находчивость, оригинальность и самостоятельность мышления.
  2. Развивать  коммуникативные  способности   и   эмоциональный  мир ребенка.
  3. Развивать способность к самовыражению, побуждать к оригинальному выражению творческой мысли.

        Основные направления  и  содержание  работы       по    

                     развитию   творческих  способностей.  

I. Разработала конспекты  интегрированной непосредственно      образовательной деятельности в форме увлекательного путешествия в страну сказок, где сказочные герои испытывают затруднения (создание проблемных ситуаций). Дети ищут альтернативные способы действия, спорят с героями или соглашаются, предлагают свои решения. Используют свои приемы работы со сказкой: «перевирание» сказки, придумывание продолжение сказки, изменение конца сказки, изменение характера героев.

Так же используют приемы ТРИЗ (Схемы-модели).

Все это раскрепощает детей, способствует преодолению у них стандартности мышления, развивает творческие способности, воображение, изобретательность, образное видение .

   II.   Создан центр  «Мир сказок».

 В  нём  собраны  книжные иллюстрации сказочных персонажей, иллюстрации к сказкам, собрана     коллекция сказок, детские рисунки к сказкам, которые оформляются в небольшие книжки. Есть «волшебная коробочка» - «Сказочные загадки».

 III.        Создан мини-музей «Сказочная страна»

  1. В нем собраны игры и лото по сказкам.

2.В музее находится сказочный домик.

3.«Волшебный сундучок» - в нем собраны сказочные, волшебные вещи: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-неведимка, волшебное кольцо, гусли-самогуды, волшебное блюдечко.Все эти волшебные вещи дети включают в сюжетно-ролевую игру.

3.Сделаны дидактические игры:

 «Старые сказки с новыми предметами» (Дети определяют  название  сказки, придумывают как изменится знакомая сказка, если у главного героя появятся: у Красной Шапочки мобильный телефон,  у Буратино складной нож,  у Дюймовочки газовый баллончик, у Золушки  кредитная карточка, у Карлсона шапка-неведимка ).

«Спасатель» Дети определяют название сказки, придумывают, каким образом  можно спасти:

Стойкого оловянного солдатика от огня,  Колобка от Лисы, детишек от Бармалея,  кукол от Карабаса-Барабаса, Винни Пуха от пчёл, Кая от Снежной Королевы.

Игра-модуль «Кто в сказке живет?»

Варианты игры:

-Дети расселяют сказочных персонажей в домики, дворцы, избушки. Объясняют, почему поселили героя в тот или иной дом.

-Что будет, если сказочных героев переселить, в другой дом (золушку в замок Кощея, ...). Как бы разворачивался сюжет, если бы они очутились в этой сказке.

  • Придумывают варианты развития различных сказочных ситуаций

( Что будет делать Буратино у гнома...) и т.д.

«В стране сказок» (Дети определяют, какие герои перепутали свои сказки и совершают совсем не те поступки и не с теми предметами.Объясняют, какие именно сказки перепутаны).

«Представьте  себе»(Дети мысленно объединяют два нарисованных рядом объекта и придумывают про них интересную историю).

  • Колобок и Красная Шапочка
  • Баба Яга и Карлсон
  • Буратино и большой магнит
  • Кот Матроскин и мотоцикл
  • Попугай Кеша и открытая  форточка
  • Снежная Королева и Дракон

IV.Театр «Юного актера»

-        Имеются костюмы, куклы, атрибуты для разных видов театра: настольного, пальчикового, би-ба-бо, плоскостного, театра на подушках, ложках.

-Организована фото-выставка «Мы играем в сказку».

-В   свободное   время   разыгрываем   игры-драматизации,   сценки-инсценировки  по  рассказам  и  стихотворениям.  Показываем  этюды:

«Представь себя иным», где дети изображают средствами пантомимы различных персонажей,   проводим выставки «Живые скульптуры».

 -Игры и упражнения на развитие творческого воображения.

-«Перепутанные названия»

  • «Ярмарка волшебных вещей»
  • «Необыкновенные сказки» ( составляют словосочетание из 2-х разных по смыслу слов и придумывают сказку. - луна и шоколад. Облако и диван, музыка и книга ...)
  • «Черный ящик»
  • «Старая сказка на новый лад»
  • «Примите телеграмму»

Все это развивает у детей эмоциональную раскованность, ведет к творческому раскрепощению.

V.Организована «Галерея замечательных художников», где выставляются  рисунки и поделки из различных природных материалов детей совместно с родителями на те или иные сказочные темы: «Серый волк»- листья,  «День рождения»-солёное тесто, «Сказочный лес» - бумага», «Смешарики»-солёное тесто, «Колобок»-ткань, бумага, «Служба спасения»-бумага, «Сова»- фольга,

«Золотая рыбка»-пайетки, «Маша и Медведь»-нитки, «Утёнок»- пух.

Принимаем участие в городских, районных выставках детских работ.

VI.        Консультации для родителей

  • « Советы родителям:Как творчески развивать ребенка».
  • «Классика для малышей».
  • «Приёмы и игры для развития творческих способностей в семье».

-«Как создать благоприятные возможности для развития воображения ребенка».

      Вовлекая детей в различные виды деятельности, мы способствуем расширению детского опыта и накоплению знаний, что является необходимой   предпосылкой   для   развития   воображения.   Сформировать у  детей такие качества личности, как коммуникативность, активность, инициативность.

      У детей выработались самоутверждающие способы поведения - они умеют выразить свои желания, чувства, эмоции, умеют высказывать свое личное мнение, позицию, взгляды, научились фантазировать - это раскрывает творческий потенциал и развивает творческое воображение ребенка. Совместно с родителями оформляется «Волшебная книга сказок».

                                                                         

У каждого из нас

Внутри талант таится,

И очень важно в детстве

Дать ему раскрыться.

                                                     Литература

1.        Шорохова, О.А.

Играем в сказку : сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О.А. Шорохова. - М. : Сфера, 2006. - 208 с. - (Программа развития).

2.        Шрагина, Л.И.

Логика воображения : учеб. пособие / Л.И. Шрагина. - М. : Народное образование, 2001. - 192 с. - (Профессиональная библиотека учителя).18ВЫ 5-87953-155-4.

3.        Петлякова, Эльвира Николаевна.

Развиваем воображение и творческое мышление: пособие для родителей будущих первоклассников и педагогов / Э.Н. Петлякова. - М; Ростов-на-Дону : МарТ, 2005. - 160 с: ил. - (Школьный кораблик).18ВК 5-241-00475-0.

4.        Субботина, Л.Ю.

Развитие воображения детей : популярное пособие для родителей и педагогов. / Л.Ю. Субботина. - Ярославль : Академия развития, 1996. - 235 с.:ил. - (Вместе учимся, играем).18ВЫ 5-7797-0021-4.

5.        Дьяченко, О.М.

Лес, полный чудес : развитие воображения / О.М. Дьяченко. - М. : Карапуз, 2000. - 16 с: цв. ил. - (Для самых-самых маленьких).18ВМ 5-8403-0098-5.

6.        Алябьева, Е.А.

Развитие воображения и речи детей 4-7 лет : игровые технологии / Е. А. Алябьева. - М.: Сфера, 2005. - 120 с. - (Программа развития).18ВЫ 5-89144-540-9.

7.        Родари, Д.

Грамматика фантазии : введение в искусство придумывания историй: пер. с итал. / Д. Родари. - М. : Прогресс, 1978. - 214 С.18ВЫ 5-РОГФ-78.

8.        Светлова, Инна Евгеньевна (педагог-методист).

Развиваем воображение и фантазию / И.Е. Светлова; худож. Г. и Ю. Кравец. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 103с: цв. ил.18ВК 5-04-006491-8.

9.        Белоусова, Людмила Евгеньевна.

Добрые досуги по произведениям детских писателей / Л.Е. Белоусова. -СПб. : Детство-Пресс, 2005. - 144 с. - (Библиотека программы "Детство").18ВН 5-89814-218-5.

  1. Иванова Н.П. Фольклор в развитии игрового творчества // Дошкольное воспитание.- 2005.- №4.- С. 41-44.
  2. Сидорчук Т.А. Развитие творческого мышления методами ТРИЗ и РТВ // Дошкольное воспитание.- 2006.- №6.- С. 6-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...

Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ в процессе работы над сказкой

Создание  условий   для   развития   творческих способностей,  самовыражения каждого ребенка в процессе работы над сказкой...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

Театрализованная деятельность имеет большое значение для гармоничного развития детей; способствует развитию творческих возможностей: наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческо...

Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности

В статье рассказывается, что залогом успешной работы в первую очередь являются: систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию;  создание условий для свободн...

"Развитие творческих способностей дошкольников в процессе работы с природным материалом"

Развитие творческой личности одна из главных задач дошкольного воспитания.Выдающийся отечественный педагог-психолог Л.С. Выготский отмечал: «Один из очень важных вопросов детской психологии и пе...