Перспективный план кружка "Умелые пальчики"
методическая разработка (младшая, средняя группа) на тему

Конарева Елена Петровна

Пальчиковая гимнастика помогает развитию речи и мышления. 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. В артикуляционной гимнастике участвуют: язык, небо, губы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка-детский сад №459 г. о. Самара

Перспективный план кружка

«Умелые пальчики»

для детей

раннего возраста

Воспитатель: Конарева Елена Петровна

    Перспективный план кружка

«Умелые пальчики»для   детей

раннего возраста

          Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем и коррекции нарушений звукопроизношения.  В артикуляционной гимнастике участвуют: язык, небо, губы.

         Система упражнений по развитию артикуляционной моторики включает в себя статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении в течении 10 — 15 секунд) и динамические упражнения (ритмичное повторение).

         Так же в работу включены: упражнения по развитию речевого дыхания и пальчиковая гимнастика.

         Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Ребенок учится делать достаточно сильный выдох через рот и произносить слова слитно.

       Пальчиковая гимнастика помогает развитию речи и мышления.

          Основные задачи:

  1. Формировать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата.
  2. Развивать правильное речевое дыхание — произнесение на несколько одинаковых слогов, согласных звуков и пропевание на одном выдохе гласных звуков.
  3. Развивать координацию движений кистей и пальцев рук.
  4. Развивать эмоциональное общение ребенка.

  1. Работа проводится на основе подражания взрослому, его движениям, действиям и словам.

Название игры

Описание

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

1. Речевое дыхание «Айболит»

2. Пальчиковая гимнастика «Ножницы»

3. Артикуляционная гимнастика

а) статическое упражнение «Улыбочка»

б) динамическое упражнение «Змейка»

  Открыть пошире рот и сказать «ААА» громко на выдохе.

  Разведение в стороны и сведение вместе пальцев одной, затем другой руки. Потом обеих рук вместе.

  Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

 

  Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

2 неделя

1. Речевое дыхание «Позови паровоз»

2. Пальчиковая гимнастика «Коготки»

3. Артикуляционная гимнастика

 а) статическое упражнение «Заборчик»

б) динамическое  упражнение «Рыбки разговаривают»

  Сначала педагог показывает, как гудит паровоз: «УУУ». Потом просит детей повторить, погудеть громко и длительно на одном выдохе.

  Сильное полусгибание и разгибание пальцев рук.

 

  Удерживание губ в улыбке, показывая зубы, зубы сомкнуты.

  Хлопать губами друг о друга. (произносится глухой звук)

3 неделя

1. Речевое дыхание «Аленка заблудилась»

2. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

3. Артикуляционная гимнастика

а) статическое упражнение «Трубочка»

б) динамическое упражнение  «Шторки»

  Педагог предлагает покричать: «АУ» громко и слитно на одном выдохе.

  Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов: «А вот и вся семья»- второй рукой охватить кулачок.

  Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

 

  Рот приоткрыт. Нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается. Затем наоборот: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя закрывает зубы

4 неделя

1. Речевое дыхание «Лошадка»

2. Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»

3. Артикуляционная гимнастика

а) статическое упражнение «Бублик»

б) динамическое упражнение «Покусывание и почесывание»

  Педагог показывает, как кричит лошадка: «ИИИ». Затем предлагает детям отчетливо и протяжно сказать «ИИИ».

  Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны.

  Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

    Сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

1. Речевое дыхание «У Ляли болит зуб»

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

3. Артикуляционная гимнастика а) статическое упражнение «Кролик»

б) динамическое упражнение «Недовольная лошадка»

  Педагог показывает, как у Ляли болит зуб: «О-О-О». Затем предлагает детям постонать, как Ляля: «О-О-О», округляя губы.

  Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое с левой рукой.

  Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

   

  Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губкам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

2 неделя

1.Речевое дыхание «Ослик»

2.Пальчиковая гимнастика «Повстречал ежонка еж»

3. Артикуляционная гимнастика

а) статическое упражнение «Голодный хомячок»

 б) динам упражнение «Сытый хомячок»

  Педагог показывает как кричит ослик «ИО». Затем предлагает детям громко и протяжно произнести: «ИО», на одном выдохе.

  Одновременно кончиками больших пальцев левой и правой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

  Втянуть щеки.

 

  Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3 неделя

1. Речевое дыхание «Пой со мной»

2. Пальчиковая гимнастика «Зайчик и кольцо»

3. Арт. гимн. а) статическое упражнение «Птенчики»

 б) динамическое упражнение «Покусывание кончика языка»

  Набрать побольше воздуха- вдохнуть воздух. И пропеть длинную песенку: « А-А-А!». Потом «У-У-У!».Потом «О-О-О!». Потом «И-И-И!», потом «Э-Э-Э!» вместе с педагогом.

  Пальцы сжать в кулачок, выдвинуть указательный и средний  и развести их в стороны. Потом большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы отвести в сторону.

  Рот свободно открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

  Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка.

4 неделя

1. Речевое дыхание «Звуки вокруг нас»

2. Пальчиковая гимнастика «Очки»

3. Артикуляционная гимнастика

а) статическое упражнение «Лопаточка»

б) динамическое упражнение «Часики»

  Педагог показывает детям разные звуки, которые находятся вокруг нас. «А-А-А!»-плачет малыш; «О-О-О!»-вздыхает медвежонок, когда у него болит зуб; «У-У-У!»-самолет гудит в небе; «Ы-Ы-Ы!»-пароход в реке гудит. Затем предлагает детям повторить за ним,произнося долго на одном выдохе.

  Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук,соединить на переносице.

  Расслабленный широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

  Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка поочередно тянуться к уголкам рта.

НОЯБРЬ

1 неделя

1. Речевое дыхание «Водичка полилась»

2. Пальчиковая  гимнастика «Стульчик»

3. Арт гимн. а) статическое упражнение «Иголочка»

 б) динамическое упражнение «Лошадка»

  Педагог показывает, как льется водичка: «С-С-С!». Затем предлагает детям Вдохнуть побольше воздуха и постепенно, плавно выдыхать его, произнося звук «С».

  Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук.

  Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ.

  Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание, тянуть подъязычную связку.

2 неделя

1. Речевое дыхание «Сдуй шарик»

2. Пальчиковая гимнастика «Разминка»

3. Артикуляционная гимнастика

а) статическое упражнение

«Чашечка»

б) дин. упражнение « Качели»

  Педагог показывает, как сдувается шарик: «Ф-Ф-Ф!», вдыхая побольше воздуха и постепенно и плавно выдыхая его, произнося звук «Ф». Затем предлагает детям повторить.

  Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук. Можно использовать резиновые игрушки.

  Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка приподняты, но не касаются зубов.

  Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

3 неделя

1. Речевое дыхание «Змейка»

2. Пальчиковая гимнастика «Стол»

3. Артикуляционная гимнастика

а) стат упр. «Грибок»

б) дин упражнение «Спрячь конфетку»

  Педагог показывает, как шипят змеи: «Ш-Ш-Ш!». Затем предлагает детям вдохнуть и шипеть долго «Ш-Ш».

  Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка правой руки. Усложнение: менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь поверх кулачка.

  Рот открыть. Язык присосать к небу.

 

  Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

4 неделя

1. Речевое дыхание «Веселая песенка»

2. Пальчиковая гимнастика «Грабли»

3. Арт. гимн. а) статическое упражнение «Горка»

б) динамическое упражнение «Чистка зубов»

 Педагог показывает, как поется песенка: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!». Затем предлагает детям спеть вместе с куклой Катей веселую песенку, произнести подряд три слога: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ» на одном дыхании.

  Ладони обращены к себе, пальчики переплетены, выпрямлены и тоже направлены на себя.

  Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

  Рот закрыт. Круговыми движениями языка обвести по верхним, затем по нижним резцам между губами и зубами.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

1. Речевое дыхание «Гости»

2. Пальчиковая гимнастика «Зайка и барабан»

3. Арт гимн. а) статическое упражнение «Катушечка»

 б) динамическое упражнение «Гармошечка»

  Демонстрируя корову, педагог мычит: «Мууу»- молока кому.Демонстрируя козу, педагог кричит: «Меее». Демонстрируя кошку, педагог мяучит: «мяу-молочка хочу». Затем педагог предлагает детям произнести звукоподражания: «мууу, меее, мяу», следя за правильным произношением звука М(МЬ), четким и внятным произнесением.

  Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.

  Рот открыт. Кончик языка упирается в верхние резцы.

  Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая  язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

2 неделя

1. Речевое дыхание «Веселое путешествие»

2. Пальчиковая гимнастика «Коза»

3. Артикуляционная гимнастика

а) статическое упражнение «Заборчик - Бублик»

  б) динамическое упражнение «Пятачок»

Педагог показывает машину, она едет и сигналит : «БИ-БИ», а теперь паровозик гудит: «ТУ-ТУ».Педагог показывает звукоподражание подряд 2 слога на одном выдохе: «БИ-БИ» «ТУ-ТУ». Затем предлагает детям повторить.

  Кисть руки обращена ладонью вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и охвачены большим пальцем.

  Чередование положение губ (II-IV сент).

 

  Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

3 неделя

1. Речевое дыхание «Мышка прибежала»

2. Пальчиковая гимнастика «Колокольчик»

3. Артикуляционная гимнастика

а) статическое упражнение «Улыбка - Трубочка»

б) динамическое упражнение «Маляр»

  Педагог показывает как пищит мышка: «пи-пи-пи». Затем предлагает детям вдохнуть побольше воздуха и выдыхая его, произнести отчетливо: «пи-пи-пи» на одном выдохе.

  Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, ребенок им свободно вращает.

  Чередование положение губ(I-III сент.)

 

  Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

4 неделя

1. Речевое дыхание «Барабан»

2. Пальчиковая гимнастика «Кошка»

3.Артикуляционная гимнастика

а) статическое упражнение «Хоботок»

б) динамическое упражнение «Оближем губки»

 Педагог показывает барабан, барабанит, сопровождая свои действия словами: «БАМ-БАМ-БАМ!». Затем предлагает детям вдохнуть побольше воздуха и выдыхая его произнести» БАМ-БАМ-БАМ!» на одном выдохе, громко и тихо.

  Средний и безымянный палец упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

  Губы сомкнуты, вытянуть напряженные губы вперед, как можно дальше.

 

  Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

ЯНВАРЬ

1 неделя

1. Речевое дыхание «Собака»

2. Пальчиковая гимнастика «Зайчик и ушки»

3.Артикуляционная  гимнастика

а) статическое упражнение «Сердитая кошечка»

б) динамическое упражнение «Дятел»

  Педагог показывает, как лает собачка: «АФ-АФ», при этом широко открывая рот. Затем предлагает детям умеренно громко и с повышенной громкостью произнести «АФ».

  Кисть сжата в кулачок. Указательный и средний пальцы выставлены вверх. Они шевелятся — то разводятся в стороны, то сгибаются по очереди или вместе. Ушки зайчика шевелятся.

  Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

  Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом произнося звук: «д», подражая дятлу: «Д-Д-Д».

2 неделя

1. Речевое дыхание «Птицы разговаривают»

2. Пальчиковая гимнастика «Ути- Ути»

3. Артикуляционная гимнастика

а) статическое упражнение «Желобок»

б) динамическое упражнение «Прогони комарика»

  Педагог произносит звукоподражания

«КО-КО-КО»- говорит курочка; «КУ-КУ»- кричит кукушка; «КРЯ-КРЯ-КРЯ»-крякает утка; «КУ-КУ-РЕ-КУ»-заливается петушок; «ЧИК-ЧИРИК»-чирикает воробей. Затем предлагает детям повторить.

  Дети машут руками «вверх-вниз» как птица. Кладут ладони на голову. Затем указательным и большим пальцем клюют. Далее руки с головы слетают.

  Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка.

  Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик  языка, приводит его в движение.

3 неделя

1. Речевое дыхание «Дождик пошел»

2. Пальчиковая гимнастика «Зайка и еж»

3.Артикуляционная гимнастика

а) статическое упражнение «Парус»

б) динамическое упражнение «Катание шарика»

  Педагог показывает, как закапал дождик: «КАП-КАП-КАП». Сначала тихо, потом громко. И перестал. Затем предлагает детям повторить звукоподражание «КАП-КАП-КАП».

  Обе руки - «на макушке» (у висков). Указательный и средний пальцы — прямые. Большой придерживает безымянный и мизинец. Можно сгибать указательный и средний пальцы. Потом обе руки на уровне груди, все пальцы щепотью вниз «лапки». Потом пальцы обеих рук растопырены, руки соединены ладонями, пальцы переплетены, не сгибаются, но шевелятся — как иголки идущего ежика.

  Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам.

  Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Сначала по часовой стрелке (5-6 раз), затем против часовой (5-6 кругов).

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

1.Речевое дыхание «Щенок»

2. Пальчиковая гимнастика «Совушка - сова»

3. Артикуляционная гимнастика а) статическое упражнение «Шарик»

б)динамическое упражнение «Лопнул шарик»

  Педагог показывает, как лает щенок: «ТЯФ-ТЯФ-ТЯФ». Затем предлагает детям повторить: «ТЯФ-ТЯФ-ТЯФ».

  Руки обнимают лицо и плавно поворачивают голову влево-вправо. Потом движения руками, как крыльями «улетаем».

  Надуть щеки воздухом и удерживать. Если не получается, предложить ребенку подуть, сжав в этот момент губы пальцами.

  Надуть щеки воздухом. Поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам.

2 неделя

1. Речевое дыхание «Беги, лошадка!»

2. Пальчиковая гимнастика «Мышонок»

3. Артикуляционная гимнастика а) статическое упражнение «Грибок»

б)  динамическое упражнение «Спрячь конфетку»

   Педагог показывает, как попросить лошадку, чтобы она побежала: «ННО-ННО!», протяжно и громко. Затем предлагает детям повторить звукоподражание.

  Ладонь правой руки накрывает кулак левой. Потом кулак левой руки вращается вокруг своей оси. Потом поелозить ладонью правой руки по кулаку левой. Затем «отрываем» ладонь от кулака, а она держится, плотно обхватив кулак левой.

  ПОВТОРЕНИЕ III недели ноября.

 

  ПОВТОРЕНИЕ III недели ноября.

3 неделя

1. Речевое дыхание «Колокольчик»

2. Пальчиковая гимнастика «Сорока — белобока»

3. Артикуляционная гимнастика а) статическое упражнение «Хоботок»

б)  динамическое упражнение «Оближем губки»

   Педагог показывает, как звучит колокольчик: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!», делая плавный и длительный выдох (не добирая воздуха). Затем предлагает детям повторить.

  «Машем крыльями». Поднять руки вверх. Опустить в стороны. Потом ладонь козырьком ко лбу.

 

  ПОВТОРЕНИЕ IV неделя декабря.

  ПОВТОРЕНИЕ IV неделя декабря.

4 неделя

1. Речевое дыхание «Молоточек стучит»

2. Пальчиковая гимнастика «Муха»

3. Артикуляционная гимнастика а) статическое упражнение «Тигр сердится»

б)  динамическое упражнение «Прятки»

   Педагог показывает, как может стучать молоточек: «ТУК-ТУК», громко и тихо. Затем предлагает детям повторить.

  Правая рука «машет» четырьмя пальцами. Затем правая ладонь шлепается сверху на левую ладонь. Затем ладони вращаются относительно друг друга. Потом правая рука «машет» дальше, а левая остается на месте.

  Рот открыт. Отвести губы в стороны и обнажить зубы.

 

  Рот широко открыт, зубы разомкнуты.

Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Затем отодвинуть язык за нижние зубы.

МАРТ

1 неделя

1.  Речевое дыхание «Часики»

2. Пальчиковая гимнастика «Ежик»

3. Артикуляционная гимнастика а) статическое упражнение «Бантик»

б) динамическое упражнение «Мясорубка»

   Педагог показывает, как Тикают маленькие и большие часы: «ТИК-ТАК» громко и тихо. Далее предлагает детям произнести звукоподражание: «ТИК-ТАК» медленно и быстро, громко и тихо.

  Пальцы собраны в «замок» и выпрямлены. Прижимаем пальцы, убираем «иголки». Потом выпрямляем пальцы, показываем «колючки».

  Рот открыт. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Затем выгнуть среднюю часть языка вверх и вперед. Затем прикусить верхними зубами.

  Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким.

2 неделя

1.  Речевое дыхание «Сова»

2. Пальчиковая гимнастика «Молоточек»

3. Артикуляционная гимнастика а) статическое упражнение «Кролик»

б) динамическое упражнение «Слоник»

   Педагог показывает, как кричит сова: «УУХ-УУХ». Затем предлагает детям повторить: «УУХ», отчетливо произнося звук «Х».

  Сжимаем пальцы в кулаки и бьем кулачком по столу или одним кулачком по другому поочередно.

  ПОВТОРЕНИЕ I неделя октября.

 

  Вытянуть губы вперед «хоботком» и крутить им по кругу в одну сторону, потом в другую.

3 неделя

1.  Речевое дыхание «Девочка разбила чашку»

2. Пальчиковая гимнастика «Уточка»

3. Артикуляционная гимнастика а) статическое упражнение «Птенчики»

б) динамическое упражнение «Вкусное варенье»

   Педагог показывает, как девочка разбила чашку и что она при этом сказала: «ОЙ» - испугалась девочка. Затем предлагает детям повторить: «ОЙ», следя, что бы дети правильно произносили звук «Й».

  Поднять согнутые в локтях руки, прямые пальцы собраны в щепоть. Открываем и закрываем «клювик» (пальцами). Опять прямые пальцы собраны в щепоть. Опять открываем и закрываем «клювик». Затем поочередные взмахи прямыми кистями рук вперед — назад.

 

  ПОВТОРЕНИЕ III неделя октября.

  Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать в полость рта. Рот при этом не закрывать.

4 неделя

1.  Речевое дыхание «Комарик прилетел»

2. Пальчиковая гимнастика «Замок»

3. Артикуляционная гимнастика а) статическое упражнение «Смешные обезьянки - мама»

б) динамическое упражнение «Лошадка»

   Педагог показывает, как поет комарик: «З-З-З» протяжно, на одном дыхании и достаточно громко.  Затем предлагает детям повторить: «З-З-З».

  Пальцы рук заплетаем в «замок», крепко прижимаем друг к другу. Затем движение сомкнутыми в замок руками вперед — назад (либо постучать). Потом движения в разные стороны круговые. Потом тянем руки в разные стороны. И «разрываем» пальцы, руки расставляем в стороны.

  Рот приоткрыт. Поместить кончик языка между верхней губой и верхними зубами. (Мама).

  Язык присосать к небу. Пощелкивание, тянуть подъязычную впадину.

АПРЕЛЬ

1 неделя

1.  Речевое дыхание «Колокольчик»

2. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

3. Артикуляционная гимнастика а) статическое упражнение «Чашечка»

б) динамическое упражнение «Вкусное варенье»

   Педагог показывает, как звучит колокольчик: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!», делая плавный и длительный выдох (не добирая воздуха). Затем предлагает детям повторить.

  Соединить ладони обеих рук «чашечкой». Сначала показываем растопыренные пальцы на одной руке, затем указательный палец на другой. Потом сжимаем пальцы левой руки в кулак, затем разгибаем по одному пальцу — сначала большой — потом указательный — средний — безымянный — мизинец. И разводим руками. Потом грозим пальчиком. И имитируем бег пальцами по столу.

  Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка приподняты, но не касаются зубов.

  Рот приоткрыт. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу, затем нижнюю и убрать в полость рта. Рот при этом не закрывать.

2 неделя

1.  Речевое дыхание «Змейка»

2. Пальчиковая гимнастика «Жук на дереве»

3. Артикуляционная гимнастика а) статическое упражнение «Колечко»

б)  динамическое упражнение «Барабанщики»

   Педагог показывает, как шипят змеи: «Ш-Ш-Ш!». Затем предлагает детям вдохнуть и шипеть долго «Ш-Ш».

 Левая рука стоит на локте вертикально. Правая рука подползает шевеля пальчиками по столу(ползет жук), к дереву(левая рука) и начинает забираться по стволу вверх. Вдруг падает на ствол «лапками» вверх-правая рука тыльной стороной ладони  лежит на столе, полусогнутые пальцы шевелятся.

  Рот открыт. Округлить губы буквой «О» и вытянуть их вперед.

   

  Улыбнуться. Открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося «Д-Д-Д». Сначала медленно. И постепенно убыстрять темп.

3 неделя

1.  Речевое дыхание «Птицы разговаривают»

2. Пальчиковая гимнастика «Шарик»

3. Артикуляционная гимнастика а) статическое упражнение «Обезьянка папа»

б)  динамическое упражнение «Маляр»

   Педагог произносит звукоподражания

«КО-КО-КО»- говорит курочка; «КУ-КУ»- кричит кукушка; «КРЯ-КРЯ-КРЯ»-крякает утка; «КУ-КУ-РЕ-КУ»-заливается петушок; «ЧИК-ЧИРИК»-чирикает воробей. Затем предлагает детям повторить.

  Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем  на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит» и, пальчики принимают исходное положение.

  Рот приоткрыт. Поместить кончик языка между нижней  губой и нижними зубами.

 

  Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

4 неделя

1.  Речевое дыхание «Сдуй шарик»

2. Пальчиковая гимнастика «Краб»

3. Артикуляционная гимнастика а) статическое упражнение «Бантик»

б)  динамическое упражнение «Шторки»

    Педагог показывает, как сдувается шарик: «Ф-Ф-Ф!», вдыхая побольше воздуха и постепенно и плавно выдыхая его, произнося звук «Ф». Затем предлагает детям повторить.

  Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

  Рот открыт. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Затем выгнуть среднюю часть языка вверх и вперед. Затем прикусить верхними зубами.

  Рот приоткрыт. Нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается. Затем наоборот: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя закрывает зубы.

МАЙ

1 неделя

1.  Речевое дыхание «Деревья шелестят»

2. Пальчиковая гимнастика «Жук»

3. Артикуляционная гимнастика а) статическое упражнение «Катушечка»

б) динамическое упражнение «Гармошка»

  Педагог показывает, как шелестят деревья листочками при ветре: «Ш-Ш-Ш». Затем предлагает детям набрать побольше воздуха и на одном дыхании произнести: «Ш-Ш-Ш», не добирая воздуха.

  Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

 

  Рот открыт. Кончик языка упирается в верхние резцы.

 

  Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая  язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

2 неделя

1.  Речевое дыхание «Часики»

2. Пальчиковая гимнастика «Слон»

3. Артикуляционная гимнастика а) статическое упражнение «Спрячь губки»

б) динамическое упражнение «Прятки»

    Педагог показывает, как тикают маленькие и большие часы: «ТИК-ТАК» громко и тихо. Далее предлагает детям произнести звукоподражание: «ТИК-ТАК» медленно и быстро, громко и тихо.

  Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой указательным и большим. Шевелить средним пальцем.

  Рот приоткрыт. Подогнуть губы и втянуть внутрь, удерживать, слегка прикусив их зубами.

  Рот широко открыт, зубы разомкнуты.

Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Затем отодвинуть язык за нижние зубы.

3 неделя

1.  Речевое дыхание «Сова»

2. Пальчиковая гимнастика «Птичка»

3. Артикуляционная гимнастика а) статическое упражнение «Тигр»

б) динамическое упражнение «Дятел»

    Педагог показывает, как кричит сова: «УУХ-УУХ». Затем предлагает детям повторить: «УУХ», отчетливо произнося звук «Х».

  Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за друга), Большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими.

 

  Рот открыт. Отвести губы в стороны и обнажить зубы.

  Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом произнося звук: «Д», подражая дятлу: «Д-Д-Д».

4 неделя

1.  Речевое дыхание «Комарик»

2. Пальчиковая гимнастика «Филин»

3. Артикуляционная гимнастика а) статическое упражнение «Шарик»

б) динамическое упражнение «Шарик лопнул»

   Педагог показывает, как поет комарик: «З-З-З» протяжно, на одном дыхании и достаточно громко.  Затем предлагает детям повторить: «З-З-З».

  Руки в кулачок, прижаты. Большие пальчики вверх (ушки), указательные пальцы вместе: они выставлены на вас (нос).

  Надуть щеки воздухом и удерживать. Если не получается, предложить ребенку подуть, сжав в этот момент губы пальцами.

  Надуть щеки воздухом. Поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам.

Используемая литература:

1. Агаян Г. Г.  «Мы топали, мы топали...» Пальчиковые игры.

                        М. Карапуз, 2004

2. Жукова Н. С.   Мастюкова Е. М. Филичева Т. Б.  «Преодоление общего недоразвития  речи у дошкольников»  

                        М. Просвещение 1990 г.

3. Крупенчук О. И. «Ладушки» Пальчиковые игры для малышей

                        Санкт — Петербург 2010 г.

4. «Первые шаги» Модель воспитания детей раннего возраста

                        М. 2002 г.

5. Цвынтарный В. В. « Играем пальчиками и развиваем речь»

                        Лань Санкт — Петербург 1997 г.

Пальчиковые игры

  1. «Моя семья»

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся моя семья.

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики - «Ура!»

В детский сад идти пора!

«Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде -

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

«Повстречал ежонка еж»

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй братец!

Как живешь?»

«Зайчик и кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко

А колечко не простое -

Блестит словно золотое.

«Очки»

Что стряслось у тети Вали? -

Унее очки пропали.

«Стульчик»

Стульчик ты из рук сложи

И детишкам покажи.

«Разминка»

Ты, утенок, не пищи!

Лучше маму поищи.

«Стол»

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

 «Грабли»

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

 

«Зайка и барабан»

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам, трам, трам.

«Коза»

У козы торчат рога,

Может забодать она.

«Колокольчик»

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

«Кошка»

 А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

«Зайчик и ушки»

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

 «Ути — ути»

Ути — ути полетели

На головушку сели.

Поклевали, поклевали

И домой улетали.

«Зайка и ежик»

Зайка — ушки на макушке.

Скачет, скачет по опушке.

А за ним колючий ежик

Шел по травке без дорожек.

«Совушка — сова»

Совушка — сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Во все стороны глядит -

Да вдруг как полетит!

«Мышонок»

Сел мышонок на масленок,

А масленок — липкий гриб,

Посидел на нем мышонок

И прилип, прилип, прилип.

«Сорока — белобока»

Ты сорока — белобока,

Научи меня летать,

Ни высоко, ни далеко -

Только море увидать.

 «Муха»

Вот летела муха,

На варенье села,

Вымазала брюхо -

Дальше полетела.

«Ежик»

Ежик маленький замерз

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело -

Ежик развернулся.

 «Молоточек»

Целый день тук да тук,

Раздается громкий стук.

Молоточки стучат -

Строим домик для зверят.

 «Уточка»

Идет утка по дорожке: «Кря- Кря- Кря, Кря- Кря- Кря!»

На ней красные сапожки: «Кря- Кря-Кря, Кря- Кря- Кря!»

Утка по воде плывет,

Ловко лапками гребет.

 «Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть не смог!

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили...

И открыли!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружка "Разноцветные пальчики"

План работы кружка нетрадиционными техниками рисования с целями и необходимым оборудованием....

Перспективный план кружка волшебные пальчики для детей старшего и подготовительного возраста

Перспективный план кружка волшебные пальчики для детей старшего и подготовительного возраста...

Перспективный план работы кружка "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики

Материал содержит  перспективный план работы кружка " Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики в подготовительной логопедической группе....

Перспективный план работы кружка "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики

Материал содержит  перспективный план работы кружка " Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики в подготовительной логопедической группе....

Перспективный план работы кружка художественно-эстетического направления «Талантливые пальчики» по ознакомлению детей 6-7 лет с народным декоративно – прикладным искусством.

Перспективный план работы кружка художественно-эстетического направления «Талантливые пальчики» по ознакомлению детей 6-7 лет с народным декоративно – прикладным искусством....

Перспективный план кружковой работы по теме: «Веселые пальчики»

Формировать графические навыки. подготовит руку ребенка к овладению письмом...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ»

Материал содержит   игры и упражнения  развивающие тонкую моторику рук, речь детей старшего дошкольного возраста. Игры подобраны в соответствии с лексическими темами....