"Поликультурное образование с позиции ФГОС ДО"
статья на тему

Луконина Наталья Владимировна

Система поликультурного образования стало ядром воспитательного потенциала ФГОС. Программа духовно - нравственного развития, должна предусматривать приобщение детей к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

         Статья:  «Поликультурное образование с позиции ФГОС ДО».

Дошкольные группы детского сада «Незабудка» находятся в Самарской области. Город расположен у реки Волги. Самара – город большой и многонациональный. Большую часть населения составляют русские. Остальную часть - татары, украинцы, белорусы, армяне, азербайджанцы. Самарская область представлена культурными и этническими особенностями и дети часто встречаются с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур.

Необходимость решения фундаментальной задачи личностного формирования подрастающих поколений в аспекте их российской гражданской идентичности актуализирует вопросы гармонизации общегосударственных и национально-региональных интересов в сфере образования и воспитания. Существующая учебно-методическая база не отражает в полной мере эту проблему. Ее решение может быть достигнуто посредством внедрения программ, учебников и других учебных материалов поликультурного типа, в содержании которых должны гармонично сочетаться, являясь единым целым, специальные и культурологические знания как общечеловеческого и общероссийского формата, так и национально-регионального уровня. Именно на основе подобной поликультурной композиции можно  обеспечить формирование у детей дошкольного  возраста чувства их принадлежности к российской гражданской нации без ущерба для развития их национально-культурной ипостаси.

Система поликультурного образования стало ядром воспитательного потенциала ФГОС. Программа духовно – нравственного развития, должна предусматривать приобщение детей к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы.

Актуальность данной проблемы понималась мной, как необходимость формирования и развития у детей национального самосознания, уважительного отношения к людям всех национальностей к различным народам и их культурам, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.

Цель: формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
      Задачи:                                                                                                        - рассмотреть поликультурное образование с позиции ФГОС;                        - создать условия для успешной реализации поликультурного образования в соответствии с ФГОС;                                                                                - воспитывать интерес к прошлой жизни и играм своих предков;                        - развивать чувство патриотизма и любовь к своей Родине.                 Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Основные принципы дошкольного образования с позиции ФГОС гласят о необходимости приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Стандарт направлен на объединение  обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.                                                                                Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.                        В нашем ДОУ воспитываются дети разных национальностей из разных семей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно. Мы приобщаем детей к основам национальной культуры, быта и развиваем межличностные отношения.                                                                                        Методическая работа осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях:                                                                                                - совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по приобщению дошкольников к народной культуре;                                                - вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;                                - апробация педагогических технологий поликультурного воспитания дошкольников посредством ознакомления с разными культурами.                        Эти направления реализуются при разнообразнии средств:                                -   общение с представителями разных национальностей;                                -   устное народное творчество;                                                                -   художественная литература;                                                                -   игра, народная игрушка и национальная кукла;                                        -   декоративно-прикладное искусство, живопись;                                        -   музыка;                                                                                                -   этнические мини-музеи;                                                                        -   национальные кушанья.                                                                Главные направления в работе с детьми:                                                        -  развитие интереса и обогащение представлений о народных традициях, культуре народов Поволжья;                                                                                -   развитие нравственных чувств у дошкольников.                        Педагогическая технология приобщения дошкольников к народному творчеству и воспитания нравственных чувств строятся на основе следующих подходов:                                                                                                        -     вовлечение детей в разнообразные виды деятельности;                                -   интеграция различных видов искусств при опоре на разные жанры фольклора;                                                                                                        -  использование взаимодействия в системе «педагог — ребенок — родитель»;                                                                                                        -    осуществление воспитательной работы на основе народной культуры.        Так же нами подобран методический комплект для работы по поликультурному образованию:                                                                        - методические пособия;                                                                        - викторины в виде презентаций;                                                                - фонотека;                                                                                                - сказки разных народов и иллюстрации к ним;                                                - картотека игр народов мир;                                                                        - энциклопедии.                                                                                Педагогами  в каждой группе  оформлены уголки «Люби и знай, родной свой край», «Россия — Родина моя», а также уголки по ознакомлению детей с бытом, культурой (в том числе языковой), обычаями.                                Главные направления в работе с родителями:                                                -      установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей;                                        - создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;                        -  активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.        Помощь родителей для достижения целей в поликультурном образовании детей является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни наших дошкольных групп, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.                                         Условиями эффективной реализации поликультурного образования в дошкольных группах детского сада «Незабудка» являются: создание предметно-пространственной среды; подготовленность педагогов в области поликультурного образования; определение базовых направлений в работе с детьми; совместная деятельность родителей и педагогов; использование разнообразных технологий организации деятельности детей.                                Мы в своей работе рассматриваем процесс поликультурного образования в аспекте воспитания.  Мы используем  такие формы работы с воспитанниками, как игровые ситуации, игры, чтение и обсуждение прочитанного, экскурсии, праздники, развлечения, викторины, конкурсы, самостоятельную деятельность, а также продуктивную и проектную деятельность. Помощь родителей для достижения целей в поликультурном образовании детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса в наших дошкольных группах.  И они ее оказывают, активно участвуя в жизни наших дошкольных групп, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.                                                                 Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы поликультурного образования

Презентационный материал по созданию поликультурной образовательной среды...

"Поликультурное образование в ДОУ"

Этой презентацией я лишний раз подтверждаю крайнюю необходимость в поликультурном образовании дошкольников....

Открытое занятие по поликультурному образованию

Открытое занятие по поликультурному образованию " Мы милашки яркие рубашки"...

Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства

Задачи: Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус; знакомить с разновидностями струнных инструментов; закреплять практические навыки выразительного...

Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства

Поскольку музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, мы предположили, что именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников буд...

Методический материал по поликультурному образованию в ДОУ

Методический материал для проведения проблемно-деловой игры для педагогов по теме "Поликультурное образование в детском саду" (крассворды)....

Консультация для воспитателей «Инновационные педагогические технологии в поликультурном образовании как условие повышения качества образования»

Консультация для воспитателей «Инновационные педагогические технологии в поликультурном образовании как условие повышения качества образования»...