Консультация для воспитателей «Инновационные педагогические технологии в поликультурном образовании как условие повышения качества образования»
консультация на тему

Ежикова Нина Борисовна

 

Консультация для воспитателей

 

«Инновационные педагогические

 технологии в поликультурном

 образовании как условие повышения

 качества образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ezhikova.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Департамента по социальной политике

Администрации городского округа Саранск

 МУ «Информационно- методический центр»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68

Консультация для воспитателей

«Инновационные педагогические

 технологии в поликультурном

 образовании как условие повышения

 качества образования»

                                                               Подготовила: воспитатель

                                                                         I квалификационной категории

                                        Ежикова Н.Б.

Саранск

            Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит - мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними.

        Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность в полиэтническом многофункциональном российском обществе. Цель его - формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многофункциональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур. Социокультурная ситуация в Российской Федерации, а также в Мордовии характеризуется многообразием народов и их культур. Людям настоящего и особенно будущего, придется жить и трудиться в многонациональной и поликультурной среде. Однако традиционно человек вступает в мир как носитель идеалов, ценностей, верований, норм поведения собственного народа, слабо подготовленный к пониманию и уважению инокультур. На этой почве произрастают неприятие, вражда, насилие, конфликты, которые не только блокируют самореализацию личности, но вызывают состояние нестабильности, как в масштабах отдельных стран, так и мира в целом. Поэтому подготовка подрастающего поколения к жизни и труду в поликультурном пространстве должна начинаться уже в детском саду, т.к. дети уже с раннего возраста начинают испытывать влияние разных культур.

          Каким образом надо осуществлять эту работу? Какие эффективные формы и методы работы использовать с детьми дошкольного возраста?

Инновационные технологии нашли своё отражение в Основной образовательной программе ДОУ (в части программы, формируемой участниками образовательного процесса), разработанной в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями. На каждую инновационную технологию разработаны план-программы, конспекты совместной деятельности взрослых и детей, конспекты праздников и развлечений, сделана подборка   различных игр (пальчиковых, артикуляционных, дидактических).

          Инновационные технологии разработаны с учётом специфики дошкольного учреждения, т.к. детский сад посещают дети разных национальностей. Но в тоже время, все инновационные технологии   тесно взаимосвязаны между собой и имеют общие цели и задачи.

          Основная цель данных инновационных педагогических технологий – это создание условий, обеспечивающих нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста, формирование у них национального самосознания, толерантного отношения к людям других национальностей, интереса к культуре русского и мордовского народов, воспитание любви к Родине.

      Основные задачи:

  • формирование любви к родному дому, семье, малой родине, краю, к большой родине – России;
  • приобщение детей к основам национальной культуры и быта и развитие межличностных отношений;
  • развитие потребности в активном, творческом преобразовании и сохранении окружающей среды в соответствии с национальными традициями русского и мордовского  народов.
  • воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские и многокультурные черты.

Но в тоже время, каждая инновационная технология имеет и свои собственные, специфические задачи.

- Приобщение детей к мордовской культуре посредством обучения мордовскому языку, раннее языковое образование. («Обучение детей мордовскому языку»);

- Ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром. Воспитание у детей любви к родному городу, к его прошлому и настоящему («От чистого истока»);

- Ознакомление детей с народными традициями воспитания детей в русских и мордовских семьях, формирование представлений о семейных и календарных обрядах и праздниках, участии в них взрослых и детей. («Семья – носитель национального воспитания детей»)

     Образовательный процесс в рамках инновационных технологий  в нашем ДОУ направлен на тесное взаимодействие  педагогов, детей и родителей:   применение комплексного подхода к организации работы как с семьями детей (как мигрантов, так и с «коренными» жителями столицы) по приобщению к традиционной народной русской и мордовской культуре, так и  работу с детьми по формированию интереса к познанию этнокультурного многообразия мира,  знакомства с традициями, обычаями, обрядами русского и мордовского народов. 

        Взаимодействие участников педагогического процесса в ходе реализации инновационных технологий включает: партнёрскую совместную деятельность педагога и ребёнка в течение дня, личностно-ориентированный подход к детям, педагогику сотрудничества взрослых и детей, интеграцию педагогического процесса, взаимодействие с родителями.

       Большое внимание уделяется организации среды для реализации задач по инновационным технологиям. Основными условиями образовательной среды для реализации наших  педагогических инновационных технологий являются:

  • Научно-методические – связаны с использованием основных идей в области нравственно-патриотического воспитания, позволяющих осуществлять интеграцию содержания комплексной программы «От рождения и школы» под. редакцией  Н.Е. Вераксы и др., парциальных программ и  организацию экспериментальной работы.
  • Кадровые – повышение квалификации, профессиональной компетентности и мастерства педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания, по раннему языковому образованию детей дошкольного возраста. Материально-технические- организация музейно-образовательного пространства детского сада (организация мини-музея старинного быта, стариной обрядовой куклы, мини - уголка по знакомству детей со злаковыми культурами и народными  традициями земледелия,  уголков родного края);  создание макетов («Достопримечательности родного города», «Лесной уголок родного края», «Наш микрорайон»);   приобретение  методических пособий, познавательной и детской литературы, краеведческого материала.
  • Психологические- создание благоприятного эмоционального климата для творчества и самовыражения детей, родителей и педагогов.
  • Организационно-педагогические- освоение интегрированного подхода, технологии проектирования, проблемного и исследовательского методов обучения (разработаны схемы интеграции образовательных областей при реализации задач инновационных технологий, обозначено содержание работы по каждой образовательной области)
  • Социально-культурные- расширение связей с учреждениями, работающими в нравственно-патриотическом направлении, по раннему языковому образованию; с учреждениями культуры г. Саранска; с Национальным музеем, с библиотекой им А.С Маршака.  

       С позиции содержательно-целевого подхода в рамках данных инновационных технологий выделятся следующие компоненты образовательного процесса:

  •  Когнитивный- Ребенок овладевает знаниями о родном крае, родном городе, о  России и  Мордовии,  традиционных способах труда и деятельности людей.  Это развивает этническую идентичность, формирует чувство национального достоинства и гордости от осознания принадлежности к своему народу; 
  •  Аффективный- Ребенок накапливает опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к людям другой национальности. Это развивает способность быть активным участником межкультурного диалога;
  •  Деятельностный- Ребенок вооружается системой интеллектуальных и практических навыков и умений, которые влияют на формирование национального характера личности, закрепление в ней лучших традиционных национальных качеств;
  •  Креативный- Ребенок накапливает творческий опыт освоения народной культуры, необходимый для решения разнообразных проблем жизни и деятельности в современном обществе

         Приобщение детей к мордовской культуре посредством обучения мордовскому языку начинается с 4-летнего возраста в ДОУ. Данная инновационная технология предполагает усвоение языкового материала на основе разнообразных лексических тем: «Приветствие», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Цвета», «Счёт», «Фрукты и овощи», «Одежда и обувь», «Части тела», «Продукты питания», «Посуда», «Квартира, мебель», «Времена года», «Деревья», «Детский сад», «Времена года», «Мордовская республика», «Игрушки».

Важным средством в обучении детей мордовскому языку является народный фольклор, т.к. мордовский народный фольклор несёт в себе черты национальных традиций, содержит много информации, что, в свою очередь, побуждает ребёнка наблюдать, размышлять, активно пополнять тем самым словарь. Грамотная речь взрослого – основное наглядное средство в обучении детей языку. Поэтому важно создавать условия, чтобы дети как можно больше слышали неродную речь, которая должна исходить, прежде всего, от окружающих взрослых, а затем от самих детей Формы работы используются самые разнообразные: различные виды совместной деятельности взрослого с детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов (во время игровой, трудовой деятельности, при проведении режимных моментов, различных видов гимнастик, наблюдений и т.д.)

     В процессе поликультурного образования в рамках   инновационных технологий   детей знакомим с обычаями, традициями, обрядами,  особенностями быта, искусства русского и мордовского народов. Дети являются участниками   обрядовых праздников и развлечений: "Масленица", «Рождество» и др. Для наглядной демонстрации оформляем познавательные уголки: «История семьи в истории Отечества», «Город начинался с …завода». «Родина моя – Россия»"

      В рамках инновационных проектов «От чистого истока», «Семья – носитель национального воспитания детей», «Обучение детей дошкольного возраста мордовскому языку» выстроена чёткая система работы с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.  Система ценностей изменяется в течение жизни и зависит от возраста, интересов, мировоззрения. У ребенка же- зависит от этнической и религиозной принадлежности семьи, профессии родителей, традиций и обычаев, эстетических, нравственных и познавательных потребностей близких людей. Доброй традицией нашего ДОУ стало проведение посиделок совместно с родителями. «Праздники нашего детства», «Зимние Святки», «Народные игры. Игры наших бабушек и дедушек», «Осенины» и др. На такие посиделки приглашаются люди разных поколений (дети родители, бабушки, дедушки, прабабушки) и разных национальностей.  Смех, игры, пение прерываются рассказами-воспоминаниями старшего поколения, стихами и рассказами детей. После таких совместных посиделок дети узнают много нового и интересного о прошлом родного края, о народных традициях и обычаях. А взрослые на какое-то время вновь ощущают себя детьми, вспоминают наиболее яркие моменты своего детства и молодости. Вот почему наши дети с нетерпением ждут таких вечеров и спрашивают: «А когда ещё будут у нас встречи?». Взрослые же благодарны за полученное удовольствие от общения с детьми и друг с другом. Они как бы вновь открывают для себя своих детей, помогают лучше понять друг друга, формируют чувства толерантности. В такие посиделки каждая семья вносит свой уклад жизни, свои традиции и обычаи.

        В течение года во всех возрастных группах проходят встречи с интересными людьми (с рукодельницами, очевидцами интересных событий, с людьми различных профессий), совместные творческие проекты «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо» «Дедушкин фотоальбом».

      В целом, инновационные педагогические технологии позволили вывести коллектив нашего дошкольного учреждения на более высокую стадию развития; повысили авторитет дошкольного учреждения среди родителей и коллег; раскрыли творческий потенциал воспитателей, педагогов и специалистов, а главное, вывели на новую стадию стандарты развития дошкольника.

Литература.

  1. Багалов В.А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность.-  Саранск, 1992.
  2. 2.Балашов В.А. Бытовая культура мордвы: традиции и современность.- Саранск: Мордов. кн. изд. - во, 1991.
  3. Беляева Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы. - Саранск, 2000.
  4. Богатеева З.Л. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - Москва, 1982.
  5. Волков Р.Н. Этнопедагогика. - Москва, 1991.
  6. Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. - Москва, 1964.
  7. Колмыков В.Н. Коняшки - глиняшки. - Саранск: Мордовск. кн. изд. - во, 1991.
  8. Мартьянов В.Н. Мордовские загадки. - Саранск: Мордов. кн. И3д. - во, 1991.
  9. Прокина Т.Т. Мордовский народный костюм. /М.И. Сурина. - Саранск: Мордов. кн. изд.- во, 1987.
  10. Самородов К.Т. Мордовские загадки.- Саранск: Мордов. кн. ИЗД. - во, 1987.
  11. Фадеева И.М. Этнопедагогические проблемы дошкольного образования. Материалы республиканского научно - педагогического семинара. - Саранск, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного образования как условие повышения качества образования"

Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени....

Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования в условиях реализации ФГОС

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское эксперимент...

Презентация " Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образования в ДОУ"

Ребенок воспитывается разными  случайностями, его окружающими.  Педагогика должна дать направлениеэтим случайностям.»(В. Ф. Одоевский)...

Внедрение бережливых технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования в ДОУ.

Беречь время нам помогают правила, схемы, подсказки, алгоритмы, которые   используются во всех рабочих помещениях детского сада: правила посещения туалета, порядок одевания и раздевания, рас...

Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»

  Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требован...

Организационно-методическое сопровождение овладения педагогическими технологиями как условие повышения качества образования в ДОУ

Организационно-методическое сопровождение овладения педагогическими технологиями как условие повышения качества образования в ДОУ(Из опыта работы)...