Практико-ориентированный проект "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО".
проект на тему

Куракова Наталья Владимировна
Министерством образования и науки России утвержден и введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором уделяется особое внимание проблеме социально-коммуникативного развития и представлено как одно из направлений развития и образования детей.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный отдел образования администрации муниципального района

"Тарусский район".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                     "Детский сад "Малышок",

г. Таруса Тарусского района Калужской области

Практико-ориентированный проект

"Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО".

            Исполнитель:

Андрюкова Наталья Владимировна,

воспитатель МБДОУ д/с "Малышок"

 

Таруса  2014 г.

Название проекта: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО».

Актуальность темы. Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирования основ уважительного отношения к окружающим, приобщения к общечеловеческим ценностям.

Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и людьми самостоятельными, обладающими определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Министерством образования и науки России утвержден и введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором уделяется особое внимание проблеме социально-коммуникативного развития и представлено как одно из направлений развития и образования детей.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Основные цели и задачи социально-коммуникативного развития:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Формирование   основ   безопасности.   Формирование   первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Исследованием данной темы занимались такие выдающиеся учёные, как Божович Л.И., Выготский Л.С.,Запорожец А.В., Зеньковский В.В, Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б. и другие. Они едины во мнении, что социально-коммуникативное развитие ребёнка необходимо для становления его личностных, индивидуальных особенностей, формирования нравственных общечеловеческих ценностей.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-коммуникативного развития детей осуществляется поэтапно:

- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;

- коррекция имеющихся социально-эмоциональных и коммуникационных проблем.

        Большую роль в успешном социально-коммуникативном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.

Цель – способствовать социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.

Задачи исследования:

  • изучить ФГОС ДО (задачи и содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии ФГОС ДО; виды и формы организации деятельности детей для реализации содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии ФГОС ДО; условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования; планируемые результаты освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии ФГОС ДО);
  • конкретизировать понятие «социально-коммуникативное развитие ребенка» в соответствии с научной идеей исследования;
  • разработать концепцию социально - коммуникативного развития ребенка - дошкольника в соответствии ФГОС ДО, выделить критерии и показатели его развития;
  • создание единого воспитательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей и общественные организации на основе взаимодействия всех субъектов.

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта):

  • Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
  • Работа с детьми;
  • Работа с родителями;
  • Работа с коллегами (педагогами).

Объект исследования: социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО.

Предмет исследования: создание образовательной среды  и воспитательного пространства для социально-коммуникативного развития дошкольников.

Методы исследования: 

1.        Обзорно-аналитическое изучение  ФГОС ДО, закона «Об образовании», специальной литературы по теме исследования;

2.        Эмпирические методы: анализ педагогической документации, наблюдение за детьми, педагогами в процессе образовательного процесса;

3.        Экспериментальные методы: констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты;

4.        Количественный и качественный анализ результатов исследования.

Участники: коллектив МБДОУ д/с «Малышок», дети, родители.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая.

Вид проекта: практико-ориентированый. 

Основные этапы исследования:        

Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось в три этапа

Первый этап – обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме социально-коммуникативного развития, изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании».

Второй этап –  создание образовательной среды и воспитательного пространства для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.

Третий этап – оценка эффективности проведенной работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций для родителей и педагогов дошкольных организаций.

Описание продукта, полученного в результате проекта:

  • благодаря данному проекту будет видна позитивная динамика по внедрению ФГОС ДО в работу МБДОУ д/с «Малышок».
  • повысится профессиональная компетентность педагогов по данному вопросу, материалы исследования будут использованы в образовательной деятельности, в консультационной работе педагога в системе дошкольного воспитания.
  • повысится уровень сотрудничества детей, воспитателей, родителей, степень вовлеченности в общую деятельность.
  • работа по данному направлению будет продолжаться, так как существует потребность педагогов в совершенствовании профессиональной компетенции молодых специалистов по данному направлению.

Сроки реализации проекта.

  Реализация проекта рассчитана на один учебный год.

Межпредметные связи:

Название раздела

программы

Задачи

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

 Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Образовательная область «Речевое развитие»

Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Образовательная область «Физическое развитие»

Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Формы взаимодействия  участников педагогического проекта.

Направления реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Организация работы с педагогами.

Анкетирование и тестирование педагогов.

сентябрь

педагог-психолог, ст. воспитатель

Консультирование педагогов.

ноябрь, декабрь

педагог-психолог, ст. воспитатель

Организация работы по самообразованию.

в течение года

педагоги

Проведение семинара-практикума по теме «Социально-коммуникативное направление работы ДОУ»

октябрь

заведующая,

ст. воспитатель

2

Организация работы с детьми.

Организация работы по социально-коммуникативному развитию детей в соответствии с перспективными и календарными планами работы.

в течение года

педагоги

Работа по развитию коммуникативных способностей.

в течение года

педагоги

Изучение детско-родительских отношений совместно с психологом с целью оказания помощи детям, с которыми жестоко обращаются родители.

август

педагог-психолог, воспитатели

Коррекция агрессивности.

октябрь-апрель

педагог-психолог

Коррекция тревожности, страхов.

октябрь-апрель

педагог-психолог

Коррекционная работа с гиперактивными детьми.

октябрь-апрель

педагог-психолог

Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности.

октябрь-апрель

педагог-психолог

3

Организация работы с родителями.

Анкетирование и тестирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй.

сентябрь

педагог-психолог, воспитатели

Организация работы психолого-педагогического лектория для родителей.

в течение года

педагог-психолог, воспитатели

Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетентности в вопросах воспитания.

ноябрь

педагог-психолог

Помощь родителям в расширении семейной библиотеки (педагогическая, медико-психологическая, юридическая литература, периодическая печать) с целью распространения инновационных подходов к воспитанию детей, а также повышения правовой культуры родителей.

декабрь

воспитатели

Привлечение родителей к участию в детских праздниках (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).

в течение года

воспитатели

Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка.

октябрь

воспитатели

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:  владение Интернет-пространством,  приобретение методической, научной и специальной литературы;  использование  ИКТ, видеопроектора, видеоэкрана, фотоаппарата, видеокамеры; приобретение необходимых индустриально-эстетических продуктов потребления для художественного творчества детей.

Ресурсное обеспечение проекта (кадровое и материальное).

Кадры.

  Коллектив ДОУ имеет большой опыт в плане работы по программам социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Приоритетными направлением  для нашего сада является духовно – нравственное и патриотическое воспитание.  При работе по данному направлению коллектив пользуется программой «Ладушки» (Программа духовно – нравственного и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры, приобщения детей к истокам русской народной культуры) автором которой является руководитель кружка по духовно-нравственному воспитанию МБДОУ детский сад «Малышок» Н.П. Горынина. И программой «Добрый мир», под ред.  Л.Л. Шевченко.

Педагогический состав ДОУ хорошо разбирается в данной проблеме и способен реализовать проект.

Внутренние ресурсы.

- средства из Фонда развития детского сада.

Внешние ресурсы.

  - муниципальное финансирование в рамках программы развития дошкольного образования города;

- возможные дополнительные внебюджетные средства.

 Механизм реализации проекта.

1.  Анкетирование педагогов, родителей.

2.  Самоанализ.

3.  Собеседование с воспитателями по проблеме социально-личностного развития дошкольников.

4.  Самообразование педагогов.

5.  Тематическая проверка «Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей культуры общения».

6.  Диагностика уровня социально-личностного развития детей.

7.  Наблюдение за общением детей, беседы с детьми.

8.  Диагностика коммуникативной сферы.

9.  Анализ состояния психологического здоровья детей.

10. Создание творческой группы.

11. Создание медико-психолого-педагогического консилиума.

Контроль реализации проекта.

  Контроль может осуществляться как администрацией детского сада, так и органами управления образованием различного уровня.



Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей

Педагогические условия

для социально – коммуникативного развития дошкольников

Формы   работы
по развитию  социальных   навыков   детей

1. Минутки общения: интересные коммуникативные игры, включающие обмен действиями, высказываниями, цель которых - помочь детям снять эмоциональное напряжение после занятия, поддерживать атмосферу доброжелательности и радости.

2. Дружеские посиделки: 10-минутные беседы в конце дня, цель которых - закрепить позитивные переживания детей, полученные в течение дня, развить способность к рефлексии, способность радоваться успехам своим и групповым.

3. Групповые ритуалы: традиционные минутки приветствия, прощания, закрепления позитивных моментов, поздравления с праздниками и т.д. Создают ощущения общности в группе, без­опасности, поддержки, способствуют более открытому выражению чувств и эмоций.

4. Групповые дела: предусматривают участие родителей и детей в жизни группы. Это - оформление помещений группы, создание альбомов, стендов, атрибутики, отражающих события в группе, и др.

Методы и приемы

1. Наглядные - реализуются в обучающих ситуациях, направленных на развитие социальных навыков и умений, а также на формирование социальных форм поведения. Показ используется воспитателем и при организации творческих заданий и игр на сотрудничество.

2. Речевые методы - используются при проведении игры в обучающих ситуациях.

3. Практические методы - являются ведущими при организации деятельности, направленной на освоение детьми личного социального опыта в ситуациях игрового взаимодействия, что является важнейшим условием развития социальных способностей и умений.

4. Разнообразные игровые методы, позволяющие создать необходимые условия для личностного развития дошкольника в ведущем для этого возраста виде деятельности - игре.

Средства
развития социальных навыков

1. Различные виды игр:

интерактивные (включают обмен действиями между участниками, установление невербальных контактов, направлены на психотехнические изменения состояния группы и каждого ее участника, получение обратной связи);

ритмические (связаны с ритмичным проговариванием слов и выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и передачей ритма);

коммуникативные (включают обмен высказываниями, установление вербальных контактов);

ситуативно-ролевые (направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях),

творческие (подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной темы);

• игры-инсценировки (включают проигрывание детьми проблемной ситуации);

игры-дискуссии (совместное обсуждение проблемы в игровой ситуации).

2.  Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники):

• упражнения, направленные на развитие способности понимания состояний, особенностей и отношений людей, их перемещений, пространственного расположения и т.п.;

• упражнения, направленные на развитие сенсорно-перцептивной системы (различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве).

3. Техники сочинения истории как один из способов репрезентации реальности, в которой живет ребенок.

 4. Арт-педагогические техники (рисование в парах, тройках, коллективное рисование с творческими заданиями).

5. Техники художественной экспрессии на развитие способности к самовыражению.

6. Техники использования метафор как способа нахождения новых ресурсов, смыслов, эффективных форм поведения.

7. Техника цветописи (использование цвета для обозначения в символической форме настроения и характера переживаний ребенка).

Формы  работы с родителями 

• анкетирование родителей и совместное заполнение семейной анкеты с ребенком;

• домашние совместные творческие задания;

• родительские собрания;

• открытые или совместные занятия с детьми (с использованием конспектов занятий программы или дополнительные);

• коллективные тематические беседы на интересующие родителей темы;

• выставки работ детей и родителей на темы: «Вот я какой!», «Моя семья» и т.д.;

• проведение Дня семьи с оформлением стенда с совместными работами, с конкурсами, чаепитием;

• индивидуальные беседы и домашние задания по выполнению отдельных упражнений и игр, знакомых детям;

• оформление группы, создание атрибутики группы;

• ведение журналов, отражающих жизнь группы: «Книга добрых дел» с записями о помощи родителей в организации жизни группы, «Наша группа» с отражением летописи группы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

В  докладе  сформулированы  задачи,  приведены  основные  направления,  виды  и  формыобразовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию д...

Консультация для воспитателей. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья ...

Доклад "Социально коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО"

Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка.Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми.  Через коммуникац...

Краткосрочный практико-ориентированный проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Моя любимая станица Грушевская"

Проект "Моя любимая станица Грушевская"Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружа...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Педагогический практико-ориентированный проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным городом»

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...