Уголок психолога в группе
проект на тему

Ужицина Евгения Сергеевна

В этой статье вы найдете содержание психологического уголка в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ug_psih.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация психологического уголка в группе»

Педагог-психолог МБДОУ детский сад №5 «Березка»

Ужицина Е.С.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. На сегодняшних дошкольниках сказывается экономическая и ценностная нестабильность общества. Многопоколенная семья уступает место однодетной, соответственно процесс социализации происходит при дефиците общения. Другим детство делает и  повсеместное внедрение раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов. И как следствие  всё чаще мы видим детей с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Ребёнок вынужден раньше взрослеть,  но при этом остаётся беспомощным при столкновении со сложными жизненными ситуациями.   Окружающие ребёнка взрослые способны создать условия для его полноценного развития.

Основа такого развития – психологическое здоровье. Термин «психологическое здоровье» был введён И.В. Дубровиной. Что понимается под психологически здоровым человеком? Человек спонтанный и творческий, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. Он полностью принимает самого себя и при этом признаёт уникальность окружающих его людей. Такой человек берёт ответственность  прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Можно сказать, что ключевыми  словами   для описания психического здоровья являются «баланс, гармония». А в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать «саморегулируемость.

Дети, которые сегодня посещают дошкольные учреждения    в недостаточной степени обладают оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Большой процент воспитанников детского сада - это дети, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе и не уважающие  другого человека, его чувств, настроения и эмоций.

Принятие себя таким, каким ты являешься в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства необходимо уделять серьёзное внимание и развивать  его у детей.

Актуальность  проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду.

Благодаря психологическому уголку у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться. 

СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКА УЕДИНЕНИЯ 


При оформлении психологического уголка в группе необходимо учитывать следующие принципы:

  1. гибкости и управления среды – обеспечение возможности для проявления творческой активности детей, многофункциональное использование элементов предметной среды и включение их в различные структуры образовательного процесса;
  2. активности, самостоятельности, творчества – предоставление детям возможности самим изменять окружающую предметную среду; развитие у них способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности; инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
  3. индивидуального подхода ко всем участникам воспитательно-образовательного процесса – поиск лучших качеств личности, учет особенностей личности в воспитательно-образовательном процессе; формирование положительных представлений личности о себе (Я - концепция), на основе которых строится поведение.

Материалы для уголков должны подбираться с учетом их основного назначения, а именно:

  • для психологической разгрузки воспитанников;
  • обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
  • обучение детей бесконфликтному общению с помощью - развивающих игр;
  • повышения самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;
  • обучение воспитанников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Оснащение психологического уголка.


Назначение

Материалы

Зона психологической разгрузки (обучение способам выражения гнева в приемлемой форме; обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции; обучение детей бесконфликтному общению; повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей; обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде)

Уголок уединения (шатер, палатка и т.д.), мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми  и семейными фотографиями, мягкие игрушки.

В «уголке психологической разгрузки находятся и материалы, которые использует в своей работе воспитатель. Это подборка психогимнастических игр, направленных на формирование положительногосамопринятия и толерантности.

Много игр направлено на доброжелательное отношение к своему имени. Обусловлено это тем, что   имя-это существенная социальная и психологическая составляющая личности.

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

Боксерская груша, куклы «Бо-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени.

Обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции

Аудио-, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации). Цветные клубочки - успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Ещё один вариант использования клубков – воспитание чувства принадлежности  к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвует и педагог. Наматывая нитку на большой палец правой руки, педагог начинает петь песенку. Затем передаёт клубок ребёнку, назвав его по имени,  и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить.

Волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т.д.), свечи, фонтаны, игры с песком , водой, крупами, пуговицами. «Мешочки настроений» - два мешочка, один из которых изготовлен из светлого материала, другой из тёмного, с соответствующими изображениями лиц с хорошим и плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.  Если у дошкольника плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, смех, улыбку, радость.

«Коробочки добрых дел» - у каждого ребёнка своя коробочка, в которую он «складывает» добрые дела и поступки. Каждый поступок воспитатель отмечает фишкой. В конце недели фишки подсчитываются и тому, в чьей коробочке больше фишек, вручается флажок, который принадлежит ему до следующего  подсчёта результатов.

Деревянная рамка для фотографии носит название  «Портрет хорошего меня». Ребёнок ставит рамку перед собой и рассказывает о себе всё хорошее. Остальные дети подсказывают, если рассказчик что – то пропустил. Так дети учатся положительномусамопринятию, создают свой положительный «Я – образ». 

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью - развивающих игр

«Азбука настроений», «Коврики дружбы», настольные, дидактический игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» и т.д., шкатулка с маленькими человечками, «Подушка примирения», «Коробочка примирения» - она представляет собой яркую, обёрнутую мягкой бархатной бумагой коробку с дырками со всех сторон. Поссорившиеся дети просовывают с разных сторон руки, внутри коробочки мирятся, произнося разные стихи – мирилки.  Пополнения коллекции стихов – мирилокпроводился конкурс на лучшуюмирилку. Выбранная мирилка была вывешена здесь же, в уголке.

«Доска настроений»; «Шкатулка секретов»  - в ней сложены пушистые бубончики, кусочки меха, мягкие кисточки, гладкая  стеклянная палочка, кусочек шёлковой ткани. Ребёнок закрывает глаза,  педагог проводит по его руке любым предметом с вопросом «Что это? Угадай?». «Коврик злости» предназначен для снятия эмоционального напряжения и выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме. Для этой же цели в уголке присутствуют стаканчики для крика

«Волшебный пластилинчик» - дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться.

Массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.

Игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах

Повышения самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей

Подиум, медали, «сонные игрушки»

Обучение воспитанников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде

«Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик»

Основу разработки уголка психолога в группе составляют следующие принципы:

- гибкость и управляемость среды. Беря во внимание ограниченность пространства групповой комнаты,  все материалы распределены в зависимости от удобства использования в групповой комнате, спальне.

- активность, самостоятельность. Предоставлена возможность свободного доступа к материалам, инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;

- индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт особенностей личности (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.

.

Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья.

Вследствие стресса происходит мышечный зажим, устранить который можно с помощью методики мышечной релаксации. Умение расслабиться даёт возможность снизить уровень переживаний путём воздействия на состояние тела.

Использование модификаций признанная во всём мире методика расслабления мышц Э. Джекобсона «прогрессивная мышечная релаксация»( от лат. relaxation- расслабление) поможет ребёнку снять напряжение, успокоиться ведь полное расслабление мышц несовместимо с негативными эмоциями и как следствие приводит к спокойному и позитивному эмоциональному состоянию. Подборка релаксирующих игр и упражнений также являются составляющими «Уголка психологической разгрузки».

Для достижения великолепного физического и психологического здоровья восточные народы пользуются простыми упражнениями. Изучение  различных направлений  восточных оздоравливающих  упражнений  позволило  сделать  вывод, что восточная гимнастика представляет собой уникальную систему, основа которой – координация движения тела с мыслями и дыханием.

 Доказано, что в различных жизненных ситуациях мышление связано с типом дыхания. Ровное, спокойное дыхание – ум находится в покое, частое – ум встревожен. Упражнения, входящие во все виды восточных гимнастик, направлены на успокоение ума. Кроме того, упражнения восточной гимнастики развивают гибкость и плавность движений, поэтому выполняя их можно снять очаги напряжения в теле, расслабиться. Выполнение упражнений любого комплекса восточной гимнастики требует сосредоточения внимания на различных образах – это развивает способность к концентрации.

Разработанный  комплекс упражнений из элементов восточной гимнастки для дошкольников – составляющая работы по укреплению психологического здоровья.  Его цель: научить детей владеть собой и чувствовать себя спокойно в ситуациях агрессии, лучше понимать других.

Разучивание движений рекомендуется проводить без музыкального сопровождения. В усвоенном виде комплекс проводится под музыку.

Таким образом, рекомендуется в каждой группе дошкольного учреждения создать условия для психологического здоровья дошкольников как важной составляющей в формировании открытой творческой  личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголок психолога

Как создать уголок психолога в ограниченном пространстве...

Стенд Уголок психолога в ДОУ

Цели и задачи уголка Перед содержательным наполнением уголка психолога стоят следующие цели: создание атмосферы психологического комфорта и обстановки положительной эмоциональности для активной, творч...

Фотоотчёт Оформление информационного стенда «Уголок психолога»

Оформление стенда в целях обеспечения возможности оказания эффективной профессиональной помощи родителям в разрешении психологических проблем их детей...

Консультационный уголок психолога детского сада "Чем занять ребенка летом?"

Данный материал предназначен для размещения его на стенд в кабинете педагога-психолога, либо на стенде групп детского сада...

Уголок психолога: "Адаптация к детскому саду".

Советы и рекомендаци родителям для прохождения успешкной адаптации детей к ДОУ....

Уголок психолог: "Язык" плача в младенческом возрасте

Родителям необходимо понимать реальные причины плача свох детей и уметь правильно реагировать на яркие эмоциональные состояния своего ребенка....

Уголок психолога: «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

Часто родители задают вопросы на консультации у психолога: почему мой ребенок такой активный? Вдруг у нас СДВГ? Эта статья о том, что такое СДВГ и омощь во взаимодействии с такими детьми....