Народный календарь
календарно-тематическое планирование на тему

Орлова Любовь Георгиевна

тематическое планирование по месяцам и группам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_kalendar.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Народный

календарь

Составила: воспитатель

МКДОУ « Шварцевский

детский сад»

Л.Г. Орлова

2014 год

СЕНТЯБРЬ

( хмурень, ревун, зоревник)

Младшая группа:  

1.Принесите детям туесок красивой и вкусной брусники. Сравните её цвет с цветом других известных им ягод.  Предложите из лоскутков ткани, кусочков цветной бумаги выбрать те образцы, которые близки по цвету. Расскажите, что этот цвет иногда называют «брусничным». Возможна коллективная работа в сотворчестве спедагогом: Воспитатель рисует на большом листе корзину, а дети тычками – ягоды в ней или же сделают коллективную аппликацию. Если есть возможность, покажите детям образцы декоративно – прикладного и изобразительного искусства, где есть изображение брусники.

2. Покажите детям колосья овса, его зёрна и очищенный овёс, овсяные хлопья, овсяное печенье. Предложите попробовать разные блюда из овса, мюсли. Оставьте колосья для осеннего букета.

3. «Сенсорный праздник»: принесите и покажите детям разнообразные плоды: морковь, свёклу, картофель, разложите по названиям. Сравните морковь, свёклу, картофель по цвету и форме. Предложить вылепить или нарисовать красками. Попросите повара сварить картофель «в мундире», дайте детям попробовать его на вкус. Попросите родителей приготовить дома «драники» или картофельные котлеты.

4. Принесите детям кисти рябины, рассмотрите их, сравните цвет рябины и брусники. Расскажите, что рябина растёт на дереве, показать детям дерево – рябину, рассмотреть его, дать детям попробовать ягоды рябины.

5. Принесите в группу репу, рассмотрите её цвет, форму. Сравните с морковью, свёклой, картофелем. Вспомните с детьми сказку «Репка», устройте театрализованную игру по сказке «Репка».

6. Принесите в группу плоды шиповника, рассмотрите их. Заварите ягоды, Попробуйте настой на вкус, опишите с детьми вкус и цвет настоя(конечно, предварительно побеседовав с родителями).Рассмотрите изображение цветущего шиповника. Обратите внимание детей, что цветы могут быть разные по окраске, но одинаковые по форме.

7. Принесите в группу разные сорта мёда: от самого светлого до самого тёмного, от самого жидкого до самого густого.

                   

Средняя группа:

1.Познавательная беседа: Расскажите о бруснике с опорой на наглядность. Расскажите о лекарственных свойствах брусники.

2. Расскажите детям, где выращивают овёс. Откуда и как на ваш стол попадает геркулесовая каша. Познакомьте с орудием крестьянского труда – серпом, рассмотрите его. Вспомните, что значит выражение «лунный серп». Объясните, как обмолачивают овёс в наше время.

3. Обсудите с детьми, каковы условия выращивания картофеля, где и как он растёт. Растёт ли он в нашей местности? Какие вредители есть у картофеля? Как он цветёт? Познакомьте с целебными свойствами картофеля ( помогает при ожогах, заживляет раны ).

4. Обсудите лечебные свойства лука. Вспомните поговорки:«лук от семи недуг», «Лук да баня всё правят», загадки о луке.

5. Расскажите детям о поверии, что рябина, посаженная перед входом в дом, оберегает его от недобрых людей. Рассмотрите с детьми произведения декоративно – прикладного искусства

Хохломы, найдите в орнаменте рябиновые ягоды и листья. Желающим детям предложите самим расписать подобным узором какую – либо заготовку. Составьте осенний букет. Сделайте вместе с детьми рябиновые бусы и браслеты.

6. Поговорите с детьми о том, какие птицы улетают зимовать в другие страны. Покажите изображение журавля.

7. Вспомните загадки про репу.

8. Беседа «Пчёлы». Расскажите, откуда берётся мёд, как пчёлы собирают нектар с цветов, как они строят соты – ячейки для мёда. Покажите кусочек сотового мёда, дайте его попробовать. Вспомните сказки, в которых упоминается мёд. Пчёлы – персонаж, упоминаемых в весенних закличках: их просят принести весну из-за моря на своих крылышках. Даже звёзды в народных сказках называли « небесным роем пчёл». Трудолюбивого человека ласково называют  «пчёлкой». Расскажите о том, что делают из воска, и, если есть возможность, дайте детям полепить из воска. Желательно показать, как выглядят и горят разные виды свечей =восковые, парафиновые, стеариновые.

 Старшая группа:

1.Познакомьте детей со жнивными обрядами.

2.Расскажите, что картофель в России появился только в 18 веке благодаря царю Петру 1. Родина картофеля – Южная Америка. В Европе его разводили как декоративное растение. В Париже модницы украшали шляпки, а мужчины вставляли в петлицы букетики из цветков картофеля. Спросите, какие блюда готовят из картофеля, свёклы, моркови? Сделайте салат из сырой моркови и дайте поесть её сырой.

3.Уточните с детьми, сколько значений имеет слово «лук».

4.Праздник – концерт «Рябины России».

5.Обсудите с детьми выражение  «Проще пареной репы».

ОКТЯБРЬ

( позимник, листопад, свадебник, желтень)

Младшая группа:

1.Принесите в группу плоды шиповника, рассмотрите их. Заварите ягоды, попробуйте настой на вкус, опишите с детьми вкус и цвет настоя. Рассмотрите фотографии или изображения цветущего шиповника. Обратите внимание на то, что цветы могут быть разными по окраске, но одинаковые по форме.

2. Принесите детям для пробы разные сорта мёда, предложить сравнить их по вкусу, цвету и расставить их от самого светлого до самого тёмного, а затем от самого жидкого до самого густого.

3. Желательно показать детям растение – лён, стебли льна, образцы льняных тканей, изделия изо льна.

Средняя группа:

1.Обсудите с детьми, с чем связаны названия этого месяца.

2. Поговорите с детьми о перелётных птицах, которые улетают на зиму. Покажите изображение журавля.

3.Беседа «Пчелы». Расскажите, откуда берется мед, как пчелы собирают нектар с цветов, как они строят соты-ячейки для меда, дайте его попробовать. Вспомните сказки, в которых упоминаются пчелы. Нередко они помогают герою преодолеть возникающие на его пути трудности. Пчелы –персонаж, упоминаемый в весенних закличках: их просят принести на своих крылышках весну из-за моря.

 Даже звезды в народных сказках называли «небесным роем пчел». Трудолюбивого человека ласково называют «пчёлкой». Расскажите о том, что делают из воска, и если есть возможность, дайте детям полепить из воска. Желательно показать, как выглядят и горят разные виды свечей – восковые, парафиновые, стеариновые.

Старшая группа:

1. Рассмотрите с детьми листья шиповника и придумать растительный орнамент росписи по мотивам его цветов, плодов и листьев. Предложить детям подумать, какую посуду можно расписать таким орнаментом.

2. Беседа «Мёд». Обладает обеззараживающим (его прикладываем к ранам), успокаивающим, согревающим и потогонным (при простудах). Из мёда готовили различные напитки. Мёд входит как обязательный компонент в состав пряничного теста. Если есть возможность попробовать разные пряники.

3. Поговорить с детьми о русском народ ном костюме – мужском и женском. Рассмотреть иллюстрации, представляющие русский народный костюм (царица и простая девушка, но не принципиальным отличием его кроя). Сшейте вместе с детьми сарафаны для кукол.

НОЯБРЬ

( листочной, полузимник, грудень)

Младшая группа:

Покажите детям чистую овечью шерсть, объясните, как её можно прясть в нитки, как вязать из ниток различные вещи( рассмотреть некоторые из них). Рассмотреть прялку, узоры на ней.

Средняя группа:

1. Расскажите детям, какие птицы прилетают к нам зимой, рассмотреть иллюстрации. Вспомнить, что дети знают о птицах, которые улетают из наших мест на зиму.

2. Беседа о кузнечном ремесле на Руси.

Старшая группа:

1. Покажите детям, как можно вязать из шерстяных ниток.

2. Изготовление кормушек для птиц на зиму.

3.Беседа о кузнечном ремесле на Руси. Она естественно сомкнётся с темой военной доблести и оружия. Рассказать о доспехах и оружии.

4. Праздник «Родина наша – колыбель героев».

ДЕКАБРЬ

        ( студень)

1. Расскажите детям о традициях празднования Нового года в разных странах. Прочитайте новогодние, зимние русские народные сказки:   « Двенадцать месяцев», « Морозко». С 19 декабря юноши  и девушки начинали подготовку к  зимним праздничным посиделкам: откупали избу у одинокой старухи, заготавливали дрова, загодя думали о нарядах и костюмах для новогоднего ряженья

2. Обратить внимание на то, какие долгие, тёмные ночи в декабре, какие короткие дни. И так весь декабрь: ночи раз от раза длиннее, а дни короче. Так и будет всё меньше солнышка до времени зимнего солнцеповорота. Это событие – поворот солнца на лето, увеличение света и уменьшение тьмы – люди отмечали испокон веков. К нему приурочивались самые главные зимние праздники. Все обряды, все песни, которые исполнялись на святках, способствовали хорошей жизни: богатый урожай, здоровье, счастье всех членов семьи, выбор хорошей невесты или жениха. Именно потому и исполнялись игровые песни с выбором невесты на святочных посиделках – совместных игрищах юношей и девушек.

ЯНВАРЬ

(просинец)

В начале января продолжается празднование Нового года, которое переходит в Рождественские святки.

6-7 января – святой вечер, Рождество.

18 -19 января – Крещенский вечер, крещение.

После насыщенной пред- и посленовогодней жизни детям нужен отдых от ярких событий и впечатлений. В этот период целесообразно больше читать и рассказывать детям, предлагая выбрать то, что им хотелось бы представить в виде театрального действия. Показать детям, как отражаются в сказке отношения между человеком и природой. Волшебные сказки. Кто такая Баба – Яга? Вспомните с детьми сказки о животных. Старшим детям вы можете рассказать о Московском государственном университете, как главном учебном заведении страны, о М. В. Ломоносове, его основателе. Побеседуйте с детьми о том, где учились их родители, какие воспоминания остались у них о студенческой жизни.

                                     

ФЕВРАЛЬ

         ( снежень)

Это праздник проводов Зимы всем своим строем,  атрибутикой, сюжетом обрядовых песен. Попросите детей принести что – либо  для наряда дорогой гостьюшки (от каждого дома несли раньше полено или ненужные в хозяйстве вещи для костра, на котором в конце праздника сжигали Масленицу). Подумайте, что можно возродить в ваших условиях: катание на лошадях и с горы, театр Петрушки; гостинцы и подарки, игры и аттракционы; масленичный поезд и блины. Масленичное пиршество можно разделить на три части:

1. Встреча масленицы – это понедельник;

2. Разгул или широкая масленица – это четверг;

3. Прощание – воскресенье.

Главную роль в русской масленице играют блины, которые добрыми хозяйками пекутся всю неделю, на блины зовут гостей и повсюду угощают блинами.

                           « Широколицая масленица,

                            Мы тобою хвалимся,

                              На горах катаемся,

                              Блинами объедаемся».

МАРТ

        ( протальник, берёзозол)

Младшая группа:

1. Рассмотрите с детьми различные свистульки, испробуйте их.

2. Выучите с детьми простейшие по мелодии заклички о весне.

3. Нарядите с детьми весеннее деревце( лучше берёзу) яркими ленточками – «просьбами», печёнными и бумажными птичками, раскрашенными яйцами – писанками. Чтобы сделать такое дерево, подойдёт любая большая ветка. Когда ленточки завязывают на деревце – загадывают пожелания.

Средняя группа:

1. Расскажите детям о нескольких народных традициях росписи глиняных игрушек – козликов, лошадок и птичек – свистулек ( дымковская, филимоновская и другие).

2. При желании детей – лепка или роспись соответствующих игрушек.

Старшая группа:

1. Загадайте детям загадку: «Летит без крыл, падает без ног, жарит его повар без огня, и ест его барыня без рта. (снег, солнце, земля).

2. По этому дню загадывали погоду на весну и лето. Проверьте с детьми народные приметы: «С Евдокии погоже – всё лето пригоже»; «Евдокия красна – вся весна красна»; «Если курочка на Евдокию напьётся, то овечка на Егорья(6 мая) наестся; «На Евдокию вода – на Егорья трава».

АПРЕЛЬ

(снегогон)

Обсудите с детьми значение древнего названия месяца. Из каких слов оно сложено? Предложите по аналогии придумать названия для других месяцев. На 7 апреля (благовещение) – и люди, и звери, и растения радуются, и даже солнце играет! Благовещение – птиц на волю отпускают.

                                    «Синички – сестрички,

                                     Тётки – чечётки,

                                      Краснозобые снегирюшки,

                                      Щеглята – молодцы,

                                      Воры – воробьи!

                                      Вы на поле полетайте,

                                      Вы на вольной поживите,

                                      К нам весну скорей ведите!»

На прогулке понаблюдайте за погодой, свои впечатления можно отразить в рисунках. Сложите птичек из разноцветной бумаги (техника оригами или любая другая). Их можно выпустить на волю.

Можно провести театрализованный праздник «Люди тянутся к звёздам».

Во время прогулок послушайте с детьми пение птиц, научите распознавать их голоса, различать птиц по виду.

Расскажите детям о Дне Космонавтики, о том, что 12 апреля 1961года, был совершён первый в мире запуск первого в мире космического корабля с человеком на борту. Этот корабль назывался «Восток», первого в мире космонавта звали Юрий Алексеевич Гагарин.

МАЙ

( травень)

Расскажите детям о дереве – берёзе, о том, что с берёзой связано много поверий и легенд. Она особенно любима в русском народе. Когда ребёнок ударится, мы поглаживаем ушибленное место и приговариваем:

«У кошки боли, у собачки боли,

                У Анюты боль на берёзку в лес улети!»

В старину верили, что берёза может забирать у человека болезни: если воду, оставшуюся после купания больного ребёнка вылить под берёзку и сказать этот заговор – ребёнок поправится. А какая же русская баня без берёзового веника?

Запах берёзы стимулирует дыхательную систему. Полезен для здоровья и чай из берёзовых почек. Берёза – дерево крепкое, но легко впитывает воду. Древесина у неё лёгкая. Особенные свойства имеет кора берёзы – береста. Из неё раньше делали короба, туеса, лукошки. В коробах держали одежду, в туесах хранили ягоды, овощи, даже масло и сметану. С лукошками ходили по грибы и ягоды. В древности письма писали на бересте. Они назывались берестяные грамоты. Береста не гниёт. Письма пролежали в земле много лет (веков) и остались целы! До сих пор из бересты делают красивые шкатулки.

Можно провести праздник «Берёзы России».

ИЮНЬ

( изок(кузнечик), скопидом, хлеборост)

Расскажите детям о соловье, об этой маленькой, но такой любимой в народе сладкоголосой птичке. Покажите, как она

выглядит, расскажите, где живёт. Послушайте пение соловья хотя бы в записи. Спойте детям народные песни, в которых говорится о соловье. Считается, что он всегда поёт о любви.

Можно провести большой пушкинский праздник (6 июня – день рождения А. С. Пушкина).

Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке».

Продолжайте знакомить детей с народными музыкальными инструментами ( рожок, свирель, жалейка).

Средняя группа:

Так же расскажите детям о соловье.

Расскажите детям «Сказку о золотом петушке».

Пушкинский праздник.

Старшая группа:

Знакомство со «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях».

Расскажите детям о празднике – Троица, об обрядах, сопровождающих этот праздник. Дерево – берёзку украшали лентами, бусами, платками и ходили с ним по деревне. На троицу плели венки из всех цветов. Прославляли цветущую природу, её жизненные и целительные силы.

ИЮЛЬ

                              ( страдник, макушка лета, сенозарник)

Расскажите детям, что 6 июля – Аграфена Купальница – канун праздника Ивана Купалы. Этот день считается началом купания. Погожим летом при тёплой погоде купаться начинают, гораздо раньше, но в этот день купание совершается торжественно, с песнями. На Руси исстари повелось париться в этот день в банях, причём с разными лечебными и душистыми травами, собираемыми в этот же день или накануне. Особенно выделяются среди всех две травы: одна – кошачья дрёма, её называют купальницей, иногда лютиком. Собирают травы рано, когда они в росе, делают из них веники и парятся в бане. Дети плетут венки, колпаки, шапки и одевают на головы во время игр. И хоть называется лютик едкий ещё и куриной слепотой, хотя и ядовито это растение, но и впрямь полезное. Лютик обладает важными свойствами: противомикробным, ранозаживляющим, обезболивающим и тонизирующим. В народной медицине свежие листья лютика используют для растирания ног при ломоте вместо горчичника и нарывного пластыря. Вторая трава – крапива. В этот день парились, сидя на жгучей крапиве. 7июля – Иван Купала. Купала олицетворял наивысший расцвет природы. В основе купальных обрядов лежат культы почитания воды и огня, солнца. Да и как их не чтить: ведь именно эти две стихии в совокупности с третьей – Матерью – Сырой землёй дают жизнь всему живому.

9 июля – Давид – земляничник. Свежие толчёные ягоды прикладывают к старым язвам и ранам. Заготавливали земляничный и липовый чай.

10 июля - Самсон. Верили, что если в этот день идёт дождь, то он будет лить семь недель.

12 июля – день Петра и Павла. Почитается как праздник рыбаков. Поговорите с детьми об обитателях пресноводных водоёмов, их образе жизни, названиях, отличиях, повадках

АВГУСТ

( серпень, жнивень, разносол, густоед, собериха – припасиха).

В народе про август говорят: в августе мужику три заботы – и косить, и пахать, и сеять. В этом месяце подводятся итоги минувшему лету: что август дал, тем мужик и живёт целый год. Начало жатвы в старину обычно обставляли особыми обрядами. Жницы брали с собой в поле хлеб и соль. Нажавши первый сноп, садились на него и угощались, пели обрядовые песни. Первый сноп украшали цветами и лентами, проносили торжественно по деревне и ставили в почётный красный угол со словами: « Вот тебе, Илья, борода, а на будущий год уроди нам хлеба города». Выпекали хлеб нового урожая и угощались им. Выпечка и угощенье происходили очень торжественно. Празднично накрывали стол чистой скатертью с вышивкой или ткаными узорами. Каравай не спеша разрезали и одаривали душистым ломтем каждого в семье. Первый кусок подавали старшему по возрасту мужчине в доме - «батюшке-пахарю». Тот благословлял новый хлеб – « новину». И в молчании, бережно, не роняя ни крошки, ели каждый свой ломоть старые и малые, девицы и молодцы, женщины и мужчины. А впереди была ещё большая работа.

  1. «Серпы золотые, жнеи молотые»;
  2. «Веселенько жали, серпы мелькали»;
  3. «Жито пожали, стали с пирогами».

          Есть в августе три праздника – три Спаса.

В эти праздники происходят как бы смотрины результатов крестьянского труда. Много радостей ждёт того, кто хорошо потрудился.

                 

                                 

                                 

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Народный календарь основа приобщения дошкольников к народной культуре.

Представлен опыт работы по приобщению дошкольников к народной культуре на основе народного календаря....

Педагогическое мероприятие по народному творчеству - Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»

Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»Педагогические ориентиры:Образовательные: - Продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря, с элементами рус...

Методическое пособие «Народный календарь обрядовых русских народных кукол».

Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно в это...

Проект "Календарь природы" по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с использованием народного календаря кукол- закруток.

Проект был реализован с целью повышения временных представлений старших дошкольников, для расширения развивающей предметно- пространственной среды.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17...

Народный календарь как средство приобщения семьи к народной культуре

Народный календарь, что же это?  Оказывается, народный календарь представляет своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека. Мы знакомим детей с народны...

Изучение уровня представлений детей и их родителей о русских народных традициях и элементах русского-народного календаря

Изучение уровня представлений детей и их родителей о русских народных традициях и элементах русского-народного календаря...