Реализация компетентностного подхода в работе с семьей с использованием инновационных форм
материал на тему

Горощенко Ольга Николаевна

 

На современном этапе в условиях введения ФГОС дошкольного образования ДОО  должна выступать объединяющим и координирующим звеном в процессе интеграции воспитательного воздействия всех субъектов образования с позиций компетентностного подхода - от традиционной помощи семье в процессе воспитания ребенка - к формированию компетентностного родителя и осознанного родительства - составляющих успешной социализации ребенка.

Компетентностный подход представляет собой новый уровень отношений родителей с педагогами и  характеризуется он  преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции. Важно то, что тем самым обеспечивается индивидуальность общения семьи с педагогом с опорой на знание как собственных прав, так и обязанностей воспитателя. Важно также и то, что это способствует проявлению активности родителей путем вносимых ими идей, поддержании деятельности педагога, ответственности за собственный вклад в процесс и результаты воспитания своего ребенка.

Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_rabote_sroditelyami.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

         Реализация компетентностного подхода в работе  с родителями

                      с использованием инновационных форм

       

                 1. Условия  возникновения и становления опыта

На современном этапе в условиях введения ФГОС дошкольного образования ДОО  должна выступать объединяющим и координирующим звеном в процессе интеграции воспитательного воздействия всех субъектов образования с позиций компетентностного подхода - от традиционной помощи семье в процессе воспитания ребенка - к формированию компетентностного родителя и осознанного родительства - составляющих успешной социализации ребенка.

Компетентностный подход представляет собой новый уровень отношений родителей с педагогами и  характеризуется он  преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции. Важно то, что тем самым обеспечивается индивидуальность общения семьи с педагогом с опорой на знание как собственных прав, так и обязанностей воспитателя. Важно также и то, что это способствует проявлению активности родителей путем вносимых ими идей, поддержании деятельности педагога, ответственности за собственный вклад в процесс и результаты воспитания своего ребенка.

Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

2. Актуальность проблемы

В настоящее время родители целиком перекладывают воспитание своих детей на общество и объясняют это тем, что они работают, у них нет времени и специальных знаний  заниматься воспитанием.  

Подорвано доверие к воспитателю, родители не удовлетворены, как образовывают, воспитывают в детском саду, и после посещения детского сада детей водят в «Малышкины школы», а детский сад  посещают от случая к случаю. 

 Детские сады продолжают оставаться закрытыми учреждениями, родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения воспитанников в детском саду, поэтому часто родители глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители  выступают сторонними наблюдателями, т.е. безразличными.

 Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие ДОО, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя, таким образом, «социальный заказ». Но и здесь возникает проблема: такой «социальный заказ» ограничен музыкой, танцами, иностранным языком; это скорее дань моде: а не «социальный заказ». 

 Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в  состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей. 

Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога дошкольной организации  и семьи, диалога на основе сотрудничества,  взаимопомощи, что в итоге приведет к  формированию компетентностного родителя и осознанного родительства.

 

3. Цель работы:

Поиск  и внедрение актуальных форм  работы с родителями в ДОО, необходимых для повышения  компетентности и активности родителей как участников образовательной деятельности.

Задачи работы:

1. Создать естественные стимулы для мотивации родительского участия в жизни воспитанников  в дошкольной организации;

2. Обеспечить необходимыми технологиями совместной деятельности в системе "воспитанники -родители -педагоги" на активной, деятельной основе;

3. Определить промежуточные и конечные результаты родительского участия через измеряемые показатели и презентовать видимые продукты совместной деятельности.

4. Условия.

Наметив цель и задачи работы с семьей, я решила, что для успешного взаимодействия с родителями  нужно создать  определенные условия:

1.  Налаживание контакта с родителями.  

2. Изучение обеими сторонами (дошкольной организацией и семьей) воспитательных возможностей.

3.  Учёт пожеланий и  предложений родителей, высокая оценка их участия в жизни группы.

4. Регулярное обсуждение всех вопросов, связанных с развитием воспитанников в процессе индивидуального общения с родителями.

5.  Проявление понимания, деликатности, терпимости и такта, учет точки зрения родителей.

6. Личностная  готовность  педагога открыть самого себя в данной  деятельности.  Важно соблюдать такт и избегать панибратства.

5. Принципы работы с родителями:

1. Использование навыков положительного общения. Во время общения с родителями надо больше спрашивать и слушать, чем указывать или давать им советы. Следует часто сообщать родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка, использовать индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них. Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, нужно узнать, чего хотят они, а также своевременно и положительно реагировать на предложения, идеи и просьбы родителей.

2. Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения. Педагог помогает членам семей обобщить то, что они хотят для своих детей и для себя. При планировании и предоставлении услуг следует относиться к родителям как к настоящим экспертам по вопросам, связанным с их детьми. Педагог предоставляет родителям право выбора в вопросе о том, когда, где и каким образом они будут участвовать в образовании своего ребенка.

3. Определение и использование положительных черт, сильных сторон воспитанника и семьи. Следует сообщать родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров, посредством записок и т. д. Педагог получает от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи; признает уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражает им благодарность.

4. Уважение разнообразия и уникальности семей. Необходимо принимать и уважать мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными и стараться выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем.

5. Создание дружелюбного партнерства между дошкольной организацией и семьей. Педагог предоставляет всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности, делает все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно. Следует давать родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе.

6. Формы работы с родителями:

Для себя я наметила определенный  спектр действий
для повышения  компетентности и активности родителей, который отражает формы взаимодействия, через которые будет проходить работа  и каков ее результат.

Начала работу с  изучения  семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. С этой целью провела анкетирование  «Сотрудничество ДОО и семьи». 

Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализирую  особенности структуры родственных связей каждого воспитанника, специфику семьи и семейного воспитания воспитанника, вырабатываю  тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать  ее индивидуальные особенности.

Для  познания родителями своего ребенка и себя как родителя, раскрытия  возможностей  развития ребенка в детском саду, возможностей и способов своей педагогической компетентности провела  самодиагностику родителей, предъявила  родителям  смыслопоисковые  задачи, проинформировала о средствах и формах повышения своей психолого-педагогической компетентности.

С этой целью так же предлагаю написать мини-сочинения на тему «Мой ребенок», «Какой я родитель?», что побуждает родителей  задуматься над поставленным вопросом,  формирует умения самокритично оценивать свою воспитательскую деятельность, а мне, как педагогу,  взглянуть на ребенка и самого родителя его глазами.

Итог работы: составленные родителями «портрет» своего ребенка (что он может, какие проблемы испытывает) и «портрет» себя как родителя (что знаю, умею, могу, делаю правильно; чего не знаю, не могу, делаю неправильно). 

В рамках  подготовки  к образовательной деятельности провожу два раза в месяц  индивидуальную работу с родителями и воспитанниками.   Для этого использую "Модель трех вопросов". Например, планируется  образовательная деятельность по теме "Космос". У каждого ребенка есть  свои представления о космосе. Опрашиваю  несколько  

воспитанников и делаю записи в "Модели трех вопросов". Предупреждаю родителей, что в течение года будут задействованы все воспитанники (и соответственно все родители).  Для чего необходима данная работа с использованием модели трех вопросов? Ребенок вместе с родителями ищет ответ на поставленную проблему и  реализует ее через индивидуальную проектную деятельность, затем делится полученной информацией со своими сверстниками в процессе непосредственно образовательной деятельности. Воспитанники выступают в роли экскурсовода или докладчика, а родитель может посетить образовательную деятельность как гость и представить информацию в какой то необычной форме.

Так же совместно с воспитанниками и родителями составляем план деятельности на неделю по определенной теме.  Например, по теме «Моя семья». Воспитанники предлагают нарисовать портреты своих родителей, узнать, кто где живет, сконструировать дом для своей семьи, подобрать фотографии и картинки, составить рассказ о своей семье и др. Собираю детские идеи и записываю их  на большом плакате, указываю имя ребенка, предложившего идею, затем помещаю плакат в приемной и  родители выступают со своей  инициативой, что бы могли предложить они: составить генеалогическое древо, провести спортивный конкурс, подготовить и провести  День семьи и др.  Таким образом,    совместно с воспитанниками и родителями рождается план проектной деятельности.  

"Родительский дневник запросов и SМС-почта"

Достаточно традиционная форма в практике работы с семьей – ящик вопросов и ответов, предназначение которого  заключалось в возможности задавать родителям любые интересующие вопросы  письменно. Но пустующие ящики подвели меня к необходимости перестройки существующей работы с письменными обращениями родителей. Для этого в моей группе создан родительский дневник запросов и смс-почта. Данная форма работы с семьей  позволяет родителям осуществлять запрос, заявку на конкретно интересующую их тему по вопросам воспитания и обучения ребенка не только педагогу, работающему  в данной группе, но и  на получение консультации от специалиста, администрации   дошкольной образовательной организации. Ответ по запросу родители получают через  SМС – почту на свой индивидуальный почтовый ящик, который расположен с внутренней стороны шкафа для раздевания воспитанника. С позиции компетентностного подхода такая форма работы более эффективна, если реализуется принцип равноправности: родители спрашивают - педагог отвечает, педагог спрашивает - родители отвечают.  На этой основе совместно планируется общая деятельность. Для удовлетворения образовательных запросов родителей использую и  разные творческие формы: родительский клуб «Росток», конкурсы, выставки, папки-передвижки, тематические стенды.  Еще одно преимущество СМС-почты -  она позволяет ежедневно сообщать родителям об успехах, достижениях ребенка.

А достижения воспитанников  естественно помогают родителям увидеть  рост своего ребенка и тем самым родители  сами активно включаются в образовательный процесс: организуют досуговую деятельность, экскурсии.

Итогом  работы становятся  четко оформившиеся образовательные запросы: что я хочу для развития своего ребенка и себя как родителя, и повышается  рост психолого-педагогической компетентности родителей, развитие их творческой инициативы.

      Создаю условия  для самоанализа результатов развития ребенка и самооценки собственного педагогического роста родителей через презентации, проведение конкурсов «Семья года». Также предлагаю родителям представить свой положительный  опыт в разнообразных формах:

В приемной  оформляю стенд  с изображением большого цветка "Цветок мудрости". В сердцевине цветка обозначена проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Лепестки цветка с кармашками  пустые. Родители делятся советами, записывают афоризмы и пожелания по выбранной теме. Темы могут быть разными, например:

- "Детские капризы, я знаю, как их преодолеть";

- "Я знаю, как научить ребенка помогать взрослым" и т.п.

ИЛИ:

"Недописанный тезис"

В сердцевине цветка размещаю  фразу, например:

- "Счастливая семья - это...";

- "Хороший воспитатель - это...";

- "Успешный ребенок - это..."

- «Мой ребенок не хочет идти в детский сад, потому что....» и др.

Родители анонимно дописывают предложение. Подобные недописанные тезисы и наиболее интересные советы могут быть позиционированы как темы будущих родительских собраний, дисскусий.

Стенд "Наши родители советуют"

В инновационном плане компетентностного подхода  сами родители могут предлагать материалы, на их взгляд наиболее актуальные, например, для профилактики простудных заболеваний, о новых методах закаливания, высказывать свое мнение о прививках, или поделиться опытом:

- "Профилактика простуды, я делаю так..."

а также  обратиться с инициативой к другим родителям, например:

- " Предлагаю  провести для детей экскурсию по городу, ваши предложения?"

"Калейдоскоп семейных увлечений"

Родителям предлагаю проявить свое семейное творчество не только в изготовлении поделки или в организации семейной выставки, но и поделиться опытом через самиздат (самостоятельное издательство) информационных газет, познавательных журналов, порт-фолио семьи или ребенка.

Стенд "Звезда недели ( вот какой-я)"

Что еще можно предложить нового в плане компетентностного подхода? Улучшить оформление плаката  «Звезда недели». Обычно плакат вывешиваю в групповом помещении на самом видном месте. Его цель - формирование положительной Я-концепции, развитие самооценки, самосознания. Как правило, плакат оформляют родители совместно с ребенком. В красочной форме представляется рассказ о ребенке, его увлечениях, достижениях, интересах.  Звездой недели периодически становится каждый воспитанник.

Еще одним предложением для родителей могут стать плакаты: «Коллаж интересов», «Все о нашей семье». Это своего рода домашние задания и для родителей, и для детей.

           Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях дошкольной организации  трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших воспитанников.

 Результат взаимодействия  с семьями воспитанников, их компетентность и  активность отражается в рейтинге участия в жизни группы.

Это небольшой стенд в виде таблицы, в которой отражается количественное и качественное участие семей  в жизни группы в течение года. В конце года подводим итог, родителей, внесших наиболее активный вклад, награждаем грамотами, благодарственными письмами, сувенирами.

8. Результат работы с родителями:

             На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Включение в работу с родителями инновационных форм  компетентностного подхода дало хороший результат,  позволило создать естественные стимулы для мотивации родительского участия в жизни детей в дошкольной организации; обеспечить необходимыми технологиями совместной деятельности в системе <<воспитанники - родители - педагоги>> на активной, деятельностной основе. Родители из "зрителей" и "наблюдателей" постепенно становятся активными участниками и помощниками воспитателя, тем самым создается атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей как воспитателей становится более гибкой, так как они - непосредственные участники образовательной деятельности своих детей и ощущают себя более компетентными в воспитании своего ребенка.

Воспитанники моей группы совместно с родителями приняли участие: 

1. В муниципальных  мероприятиях, посвящённых "Дню Победы", Дню смеха (награждены грамотами и подарочными сертификатами от сети магазинов "Чистый дом").

2. В проектной деятельности «Очистим планету от мусора» получили диплом лауреата Всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель» и диплом лауреата Всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети».

Так же совместно разработали и реализовали такие проекты как:

"Лаборатория профессора Галилея", мини музей "Деревянное чудо", "Праздник русского валенка", "Мой папа-защитник Отечества!"

3. Во Всероссийском конкурсе «Африка» семья Эвелины Соотс заняла 1 место и получила диплом победителя.

4. Десять семей приняли участие во Всероссийском конкурсе "Светлячок" и получили дипломы 1 и 2 степени.

По результатам  диагностики  в группе:

 заинтересованы проблемами  воспитания и образования,  о которых ранее  не задумывались (на 50%);

- стали читать педагогическую   литературу (на 30%);

 –принимают  участие   в жизни детского сада (на 55%);

- интересуются информацией  о   развитии  своих детей в   игровой форме (на 35%);

- интересуются информацией  о развитии  своих детей на  родительских конференциях  (на 25%).

         Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что мои  воспитанники, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

               Список литературы

1. Арнаутова, Е. П. Планируем работу с семьей [Текст] / Е. П. Арнаутова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2012. - № 4. – С. 23-28.

2. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей [Текст] : монография / Т. А. Данилова. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 186 с.  

3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст]: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 191 с.

4. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями   в ДОУ [Текст]: методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 176 с. 

5. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей [Текст] : диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 154 с. 

6. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 341 с. 

7. Кравцов, Г. Г. Шестилетний ребенок [Текст] : психологическая готовность к школе / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. – М.: Просвещение,2009. – 134 с. 

8. Шаховская, Н. Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования [Текст] // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. – № 2. – С. 21-25.

9. Давыдова О.И, Майер А.А. [Текст] // Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – с.79 – 107.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье раскрываются основные положения компетентностного подхода применительно к дошкольному образованию....

Использование инновационных форм организации работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства в аспекте реализации ФГОС.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образов...

Перспективный план работы с родителями с использованием инновационных форм сотрудничества педагога с семьёй, с целью повышения уровня музыкального развития детей дошкольного возраста

Представлены  инновационные формы работы с родителями детей  дошкольного возраста по музыкальному развитию детей. (План, консультации, анкетирование)...

Доклад на педагогическом совете "Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений. Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде...

«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»

Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...

Использование инновационных форм работы в ДОУ в рамках реализации ФГОС

В своей профессиональной деятельности воспитатели используют методический инструментарий, способы и приемы обучения, полностью соответствующие принятой модели. Современные образовательные технологии в...

Методическая разработка «Реализация Профстандарта в ДОО через использование инновационных форм работы с педагогами»

Методическая разработка  «Реализация Профстандарта в ДОО через использование инновационных форм работы с педагогами»...