консультация для воспитателей " Игра - это серьёзно"
консультация (средняя группа) на тему

Мягкова Наталья Вячеславовна

Игра – это серьёзно

Мягкова Н.В.

МБДОУ № 21 г.АРМАВИР

 

Период раннего детства характеризуется тем, что в недрах ведущей предметной деятельности ребёнка возникает её отражение – игра, которая позже, в период дошкольного детства, в свою очередь становится ведущей деятельностью дошкольника.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.

Джанни Родари утверждал, что  «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то что думает, а не то что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку.»

Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребёнка. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду – занятия, кружки, секции... Когда же играть?

У традиционных игр появился соперник – компьютерные игры. При всех их достоинствах нельзя не заметить: в большинстве случаев это «стрелялки», смысл которых в «уничтожении врага». Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности стали побочными эффектами видеоигр. Известный исследователь детских игр Е.О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра – это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.

Из всех видов игр наиболее сложной является сюжетно – ролевая игра. Сюжетная игра является важнейшим условием полноценного психологического развития ребёнка.

Она обеспечивает его развитие по трём основным направлениям:

-игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности,

-в игре ребёнок усваивает назначение предметов и овладевает действиями с ними,

-игра создаёт благоприятные условия для развития самосознания.

Именно, поэтому я решила выбрать эту тему для своей работы.

Свою деятельность по формированию игры я начала с проведения диагностики, т.к. с помощью диагностики лучше узнаёшь своих воспитанников.

В младшей группе дети должны иметь определённые реакции на игровые действия взрослого, выполнять условные действия с игрушками, использовать в игре предметы – заместители и воображаемые предметы, должны вступать в ролевое речевое взаимодействие с партнёром – сверстником.

Одним из методов педагогической диагностики является наблюдение. Я организовала сюжетную игру: сначала индивидуально, затем с небольшими группами детей. Во время взаимодействия с малышами побуждала их выполнять условные игровые действия: варить суп в кастрюльке, причёсывать куклу и пр.; использовать предметы – заместители (палочку вместо ложки, кубик вместо мыла) и воображаемые предметы (покрутить руль, которого нет, налить водичку из нарисованного крана). В ходе игры я называю свои действия, стимулирую  детей  на обозначение игровых  действий оцениваю уровень сформированности игровых умений у наблюдаемого ребёнка.

Суть диагностики не в простом определении уровня сформированности игровых умений, она помогает увидеть перспективу дальнейшей работы.

Например, у некоторых детей низкий уровень развития игровых умений. Считаю, что необходимо активизировать работу по накоплению ребёнком игрового опыта.

Для этого нужно:

-чаще вовлекать в совместные игры;

-на первых этапах организовывать простейшие формы игрового взаимодействия: покатать вместе мяч, построить башенку и др.;

-проводить систематические наблюдения за окружающим, связывая их с игрой;

-провести анкетирование родителей с целью изучения организации игровой деятельности в семье;

-подготовить рекомендации для родителей по руководству игрой ребёнка в домашних условиях.

У детей со средним уровнем развития игровых умений, основная проблема – скудная речь. С целью развития речи ребёнка посчитала целесообразным:

-создавать условия для речевой активности;

-много говорить с ребёнком, вовлекать его в разговоры на доступные его пониманию темы;

-планировать проведение словесно-дидактических игр с игровыми действиями: «Кто что ест», «Кто что делает», игры с пальчиками и др.;

-во время игр и других видов детской деятельности помогать  ребёнку вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми;

-организовать практикум для родителей на тему: «Играя, учимся говорить».

Следующей задачей являлось создание материальной среды, необходимой для игр. Ведь ни один вид  детской  деятельности не может развиваться вне предметной среды.

 

 

 

 

Организация  предметной  среды:

-зоны сюжетно-ролевых игр («больница», «парикмахерская», «магазин», «комната», «кухня» и т.д.)

-зона активных игр(спортивные модули, мячи, маты)

-зоны релаксации(сенсорная беседка, полотна, коврики, домики-палатки, качели)

-зона игр с песком и водой, природным материалом

-зона интеллектуальных игр для развития высших психических функций (настольно-печатные игры, наборы карточек и т.д.)

-зона игр по развитию меткой моторики

-музыкальная зона(музыкальные инструменты, микрофон, магнитофон, записи с разными мелодиями, караоке)

-зона для рисования и деятельности.

Но наличие даже богатой игровой среды само по себе не способно обеспечить интересной и содержательной игры. Детям нужны знания о людях разных профессий, их трудовых действиях, инструментах, которые они используют, взаимоотношениях в процессе труда.

Такие знания детям даю во время чтения детской литературы, при просмотре диафильмов, мультфильмов, во время экскурсий.

Своими основными задачами считаю:

-научить детей ставить игровые цели;

-помогать им в составлении сюжета, содержания;

-показать образцы выполнения игровых действий и правил, соответствующих роли;

-помочь детям выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре.

Игра ребёнка, в особенности игра ролевая, - интимный процесс. Особенно её начало, момент зарождения. Для возникновения игры часто нужен укромный уголок, некая изолированность от внешнего мира. «Игра,- говорила известный детский психолог Усова-« это форма организации жизнедеятельности.» Но для этого необходимо уметь и любить играть. Поэтому я всегда стараюсь включаться в игру в качестве равноправного партнёра. Я считаю, что в какие бы игры не играли мои воспитанники, надо быть не рядом, а вместе с ними. Только партнёрство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создаёт зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра - это серьёзно18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – это серьёзно 

Мягкова Н.В.

МБДОУ № 21 г.АРМАВИР

Период раннего детства характеризуется тем, что в недрах ведущей предметной деятельности ребёнка возникает её отражение – игра, которая позже, в период дошкольного детства, в свою очередь становится ведущей деятельностью дошкольника.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.

Джанни Родари утверждал, что  «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то что думает, а не то что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку.»

Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребёнка. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду – занятия, кружки, секции... Когда же играть?

У традиционных игр появился соперник – компьютерные игры. При всех их достоинствах нельзя не заметить: в большинстве случаев это «стрелялки», смысл которых в «уничтожении врага». Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности стали побочными эффектами видеоигр. Известный исследователь детских игр Е.О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра – это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.

Из всех видов игр наиболее сложной является сюжетно – ролевая игра. Сюжетная игра является важнейшим условием полноценного психологического развития ребёнка.

Она обеспечивает его развитие по трём основным направлениям:

-игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности,

-в игре ребёнок усваивает назначение предметов и овладевает действиями с ними,

-игра создаёт благоприятные условия для развития самосознания.

Именно, поэтому я решила выбрать эту тему для своей работы.

Свою деятельность по формированию игры я начала с проведения диагностики, т.к. с помощью диагностики лучше узнаёшь своих воспитанников.

В младшей группе дети должны иметь определённые реакции на игровые действия взрослого, выполнять условные действия с игрушками, использовать в игре предметы – заместители и воображаемые предметы, должны вступать в ролевое речевое взаимодействие с партнёром – сверстником.

Одним из методов педагогической диагностики является наблюдение. Я организовала сюжетную игру: сначала индивидуально, затем с небольшими группами детей. Во время взаимодействия с малышами побуждала их выполнять условные игровые действия: варить суп в кастрюльке, причёсывать куклу и пр.; использовать предметы – заместители (палочку вместо ложки, кубик вместо мыла) и воображаемые предметы (покрутить руль, которого нет, налить водичку из нарисованного крана). В ходе игры я называю свои действия, стимулирую  детей  на обозначение игровых  действий оцениваю уровень сформированности игровых умений у наблюдаемого ребёнка.

Суть диагностики не в простом определении уровня сформированности игровых умений, она помогает увидеть перспективу дальнейшей работы.

Например, у некоторых детей низкий уровень развития игровых умений. Считаю, что необходимо активизировать работу по накоплению ребёнком игрового опыта.

Для этого нужно:

-чаще вовлекать в совместные игры;

-на первых этапах организовывать простейшие формы игрового взаимодействия: покатать вместе мяч, построить башенку и др.;

-проводить систематические наблюдения за окружающим, связывая их с игрой;

-провести анкетирование родителей с целью изучения организации игровой деятельности в семье;

-подготовить рекомендации для родителей по руководству игрой ребёнка в домашних условиях.

У детей со средним уровнем развития игровых умений, основная проблема – скудная речь. С целью развития речи ребёнка посчитала целесообразным:

-создавать условия для речевой активности;

-много говорить с ребёнком, вовлекать его в разговоры на доступные его пониманию темы;

-планировать проведение словесно-дидактических игр с игровыми действиями: «Кто что ест», «Кто что делает», игры с пальчиками и др.;

-во время игр и других видов детской деятельности помогать  ребёнку вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми;

-организовать практикум для родителей на тему: «Играя, учимся говорить».

Следующей задачей являлось создание материальной среды, необходимой для игр. Ведь ни один вид  детской  деятельности не может развиваться вне предметной среды.

Организация  предметной  среды:

-зоны сюжетно-ролевых игр («больница», «парикмахерская», «магазин», «комната», «кухня» и т.д.)

-зона активных игр(спортивные модули, мячи, маты)

-зоны релаксации(сенсорная беседка, полотна, коврики, домики-палатки, качели)

-зона игр с песком и водой, природным материалом

-зона интеллектуальных игр для развития высших психических функций (настольно-печатные игры, наборы карточек и т.д.)

-зона игр по развитию меткой моторики

-музыкальная зона(музыкальные инструменты, микрофон, магнитофон, записи с разными мелодиями, караоке)

-зона для рисования и деятельности.

Но наличие даже богатой игровой среды само по себе не способно обеспечить интересной и содержательной игры. Детям нужны знания о людях разных профессий, их трудовых действиях, инструментах, которые они используют, взаимоотношениях в процессе труда.

Такие знания детям даю во время чтения детской литературы, при просмотре диафильмов, мультфильмов, во время экскурсий.

Своими основными задачами считаю:

-научить детей ставить игровые цели;

-помогать им в составлении сюжета, содержания;

-показать образцы выполнения игровых действий и правил, соответствующих роли;

-помочь детям выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре.

Игра ребёнка, в особенности игра ролевая, - интимный процесс. Особенно её начало, момент зарождения. Для возникновения игры часто нужен укромный уголок, некая изолированность от внешнего мира. «Игра,- говорила известный детский психолог Усова-« это форма организации жизнедеятельности.» Но для этого необходимо уметь и любить играть. Поэтому я всегда стараюсь включаться в игру в качестве равноправного партнёра. Я считаю, что в какие бы игры не играли мои воспитанники, надо быть не рядом, а вместе с ними. Только партнёрство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создаёт зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Игра как средство эколого-эстетического воспитания"

Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место....

Консультация для воспитателей « Игра на занятиях по изобразительной деятельности »

Консультация для воспитателей« Игра на занятиях по изобразительной деятельности »...

Консультация для воспитателей. «ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ»

Консультация для воспитателей. «ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тон...

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

Консультация для воспитателей "Игры и упражнения для развития слогового анализа"

В данном файле представлены игры и игровые упражнения для развития слогового анализа....

Консультация для воспитателей «Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений»

Особое место среди математических развлечений, занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур....

Консультация для воспитателей "Игра дошкольников на детских музыкальных инструментах.Роль воспитателя".

Материал поможет грамотно организовать работу в детском саду в вопросах музыкального воспитания и развития детей....