Наблюдения на прогулке зимой старшая группа
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Данная разработка включает в себя наблюдения на прогулке на каждый день  для детей старшей группы зимой: декабрь, январь и февраль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл наблюдения на каждый день зима67.73 КБ

Предварительный просмотр:

Декабрь

1. Наблюдение за сезонными изменениями

Цель – формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

Ход наблюдения

Прелесть утренней зимы.

Дни стоят невыразимы,

Снегу — хоть давай взаймы

Всем другим бесснежным зимам...

Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь "хмурень" — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам  в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и  озерах. За каким месяцем идет декабрь?

Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Какие защитные свойства у снега?

Найдите на нашем участке приметы зимы.

2. Наблюдение за птицами зимой

Цель:

- формировать представление о жизни птиц зимой;

- воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Ход наблюдения

Не видно в лесу тропинок,

В тулупах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок

Укрыл под корой снегопад.

Лети же, пичуга, к людям

И прячься скорей за окном,

А мы кормить тебя будем

Крошками хлеба, пшеном.

Воспитатель задает детям вопросы.

Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

Почему они прилетают к жилью человека?

Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

Почему зимующих птиц надо подкармливать?

Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?

Какой корм они охотнее поедают?

Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?

Есть ли кормушка возле вашего дома?

3. Наблюдение за огородом

Цель – знакомить с сезонными изменениями в огороде

в зимний период; воспитывать интерес к исследовательской

деятельности.

Ход наблюдения

Батюшка наш огород!

Поклонюсь тебе с любовью —

Ты корми нас целый год

И капустой и морковью.

Угощай нас кабачком,

Сельдереем и лучком.

Воспитатель задает детям вопросы.

Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.) Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим в  холода и ветра.)

Если много снега в огороде — это плохо или хорошо. (Хорошо, много влаги.) Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет.) Где больше снега — у здания или в центре? (У зданий) Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)

Исследовательская деятельность

Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимний

период.

4. Наблюдение за состоянием природы

Цели:

- учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях;

- закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

Ход наблюдения

Удивительный художник у окошка побывал,

Удивительный художник нам окно разрисовал:

Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой.

Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой.

На стекле цветы и листья — все искрится, все бело.

Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

Замечательный художник у окошка побывал.

Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный.

Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными цветами.

5. Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:

- формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает);

- учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Ход наблюдения

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.

Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.

Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)

Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)

Декабрь год кончает — зиму начинает.

Теплая зима к холодному лету.

Солнце летом греет, а зимой морозит.

Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.

Воспитатель задает детям вопросы.

За каким месяцем идет декабрь?

К какому времени года относится ноябрь?

♦        Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью?

♦        Зачем засыпают корни деревьев снегом?

♦        Как одеваются люди зимой и осенью?

6. Наблюдение за тополем

Цель: формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Что делают зимой деревья?

Хорошо им или плохо зимой?

Как мы можем помочь пережить холодную зиму?

В каком состоянии находятся деревья зимой?

Оказывается, холодный сезон является для растения засушливым периодом: корни получают очень мало воды. Листья же продолжают ее испарять. Осенний листопад помогает выжить растению. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Листопад — старение и опадение листьев накануне зимы.

7.Наблюдение за воробьем

Цели:

-  продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;    

- формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время;

- учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Ход наблюдения

Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца —

Покормите молодца.

Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую.  Как  называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.) Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.) Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.) Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.) Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.) Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза.) Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.) Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.) Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.

8. Наблюдение за работой дворника

Цели:

- продолжать наблюдение за работой дворника;

- совершенствовать словарный запас;

- формировать стремление к порядку и чистоте;

- прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Что делает дворник на участке детского сада зимой?

Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?

Как может дворник помочь деревьям зимой?

Первый зимний снежок Белым пухом лежит. Первый легкий мороз  веселит и бодрит

9. Наблюдение за синицей

Цели:

- продолжать вызывать интерес к пернатым;

- знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

Синица расписная свистит, не уставая.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Что это за птица?

Как она выглядит и какого она цвета?

Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?

Чем питаются синицы?

Как люди заботятся о них?

Какую пользу синицы приносят?

♦Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре.) В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

10. Наблюдение за маршрутным такси

Цель: формировать представления о роли маршрутного такси, его назначении для людей.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Какие виды легковых автомобилей вы знаете?

Для чего нужны такси?

Чем отличается маршрутное такси от других автомобилей?

11. Наблюдение за домашними животными зимой

Цели:

- закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года;

-  формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).

Ход наблюдения

Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю.

Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

Помощники наши — корова, баран

И конь вороной темногривый

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Доверчивы, миролюбивы.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Каких домашних животных вы знаете?

♦        Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы?

Почему животных перестали выгонять на пастбища?

Как люди ухаживают за домашними животными?

♦        Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой.

♦        Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные.

Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?

Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?

12. Наблюдение за воробьем

Цели:

- продолжать закрепление знаний о воробье;

- формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время.

Ход наблюдения

У меня есть дружок – воробей.

Совершенно бесстрашная птица!

Не боится больших голубей

И вообще никого не боится.

Не боится голодных котов,

Не боится высоты и вьюги….

Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле

ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи. Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.) Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько

собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте

проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек. Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.) Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)

13. Наблюдение за рябиной

Цель – расширять знания о рябине; продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Ход наблюдения

Нарядилась рябинушка, вышла погулять

Платье в красных бусинках — их не сосчитать

Стала с ребятишками хоровод водить,

С платьица по бусинке каждому дарить.

Стали ярче рябинушки щеки детворы,

Щедрые у рябинушки для детей дары!

Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе,

 отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще.

Какие на вкус ягоды рябины зимой?

Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?

Исследовательская деятельность

Сравнить ягоды до мороза и после.

14. Наблюдение за снегопадом

Цели:

- формировать представление о свойствах снега;

- закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Ход наблюдения

Снег из тучи прилетел,

Лечь на землю захотел.

Ищет места — не найдет,

Задержался у ворот.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов.

Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок.

Воспитатель задает детям вопросы.

Почему скрипит снег?

Где образуются снежинки? Почему?

Какой на ощупь снег?

Когда снег бывает мокрый, когда сухой?

Из какого снега легче лепить? Почему?

Что такое снег?

Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые).

На что похожи снежинки?

Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

15. Наблюдение за елью на участке

Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Почему ель относят к хвойным деревьям?

Что является основным признаком хвойных деревьев?

Сравните деревья, в чем их различия?

Какое дерево искусственное?

Как вы узнали, какое дерево живое?

Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно Удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы), у нее нет корней, она не растет.

Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.

Новогодние деньки,

Снег морозный, колкий.

Загорелись огоньки

На пушистой елке.

Шар качнулся расписной,

Бусы зазвенели.

16. Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей

Цель – на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход наблюдения

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

Что у птиц общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)

Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.) Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.) Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)

Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)

17. Наблюдение за общественным транспортом

Цель – закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения; воспитывать интерес к технике и труду взрослых.

Ход наблюдения

Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи

Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.

Регулировщик — светофор, как дирижер в оркестре,

Укажет он кому идти, кому стоять на месте.

Наезда можно избежать и столкновенья тоже —

На перекрестках всех дорог наш светофор поможет.

Со светофором я дружу, внимательным бываю,

На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю.

Какой общественный транспорт вы знаете? Как называется место, где останавливаются автобусы? (Остановка.) Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такси.) В какую дверь автобуса нужно входить? (В переднюю.)

Из какой двери надо выходить? (Из задней.) С какой стороны

 надо обходить автобус? (Сзади.) Почему? (Хорошо видно движущийся по дороге транспорт.) Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему? Как нужно переходить дорогу? (Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо.) На какой свет светофора? (На зеленый.)

18. Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей

Цели:

- на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;

- воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход наблюдения

Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.) Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Синицы — осторожные и пугливые.) Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)

19. Наблюдение за ветром

Цель – расширять и углублять знания о неживой природе;

формировать интерес к природным явлениям.

Ход наблюдения

Ветер дул всю ночь,

Шумели ели,

Морщинилась вода.

Сосны старые скрипели,

Ивы гнулись у пруда,

Выло, дуло, завывало.

И когда пришел рассвет,

Ветра будто не бывало,

Будто не было и нет.

Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)

Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.)

С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)

Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение

 воздуха и образует ветер.)

20. Наблюдение за вороной

Цели:

- расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;

- воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком. (Ворона.)

Кто это, как зовут эту птицу?

В чем особенности ее внешнего вида?

Где она живет?

Чем питается?

Есть ли у нее враги?

Приметы: ворона под крыло нос прячет — к морозу.

Январь

1. Наблюдение за солнцем

Цели:

- продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза;

- формировать интерес к неживым объектам природы.

Ход наблюдения

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла.

Выйди, солнышко, скорей!

Приласкай и обогрей!

Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне — на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

2. Наблюдение за зимующими птицами

Цели:

- закреплять знания о зимующих птицах;

- формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;

- воспитывать желание заботиться о них и охранять.

Ход наблюдения

Вновь разгулялась вьюга,

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга,

Сидит, поджимая лапки.

Воспитатель задает детям вопросы.

Каких птиц называют зимующими?

Чем они питаются?

Каких зимующих птиц вы знаете?

Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

♦ Как человек может помочь зимующим птицам?

Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

3. Наблюдение за хвойными деревьями

Цели:

- закреплять знания о деревьях;

- развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Ход наблюдения

Для чего нужен лес? Что он дает человеку? Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина, только снег падает охапками с веток. Чем пахнет зима? Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Почему?

Какие деревья украшают лес зимой?

Стоят дома высокие,

Этажи несчетные,

Шпили колючие,

Под тучами могучими.

О каких деревьях говорится в стихотворении?  (О ели.)

Как выглядит ель? Кто ее сестра? Когда зацветают ели? (Один раз

 в 5—6 лет.) Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются? (Семена летят по ветру и быстро вращаются, как маленькие пропеллеры; помогают им крутиться полупрозрачные крылышки.) В чем сходство хвойных деревьев? Чем отличаются деревья друг от друга? Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом? (Не проникает ветер.)

Исследовательская деятельность

Определить, сколько лет дереву (детям выдается по тонкой пластине

среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву).

4. Наблюдение за березой зимой

Цели:

- формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;

- воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Ход наблюдения

Стоит березка в пелеринке,

Звенит на ветках бахрома.

Чем легче, тем нежней снежинки,

Тем холодней стоит зима!

Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как чувствуют себя деревья зимой?

Что с ними происходит?

В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)

Как вы узнали березу?

5. Наблюдение за трудом дворника

Цели:

- продолжать наблюдения за работой дворника;

- способствовать обогащению словаря; воспитывать любовь и уважение к работе дворника;

-  прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

Что делает дворник зимой на территории детского сада?

Какие орудия труда он использует для работы?

Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

Нужна ли работа дворника людям и природе? Что делает дворник на участке детского сада зимой?

Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?

Как может дворник помочь деревьям зимой?

Первый зимний снежок

Белым пухом лежит.

Первый легкий мороз  веселит и бодрит.

6. Наблюдение за елью

Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка.)

Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться.

7. Наблюдение за снегом и льдом

Цели:

- формировать реалистическое понимание неживой природы;

- закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Ход наблюдения

Ой ты, зимушка-краса!

Побелила все леса,

Горы снега намела,

Нас кататься позвала.

Воспитатель проводит опыт, задает детям вопросы. В один стакан кладем лед, в другой — снег.

Какой лед по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.

Какой снег по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.

Из чего состоят снег и лед?

Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом.

8. Наблюдение за автокраном

Цели:

- продолжать знакомить с разными видами грузового транспорта;

- закреплять знания об особенностях грузового транспорта, его значении в жизни человека.

Ход наблюдения

Он работает на стройке,

Поднимает грузы бойко.

Однорукий великан —

Это наш ... (подъемный кран).

Воспитатель задает детям вопросы.

Где используется подъемный кран? (В строительстве, ремонте дорог.)

Какую работу он выполняет? (Поднимает тяжелые грузы.)

♦        Чем отличается он от самосвала?

♦        Кто управляет подъемным краном? (Крановщик.)

9. Наблюдение за серой и черной вороной

Цель – учить сравнивать серую и черную ворону;

находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).

Ход наблюдения

Голос ворона узнает каждый. "Кру-кру-кру..." — разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высоком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны — одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перьями да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен. А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон — пернатый хищник.

Серая ворона предвещает своей песней скорый приход весны. Ее простая, тихая, мелодичная песенка совсем не похожа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и, конечно же, с нетерпеньем ждет весну.

10. Почему происходит смена дня и ночи?

Цель – дать представление о том, как происходит смена дня и ночи.

Ход наблюдения

Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи?  Солнце дает Земле свет и днем и ночью. Земля волчком вращается в пространстве с большой скоростью. Один оборот происходит за 24 часа. В ходе вращения на той стороне, которая не обращена к Солнцу, — ночь, на другой — день. Куда исчезают звезды? (Звезды и днем остаются на небе, только мы их не видим, потому что солнечный свет гораздо ярче, чем свет звезд.) Почему заходит солнце? (Земля вращается вокруг Солнца, и создается впечатление, что оно восходит на востоке и садится на западе.)

Исследовательская деятельность

Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень. Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером. (В полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными.)

11. Наблюдение за снегирем

Цели:

- формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них;

- знакомить с характерными особенностями снегиря.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

Как выглядит снегирь?

Чем питается?

Где зимует?

Как человек заботится о нем?

Почему снегирь прилетел к нам зимовать?

Каждый год я к вам лечу —

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)

Есть примета: если снегирь под окном чирикает — это к оттепели.

12. Наблюдение за легковым транспортом

Цель – закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению.

Ход наблюдения

Мчатся бешено машины —

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шепот — шу-шу-шу.

Это шина шепчет шине:

"Я спешу, спешу, спешу".

Назовите автомобили, которые вы видите на проезжей части.

На какие группы можно поделить весь транспорт? (Легковой, грузовой, общественный, специальный.)

Почему по-разному называются те или иные группы автомобилей? Как автомобили влияют на окружающую среду? (Загрязняют выхлопными газами, пятнами бензина на асфальте.)

Чем полезен транспорт? (Быстро доставят людей в любую часть города.) Чем вреден транспорт? (Сигналят по утру, мешают спать, выделяют выхлопные газы.)

Какие машины больше шумят и больше загрязняют атмосферу? (Грузовые.) Каких автомашин больше в нашем городе? Почему?

13. Наблюдение за голубями

Цель: закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Кто часто прилетает к нам на участок? Откуда они к нам прилетели?

Где они живут? Кто их кормит?

Что они любят клевать?

Как называется домик, где живут голуби?

Голуби перелетные или зимующие птицы?

14. Следы птиц на снегуC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900303521.WMF

Цель – закреплять умение распознавать птичьи следы  на снегу.

Ход наблюдения

Кто прошелся по дорожке

И оставил здесь свой след?

Это птичка-невеличка,

А зовут ее ... (синичка)

Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.

Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц? Что такое след? (Отпечаток, оставшийся на снегу.) Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапками, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.) Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу. Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала ли остановки.)

Исследовательская деятельность

Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.

15. Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель – расширять и углублять знания о растениях.

Ход наблюдения

После снегопадов освободить кустарники и деревья от тяжелого снега. Уделить внимание бережному отношению к деревьям, кустарникам. Почему нельзя бегать около кустарника, играть около деревьев? Побеседовать с детьми о деревьях: почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев, почему береза не растет в тропическом лесу? В морозную погоду послушать потрескивание деревьев и скрип под ногами, рассмотреть деревья в зимнем уборе. Почему не замерзают деревья зимой? (Пробковый слой, снежное одеяло, покой, нет сокодвижения.)

Что за чудо — зимний лес,

Сколько сказочных чудес!
В сказке этой я лесной,

Сон иль явь передо мной?

Чем деревья отличаются от кустарников?

Как называют деревья, которые сбрасывают листья?

Какую пользу приносят деревья и кустарники?

Исследовательская деятельность

Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.

16. Наблюдение за снежинками

Цели:

-  обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме;

- учить сравнивать, развивать познавательную активность.

Ход наблюдения

Что за звездочки сквозные

На платке и рукаве,
        Все сквозные, вырезные

А возьмешь — вода в руке?

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Понаблюдайте за снегом, какой он? Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки? Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор. Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке? Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бывает.)

Исследовательская деятельность

Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

17. Наблюдение за вороной и сорокой

Цель – учить сравнивать сороку и ворону, находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).

Ход наблюдения

Птица серая парила,

Крылья черные раскрыла,

Громко каркнула она,

Только курочка ушла.  (ворона)

Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.  (сорока)

В народе считают, если песня вороны не похожа на карканье, а напоминает мурлыканье котенка, это предвещает скорый приход весны. Если ворона расположилась на ночлег на кончиках ветвей — значит ночь будет теплая, если птицы прижались к стволу — жди мороза.

Вороны и сороки зимуют вместе с нами. Сорока строит большое прочное гнездо, которое с боков и сверху прикрыто сучьями, образующими высокую крышу и придающими постройке шаровидную форму. Крыша служит надежной защитой от хищных птиц и мороза. Для строительства гнезда сорока использует самые неожиданные материалы: блестящие предметы, тряпки, проволоку и т.д. Сорока трещит, стрекочет. Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или

человека и могут позаботиться о своей безопасности.

Исследовательская деятельность

Поискать на участке детского сада следы птиц.

18. Наблюдение за облакамиC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900303521.WMF

Цели:

- расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты;

- развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.

Ход наблюдения

Без крыльев летят, Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака.)

Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются — образуются облака. Когда капельки воды в облака становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. Облака бывают перистые и кучевые. Перистые облака появляются в ясную погоду, а кучевые — перед дождем   или снегопадом.

Какие бывают облака? Из чего они образуются? На что похожи?

Вытканы из кружев

Птицы-облака.

Может, это сказка

Мчится сквозь века?

Исследовательская деятельность

Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.

19. За красотой зимнего пейзажа

Цель - развивать восприятие красоты и многообразия зимнего пейзажа.

Ход наблюдения

В солнечный день обратите внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить, какое солнце (тусклое, яркое, закрытое тучами). Вспомнить, какое оно было вчера. Обратить внимание детей на то, что зимой солнце не греет, не поднимается высоко, путь его становится короче. Сделать выводы, что солнце все позже восходит и все раньше заходит, из-за этого уменьшается день. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее.  

Мороз и солнце —

День чудесный.

А. Пушкин

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

А. Пушкин

20. Наблюдение за метелью

Цель – дать представление о движении снега в ветреную погоду.

Ход наблюдения

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль снега пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель.)

Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.)

Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.) Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.) Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)

Кто это, воя, без крыльев летает

И без метелки следы заметает?

Лепит сугробы из снежного теста, -

Передвигая их с места на место. (Метель.)

Исследовательская деятельность

На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, оголил землю.

Февраль

1. Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:

- формировать представления об изменениях в природе;

- учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);

- закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Ход наблюдения

Снег да вьюжные узоры,

В поле вьюги, разговоры.

Холод, полутьма...

День — коньки, гора, салазки,

Вечер — бабушкины сказки.

Вот она — зима!

Воспитатель загадывает детям загадки.

♦        Гуляет в поле — да не ночь.

Летает на воле — да не птица. (Вьюга, метель.)

♦ Лежал, лежал, а весной в грядку убежал. (Снег.) Есть приметы:

В феврале зима с весной встречается впервой.

Бледная луна — к снегопаду.

Если вокруг солнца туманный круг — к метели.

Февраль — бокогрей.

Февраль — конец холодной поры, морозотрескучий и метельный месяц, полный неожиданностей и разных перемен. В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки* стекленеют южные склоны сугробов, появляются затайки у одиноко стоящих деревьев. Февраль — месяц волчьих свадеб. В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги да метели. На один бок февраль греет, на другой — студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуются причудливые узоры.

Воспитатель задает детям вопросы.

Назовите все зимние месяцы.

Зачем мы засыпали корни деревьев снегом?

Назовите признаки февраля.

2. Наблюдение за иргой

Цели:

- наблюдать за иргой  зимой (как можно позаботиться о ней, чтоб не поломались  ветки на морозе);

- воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам как к живому объекту.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Как называется этот кустарник?

Расскажите о его строении. Чем отличается от других деревьев?

Что делают деревья зимой?

Как можно спасти их от сильного мороза? (Укрыть толстым слоем снега.)

3. Наблюдение за ветром

Цели:

- формировать представление об одном из признаков

зимы — метели;

- закрепить умение определять направление ветра.

Ход наблюдения

Кружится и хохочет

Метель под Новый год.

Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям

И каждому кусту.

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает снегу опуститься на землю — это метель.

4. Наблюдение за елью

Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.

Ход наблюдения

Ель хоть и колючее дерево, но и его подстерегают опасности. Сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в холодную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ее ножом, задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.

5. Наблюдение за легковым автомобилем

Цели:

- продолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые);

- формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улице города, рассмотреть их внешний вид, организует беседу.

Какие виды транспорта вы знаете?

Чем отличается легковой автомобиль от грузового и от автобуса?

Что спереди у автомобиля? (Фары.)

Для чего они нужны? (Для освещения дороги.)

Еще у машины есть противотуманные фары. Они необходимы, чтобы машину было видно в период тумана и дождя.

Кто управляет машиной? (Водитель.)

Любой человек может управлять машиной? (Нет.)

Их видно повсюду,

Их видно из окон,

По улице движутся длинным потоком,

Они перевозят различные грузы

И люди в них ездят.

За эту работу мы их полюбили.

Они называются ... (автомобили).

6. Наблюдения за звездами

Цель: обогащение представлений о погоде, зимнем небе, о восходе и заходе солнца, появлении луны, звезд.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на восход и закат солнца. Напомнить, что дни до конца декабря самые короткие, а ночи – длинные. Предложить посмотреть на небо: есть или нет звезды. Почему? Обогатить представление о погоде, зимнем небе, восходе и заходе солнца, о появлении луны, звезд. Загадать загадки

«Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром - нет ничего».

(звезды)

Беседа о космосе, звездах.

-Что такое звезды?

-Можно ли долететь до них на самолете?

-Почему?

-Живут ли на звездах люди?

-В какое время суток мы видим звезды?

-Почему?

-Куда исчезают звезды днем?

7. Наблюдение за сосульками

Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Если сели на карниз,

То растут все время вниз. (Сосульки.)

Из чего состоит сосулька?

Какие свойства льда вам знакомы?

Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются только с солнечной стороны дома. Почему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают.

В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?

Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка?

Почему сосульки растут «головой вниз»? (Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)

Если появляются сосульки — это первый признак приближения весны. Капель — борьба весны с зимой.

8. Наблюдение за сосной

Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).

Ход наблюдения

Была ли малым деревцем?

Сосне совсем не верится:

Давно с высокой кручи

Достала кроной тучи

И с другого берега

Достала тень от дерева.   В. Могутин

В народе говорят: «Сосна там красна, где взросла»,

«Всякая сосна своему бору шумит».

Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Как выглядит сосна?

♦        Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

9. Наблюдение за пешеходной дорожкой

Цель: закрепить знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.

Ход наблюдения

Выйти с детьми на пешеходную часть дороги и спросить их, где положено ходить пешеходам? Вспомнить, что придерживаться надо правой стороны, чтобы не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. Напомнить, что по улице надо идти спокойным шагом, переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора.

Подвести детей к переходу, спросить, как они узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу? Правильно, потому что здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы.

10. Наблюдение за свиристелем

Цель – закреплять представления о птицах (свиристель);

воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

Ход наблюдения              Свиристели прилетели.

На рябину дружно сели,

Стали ягоды клевать,

Стали Солнце в гости ждать.

Как выглядит свиристель? (Размером свиристель со скворца, оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлые пятна на груди и брюшке, а темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. На крыльях нарисованы ярко-красные полоски.) Почему это птица получила такое название? (Она тихо посвистывает, будто играет на свирели: свири-свири-свир.) Почему свиристелей называют северными попугаями? (Оперение у них очень нарядное, яркое, разноцветное.) Чем питаются свиристели? (Очень любят спелые ягоды рябины, поедают мошек, комаров, ягоды можжевельника, боярышника, калины.) По каким признакам можно узнать, что эту рябину посетили свиристели? (На снегу под рябиной всегда лежит много ягод.) А почему свиристели бросают ягоды рябины на снег? (Возвращаясь вновь в свои северные владения, птицы находят сброшенные в снег ягоды и поедают их. В снегу ягоды очень хорошо сохраняются.) Где живут свиристели летом и весной? (В густых северных лесах.) Куда улетают свиристели осенью? (Откочевывают к югу, собравшись в стаи, т.е. перемещаются с одного места на другое, на относительно недалекое расстояние и ненадолго  в   поисках пищи — рябины.)

11. Наблюдение за оврагомC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900303521.WMF

Цели:

-  закреплять знания о ландшафте;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Как изменился овраг с приходом зимы? (Покрылся снегом, стал не очень крутой.) Где больше снега — вверху или внизу оврага? (Нужно измерить снегометром.) Почему снега внизу больше? (Порывы ветра сдувают снег, снося его вниз в овраг.)

Где весной будет почва суше — вверху или на дне оврага? (Больше снега — больше воды; вверху песок быстро пропускает воду, а внизу — нет, потому что там глина.)

Чем служит снег для трав? (Одеялом, которое укрывает от мороза и ветра.)

Исследовательская деятельность

Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)

12. Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели

Цель – на примере сравнения снегиря со свиристелем изучать особенности их строения, образа жизни (питания, движения);

воспитывать познавательный интерес к птицам.

Ход наблюдения

                                    Грудка ярче, чем заря, У кого? (У снегиря.)

Северные гости

Клюют рябины грозди.

Так нарядны и ярки,

На головках хохолки!   (Свиристель.)

Как выглядит снегирь? (У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее — грудка у нее не алая, а темно-серая.) Как выглядит свиристель? (Оперенье у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях, словно нарисованные ярко-красным карандашом, ровные полоски.) Что у них общего? (Эти птицы пролетные; яркое оперение; они жители севера; любят ягоды рябины.) Чем отличается снегирь от свиристели? (Размером: снегирь чуть больше воробья, а свиристель — размером со скворца, имеет хохолок; окраской оперения.) Видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему? (Этих птиц можно увидеть на кустах рябины, калины, так как они питаются ягодами и семенами этих растений.) Можно ли по рассыпанным на снегу ягодам рябины определить, кто ими кормился? (свиристели их роняют на снег, а снегири поедают только семена, выбрасывая мякоть.) Знаете ли вы как ведут себя снегири и свиристели? (Снегири неторопливо перелетают небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды. Свиристели — быстрые, шустрые, пугливые; налетают большими стаями, жадно и торопливо клюют.)

13. Наблюдение за дятлом

Цели:

- уточнить и расширить знания детей о дятлах, о значении деревьев;

-  познакомить с вредителями леса.

Ход наблюдения

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.   (дятел)

Это дятел. Что в загадке подсказало вам правильный ответ? А что вы знаете об этой птице? Вот он какой, лесной доктор – дятел.

Вредители леса – насекомые и их личинки – короеды, усачи, долгоносики искусно прячутся под корой и в глубине древесины деревьев. В такие узкие и глубокие щели залезут, куда ни человек, ни один птичий нос, кроме дятлиного, не доберется. Сначала дятел простучит дерево, «выслушает пациента». Здоровое дерево дятел не тронет, нет ему там поживы. А если дерево заражено вредителями, дятел, как доктор, точно над ними вскроет дерево, просунет язык и съест. Клюв у дятла крепкий, а язык длинный. Один дятел за день может уничтожить 700-800 короедов. Это целая туча насекомых. Теперь вам понятно, почему дятла называют «лесным доктором»?

14. Зима – красивое время года

Цели:

- обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы;

-  продолжать учить самостоятельно находить их.

Ход наблюдения

Если ветер злющий кружит,

Застеклились за ночь лужи,

А меня упаковали

В сто одежек неуклюжих,

На деревьях, на карнизах

Кружева да бахрома,

Это значит – на снежинках

Опустилась к нам ЗИМА.

О наступлении,  какого времени года говорится в стихотворении?

Посмотрите в окно и скажите, заметили ли вы наступление зимы?

А какие изменения мы видим в зимней природе? (деревья стоят голые, везде лежит снег, не слышны пения птиц, речка покрыта льдом)  Да ребятки, пришла зима и укутала землю пышным одеялом. Деревья украсила пушистым инеем. Они стоят как будто выточенные из чистейшего хрусталя. Зима красивое время года!

А вы любите зиму? В чем красота зимы? (кругом белым бело, в морозный день снег блестит словно серебро) Как бы вы провели воскресный зимний день? (лепили снежную бабу, играли в снежки, катались с горки на санках) Да, ребята, зиму любят все. Зиму любят и художники. Они отразили в своих рисунках это чудесное время года. И поэты в своих стихах прославляли красоту зимы. Давайте вспомним некоторые из них и расскажем.

15. Наблюдение за сосной

Цель – уточнить и расширить знания детей о сосне, значении этого дерева для человека.

Ход наблюдения

Сосновый бор в ветра скрипит,

Как будто на людей ворчит

За то, что лес не берегут,

Жизнь непутёвую ведут.

Как различить сосну и ель? Чем одаривает сосна человека?

Чем одаривает сосна птиц и зверей? Сосна верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Высадили сосны на склонах горы умные и трудолюбивые люди, и теперь мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами сосновой хвои, можем шишки собрать для поделок. Кто из вас был в Баян-Ауле? Что вы там делали? Я надеюсь, вы вели себя там как в гостях у природы, не шумели, не мусорили, ничего не ломали. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить», «кто с дерева кору снимает, тот его убивает». А еще говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? Под соснами растут грибы, на ветвях сосен гнездятся птицы, белки устраивают в дупле сосны свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток

16. Наблюдение за дятлом

Цели:

- расширить знания детей о дятлах, о значении деревьев;

- познакомить с выведением птенцов.

Ход наблюдения

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья клювом лечит.

Удивительная птица дятел. Трудно поверить, что в старину люди недолюбливали его. Дело в том, что когда дятел замечает в лесу

человека, то резко вскрикивает: «киик-к, кии-и-к». И с любопытством выглядывает из-за ствола, перелетает с дерева на дерево, провожая путников. Суеверные люди пугались, считали, что за ними подсматривает злой дух, и убивали дятлов. Хвост у дятла наряду с ногами и клювом первый работник. Дятел хвостом упирается, когда клювом работает; спит дятел, сидя на хвосте и вцепившись коготками в стенки дупла; во время прыжка, дятел хвостом отталкивается. Вот какая интересная птица дятел. Перед свадьбой дятел самец «музицирует» - выбирает сухую ветку и колотит по ней клювом. Невеста самочка летит к нему и вдвоем они приступают к нелегкой работе по выдалбливанию дупла. Трудятся они несколько дней. Внутри дупло птицы ничем не выстилают, и самка так и кладет яйца прямо на твердое дно.

17. Зимушка – зима

Цель – систематизировать представление детей о характерных

 признаках зимы, уметь красиво рассказать о ней.

Ход наблюдения

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Кто знает отгадку? Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.) После чего наступает зима? Назовите зимние месяцы. Что происходит в природе зимой? Какие стоят деревья? Что лежит на крышах домов и на улице? Что надевают люди зимой? Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь? Какие вы знаете зимние праздники? Дети, подумайте, как можно красиво сказать о снеге, о деревьях? (Снег лежит волнистым ковром и переливается, сверкает, искрится от солнечных лучей. Вокруг лежит пушистый, белый, мягкий снег и блестит разноцветными огнями. Обрядила зима деревья в теплые снеговые шубы.) А сейчас давайте придумаем рассказ о красоте зимнего леса. Вы должны рассказать о погоде, о снеге, о красоте деревьев, и какое настроение

вызывает у вас прогулка по зимнему лесу.

18. Наблюдение за облаками, тучами.

Цели:

- закрепить знания детей о погоде;

- развивать наблюдательность.

Ход наблюдения

«Как по небу с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала, сыпала.

На поля – озерушки

Белый пух да перышки»

(Туча снеговая)

Найти на небе солнце. Объяснить пословицу: «Зимой солнце, что мачеха: светит, но не греет».

Обратить внимание, какого цвета небо (если его видно).

Напомнить, что погода бывает: солнечная, облачная, пасмурная, ветреная, безветренная, морозная. Вместе с детьми объяснить, почему так называется погода.

Как можно охарактеризовать погоду сегодняшнего дня. Почему?

19. Наблюдение за домашними животными.    

 Цель: расширить знания детей.

 Ход наблюдения

«Я на солнышке лежу,

Дом хозяйский сторожу.

Со своими я незлая,

На чужих я громко лаю

Какое животное первым приучил  человек?  

Напомнить: «Собака- друг человека».

Обратить внимание детей на внешний вид гуляющих за территорией детсада собак:

-Почему они так выглядят зимой?  

-Как живется зимой собаке в квартире и в конуре?

-Каждая ли собака может жить на улице в конуре?

 Познакомить с классификацией собак по длине шерсти: длинношерстная и короткошерстная порода.

-Каковы особенности жизни собак в зависимости от этой классификации?

-У кого дома есть собака?

-Кто хочет иметь дома собаку?

-Где будет жить у вас собака, кто будет за ней ухаживать, кормить, выгуливать утром и вечером?

-Все люди могут содержать дома собаку?

20. Наблюдение за снегом

Цель  –  формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы.

Ход наблюдения

Мохнатый лес баюкает,

Со звоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Есть примета: если вороны и галки садятся на вершины деревьев — быть снегопаду. Идет зима, растут сугробы и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели, а когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка — наст. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут себе ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья. Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться. Назовите зимние месяцы. Как называется тонкая корочка льда, появляющаяся на снегу? В результате чего она образовалась?

 Исследовательская деятельность

Измерить глубину снега открытых и защищенных участков детского сада. Ответить, где больше снега и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ВРЕМЕНА ГОДА

Перспективный план наблюдений на прогулке в старшей группе...

Проведение наблюдения на прогулке в старшей группе "Сравнение ели и лиственницы"

Програмное содержание:1. Учить детей отгадывать загадки.2. Продолжать учить детей узнавать деревья, называть их.3. Учить давать полный ответ на вопрос воспитателя....

Наблюдения на прогулке зима подготовительная группа

Данная раработка включает в себя наблюдения на прогулке на каждый день для детей подготовительной группы зимой: декабрь, январь и февраль....

Наблюдения на прогулках. Зима. Втоорая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет).

Наблюдения на прогулках для воспитателей. Зима. Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). По программе дошкольного образования "От рождения до школы"....

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ЗИМОЙ

Картотека  наблюдений на прогулке в старшей  группе ЗИМОЙ...

Наблюдения на прогулке зимой старшая группа

Картотека наблюдений зимой в старшей группе.Карточка№ 1«Признаки наступившей зимы»Цель: Предложить детям разделиться на две команды и принять участие в соревновании «Кто найдет ...


 

Комментарии

Мехоношина Валентина Сергеевна

спасибо за такую работу, в помощь, в любой момент можно подсмостреть!