Методическая разработка по теме " Опытно-эксперементальная деятельность в образовательном учреждении".
методическая разработка по теме

Курина Надежда Геннадьевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrobotka.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-эксперементальная деятельность(ОЭР)  в образовательном

 учреждении.

Пояснительная записка

  В современных условиях перед обществом стоит задача принципиального изменения всей системы образования. Для этого образование должно стать саморазвивающейся системой, имеющей внутренние механизмы непрерывного развития и способной к их запуску. Основным механизмом такого развития является инновационная, в том числе опытно-экспериментальная  деятельность.

Цель: Показать педагогам ОУ важность ОЭР в образовательном учреждении.

Задачи:

  1. Изучение эффективности нововведения  с помощью ОЭР.
  2. Процесс организации ОЭР в ОУ.
  3. Управление ОЭР в ОУ.

 Пытаясь ответить на вопрос: "Чему и как учить в новых условиях?", педагоги  все чаще обращаются к экспериментированию. Специфика ОЭР в образовательном учреждении состоит в том, что ее цель рождается не в системе научного исследования, а в ходе практической педагогической деятельности. ОЭР ориентируется на совершенствование педагогической практики.

  Задачей экспериментирования здесь является не столько получение нового знания, сколько изучение эффективности того или иного нововведения (т.е. оценки новшества на предмет его реализуемости) и практическое освоение этого нововведения. Такой эксперимент должен, прежде всего, отвечать на вопросы: "Следует ли переходить к нововведению?", "Какие именно изменения необходимо внести?", "При каких условиях данное нововведение может быть успешным?"  ОЭР в образовательном учреждении важна, потому, что с ее помощью можно определить положительные и отрицательные стороны конкретного новшества, условия его успешного применения. Прежде чем освоить, внедрить новшество, (что является сутью всякой инновации), необходимо его доказательно оценить. Педагогический эксперимент ставит своей задачей выяснение сравнительной эффективности применяемых в деятельности технологий, методов, приемов нового содержания. В этом и состоит основное назначение эксперимента.

  В педагогической науке ОЭР интерпретируется как инновационная деятельность педагога, направленная на создание нового вида педагогической практики, развивающейся на основе научно-обоснованных педагогических идей и технологий (Е.В.Бондаревская, В.В.Зайцев, Е.И.Казакова, А.Н.Кузибецкий, А.М.Саранов, В.В.Сериков, Н.К.Сергеев, А.П.Тряпицына и др.). Исследователи подчеркивают, что процесс организации ОЭР в развивающейся школе должен основываться на принципе единства педагогической науки и практики.

   Под опытно-экспериментальной работой понимается форма организации и практической реализации инновационной деятельности педагога в образовательном учреждении, направленной на отыскание качественно новых и эффективных путей целенаправленного конструирования целостного учебно-воспитательного процесса, с целью формирования главной общественной ценности — целостной личности  воспитанника. Процесс организации опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении проходит в своем развитии ряд этапов, которые подчинены общей логике исследования:

- определение проблемы исследования;

- выделение объекта и предмета опытно-экспериментальной работы;

- вычленение цели опытно-экспериментальной работы;

- выдвижение гипотезы опытно-экспериментальной работы;

- планирование опытно-экспериментальной работы;

- организация опытно-экспериментальной работы;

- педагогический мониторинг опытно-экспериментальной работы. Педагогический мониторинг проводится с целью выявления соответствия инновационной деятельности образовательного учреждения, ее концепции и удовлетворенности ребенка учебно-воспитательным процессом. Система педагогического мониторинга трансформируется и развивается вместе с самой инновационной деятельностью. Установив набор критериев в начале работы, получив и обработав результаты, вместе с выработкой решения, в каком направлении двигаться дальше, необходимо вырабатывать новую систему критериев, которая будет отвечать требованиям следующего этапа работы. При этом надо учитывать, что все отслеживаемые результаты должны соответствовать его целевым показателям на данный год, т. е. следует исходить из положения о том, что результаты обучения должны быть выше предыдущих в данном учреждении, либо выше типичных для данного региона, либо соответствовать максимальным возможностям учащихся. На первый план выдвигается самоценность  детей, их индивидуальное развитие, что способствует объективной оценке качества образования.

Управление опытно-экспериментальной работой – сложный, комплексный и непрерывный процесс, основным критерием эффективности которого является успешное выполнение поставленных экспериментальных целей и задач.

  Любой  инновационный  процесс  складывается из единых нововведений. Внедрение любой педагогической разработки предлагает ее апробацию, следовательно, при определенных условиях  и  педагогичный эксперимент. Он может быть как индивидуальным, так  и  коллективным. Чтобы определить ценность новшества, необходимо провести эксперимент по классической схеме, т.е. сравнить результаты, полученные на « экспериментальной  площадке», в « экспериментальной  группе» с результатами контрольного объекта, который выбирается из числа функционирующих в обычном режиме групп. Такую  опытно-экспериментальную   работу  целесообразно проводить тогда, когда новшество ранее не было апробировано. Если же эффективность новшества подтверждена опытом других образовательных учреждений, подтверждения его ценности не требуется, ставится другая задача  опытно-экспериментальной   работы  – обработка механизма внедрения новшества, при этом образовательные учреждения самостоятельно определяют направлении  экспериментальной   деятельности .

   В педагогике творческий поиск,  опытная   работа  предполагает эксперимент, т.е. поисковую  деятельность , создание нового педагогического опыта. Конкретная  инновационная  педагогическая  деятельность  может относиться к тому или иному понятию по доминантному признаку: чем больше в  деятельности  нового, тем она ближе к собственно  экспериментальной   работе ; чем больше в ней воспроизведения в иных условиях иными педагогами уже известных технологий, тем она ближе к  опытной  работе, в ходе которой вполне могут происходить поиск нового  и  его последующая апробация, т.е. опять же собственно эксперимент.

  Экспериментальная   работа  в образовательных учреждениях  в последнее время стала достаточно массовым видом научно-педагогической  деятельности . При этом сами образовательные учреждения проходят определенные уровни развития, в зависимости от разработки научно-методической темы.

Список используемых интернет-ресурсов:

  1. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskii-monitoring-opytno-eksperimentalnoi-raboty-kak-faktor-razvitiya-innovatsionno
  2. http://lugin.ru/scientific- article/educational_work_like_force_factor.html
  3. http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/22255/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...

Методическая разработка на тему: «Нестандартный инвентарь в образовательном пространстве спортивного зала ДОУ».

Материалы, представленные в методической разработке «Нестандартный инвентарь в образовательном пространстве спортивного зала ДОУ», предназначены в помощь инструкторам по физической культур...

Методическая разработка центра психологической разгрузки педагогов дошкольного образовательного учреждения

Актуальность: Стресс стал частью жизни современного человека и подстерегает его в самых разных ситуациях. Большинство людей хотя бы раз в жизни отмечали симптомы хронического стресса: чувство по...

Методическая разработка круглого стола для воспитателей дошкольных образовательных учреждений района «Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО»

Методическая разработка круглого стола для воспитателей  дошкольных образовательных учреждений района«Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО»...

Методическая разработка: «Нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении»

Методическая разработка: «Нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении»В настоящий момент педагоги дошкольных образовательных учреждений ставят перед собой задачи ...

Методическая разработка по теме: Дистанционное занятие по образовательной области: « Познавательное развитие» раздел «Конструирование из бумаги » по теме: «КОРАБЛИК ДЛЯ ДРУЖКА» с детьми 4-5 лет

В данной методической разработке рассмотрена форма организации и подачи материала по формированию интереса, любознательности и положительного отношения  к искусству оригами у детей 4-5 лет посред...