Этапы развития способностей
консультация на тему

Юлия Константиновна Ковальчук

В данном материале педагоги могут ознакомиться с основными этапами развития способностей дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_razvitiya_sposobnostey.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Этапы развития детских способностей»

1 этап (2-3 года).

Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций.

Первые сенсорные впечатления.

     Учеными доказано, что чем раньше начать работу по развитию детских способностей, тем лучше будет результат. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их.

   Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы ребенка. Ребенок -дошкольник – кинестетик, он воспринимает и изучает окружающий мир не разумом, а органами чувств, поэтому для эффективного развития ребенка необходимо максимальное воздействие на его чувственную, эмоциональную сферу. В связи с этим в детском саду должны создаваться благоприятные условия для приобретения детьми первого сенсорного опыта.

    Существуют разные средства воздействия на чувства. Практика работы показывает, что одним из наиболее эффективных средств является искусство. В возрасте 2-3 лет ребенок очень восприимчив к музыке, театру, литературе, устному народному творчеству. Поэтому эти и другие виды искусства могут быть использованы с целью пробуждения чувственной сферы ребенка. На данном этапе искусство должно являться для него сопровождающим фоном развития.

   В процессе слушания музыки, совершая под ее сопровождение свои первые ритмические  движения, встречаясь с героями сказок, слушая первые элементарные стишки, потешки, прибаутки, ребенок испытывает свои первые эстетические переживания, получает развитие чувственная сфера, а значит, создается благоприятная среда для общего развития ребенка и, в частности, для пробуждения его природного потенциала.

2 этап (3-4 года).

Погружение в деятельность.

Первые признаки природного потенциала.

Первый сенсорный опыт позволяет ребенку подняться на следующую ступень развития, где при наличии определенных условий у отдельных детей могут проявиться первые признаки природного потенциала. Самое главное на этом этапе – максимальное погружение ребенка в деятельность. Это объясняется тем, что, во-первых, способность по своему существу понятие динамическое: они существуют в развитии, и развитие это осуществляется только внутри какой-либо деятельности, только в процессе активного участия в ней человека. Вне деятельности способности не существуют. Деятельность, таким образом, может рассматриваться как важное условие пробуждения и развития природного потенциала. Во-вторых, ребенок данного возраста очень активен, он с интересом и желанием берется за любое дело независимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая данные факта, необходимо:

  • Предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности (пение, хореография, игра на музыкальных инструментах, рисование, лепка, спорт, игра, общение).
  • Создавать в группах такую предметно-пространственную среду, которая сама провоцирует ребенка на деятельность. Основными ее характеристиками должны являться: разнообразие, доступность и открытость, мобильность, ориентированность на зону ближайшего развития ребенка.

  Очень важно на данном этапе внимательно наблюдать  за ребенком, присматриваться к нему, замечать какие виды деятельности больше его привлекают, в какой деятельности он успешен. Эти наблюдения помогут педагогам вовремя заметить ребенка со склонностями к определенным видам деятельность, наметить перспективы его развития.

3 этап (4-5 лет).

Интерес, желание, творческий поиск.

    Постепенно, в процессе активного участия в разных видах деятельности у ребенка закрепляется интерес и желание ими заниматься.  С этим интересом и желанием ребенок поднимается на следующую ступень развития, где начинается его творческий поиск. Наблюдения за детьми показывают, что на этом этапе ребенок начинает проявлять избирательный интерес: одному больше нравиться петь, другому  - рисовать.  Ребенок проявляет интерес именно к той деятельности, в которой наиболее успешен. Главное на этом этапе – поддержать ребенка, помочь ему определиться. При этом необходимо учитывать не только желание и стремление ребенка, но и уровень развития его способностей в конкретном виде деятельности. С этой целью на данном этапе можно проводить диагностику, задачей которой будет подтверждение наличия у ребенка того или иного вида способностей. Это необходимо для определения перспектив развития ребенка, оказания ему психолого-педагогической поддержки, организации работы с родителями.

      Должное внимание на этом этапе необходимо уделять креативности ребенка. Креативность, наряду с усиленной мотивацией и повышенным интеллектом, входит в структуру одаренности. Поэтому очень важно,  чтобы работа в данном направлении была организована на должном уровне: креативность предполагает наличие у ребенка способностей к оригинальности, гибкости, нестандартности, вариативности. С целью развития креативности деятельность ребенка должна приобретать творческий характер.

      На данном этапе уже возможна работа по объединению детей, имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий отдельными видами деятельности. Основной принцип создания групп – желание ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Основные этапы развития умственных способностей детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Основные этапы развития умственных способностей детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему: «Этапы развития художественно-творческих способностей у детей»

Данная консультация посвящена вопросам развития художественно - творческих способностей у детей. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержател...

Условия и этапы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

«Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволяют развить эти способности вовремя». (О...

Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко

Презентация «Интеллектика»  часть  1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...

Этапы развития художественно-творческих способностей.

Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.1. Первый этап - и...