проблемы познавательного интереса в психологии, педагогике
статья (старшая группа) на тему

Харитонова Ирина Владимировна

Проблему познавательного интереса в достаточной мере освещали исследования Л.И.Божович, Г.И.Щукиной, В.Т.Иванова, В.Б.Бондаревской и др.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Анализ проблемы познавательного интереса в психологии, педагогике.

Проблему познавательного интереса в достаточной мере освещали исследования Л.И.Божович, Г.И.Щукиной, В.Т.Иванова, В.Б.Бондаревской  и др. 

Значение интереса в обучении утверждали и многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его видели в том, чтобы приблизить ребенка к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для него стала желанным, потребностью, без  которой немыслимо его благополучное формирование. Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения.

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще больше возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ребенка в целом.

Интерес, как очень сложное и значимое для личности образование, имеет множество различных трактовок:

  • Интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания его мыслей, помыслов.
  • Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности.
  •  Интерес – как активатор разнообразных чувств и как своеобразная чувствительность ребенка

Таким образом, психологическое понятие «интерес» отображает множество значимых процессов .

Проблема познавательного интереса, как сложная, решалась с самых различных позиций.

И.Дюжаков рассматривал проблему формирования интереса и возбуждения творческой активности на базе психологических особенностей ребенка. При этом он приближается к рассмотрению интереса как педагогической проблемы, рассматривает отдельные приёмы, способствующие формированию и развитию интересов (введение игровых моментов, положительное отношение педагога к материалу, изготовление наглядности, жизненность материала, элементы соревнования, коллективное творчество и др.).

Иной подход к проблемам интересов обнаруживается у С.Моложавого и Е.Шимкевича. Речь идет  об интересе как отношение ребенка к явлению, которое связано:

  1. с прошлым опытом,
  2. с активным состоянием психики,
  3. с эмоциональными переживаниями.

Авторы указывают необходимость изучать интересы «путем внимательного наблюдения за поведением ребенка, за его отношением к окружающим предметам, явлениям».

Любознательность – одна из ступеней в развитии познавательного интереса, с ней связан активный характер деятельности.

Б.Г. Ананьев рассматривал познавательный интерес в структуре целостной личности как важный стимул, обусловливающий поступки и действия человека. В процессе познания окружающего мира у человека развивается потребность познания, накопления индивидуального опыта. Удовлетворение потребности в познании приводит к умственному развитию, влияет на личность в целом, формируя любознательность как черту характера.

Анализ работ показывает, что психологами сделан шаг вперед в изучении природы интереса и его динамики, как отражению объективно существующих связей реальной действительности  и проявлением потребностей ребенка.

Изучению познавательного интереса посвящено исследование Г.И. Щукиной. Здесь обнаруживается принципиально новый подход к проблеме: познавательный интерес – не только стимул развития деятельности, но и стимул развития личности. Рассматривая познавательный интерес как устойчивую черту личности, автор в тоже время подчеркивает очень важную сторону интереса, что он выступает как мотив деятельности, в которой аккумулируется опыт положительных переживаний ребенка. В работе дано определение познавательного интереса наиболее точно выражающее его сущность: «Познавательный интерес прежде всего можно охарактеризовать как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему глубокому изучению, познанию их существенных свойств». Дается целостный психолого-педагогический анализ интересов по возрастным аспектам. Автор обосновывает условия, позволяющие формировать интересы, рассматривать их на конкретном материале из опыта лучших педагогов.

По мнению Г.И. Щукиной, интерес выступает как избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие. Интерес нередко заставляет нас действовать в качестве мотива деятельности. Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей ее удовлетворения, становятся внутренними побудителями его деятельности. Тогда включается ориентировочный рефлекс, возникает ориентировочная деятельность: мы ищем что-то, что может удовлетворить нашу потребность, наше возникшее желание. Мы вырабатываем план удовлетворения этой потребности, находим предмет, который может ее удовлетворить: это и есть мотив для деятельности, для новых действий, в результате которых мы удовлетворяем возникшую потребность.

Именно поэтому познавательный интерес рассматривается как мощный побудитель активности человека, под влиянием которого психические процессы протекают интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.

Интерес может развиваться лишь при природосообразном подходе к ребенку. В  свою очередь, интерес развивает внимание, чувства, мыслительные способности, волю, содействует становлению самостоятельности личности на основе ее собственных убеждений.

Поэтому  важно установление правильных взаимоотношений воспитателя с ребенком, совершенное владение методами, открывающими простор для разумной самостоятельности в деятельности и, что особенно важно, - подбор содержания, отражающего реальную жизнь: интерес к знаниям с интересом к явлениям жизни, формирующими активное отношение к ней.

Интерес, активизируя мышление, чувство, волю, становится сильнейшим мотивом, побуждающим личность к действиям. Сама же деятельность становится источником развития интереса.

Предпосылки развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста связываются целым рядом ученых с преобладанием определенных форм активности и положительного состояния, возникающих из потребности во внешних впечатлениях (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Ю. Кистяковская и др.), и из потребности в общении и деятельности (А.А. Невский, А.И. Сорокина).

Самой первичной формой познавательного интереса является любопытство как  реакция на изменение обстановки, на проявление нового в окружающем мире, «как жадное стремление узнать, ориентироваться в ситуации». Затем возникает любознательность, которая, по утверждению Н.Ф. Добрынина, является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество задаваемых ребенком вопросов («Откуда?», «Почему?», «Зачем?»).

Основой первоначального акта избирательной направленности ребенка является все та же потребность в ориентировке, усиленная расширяющимся опытом и общением.

С проявлением у ребенка избирательного отношения к явлениям и предметам взаимосвязь между потребностью в познании и познавательным интересом усложняется.

Таким образом, познавательный интерес – это направленность личности на овладение знаниями в избирательной области, на более глубокое, более совершенное ее познание, поиском существенных связей; направляет личность на активный самостоятельный поиск знаний и способов познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музейная педагогика как одна из технологий воспитания познавательного интереса и любви к своей малой родине»

Опыт педагогической работы учреждения по патритическому воспитанию дошкольников....

Проблема формирования познавательных интересов в дошкольном возрасте

Проблема формирования познавательных интересов в дошкольном возрасте...

Проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность данной темы определяется тем, что познавательный интерес старших дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личнос...

«Развитие познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Актуальность. Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социально...

«Современные проблемы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

ДОКЛАД:«Современные проблемы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста» В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивае...

Статья «Проблема развития познавательного интереса у детей в современных условиях и способ её решения через использование занимательного математического материала».

Статья «Проблема развития познавательного интереса у детей в современных условиях и способ её решения через использование занимательного математического материала»....

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стр

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В основе эксперименталь...