Реализация основных целей ФГОС ДО с использованием методов нетрадиционного рисования
статья (средняя группа) на тему

Известно, что немаловажную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практикой и творческой деятельностью ребёнка. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_realizatsiya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация основных целей ФГОС ДО

с использованием методов нетрадиционного рисования

Внедрением ФГОС ДО наше Государство гарантирует получения бесплатного доступного качественного образования, расширяет возможности развития личностного потенциала и  способностей каждого ребёнка дошкольного возраста, способствует приобщению детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Особенно хочется выделить задачу развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству – это одна из образовательных областей – художественно-эстетическое развитие.

             Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

В ФГОС главное не результат, а условия. Условия  это социальная ситуация развития ребенка, т.е.  сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы, то Стандарт реализован.

Социальная ситуация развития предполагает такие группы требований, как

Социальные – система взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, и деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная.

Основной результат освоения программы – это социализация детей. ФГОС ДО ставит приоритетом личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения. Целевые ориентиры освоения программы: инициативность, самостоятельность, уверенность в себе, воображение, волевые усилия, любознательность, интерес ребенка и, безусловно, физическое развитие.

Известно, что немаловажную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практикой и творческой деятельностью ребёнка. 
          Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
- во – первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
- во – вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
          В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, эстетическое восприятие, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
          Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются лишь немногие, и поэтому “взрослому” рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувства цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Не даром
В.А. Сухомлинский писал: Ум ребенка – на кончиках его пальцев.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир они изучают его.

К сожалению, как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способом передачи полученной информации. Детям рисовать трудно, они боятся рисовать, а следственно у них пропадает интерес и желание. Нетрадиционные приёмы рисования – вот приемы, которые не требуют от детей профессионального изображение тонких линии, несущих важную художественную нагрузку. Предметы получатся более приближённые к реальным, рисунки получаются объёмными и живыми Все это говорит о том, что с детьми, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. 
            Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты . В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Развитие у детей интереса к изобразительной деятельности, имеет важное значение для всестороннего развития личности. На занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Малыш может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые. Конечно, работа с ребенком — процесс, требующий осторожности и деликатности.

На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать — смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М.И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование (например, игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточивается.

В результате проведенной работы дети начали понимать и соотносить форму, величину, цвет и другие свойства объектов с их изображением. Движения рук стали более сильными, ловкими, уверенными и координированными. Дети привыкли слышать и выполнять инструкции педагога, соблюдать правила поведения.

В своей работе с детьми я использовала коллективное рисование – это такая форма творчества, которая помогла сблизить детей.
Кроме того, в процессе работы полезны игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы), чтобы дети не переутомились и для профилактики нарушения осанки.
При организации развивающей среды мы опирались на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике.
Принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка между собой с целью установления контакта; помещение и расстановка мебели должны быть такими, чтобы удовлетворять возможное желание ребенка уединиться в процессе творчества.
Принцип стимулирования активности, самостоятельности творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и тем для рисования.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывая положительные эмоции.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
       После проведения ряда наблюдений было выявлено: 
• Использование нетрадиционных техник рисования помогло детям преодолеть чувство страха перед неудачей и способствовало эмоционально-положительному отношению к процессу рисования.
• Создание игровой ситуации, ровный доброжелательный тон педагога инициируют желание передать образ, пользуясь доступными изобразительными средствами.
       Гиперактивным и расторможенным детям предпочтительно предлагать техники, предполагающие спокойную работу, Для детей со сниженным вниманием и активностью более полезны техники, требующие свободных движений

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Список литературы

  1. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

Вечерковская Ирина Михайловна

Воспитатель высшей категории ГБДОУ №44 Колпинского района

Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект деловой игры для педагогов ДОУ «Аукцион педагогических идей по реализации ФГОС ДО через использование метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Конспект деловой игры для педагогов ДОУ «Аукцион педагогических идей по реализации ФГОС ДО через использование метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ДЕЛЕНИИ ГРУППЫ НА ПОДГРУППЫ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Моя главная  задача - не навязывать детям свой вариант решения. На моих занятиях дети свободно передвигаются по группе, разговаривают, спорят. Чтобы не потерять контрол...

«Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе ДОУ»

данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с новыми утвержденными. Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного обр...

Художественно-эстетическое развитие. Использование техники нетрадиционного рисования - метод "тычка" "Снегири"

Цель: формировать умение детей рисовать снегирей, используя метод тычка.Задачи:1. Формировать у детей обобщённое представление о птицах, пробуждать интерес детей к известным птицам, расширять знания о...

Деловая игра для педагогов ДОУ «Аукцион педагогических идей по реализации ФГОС ДО через использование метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Деловая игра для педагогов ДОУ «Аукцион педагогических идей по реализации ФГОС ДО через использование метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Конспект Мастер-класса для педагогов «Рисование с использованием технологии нетрадиционного рисования на стеклянном мольберте»

Демонстрация приемов педагогического руководства в области применения нетрадиционных форм обучения детей дошкольного возраста....

Технологическая карта по рисованию "Волшебные цветы", с использованием техники нетрадиционного рисования мыльными пузырями, для детей старшей группы.

Технологическая карта по рисованию, с использованием техники нетрадиционного рисования мыльными пузырями  "Волшебные цветы", предназначена для использования с детьми старшей группы....