Статья "Психологическое сопровождение воспитателей в условиях реализации ФГОС ДО"
статья

В статье рассмотрены основные моменты профессиональной деятельности современного воспитателя в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. Систематизированы формы и методы психологического сопровождения педагогов в уловиях реализации Стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Ерунина А.С. педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №54 «Золотой ключик» г. Рубцовск

Психологическое сопровождение воспитателей в условиях

реализации ФГОС дошкольного образования

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.

В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

Педагогам, на этапе реализации ФГОС ДО, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Исследуя профессиональную деятельность педагога, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации.

Конкретизируя понимание сущности профессионализма применительно к профессионально-педагогической деятельности, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, О.М. Краснорядцева  и др. определяют профессионала-педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.

Переход от традиционной системы к реализации инноваций требует новых способов решения образовательных проблем, предполагает серьезную ломку привычных стереотипов, связанных с изменением подхода к образованию, его целям, используемым методам (В.С. Лазарев [23],
Л.С. Подымова, М.М. Поташник, В.А. Сластенин и др.).  Авторы подчеркивают необходимость перестройки не только знаний, но и отношения воспитателя к происходящему, его поведения, установок и т.д. Вместе с тем инновационные преобразования, как правило, осуществляются без учета психологической готовности педагогов к их введению. Вследствие этого обстоятельства педагог либо отрицает значимость инноваций, либо тем или иным способом дискредитирует их, обнаруживая сопротивление нововведениям. К решению подобных проблем приступают традиционными способами – информированием, убеждением и т.д. Между тем необходимо дополнить уже освоенные формы работы принципиально иными.

Адекватный для решения сформулированной проблемы ресурс есть у психологического сопровождения, которое оказывает ощутимое позитивное влияние на происходящие в образовании изменения
(И.В. Дубровина, Л.М. Митина, А.Н. Нурмухамедова и др.), но его возможности не в полной мере реализуются в данный момент на практике.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Реализация ФГОС ДО – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических служб.   Стратегические изменения, происходящие в связи с введением ФГОС ДО, требуют выстраивания системы психологического сопровождения образовательного процесса в контексте данных изменений.

Необходимость психологического обеспечения труда педагога обосновывается в работах М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, М. И.  Лукьяновой,  Р.В. Овчаровой, Е.И. Рогова, Л.М. Фридмана  и других. Система психологического обеспечения образования является необходимым компонентом, реализующим социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий для личностного, интеллектуального и социального развития всех участников образовательного процесса.

Сопровождение как термин весьма широко используется сегодня в педагогической теории и практике. В теоретических работах этот термин связывается преимущественно с созданием благоприятных условий, необходимых для раскрытия и реализации внутренних резервов сопровождаемого, формирования его способности к самостоятельным действиям, свободному выбору или ассоциируется с помощью сопровождающего (заданием определенной систем средств, алгоритма, приводящего к результату) в разрешении личностных проблем развития сопровождаемого. При этом практики образования достаточно часто используют это понятие для характеристики новых способов построения взаимодействия педагога и руководителя, педагога и методиста, педагога или руководителя с целью повышения квалификации сопровождаемых или передачи им новых способов деятельности.

Психологическое сопровождение профессиональной деятельности  педагогов в инновационной деятельности изучала О.Н. Коптяева. Автором определено содержание основных этапов (мотивационно-целевого, операционально-познавательного, рефлексивно-оценочного) психологического сопровождения, выделена роль психолога в каждом из них, в процессе исследования проведена доработка, внесение дополнений в содержание работы с педагогами в рамках личностно-ориентированной модели сопровождения, показаны возможности и условия использования схем самоизменения в процессе группового проектирования, а также супервизии образовательной деятельности.

С точки зрения Т.С. Беляковой, О.Н. Коптяевой, В.В. Степанова, психологическое сопровождение – непрерывное, целостное, системно организованное совместное движение субъектов сопровождения, направленное на создание оптимальных условий повышения качества и эффективности профессиональной деятельности воспитателей ДОУ.

Формы и методы психологического сопровождения и поддержки профессиональной  деятельности образовательного учреждения различны:  наблюдение, анкетирование, интервьюирование, свободное интервью; методы рефлексивной диагностики: «анализ профессиональных позиций», «ожидание»; лекции, семинары-практикумы, дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры; упражнения; индивидуальные консультации; телесноориентированной терапии; приемы рефлексивной психодиагностики: выявление ожиданий; выявление проблемных областей и др.; приемы рефлексивного слушания; анализ ситуаций, беседа в кругу, «мозговой штурм»; групповая, индивидуальная работа, работа в парах, тройках и в малых группах; совместное проектирование и др.

В процессе проектирования и понимания образовательной деятельности используются разные методы, но особое место в них занимают наблюдение и самонаблюдение, являющиеся продуктом совместной работы педагога и психолога. В схемах наблюдения и самонаблюдения фиксируют определенные поведенческие переменные, соотносимые с теми или иными психологическими феноменами, имеющими определенное теоретическое обоснование. Параметры, положенные в основу наблюдения и самонаблюдения - целеполагание, самостоятельность, обучение понятиям, поисковая активность, реакция на ошибки, индивидуальный стиль, оценочная деятельность, групповая работа.

Психолог в проектировочной группе отвечает за создание безоценочной среды, поддержки, обеспечивает соблюдение принципов диалогического общения, определяет позитивную направленность самооценочных процессов, помогает понять, в каком направлении продвинулся педагог, что может явиться его следующей задачей в реализации инноваций. В то же время он может выступить как эксперт. Немаловажную роль в психологическом сопровождении играет проведение семинаров-тренингов и других активных форм работы, позволяющих учителю развивать свои рефлексивные способности, способствует принятию и реализации ими инновационных изменений. Семинар-тренинг в значительной мере утрачивает свою эффективность, если используется отдельно от педагогического процесса.

В качестве методологической основы программы семинаров-тренингов необходимы субъектный и рефлексивный подходы, разработанные в гуманистической парадигме. Субъектный подход подчеркивает преобразовательную активность субъектов, а рефлексивный подход ориентирует участников на анализ своего опыта, понимание своих табу и ограничений, установок и правил, что дает возможность педагогам развиваться, актуализирует их внутреннюю мотивацию.

Особое значение в психологическом сопровождении придается тренингам (И. Авидон , О. Горчукова и др.),   инновационным обучающим технологиям (Г.В. Лаврентьев , И.Р. Лазаренко , К. Фопель и др.).

Большое распространение в общественной практике психологического сопровождения профессиональной деятельности получает так называемый инновационный метод – обеспечение целостного процесса деятельности организации и ее развития. В рамках инновационного метода используют такие технологии работы, как проектирование, процессное консультирование и супервизия.

Проектирование – деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть. Фактически в этом определении подчеркиваются два момента: идеальный характер действия и его нацеленность на появление (образование) чего-либо в будущем.

Процессное консультирование дает возможность специалистам использовать как можно полнее свой внутренний потенциал. Под процессным консультированием понимают вид консультирования, при котором предметом анализа и улучшения являются процессы, протекающие в организации: коммуникации, процесс принятия решений, процесс приема на работу и т.д.; при этом консультант не решает никаких конкретных проблем и не дает советов по поводу конкретных решений, а только настраивает систему как таковую.

Супервизия представляет собой консультирование и сопровождение одного специалиста другим, более опытным, однако без контроля и оценивания. Супервизия является психологически комфортным способом исправления ошибок в профессиональной деятельности [56].

Психологическое сопровождение профессиональной  деятельности воспитателей нашего учреждения строится  на следующих принципах:

- проблемности;

- активности личности;

- интеграции теории и практики обучения;

- развития творческой индивидуальности в групповой и коллективной работе;

- сотрудничества;

 - диалога;

- мобильности;

- разнообразия форм и способов активизации рефлексивно-инновационного процесса.

В ходе реализации психологического сопровождения решаются такие задачи как: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме реализации ФГОС дошкольного образования; повышение теоретических знаний  педагогов по проблеме реализации ФГОС дошкольного образования, основных понятий профессионального стандарта педагога; создание положительного эмоционального настроя педагогов на работу согласно ФГОС ДО; активизация мыслительной деятельности педагогов в переосмыслении ценностей детства и закрепление знаний основных нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО; развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения и уважительно относится к другим участникам воспитательно-образовательного процесса; способствовать развитию саморефлексии воспитателей в педагогической деятельности.

В стандарте большое внимание уделяется умению педагога дошкольного образования создавать позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (включая ограниченные) возможностями  здоровья. Психологическое сопровождение воспитателей нашего учреждения направлено на развитие таких качеств как: терпимость, толерантность, эмпатия.

Большое внимание в стандарте уделяется умению педагога дошкольного образования выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения. Психологическое сопровождение воспитателей нашего учреждения нацелено на отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению уверенности в себе, способствует преодолению трудностей педагогов в общении,  взаимодействии с родителями. Данные мероприятия включают в себя упражнения на осознание собственных сильных и слабых сторон, осознание причин возможного неэффективного взаимодействия с родителями.

Очень серьезное требование ФГОС дошкольного образования - вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОУ. В условиях введения стандарта необходимо создавать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Иными словами, если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребенком, у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую психологический комфорт каждому ребенку в течение всего дня.

Необходимо актуализировать знания и умения воспитателей по организации психолого-педагогического сопровождения развития детей в условиях игровой деятельности, рассматривать некоторые теоретические и практические аспекты современной детской игры.

        Умение определять продуктивность своей образовательной деятельности, умение рефлексировать опыт образовательной деятельности, прогнозировать ее дальнейшее развитие в контексте установок Стандарта,

способность к коррекции, перестройке своей  деятельности в зависимости от изменяющихся условий независимость суждений, критичность мышления, креативность, чувствительность к проблемам – все это требования Стандарта дошкольного образования и профессионального стандарта педагога к личности современного воспитателя.

В процессе психологического сопровождения педагогов по проблеме реализации ФГОС дошкольного образования необходимо проводить работу по повышению теоретических знаний  педагогов по проблеме реализации ФГОС дошкольного образования, основных понятий профессионального стандарта педагога; создание положительного эмоционального настроя педагогов на работу согласно ФГОС ДО; активизация мыслительной деятельности педагогов в переосмыслении ценностей детства и закрепление знаний основных нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО; развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения и уважительно относится к другим участникам воспитательно-образовательного процесса; способствовать развитию саморефлексии воспитателей в педагогической деятельности.

Основными формами психологического сопровождения нашим учреждением выбраны такие формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, возможность принимать оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций а именно –  консультации, семинары – практикумы, практические занятия с элементами тренинга, мастер-классы, круглые столы, работа в творческих группах, деловые игры, анализ документов и информации из различных источников и т.д.

Таким образом, психологическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Список использованной литературы

  1. Зеер, Э. Ф. Психология профессиональных деструкций [Текст] / Э. Ф.  Зеер, Э. Э. Сыманюк. – М.: Академический проект, 2005. – 237 с.
  2. Коптяева, О. Н.          Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Ольга Николаевна Коптяева. – Ярославль, 2009. – 25 с.
  3. Майер, А. А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах) [Текст]: учебно-практическое пособие / А. А. Майер. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 94 с.
  4. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 308 с.
  5. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. [Текст] /  – М.: Просвещение, 2014. – 112 с.
  6. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада [Текст] / Е.А. Панько – Минск: Вышэйшая школа, 1986. – 157 с.
  7. Степанов, В. В. Психологическое сопровождение мотивационной готовности учителей к инновационной деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Вадим Валерьевич Степанов. – Тверь, 2012. – 25 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого свой функционал и назначение в  воспитании и развитии ребенка, но они могут  конструктивно взаимодействовать друг с другом....

Методическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО

Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагог...

Выступление на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС»

Выстраивая общую концепцию программы взаимодействия педагогов, родителей и детей мы исходили из того, что психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС - это целостная, систе...

Опыт работы по методическому сопровождению педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальной задачей педагогических работников ДОО с момента введения ФГОС ДО стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности и приведение ее в соответствие со Стандартом....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

Задачами данного проекта являются:1. Разработка и описание технологии проектной деятельности в условиях ДО в рамках организационно-методической работы педагогического коллектива МБДОУ № 3;2. Внедрение...

Методическое сопровождение педагогов ДОУв условиях реализации ФГОС ДО: методические рекомендации для руководителей и старших воспитателей ДОУ – с.Троицкое: РМК,2015 - с.32

Методическое сопровождение педагогов ДОУв условиях реализации ФГОС ДО: методические рекомендации для руководителей и старших воспитателей ДОУ – с.Троицкое: РМК,2015 - с.32...