Инновационный проект по развитию у дошкольников познавательных способностей через опытно - исследовательскую деятельность «Песок и глина»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Черкасских Екатерина Григорьевна

Тема:   «Песок и глина»

                                                                              

I этап.    Целеполагание:

По мнению академика Н.Н. Подъякова, дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Особый интерес вызывает деятельность, содержащая демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования. Так, проделанные вместе с воспитателем опыты дошкольники пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приемы и материал, выставленный в уголке экспериментирования или в природном уголке.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на умение выстраивать сложные предположения, делать выводы, развитии речи. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных  операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?»,  «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателя и родителей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

Цель проекта:  создать  условия  для развития познавательных способностей детей через использование опытно – исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

- расширить представление детей о песке и глине, их качествах и свойствах с помощью экспериментальных действий;

-  формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала и способом его использования;

- обогащать словарный запас, развивать связную речь;

- активировать внимание, память детей;

-  развивать логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе.

 

Вид проекта: познавательно – практический.

Продолжительность проекта:    один месяц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesok_i_glina.docx26.63 КБ
Файл foto_po_proektu_pesok_i_glina.docx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида 2 категории г. Алейска

Инновационный проект

по развитию у дошкольников познавательных способностей

 через опытно - исследовательскую деятельность

«Песок и глина»

              Автор - разработчик:

                                            Черкасских Е.Г.,воспитатель 1 категория

Чернова В.П.,воспитатель высшей категории

МБДОУ детский сад №12

г. Алейск

2014г.

Тема:   «Песок и глина»

                                                                                 

I этап.    Целеполагание:

По мнению академика Н.Н. Подъякова, дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Особый интерес вызывает деятельность, содержащая демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования. Так, проделанные вместе с воспитателем опыты дошкольники пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приемы и материал, выставленный в уголке экспериментирования или в природном уголке.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на умение выстраивать сложные предположения, делать выводы, развитии речи. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных  операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?»,  «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателя и родителей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

Цель проекта:  создать  условия  для развития познавательных способностей детей через использование опытно – исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

- расширить представление детей о песке и глине, их качествах и свойствах с помощью экспериментальных действий;

-  формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала и способом его использования;

- обогащать словарный запас, развивать связную речь;

- активировать внимание, память детей;

-  развивать логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Вид проекта: познавательно – практический.

Продолжительность проекта:    один месяц.

Участники проекта:   дети старшей группы, воспитатель, родители.

Предполагаемые итоги проекта:  

- использование в речи словаря по теме;

- приобретение опыта детьми:

  • в исследовательской деятельности,
  • в выдвижении гипотез,  выборе методов;
  • в развитии доказательной стороны речи;
  • в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;
  • в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью;

- обогащение знаниями о свойствах и качествах песка и глины.

II этап.     Разработка проекта

  1. Заинтересовать участников проекта темой.
  2. Подобрать :
  • художественную  и научно - популярную литературу;
  •  материал для опытов.
  1.  Оформить уголок  для детского  экспериментирования.
  2.  Составить тематическое планирование.

 III этап.     Выполнение проекта

1 неделя  «Откуда берется песок и из чего он состоит»

Материал: на каждого ребенка по 2 камня (из камней  при трении сыплется песок) лист картона, лупа.

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотри, из чего состоит песок (из очень мелких зёрнышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, жёлтые – в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи, и чем отличаются? Дети ответят по разному, важно, чтобы в процессе сравнения они внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка отдельно, она не прилипает к своим «соседям». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Если у вас есть лупа с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растёртую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Песок состоит из песчинок, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом картона. Как вы думаете, что это сыплется?  Возьмите лупы, рассмотрите это? Как мы получили  песок?  Как в природе появляется песок?

Вывод:

  • Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
  • Ветер, вода разрушают камни, в результате чего появляется песок.

2неделя  «Легко ли сыплется глина и песок? Что легче?»

Материал:  2 стаканчики, 2 листа бумаги, стеклянная банка- 2шт., трубочка.

Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? Песок. Поэтому и говорят, что песок – сыпучий. Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок – рыхлый в отличие от глины.

  В банке создадим искусственный ветер. Подуем через трубочки на песок и глину. Что происходит? (песок разлетается, песчинки        двигаются быстро, частички глины не сдуваются, или сдуваются с трудом)

Вывод:

  • Песок рыхлый в отличии от глины.
  • Песок легко сдувается, а слипшиеся частички глины нет.

3 неделя  «Куда исчезла вода? Лепим из влажной глины и песка»

Материал: 2 стаканчика,

В стаканчике с песком нальем воды. Потрогаем песок. Каким он стал?      Куда исчезла вода? ( она впиталась в песок). Затем нальем воды в    стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или    медленно? Часть воды остается сверху на  глине.

   Попробуем слепить шарики, колбаски. Из чего лепится лучше?        Оставить поделки до полного высыхания. Что произошло с поделками из песка? (они рассыпались). Поделки из глины сохранились, стали твердые.

Вывод:

  • Вода впитывается в песок быстрее, чем в глину.
  • Глина хорошо лепится, а песок нет. При высыхании глина остается твердой.

4 неделя  «Пропускаем воду через песок, глину и камешки. Фильтрация воды»

Материал: 3 пластиковых бутылки.

3 пластиковые бутылки с отрезанным дном: 1 – наполняем песком, 2 – камешками, 3 – глиной. Переворачиваем бутылки вверх дном. Под бутылками помещаем ёмкости, для стекания воды. В каждую бутылку      налить равное количество воды. В какой из бутылок она быстрее      исчезнет? Почему?

Через песок пропускаем « грязную» воду.  Сравниваем отфильтрованную воду с «грязной». Вода стала прозрачной.

Вывод:

  • Быстрее всего вода пробегает через камешки, затем сквозь песок. Глина воду не пропускает, её частички слиплись, и вода не может пройти через них.
  • Песок – это природный фильтр, он очищает воду.

Взаимодействие с родителями:

- индивидуальные беседы по теме проекта;

- совместная с педагогом подготовка  материала для исследовательской деятельности;

- консультации по проведению экспериментирования дома;

IV  этап.   Презентация проекта: 

- НОД для педагогов ДОУ и МО по экологии;

- педсовет «Организационный».

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. «Занятие по ознакомлению с окружающим миром» -  М.: Мозаика – Синтез, 2011 г.,
  2. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет» - М.: Творческий центр, 2012 г.,


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект по развитию у дошкольников познавательных способностей через опытно - исследовательскую деятельность «Хочу все знать»

.    Целеполагание:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная ...

ПРОЕКТ опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина - наши помощники»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области    ПРОЕКТопытно-экспериментальной деятель...

Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина»

Познакомить со свойствами песка – сыпучестью, рыхлостью, способностью пропускать воду и свойствами глины – пластичностью, вязкостью, неспособностью пропускать воду. Развивать умение исполь...