Инновационный проект по развитию у дошкольников познавательных способностей через опытно - исследовательскую деятельность «Хочу все знать»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Черкасских Екатерина Григорьевна

.    Целеполагание:

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе  гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

        В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).

        В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

 

Цель проекта:  создать  условия  для развития познавательных способностей детей через использование опытно – исследовательскую деятельность.

 

Задачи проекта:

В процессе организации экспериментально — опытной деятельности предполагается решение следующих задач:

-  создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средством экспериментирования.

-  развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

-   развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.

-   создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

 

Вид проекта: познавательно – практический.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hochu_vse_znat.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида 2 категории г. Алейска

Инновационный проект

по развитию у дошкольников познавательных способностей

 через опытно - исследовательскую деятельность

                    «Хочу все знать»

              Автор - разработчик:

                                            Черкасских Е.Г.,воспитатель 1 категория

Чернова В.П.,воспитатель высшей категории

МБДОУ детский сад №12

г. Алейск

2014г.

                                                                                 

I этап.    Целеполагание:

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе  гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

        В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).

        В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Цель проекта:  создать  условия  для развития познавательных способностей детей через использование опытно – исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

В процессе организации экспериментально — опытной деятельности предполагается решение следующих задач:

-  создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средством экспериментирования.

-  развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

-   развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.

-   создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Вид проекта: познавательно – практический.

Продолжительность проекта:    один месяц.

Участники проекта:   дети старшей группы, воспитатель, родители.

Предполагаемые итоги проекта:  

- использование в речи словаря по теме;

- приобретение опыта детьми:

  • в исследовательской деятельности,
  • в выдвижении гипотез,  выборе методов;
  • в развитии доказательной стороны речи;
  • в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;
  • в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью;

- обогащение знаниями о природе и природных явлениях.

II этап.     Разработка проекта

  1. Заинтересовать участников проекта темой.
  2. Подобрать :
  • художественную  и научно - популярную литературу;
  •  материал для опытов.
  1.  Оформить уголок  для детского  экспериментирования.
  2.  Составить тематическое планирование.

 III этап.     Выполнение проекта

1неделя   «Чем пахнет воздух»

Цель: показать детям, что запахи могут быть разные, упражнять в умении различать запахи.

Вывод:

  • Опасен воздух, где есть дым от сигарет, от огня.

2неделя   «Послушная водичка»

Цель: познакомить с объемом тел (предметов), развивать наблюдательность, любознательность.

Материал: Две стеклянные банки с водой, заполненные наполовину, шесть небольших камешков, пластина из оргстекла, поролоновая губка, лист бумаги, карандаши.

Я думаю, что все помнят рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка».

Почему автор назвал галку умной? Как поступили бы вы на её месте? (Ответы) Попробуем повторить эксперимент, который осуществила птица.

Осторожно опустите камешки в банку. Что происходит? (вода поднимается вверх, т.е. увеличивается в объеме). А теперь опустите в банку с водой поролоновую губку – вынимайте. Что происходит? (вода впиталась в губку – и банка оказалась почти пустой)

Отожмите воду из губки в банку и положите влажную губку на пластину. Что происходит? (вода стекает)

Давайте подведем итоги исследования (объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела; вода может впитываться в другие тела и вытекать из них). Сделайте зарисовки.

Вывод:

  • Объем воды может увеличится в результате погружения в неё другого тела, вода может впитывается в другие тела и вытекать из них.

3 неделя   «Веселый кораблик»

Цель:  уточнить из каких материалов изготовлены предметы (бумага, пластмасса, металл, дерево). Развивать умение выявлять различные свойства предметов (тонет, не тонет).

Вывод:

  • Независимо от размера металлические предметы тонут, дерево и пластмасса – плавает, бумага плавает, пока не намокнет.

4 неделя   «Солнечные зайчики»

Цель: выявить закономерность отражения света от блестящих (неблестящих) предметов.

Вывод:

От блестящих предметов свет отражается, т.е. можно поймать солнечного зайчика

Взаимодействие с родителями:

- индивидуальные беседы по теме проекта;

- совместная с педагогом подготовка  материала для исследовательской деятельности;

- консультации по проведению экспериментирования дома;

IV  этап.   Презентация проекта: 

- НОД для педагогов ДОУ и МО по экологии;

- педсовет «Организационный».

                                    Список литературы:

1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009год

2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по исследовательской деятельности "Хочу все знать!"

Дети по природе своей любопытны и деятельны. В возрасте 5-6 лет у детей ярче начинает проявляться любознательность и желание что-то сделать самому. Важно помочь ребенку удовлетворить его любопытс...

Программа по познавательно-исследовательской деятельности "Хочу всё знать" для детей 3-6 лет

Программа по познавательно-исследовательской деятельности...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности: «Хочу все знать!» На тему: «Тонет – не тонет»

Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы - тонут, легкие предметы – плавают.Задачи: - образовательные: расширя...

Образовательный проект по исследовательской деятельности "Хочу все знать"

Образовательный проект по исследовательской деятельности "Хочу все знать"...

Программа кружковой работы по опытно – экспериментальной деятельности «Хочу всё знать»

Ребенок это маленькие природный исследователи окружающего мира, перед ними  открываются с каждым возрастом всё новые и новые незнакомые природные явления, которые  ребёнок узнает  через...