Консультации для воспитателей «Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с библиотекой по приобщению детей к чтению»(из опыта работы)
консультация по теме
«Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с библиотекой по приобщению детей к чтению»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_vospitateley.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
«Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с библиотекой по приобщению детей к чтению»
Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.
(В.А. Сухомлинский)
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке "талант читателя".
Кто же вводит ребенка в мир книги? На этот вопрос искали ответ и педагоги нашего ДОУ.
С целью реализации годовой задачи «Обеспечение методических условий и создание развивающей предметно-развивающей среды для приобщения детей к художественной литературе» на учебный год. были запланированы следующие формы работы:
- Оформление уголков чтения в группах,
- Создание книжной больницы
- Выставка детских рисунков и поделок
- Создание книжек-самоделок
- Ознакомление с биографией и творчеством писателей.
- Тематические выставки,
- Проведение викторин по литературным произведениям
- Литературные вечера
- Посещение библиотеки
Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды. Создание условий это самое главное условие по формированию представлений о художественной литературы у детей. Эти условия мы создали на прогулочных участках детского сада.
Был создан уголок «Сказки» с элементами сказочных героев. На участке появились персонажи из сказок «Колобок», «Айболит!», «Дюймовочка», «Гуси-лебеди», персонажи по мотивам сказок А.С.Пушкина. Здесь мы закрепляем содержание сказок с детьми.
Педагогами нашего детского сада оформлены книжные уголки, которые имеют следующее содержание: наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества: разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы); в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки "Полочки умных книг", "Читаем сами".
Книжный фонд пока небольшой, однако, в ней создана атмосфера настоящей библиотеки, которая способствует формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечных сведений ("библиотека", "стеллаж", "читательский формуляр" и др.).
В перспективе намечено организовать библиотеку, которая представляет собой не просто несколько полок или книжных шкафов, а отдельное помещение, оснащенное книжными стеллажами.
Знакомство детей с детской литературой помимо ежедневного чтения в свободной форме. Предлагается через организацию специально-организованного чтения один раз в неделю, со среднего дошкольного возраста. Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида:
- Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);
- Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления худ. особенностей текста);
- Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);
- Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и худ. особенностей). Для педагогов ДОУ проводились консультации «Ознакомление дошкольников с художественной литературой». «Уголок книги в детском саду», «Организация чтения художественной литературы»
Систематически для родителей готовятся печатные консультации по приобщению детей к книге, а также для развития интереса к театральной деятельности. Родителей ознакомили с перечнем книг, используемых для чтения детям в соответствии с возрастом. Педагоги совместно с детьми организовали и провели праздник «Путешествие по страницам книг» ДОУ сотрудничает с библиотекой .
Организовываются экскурсии в библиотеку для детей старшего дошкольного возраста.
Сотрудники библиотеки знакомят с новинками книжных изданий, инновационными формами, используемыми в работе библиотек (электронная база).
С целью повышения эффективности работы по приобщению старших
дошкольников к книге проведена акция «Твой друг - библиотека». Родители
активно откликнулись и теперь являются частыми гостями библиотеки.
Сотрудники ДОУ также не отстают и с интересом знакомятся с новинками и используют в работе с детьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и перессказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями
Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...
Представление педагогического опыта работы воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №18 комбинированного вида по теме:"Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ" Рябышевой Татьяны Валентиновны
Представление инновационного опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию...
Консультация для родителей воспитанников дошкольно образовательных учреждений "Лечение ЗРР у детей"
Если своевременно выявить задержку речевого развития и подойти к лечению комплексно с привлечением квапифицированных логопедов, проведением лечебных курсов массажа и участием родителей, возможен успеш...
Статья воспитателя Николаевой Светланы Валерьевны «Основные задачи эффективного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи»
Статья воспитателя Николаевой Светланы Валерьевны «Основные задачи эффективного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи» «Семья для ребенка – это ис...
Сообщение из опыта работы на тему: «Воспитатель современного дошкольного образовательного учреждения как профессионал и личность в экологическом воспитании детей»
Воспитатель дошкольного учреждения - одна из массовых современных педагогических профессий. Функции современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации ...
Приобщение детей к чтению или система работы по приобщению детей к чтению
В статье описана работа с дошокльниками по эффективному приобщению их к чтению. Рассказано как сделать так, чтобы ребенок полюбил мир книг и художественной литературе....