Пути и средства повышения уровня игровой деятельности детей
статья по теме

Роль воспитателя в совместных играх детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                          Статья на тему:

                  Пути и средства повышения уровня игровой деятельности детей    

       Для развития игровой деятельности требуется, чтобы дети во- первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей, во- вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями (сделать игрушки, соорудить постройку из строительного материала и т. д), в- третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительные эмоциональное отношение к окружающему. Чтобы возникла длительная творческая игра, предполагающая устойчивую увлеченность детей ее темой, игра, в процессе которой усложняются действия и взаимоотношения между участниками, необходимо воспитывать у них интерес к их обычным играм, помочь им получить радость, удовольствие от игры, пробудить стремление играть большим коллективом, сочетая свои интересы с интересами товарищей. Следовательно, задача состоит в том, чтобы у детей, во- первых, возникло желание вносить новые знания в свои игры, а во- вторых, чтобы они могли в процессе игры проявлять дружеские чувства друг к другу. Только когда повысится уровень обычных детских игр, т.е обогатится их содержание и упорядочатся взаимоотношения играющих, можно переходить к постановке более сложных задач.

        В соответствии с этим определяются основные направления работы воспитателя. Важнейшим из них является воспитание у детей глубоких познавательных интересов путем всемерного расширения круга детских впечатлений и знаний об окружающей жизни и создания у ребенка таких ярких образов, которые он стремился бы воплотить в игровом действии. Лишь раскрывая в процессе детской деятельности сущность социальных взаимоотношений к знаниям о современности, можно решать задачу формирования у дошкольников более устойчивого и осознанного чувства коллективизма, более четких представлений о доброте, долге, ответственности, взаимопонимании, о хорошем и плохом поступке.

        Начать данную работу воспитателю необходимо с самого простого и понятного детям- с организации игр, в которых они чаще всего играют («Семья», «Детский сад», «Школа»). При этом нужно исходить из того, что только целенаправленное и систематическое воздействие воспитателя, использующего различные методы работы, обеспечение им единства обучения и игры позволят решить поставленные задачи. Поэтому по каждой теме игры необходимо придумывать систему взаимосвязанных между собой занятий с использованием разнообразных методов и приемов, совокупность которых, влияя на чувства детей, вызывают у них сопереживание, требуемое для осознания жизненных фактов поведения и взаимоотношений людей. В качестве примера рассмотрим, как может протекать в подготовительной к школе группе работа по развитию необходимых для обогащения содержания игры в семью представлений и знаний о труде родителей и о взаимоотношениях в семье.

       После чтения рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» следует провести беседу,  в ходе которой обсудить, хорошо ли вел себя мальчик, почему сестра не давала ему красок, а брат не взял его с собой кататься на лодке, что за волшебное слово стал он произносить и как после этого изменилось отношение людей к нему. Необходимо выяснить также, есть ли у детей братья и сестры, дружат ли они между собой, играют ли вместе, не ссорятся ли, употребляют ли дома волшебное слово. Такая беседа показывает детям, каковы должны быть взаимоотношения между людьми и как нужно вести себя в семье.

        Через некоторое время проводится вторая беседа- о труде родителей. Предварительно надо дать ребятам задание поговорить с родителями об их профессии и месте работы. Входе беседы воспитателю важно не только уточнить и обобщить знания детей, но и подчеркнуть общественную значимость труда взрослых, необходимость определенных взаимоотношений людей для выполнения той или иной работы. В конце беседы несколько ребят могут инсценировать знакомое им стихотворение С. Михалкова «А что у вас?». В работе должен использоваться и настольный театр. С «участием» обычных игрушек: хорошо организовать представление по стихотворению Н. Забилы «Ясочкин садик». Все это непременно найдет отражение в игре.

       Решению задачи поможет и проведение занятия на котором дети сами составят рассказ на тему: «Как я живу дома». Значение этого занятия в том, что, вспоминая, как они живут дома, дети в тоже время активно воспроизводят в сознании, даже в какой- то степени осмысливают свое поведение, те взаимоотношения, в которые они вступали и которые требовали определенной оценки как самим ребенком, так и другими людьми.

        Полезно провести занятия на темы: «Хороший и простой поступок», «Как я помогаю взрослым» с привлечением куклы Петрушки, (Сценки можно составить, используя рассказ Л. Толстого «Два товарища», отрывки из стихотворения В. Мояковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», разные рассказы В. Осеевой и Н. Носова а также случаи из жизни данной группы.) Петрушка будет показывать сценки, а дети должны дать оценку тому или иному поступку.

        Такой же целенаправленный характер следует придать занятиям и другим формам работы с детьми, расширяющим их знания о труде и взаимоотношениях людей и школе. Это способствует обогащению содержания соответствующих игр.

        В этой воспитательно-образовательной работе для лучшего, более эмоционального восприятия дошкольниками содержания рассказа или стихотворения, лучшего понимания основного смысла беседы, повышения

       Активности можно использовать фотографии, иллюстрации к книгам, игрушки, кукольные театры, вносить в занятия элементы игры, проводить специальные экскурсии и наблюдения на прогулках. В результате перед детьми оживают образы и события, описанные в прочитанном им произведении, и возникает то эмоциональное настроение, которое необходимо для реализации в играх полученных представлений у ребят, появляется желание действовать самим. Организованная таким образом работа способствует развитию у детей интереса к окружающей жизни, создает у них правильные представления о взаимоотношениях между людьми.

       Известно, что чтобы полученные детьми представления закреплялись у них, необходимы постоянные упражнения, и такими упражнениями являются игры. Поэтому очень важно (и воспитатель должен стремиться к этому), чтобы у ребят возникла потребность вносить полученные на занятиях знания в свои игры. Это одна из самых трудоемких задач, стоящих перед воспитателем, осуществление которой требует от него повседневной, настойчивой, очень кропотливой и целеустремленной работы. На первых порах воспитатель должен уточнять с детьми темы игр, напоминая им о прочитанных книгах и проведенных беседах, должен помогать в организации игры и развитии ее содержания, непосредственно учавствовать в налаживании взаимоотношений между детьми, следить за выполнением ими правил игры.

     Совместные игры воспитателя с детьми способствуют установлению взаимоотношения между ними, тесного внутреннего контакта. Дети, чувствуя искреннюю увлеченность взрослого их игрой, прислушиваются к  его замечаниям, обращаются к нему за помощью. Но педагог всегда должен помнить, что действовать он должен осторожно и умело, чтобы своим авторитетом не подавить инициативы и творчества у детей.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

Консультация для родителей «Путь в сказку. Развитие театрализованной деятельности детей»

Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, а нравственный прежде всего...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения путем вовлечения в театрально - игровую деятельность.

Система работы, направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения путем вовлечения в театрально - игровую деятельность....

Технология поддержки и развития игровой деятельности детей 6-7 лет. Игра с правилами и режиссерская игра высокого уровня по Е.Е.Кравцовой.

В свои дошкольные годы ребенок проходит достаточно большой путь развития. К семи годам дошкольнику предстоит многое узнать и многому научиться. От того, чему научится ребенок в дошкольном возраст...

Технология поддержки и развития игровой деятельности детей 6-7 лет. Игра с правилами и режиссерская игра высокого уровня по Е.Е.Кравцовой.

Возникнув в дошкольном детстве, игра сопровождает человека всю его жизнь. Игра позволяет человеку моделировать мир и обеспечивает возможность личностного роста. Игра создает фундамент для становления ...