ПРОЕКТ Малая родина - поселок Новокумский (Клягина Н.В)
проект (старшая группа) на тему

     «Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестает быть личностью»

                     В.А.Сухомлинский

 

«Человеку никак нельзя жить без родины,

как нельзя жить без сердца»

                   К.Паустовский

 

Актуальность темы

Родина. Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: отец и мать, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство ребенка дошкольного возраста с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует  такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного поселка, края, России, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт К.Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие Закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России
  2. Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.

 

Проведенное среди детей и родителей воспитанников старшей группы анкетирование показало:

  • К 5 годам у 70% воспитанников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию Ставропольского края, Левокумского района, поселка Новокумского.
  • У 50% детей отмечается низкий уровень знаний истории поселка, края.
  • 90% родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения края, района и поселка из-за высокой занятости и материальных затруднений.
  • 60% родителей затрудняются в знании истории края, района, поселка.

 

Результаты анкетирования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями нашего поселка и ставропольского края. Решением данной проблемы станет реализация проекта «Малая родине – поселок Новокумский».

Метод проекта позволит детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, позволяет мне, как педагогу, развиваться творчески.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malaya_rodina_poselok_novokumskiy.docx688.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное учреждение

"Детский сад общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением  художественно-эстетического  направления развития детей № 4"

Левокумского муниципального района Ставропольского края

C:\Users\Анна\Desktop\Новая папка\поселок.jpeg

                                                                                   Составлен воспитателем

                                                                                   МКДОУ «Детский сад№4»

                                                                                  Левокумского муниципального района

                                                                                   Ставропольского края

                                                                                   Клягиной Н.В.

                                                 п. Новокумский

                                                 2014 – 2015 уч.г.

     «Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью»

                     В.А.Сухомлинский

«Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца»

                   К.Паустовский

Актуальность темы

Родина. Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: отец и мать, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство ребенка дошкольного возраста с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует  такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного поселка, края, России, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт К.Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие Закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России
  2. Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников старшей группы анкетирование показало:

  • К 5 годам у 70% воспитанников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию Ставропольского края, Левокумского района, поселка Новокумского.
  • У 50% детей отмечается низкий уровень знаний истории поселка, края.
  • 90% родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения края, района и поселка из-за высокой занятости и материальных затруднений.
  • 60% родителей затрудняются в знании истории края, района, поселка.

Результаты анкетирования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями нашего поселка и ставропольского края. Решением данной проблемы станет реализация проекта «Малая родине – поселок Новокумский».

Метод проекта позволит детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, позволяет мне, как педагогу, развиваться творчески.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию патриотизма; приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю, к людям, проживающим рядом.

Задачи проекта:

  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края, поселка.
  • Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическом своеобразии родного региона.
  • Развивать бережное отношение к поселку, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
  • Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь, учить свободно мыслить, фантазировать.
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, воевавших в годы Великой Отечественной войны, трудящихся и проживающих в поселке в мирное время.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, сотрудники ДОУ.

Срок реализации проекта: 2014 – 2015 учебный год

Принципы

В основу выстраивания педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным поселком были положены следующие принципы:

  • Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобран материал о поселке Новокумском, Левокумском районе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного района.
  • Принцип гуманизации. Предполагается умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

  • Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном поселке с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
  • Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой ДК, краеведческим музеем поселка. Содержание краеведческого материала определяется с учетом  интеграции всех образовательных областей.

Обеспечение проектной деятельности

  1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ. 2002 г. №6
  2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 №4
  3. Л.Н.Коротковских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ». Управление ДОУ 2006 №8
  4. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 №8
  5. М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1
  6. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1
  7. И.В.Жирякова «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 №4
  8. Материалы Интернет

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. Подбор исторической литературы.
  2. Подбор произведений русского народного творчества
  3. Подбор наглядного материала.
  4. Дидактические игры
  5. Выставки книг, поделок, рисунков.

Этапы проведения и реализации проекта:

  1. Информационно – накопительный:
  • Изучение интереса детей для определения целей проекта
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Работа в библиотеке дома культуры «Янтарь»
  • Сотрудничество с работниками местного музея.

  1. Организационно – практический

  • Проведение цикла бесед на темы: «Поселок Новокумский – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Ставропольский край»
  • Оформление альбомов «Достопримечательности нашего поселка», «Красная книга Ставропольского края», «Хлеб – всему голова», «Птицы Ставропольского края», фотоальбомов «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Гордость нашего поселка»
  • Словотворчество с родителями «Сочини стихотворение, рассказ, сказку, частушку о поселке»
  • Экскурсии по поселку.
  • Разучивание стихов и песен о России, ставропольском крае
  • Оформление патриотического уголка «Изучаем родной край»
  • Оформление стенда к 70-летию победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт…»

  1. Презентационно – завершающий

  • Презентации «Моя родина – поселок Новокумский»
  • Выставка продуктов детской деятельности (совместно с родителями)
  • Оценка этапов реализации проекта детьми.

  1. Контрольно – рефлексивный

  • Подведение итогов.
  • Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали»

Предполагаемый результат:

  1. Итоговым результатом является педагогическая диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях. Других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного отечества.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному поселку, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил поселок, начнут проявлять интерес к событиям поселковой жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методы проекта:

  1. Наблюдение
  2. Совместные игры
  3. Познавательные беседы
  4. Игровая деятельность
  5. Презентации
  6. Продуктивная деятельность

Педагогическая диагностика

Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном поселке у детей старшей группы

Задание 1. «Родной поселок»

Цель: определить уровень знаний о родном поселке, крае (знать название своего поселка, района, края, домашнего адреса. Называть достопримечательности поселка). 

Предварительная работа: беседы, экскурсии, рассматривание фотографий и иллюстраций.

Ход проведения: Беседа с детьми. Предложить посмотреть на фотографию, назвать, что изображено и где находится.

Оценка результатов

Высокий уровень (3-4 балла).

Ребенок без особого труда называет название поселка, района, края, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности поселка, где они расположены. Называет адрес детского сада.

Средний уровень (2-3 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей. Но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (2-1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности поселка. На поставленные вопросы отвечает  трудом, в основном неверно.

 Задание 2. «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Левокумского района; о историко-географическом расположении родного поселка.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки, наблюдения в природе.

Ход проведения: предложить рассказать о географическом расположении поселка, о растительности, животном мире. Спросить: Какая река протекает в нашем поселке? Почему наш поселок называется Новокумский? Почему район Левокумский? Какая рыба водится в нашей реке Куме? Какая растительность растет по берегам реки? Куда река впадает?

Оценка результатов

Высокий уровень (3-4 балла).

Ребенок правильно называет растительность, животный мир Левокумского района, географическое положение на карте Ставропольского края. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (2-3 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос или отвечает однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу или ждет подсказки.

Низкий уровень (2-1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах.

Задание 3. «Личностное отношение к родному поселку»

Цель: определить отношение к родному краю, умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос, умение свободно мыслить.

Ход проведения: беседа. Дети отвечают на вопросы.

- Какое место в поселке ты любишь посещать с родителями? Почему?

- Что интересного о родном поселке ты знаешь? Откуда ты это узнал?

Оценка результатов

Высокий уровень  (3-4 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового узнал.

Средний уровень (2-3 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка взрослого, вспомогательные вопросы. Ответ дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперирует предметными терминами.

Низкий уровень (2-1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь взрослого и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не использует предметные термины

Задание 3. «История культуры и традиций казаков-некрасовцев»

Цель: определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях казаков-некрасовцев

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть фотографии предметов быта казаков – некрасовцев, назвать их, рассказать для чего их использовали.

Оценка результатов

Высокий уровень (3-4 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту. Знает название народных праздников, традиции их празднования.

Средний уровень (2 – 3 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень (2 – 1 балл)

Допускает значительные ошибки. В большинстве случаев не называет, что изображено и для чего использовался тот или иной предмет быта часто обращается за помощью взрослого или вообще отмалчивается.

                    Содержание проектной деятельности

Время проведения

              Тема

       Цель проведения

Форма проведения

Сентябрь

Знаешь ли ты свой поселок?

Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию

Беседа, анкетирование

Угадай, где я нахожусь

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного поселка

Дидактическая игра

Где я отдыхал летом

Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке

Рисование (свободная деятельность)

Октябрь

История возникновения родного поселка

Познакомить детей с историей возникновения родного поселка, его постройками. Воспитывать интерес к истории поселка

Беседа

Просмотр презентации

Центральная улица поселка

Сравнение улицы первоначальной (на фото) и современной

Экскурсия на пересечение улиц Мичурина и Школьной

Улицы родного поселка

Учить передавать красоту родного поселка

Аппликация (свободная деятельность)

К 90-летию Левокумского района

Познакомить родителей с историей образования района и его достижениями

Изготовление буклетов

Ноябрь

Достопримечательности родного поселка

Закрепить знания детей о достопримечательностях поселка.

Беседа

Просмотр фотоальбома

Просмотр презентации

Найди отличия

Сравнивать на фотографиях особенности старого и современного поселка

Дидактическая игра

Русская изба

Знакомить детей с историей строительства домов

Рассматривание иллюстраций

Придумай названия будущим улицам поселка

Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали

Творческое задание

Декабрь

Кому что нужно для работы угадай профессию

«Все профессии важны…»

Учить детей отличать городские профессии от сельских

Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда

Дидактическая игра

Сюжетно-ролевые игры

Делу – время, потехе - час

Закреплять знание фольклора казаков-некрасовцев, русского фольклора

Заучивание потешек, загадок, пословиц и поговорок

Учреждения родного поселка

Расширять знания об учреждениях родного поселка

Экскурсии

Беседа

Январь

Флора и фауна поселка

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире Левокумского района

Просмотр презентаций

Вечер загадок

Работа над Красной книгой Левокумского района

Кто живет в Левокумской степи

Поможем птицам зимой

Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе

Акция «Помоги пернатым друзьям»

Птицы Левокумского района

Формирование знаний о птицах Левокумского района, поиск необходимой информации совместно с родителями

Изготовление альбома

Знай и люби родную природу

Вызвать желание больше узнать об особенностях природы района

Беседа

Наблюдения в природе

Февраль

Откуда хлеб пришел

Познакомить с историей выращивания хлеба в Левокумском районе

Оформление альбома

Подготовка презентации

Узнай по вкусу

Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий

Игра «Чудесный мешочек»

Булочная

Воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу

Сюжетно-ролевая игра

Ставрополье – хлебный край

Вызвать интерес к трудоемкому процессу выращивания хлеба и нелегкому труду хлеборобов

Беседа

Просмотр иллюстраций

Март

Полезные привычки

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа

Веселые старты

Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья

Спортивный досуг

Стадион поселка

Дать детям понятие о спортивном комплексе поселка

Экскурсия на стадион

Новокумский спортивный

Закрепить знания о спортивных сооружениях поселка и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного поселка, вызвать желание заниматься спортом

Беседа

Спортивные игры, эстафеты

Апрель

Казачья хата

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени

Экскурсия в этнодеревню

Что лишнее?

Закрепить знания детей об особенностях быта казаков – некрасовцев в прошлом

Дидактическая игра

Карта Ставропольского края и Левокумского района, символика района и края

Формирование познавательного интереса к природе Ставрополья, углублять представления о флоре и фауне

Изобразительная деятельность

Беседа

Сделаем наш поселок чище

Воспитывать любовь к родному поселку, приучать следить за чистотой на улицах поселка, развивать творчество

Выставка поделок из бросового материала (совместно с родителями)

Моя Родина – Левокумский район

Обобщить знания о флоре и фауне Левокумского района; углубить представления о женском костюме казаков – некрасовцев

Защита проекта

Подготовка презентации

Май

Этих дней не смолкнет слава!

Сформировать представления о празднике – День Победы

Встреча с ветеранами

Боевая слава нашего поселка

Сформировать представления о героизме, подвиге

Экскурсия к памятнику

Оформление фотоальбома «Война и моя семья»

Что ты знаешь о своей малой Родине?

Выявление усвоенных знаний

Педагогическая диагностика