Взаимосвязь изобразительной и речевой деятельности в логопедической группе
консультация на тему

Назаренко Елена Васильевна

Данный материал  рекомендован для педагогов, работающих с детьми,имеющих речевые проблемы,раскрывающий построение совместной коррекционной работы специалистов ДОУ для повышения качества детских работ по изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lena_2.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

 Взаимосвязь изобразительной и речевой деятельности в логопедической группе.

Для выявления состояния изобразительных, сенсомоторных  способностей  и навыков детей, уровня их знаний и представлений об окружающем мире, но и для диагностики речевых нарушений – детские рисунки предоставляют богатый диагностический материал.

По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, по качеству изобразительных навыков – штриховке, силе нажима и др.

Ребенок при штриховке не в состоянии регулирует силу наклона и рвет бумагу. У других детей от карандаша практически не остается следа или он еле заметен; цветовая гамма рисунка бледная, он как бы размыт, не имеет четких границ. Совместно с учителем логопедом в начале года проводим диагностику детей, которая помогает выявить актуальный уровень знаний и навыков детей и построить коррекционно – развивающий процесс с учетом личностно - ориентированного подхода. При проведении в начале года анализа рисунков детей с нарушениями речи были отмечены низкие качественные показатели.

Так, детские рисунки отличаются схематичностью, нарушением пропорциональной соотнесенности частей предмета, пропуском существенных деталей, лицо человека дети могли обозначить только  овалом и двумя точками вместо глаз; в фигуре человека изображали лишь наиболее крупные части тела; голову, туловище, конечности а более мелкие (глаза, волосы, пальцы) нередко отсутствовали. А при изображении дерева отсутствовали сучья, листья; при рисовании дома стены, крыша намечались только контуром.

В большинстве случаев рисунки детей, имеющих речевые проблемы, отличались бедностью композиции, нарушением пропорций: фигура человека могла по высоте превышать дом, ствол дерева по толщине приближался к размерам дома. Довольно часто рисунки детей непропорционально малы по сравнению с размером листа. Из основных цветов дети пользуются двумя – тремя, не говоря об оттенках. Так, когда спросили одного мальчика, почему он выбрал при рисовании дерева красный цвет, он ответил: « Чтобы было красиво». У детей отсутствует мотивация выбора.

Совместно с учителем – логопедом решили понаблюдать за детьми и провести анализ их рисунков, что позволило выявить слабое звено этих детей в речевом поведении – уровень планирующей функции  речи. А это немаловажный фактор, влияющий в свою очередь на качественный показатель рисунков. Ведь при создании образа у большинства детей снижены  умения действовать по словесной инструкции, поэтому изображения носят фрагментарный характер, а человеческая фигура напоминает головонога. Они часто изображают лишь отдельные элементы скелета, допуская ошибки при размещении рисунка, на плоскости листа. Дети не умеют предварительно обговаривать детали рисунка, планировать его содержание, поэтому у них не развит сюжет. С учетом выявленных изобразительных особенностей дошкольников, имеющих нарушения речи, было намечено построить совместную коррекционную работу  так, чтобы повысить качество детского рисунка.

Известно, что наиболее полному восприятию прекрасного способствуют наблюдения. Они содействуют появлению выразительных пейзажных  описаний  в детском словесном творчестве. Наблюдая, дети, сопоставляют разноудаленные предметы по величине, сравнивают их. В результате у детей появляется желание изобразить увиденное. Дошкольники накапливают свой жизненный быт в предметной деятельности, играх, которые организуют совместно с педагогом, расширяют свои знания об окружающих предметах, жизни и труде взрослых.

Мы разработали цикл интегрированных занятий в которых сочетались элементы разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисование. Использовали в работе с детьми разнообразные материалы и нетрадиционные техники («набрызг», «кляксография», «тампонирование», «монотипия», «граттаж», печать от руки и др.), что создавало условие, при которых на протяжении всей изобразительной деятельности поддерживался высокий уровень активности и работоспособности. Комплексный интегрированный подход значительно повысил детское внимание, качество занятий, что естественно, отразилось на конечном результате.

Детские работы систематически выставлялись в галереи на обозрение сверстников, родителей, педагогов, гостей, что повысило у детей самооценку и уверенность в своих силах. Наряду с вышеназванными методами детям с низким уровнем изобразительной деятельности предлагалось работа с трафаретами, что позволило нам закреплять представления о строении изображений.

Для формирования у детей  сложного рисунка закреплялись умения изображать деревья, птиц, животных в разное время года. Дети учились лепить от простого к сложному. Мы с логопедом подходили  к программным требованиям избирательно, с учетом личностного - ориентированного подхода и индивидуальных возможностей каждого ребенка, потому что у таких детей нарушена моторика мелких мышц и им особенно необходимо лепка. Лепить начинали с простейших форм – шара и цилиндра. Затем постепенно переделывали существенные преобразования этих форм: «различные овощи и фрукты», «животные», «человек». На первых порах предметы, которые лепят дети, должны быть отображением предметов и вещей, которые они видят в повседневной жизни.

В своей работе используем мини - музей народной  игрушки, она явилась хорошим материалом и стимулом к работе. Своей пластичностью, простотой и доступностью она способствовала развитию у детей наблюдательности, умения изобразить и соотнести результат с увиденным. А главное – они, как настоящие художники – декораторы, расписывают собственную игрушку красочным узором. Конечно, навыки лепки приходят не сразу, но уже после нескольких занятий качество изделия значительно улучшается. Нас радовало желание детей решить с помощью вопросов возникшие в процессе деятельности затруднения. Главное, что дети не безразличны к работе, их радует успех, они ждут одобрения и поддержки у окружающих. Очень приятно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник. Это развивает товарищество, взаимопомощь. Если кто – то допустил неточность при передаче формы предмета, то это не вызывает насмешки. Дети понимают, что в следующий раз у товарища ошибок будет меньше, а пока они учатся быть скульпторами и художниками.

Очень большая работа проводится по овладению композиционным построением сюжетного рисунка. В это помогает тонированная бумага, что усиливает у детей ответственность за создание изображения, интерес и эмоциональный настрой. Помогают игры с экраном, с составляющими накладными полями -  изображениями предметами. Так дети постепенно учатся изображать на картине многоплановые композиции, наблюдаемые ими в жизни.

Уже к середине учебного года заметим позитивные изменения в планирующей речи детей. Индивидуальные беседы, вопросы, в наблюдении за окружающей действительностью, игры, чтение художественных произведений, рассматривания картин способствовали расширению пассивного и активного словаря, так как дети самостоятельно проговаривали в процессе изодеятельности.

Таким образом, в результате целенаправленной системы обучения детей с различными нарушениями речи можно улучшить качественные характеристики процессе  изображения и сами  графические образы. В ходе обучения изобразительной деятельности также создается условие для развития и коррекции речевого, психологического, интеллектуального развития, мелкой моторики, пополнения активного словарного запаса и др.

Многие дети слабо владеющие изобразительными навыками, в школе  имеют проблемы с письмом, так как у них нарушается зрительно – моторная координация, ориентирование в пространстве, что является предрасполагающими факторами для дизартричного почерка, нарушению письменной  речи.

Следовательно, необходимо умелое коррекционное воздействие на познавательные и личностные качества детей, что не только совершенствует изобразительные навыки, но и способствует профилактике и коррекции речевых недостатков. Изобразительная деятельность повышает эмоционально – положительный фон, создает благоприятные условия для успешного развития ребенка.