Ознакомление детей дошкольного возраста с природой
консультация по теме

Титова Ольга Витальевна

Помощь родителям в организации ознакомления детей дошкольного возраста с природой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Титова Ольга Витальевна

Старший воспитатель  МКДОУ "Мещовский детский сад "

г. Мещовск, Калужской области

Помощь родителям в организации ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. Формирования представлений детей об изменениях в природе требует постоянного непосредственного общения с ней.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Многие взрослые, в том числе и родители дошкольников не знают, что преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях носит название – наблюдение.        Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления.

Специфической чертой методики ознакомления детей с природой являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, "живое" общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение. Его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

В нашем  детском саду мы рекомендуем родителям использовать такие виды по ознакомлению детей с природой, как метеонаблюдения, отслеживание, присматривание, присмотр, прослеживание, разглядывание, рассматривание, созерцание, фотонаблюдение. Советуем родителям вместе с детьми  фиксировать наблюдения. Выделяем несколько этапов:

  1. Ментальные. Ребенок рассматривает объект (явление) и составляет о нем рассказ, сказку. Это может быть и посещение какого-то красивого места, а потом воспроизведение информации о нем. Об увиденном явлении, которое оставило впечатление у ребенка (двойная радуга, молния, цветущая розовым цветом яблоня и т.д). Эти приемы умственных операций, облегчают запоминание, увеличивают продолжительность хранения полученной информации и ускоряют извлечение ее из памяти.

Знакомя детей с новым объектом (в домашних условиях или в ДОУ)  не надо давать подробной характеристики, а предложить подумать, к какой группе объектов его можно отнести. Утка, курица, попугай – это птица. Почему вы так думаете? Дети с удовольствием расскажут это сами, а взрослый только их дополнит о правилах ухода за ними и т.д. В старшем дошкольном возрасте этот  прием рассматривается как классификация. Он базируется на умении детей находить сходство между объектами (явлениями).

Детям интересен метод укрупнения дидактических единиц. Одновременное изучение двух взаимообратных процессов. Ум детей обогащается ценнейшим алгоритмом ускоренного извлечения и запоминания знаний. Например:

- на холоде вода замерзает, а в тепле лед тает;

- осенью птицы улетают, а весной прилетают вновь;

- осенью деревья сбрасывают листья, а весной они вновь отрастают;

- растение образует семена и в тоже время само возникает из семени;

Именно здесь важно увидеть эти процессы.

Предлагаем родителям применять прием – вспомни, что было с почками, растением и т.д. 10 дней назад. Для этого достаточно обычного бытового разговора.

  1. Графические.

Этот способ подразумевает не самостоятельную работу детей, а узнавание объекта (явления) с помощью тех наглядных материалов, которые выбрал взрослый. Представляют использованием  готовых форм. Это могут быть картинки, фотографии, схематические рисунки, объемное изображение объекта, натуральные объекты, записи звуков.

Эффективны и изобразительные способы фиксации наблюдений в виде   зарисовывания объекта. В зависимости от возраста и способности ребенка возможно схематическое зарисовывание, использование условных знаков, обведение объектов (листочков).

А любимые, яркие, интересные, последовательные (посадка дерева), удивительные (снег летом и т.д.) совместные дела с родителями на природе  могут способствовать созданию фототеки как индивидуальной, так и групповой. Прием анализ оттенков окраски изучаемых объектов помогает детям увидеть «красоту в природе». Развивать творчество и воображение. Находить главное в созерцании.

  1. Практические.

Наш регион богат природным разнообразием. Для детей интересны наблюдения за отдельными растениями.  Например: земляника, малина, смородина, яблоня. Дети, наблюдая за уходом этих культур, должны много узнать о внешнем виде, способе питания, особенностях роста и развития, плодоношения, уборки, заготовки и т.д.

Фиксацию натуральных объектов представляем в сборе коллекций «Растения сада», «Растения огорода», «Растения леса», «Растения нашего участка», «Перья разных птиц», «Ветки деревьев в разное время года» и т.д.

        Знания и умения родителей являются главной помощью для ознакомления детей с природой.

Список используемой литературы:

1. Словари и энциклопедии Академик [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dic.academic.ru/searchall.php 

2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973

3. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.

4. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова. - Изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой"

В консультации говорится о том как надо знакомить детей дошкольнлгл влзраста с природой в зимнее время года...

Опыт работы по теме"Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края".

Эпиграф.« Бедное дитя, если оно выросло не сорвав полевого цветка, не по­мявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая...

Авторская программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой на экологической тропе"

Программа реализуется в совместной деятельности и на прогулках...

Мультимедийная экскурсия как форма ознакомления детей дошкольного возраста с природой

Из опыта работы по использованию мультимедийной презентации в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края....

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края как средство экологического воспитания

Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно ...

«Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Планирование работы воспитателя  с детьми по теме:"Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ ЛЕТОМ. ПРОГУЛКИ В ПРИРОДУ

Окно в природу ребенку приоткрывают прежде всего родители. С первых шагов человек постигает мир, учится понимать время, осваивает пространство. Природа занимает, радует, а иногда пугает ребенка. Дети ...