Семинар-практикум Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения семьи
методическая разработка на тему

Миронова Любовь Анатольевна

    Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как, и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум 

Семейное  чтение как источник формирования интереса к художественной литературе  и духовного обогащения семьи

Самсонова Любовь Анатольевна

старший воспитатель 1 квалификационной категории

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада № 18 «Алёнушка» г. Павлово.

Актуальность.

    Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как, и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.  В наше время молодое поколение  непростительно мало знает о жизни своих отцов и дедов. И дело здесь не в дефиците времени или  раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных  поколений внутри семьи.  Я считаю, что семейное чтение способствует установлению более близкого  внутрисемейного общения между людьми разного поколения,  а   для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми.  Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь старшим воспитателям, воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум. Данная форма сопровождения способствует повышению уровня практической подготовки воспитателей, совершенствованию  практических навыков, необходимых в работе с родителями.

Цель:

     Вооружить педагогов знаниями, необходимыми в работе с родителями по пропаганде семейного чтения – главного фактора развития ребёнка и источника знаний и обогащения духовного мира семьи.

Технологическая карта к семинару-практикуму

«Семейное  чтение как источник формирования интереса к художественной литературе  и духовного обогащения семьи».

Цели

Действия

Средства

Время

Результат

1. Вызвать у педагогов осознание необходимости помочь родителям правильно организовать чтение художественной литературы дома.

2. Способствовать осознанию воспитателями чёткой и  методически грамотной системой  работы по организации семейного чтения.

3.Развивать сплоченность, умение работать в группе, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

3.Активизировать педагогов в поиске идей,  необходимых для дальнейшей работы по проблеме семейного чтения.

1.Целевое пространство.

1.1. Вводная беседа

(приложение № 1)

1.2. Результаты анкетирования родителей (приложение № 2)

Разделение воспитателей  на 2 группы путём собирания разрезных картинок  (приложение № 3).

1.1.Технические средства, презентация.

1.2. Результаты анкет, слайды - диаграммы.

Разрезные картинки на 9 воспитателей, столы.

10 мин.

Интерес к теме.

2. Поисковое пространство.

2.1. Разработка заданий воспитателями из разрезных картинок: «Роль педагога в организации работы по чтению книг  в семье», «Приёмы работы со сказкой».

Обсуждение заданий.

 2.2. Уточнение теоретических знаний  об организации работы  с родителями  по проблеме семейного чтения с помощью  педагогической технологии коллективного  взаимного  обучения (приложение № 4).

2.3. Дискуссия с проблемными ситуациями путём выбора «Весёлый конверт» (приложение № 5).

2.4. Составление рекомендаций родителям  по совместному чтению художественной литературы с детьми и памятки для родителей по поддержанию в детях интереса к чтению по подгруппам (приложение № 6). Обсуждение.

Подведение  итогов (приложение № 7)

2.5. Домашнее задание: разработать конкурсы для  литературной викторины  «Самая читающая семья».

2.1. Разрезные картинки. Листы, подставки с ручками.

Слайды с ответами на  задания.

2.2. Работа с текстом (2 текста по одному на стол)

2.3. «Весёлый конверт» с проблемными ситуациями.

Вопросы к воспитателям.

2.4. Слайды  на экране.    

Информация в каждую группу

«Подсказки» для родителей («Да» и «Нет»), рекомендации.

40мин.

Усвоение теоретических знаний  организации работы с родителями по проблеме семейного чтения.

Умение включаться в обсуждение, высказывать свою точку зрения.

Разработаны методические рекомендации и памятки родителям для поддержания интереса к художественной литературе.

3. Рефлексивное пространство:

(приложение № 8)

3.1. Рефлексия результатов совместной деятельности.

«Каким был семинар»?  (вопросник)

«Моя ладошка»

3.1. Вопросник для каждого участника.

5 мин.

Осмысление  значения усвоенного содержания для профессиональной деятельности.

Приложение № 1.

Вводная беседа.

     Уважаемые педагоги, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о проблеме семейного чтения,  о том, как помочь родителям привить любовь и интерес к художественной литературе, убедить их как можно чаще читать детям книги.

    Одна из задач педагогов ДОУ – помочь семье в литературном развитии ребёнка, в формировании у него читательского вкуса, отношение к книге как к явлению культуры.

Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей  основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков и средство духовно-нравственного воспитания личности. Совместное чтение побуждает  ребёнка задавать вопросы искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступить в диалог с взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями.  Семейное чтение даёт возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что- то важное и интересное. После чтения предлагаемых сказок  дети втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к  созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода. Чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни в обыденном семейном общении – это например такие понятия как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. Ну как, к примеру, объяснить ребёнку необходимость просить прощение после совершённого необдуманного поступка или сказанного  обидного слова в адрес

бабушки, которая о нём заботится?   Как вы думаете?  (Ответы воспитателей).

Анализ анкет «Семейное чтение» дал нам представление об организации чтения ребёнка в семье, об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном процессе. Всего было обработано  20 анкет. Из них мы увидели, что родители читают книги детям.

Последние ответы указывают на то, что родители нуждаются  в помощи и поддержке  воспитателей детского сада.

Приложение № 2.

Анкета для родителей

«Семейное чтение».

  1. Читаете ли Вы детям книги?  Да.  Нет___________________________________________________________________________________ 
  2. Проводите ли Вы беседы после чтения?   Да.    Нет_____________________________________ __________________________________
  3. Задают ли Вам дети  вопросы после прочитанного?  Да.      Нет.__________________________ __________________________________
  4. Стремятся ли дети пересказать  прочитанное, выделить то, что им больше всего понравилось?  Да             Нет._____________________
  5. Помогает ли  чтение ребёнку  в его развитии? _Да.           Нет.___________________________________________ ___________________
  6. Какие положительные качества развивает у ребёнка чтение? _____________________________________________ _________________
  7. Как Вы сами относитесь к книгам? Помогают ли они Вам в воспитании детей? _______________________________________________
  8. Рассказывает ли Вам ребёнок о прочитанных в детском саду книгах?___Да.            Нет.________________________ ________________
  9. Как Вы прививаете своим детям интерес к книгам?____________________________________________ __________ ________________
  10. Отведены ли в режиме дня Вашего ребёнка специальные часы для чтения?  Да.    Нет.__________________________________________
  11. Что помогает Вам выбирать книги для ребёнка?

- совет воспитателя;

- память своего детства;

- знание возможностей и вкусов своего ребёнка;

12. Нужны ли Вам рекомендации со стороны воспитателя по совместному чтению книг с детьми?   Да.          Нет.   ___   _______________

13. С Вашей точки зрения семейное чтение   - это:

- обсуждение прочитанного всей семьёй или некоторыми её членами; чтение вслух для всех членов семьи;

- книги для каждого члена семьи отдельно;

- когда все члены семьи заняты чтением.

Приложение № 3

Разрезные картинки

                                 

     «Роль педагога в организации работы

  по чтению книг в семье»

может заключаться в следующем:

                                                

                               

                                        

«Приёмы работы со сказкой»

 могут быть разнообразными:

                                         

«Роль педагога в организации работы

по чтению книг в семье»

может заключаться в следующем:

* В  наблюдении того, что рассказывают родители о своих детях и их высказываниях по существу содержания сказки;

*  в записи впечатлений детей от сказки, их бесед с куклами, разыгрывании сценок с помощью предметов-заместителей в игровых ситуациях;

     * в наблюдении ситуаций, связанных с содержанием сказок (возникающих спонтанно или созданных специально), в которых ребенку необходимо проявить нравственные качества, описанные в сказке;

     * в проведении с детьми занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить интересные моменты сказки.

«Приёмы работы со сказкой»

 могут быть разнообразными:

* обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;

* создание рисунков по мотивам сказки или коллективных и индивидуальных поделок из природного материала, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;

* активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке: почему герой поступил именно так, как можно было бы еще поступить; что было бы, если бы...;

* проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;

* проигрывание вариантов решения ситуаций, то есть использование сказки как притчи-нравоучения и т. п.

Приложение № 4

Уточнение теоретических знаний об организации работы с родителями по проблеме семейного чтения

 с помощью  педагогической технологии коллективного взаимного обучения.

(Для  первой  группы)

  1. Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.
  2. В уголке для родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками:

      - «Сказка в жизни ребенка»;

      - «Как и когда рассказывать сказки»;

          - «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги»;

     - «Личная библиотека вашего ребенка» и др.

Здесь же может быть представлена постоянная рубрика «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.

  1. Целесообразно проводить открытые занятия для родителей воспитанников по литературным произведениям. Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы.

(Для второй группы)

  1. Особая роль принадлежит родительскому собранию - наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться собственным опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления ребенка от прочитанного, записи детских рассказов о книгах и литературных персонажах и т. д.

    Такие собрания требуют от педагогов тщательной подготовки, точного выбора темы в соответствии с задачами            

     воспитания и особенностями литературного развития детей, с интересами родителей.

  1. Воспитатель должен проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как приохотить ребенка к слушанию книг, какие литературные места города можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи и т. д.).

 Полезными бывают также разного рода рекомендации, советы, памятки по поддержанию в детях интереса к чтению.

Приложение № 5

  «Весёлый конверт»

        

Проблемные ситуации к дискуссии.

  1. 6-летнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят: «Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим».

Как вы считаете, оправдано ли стремление Гришиных родителей прочитать ребенку как можно больше книг?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Один раз, когда Динка была еще маленькой, Марина принесла из библиотеки «Хижину дяди Тома» и читала ее детям. Все плакали. Динка тоже плакала. Сначала тихо, а потом, когда умерла Ева, она вскочила, затопала ногами и хотела разорвать книгу. «Да, я, кажется, сделала большую глупость... Она еще слишком мала для такой книги», - каялась мать.

Нужны ли детям грустные книги?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1.  6-летняя Катя достаточно хорошо читает самостоятельно. Но вот настает вечер, и Катя просит маму почитать ей книгу. Мама недоумевает: «Зачем ты меня просишь об этом? Ведь ты прекрасно с этим справляешься сама».

Нужно ли читать ребенку, если он уже научился читать самостоятельно?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Мама 2-летней Насти беседует с мамой 4-летнего Игоря:

  • Вот купила дочери новые книги сказок.
  • Как? Вы ей уже читаете книги? Зачем? Ведь она еще так мала! Мне кажется, что в этом возрасте дети еще не воспринимают книгу.

Как вы считаете, кто из женщин прав? Со скольки лет, по вашему мнению, надо читать книги детям?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Мама 6-летней Ксюши жалуется своей знакомой: - Никак не могу заставить свою дочь читать книги. И чего только не делала: приносила книги интересные, красочные. Убеждала, уговаривала, заставляла - ничего не помогает.

- Вот и у меня та же проблема. Моему Саше уже 12, а он так и не привык к самостоятельному чтению.

Почему дети не хотят читать? Что делать, чтобы ребёнок читал?

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение № 6

Составление  рекомендаций  родителям по совместному чтению художественной литературы с детьми  и памятки для родителей  по поддержанию в детях интереса к чтению.

(для воспитателей первой группы)

  1. Рассмотрите обложку книги, обменяйтесь мнениями о картинках на обложке.
  2. Прочтите название книги. Что говорит заголовок? Как Ваш ребенок думает, о чем эта книга?
  3. Объясните, что все книги пишутся писателями, которых еще называют авторами, а иллюстрируются - художниками. Найдите вместе их имена в книге.

     4.Чтение начинайте с рассматривания картинок и разговора о них.

     5. Постарайтесь воодушевить ребенка на сочинение собственного рассказа по картинкам.

6.Читая книгу, обратите внимание ребенка на то, что при этом глаза ваши движутся вдоль строк слева направо.

  1. А еще попробуйте подсказать ему удивительное свойство рисунка дополнять и развивать рассказ писателя.
  2. Выберите такое время, когда интуитивно почувствуете, что и Вы, и Ваш ребенок хотите читать. Если же в тот момент у Вас или у него совершенно иное в голове, к книге лучше не притрагиваться.
  3. Найдите для чтения такое место, где вам обоим будет удобно.
  4.  Постарайтесь сделать так, чтобы во время чтения вас никто не беспокоил.
  5.  Можно включить радио, телевизор или магнитофон. Но звук пусть будет негромким. И хорошо, если это будет музыка.
  6.  И не отвлекайтесь на это короткое время. Подарите свое внимание только ребенку. Ваша близость поможет ему чувствовать себя уверенным и счастливым от совместного дела.

Памятка для родителей по поддержанию в детях  интереса к чтению.

( для воспитателей второй группы)

      1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как удовольствию.

2.Читайте детям вслух с самого раннего возраста.

3.Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.

4.Устройте с детьми поход в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.

5. Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

6. Подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его интересов и увлечений.

7. Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьями, которые еще не умеют читать.

8. Во время поездки на машине пусть дети слушают записи литературных произведений.

9. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. д.).

10. В доме должна быть детская библиотека.

11. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

12. Устройте маскарад и предложите детям нарядиться в костюмы любимых героев.

13. Сходите с детьми в зоопарк или в музей, спросите, что им особенно понравилось, а потом купите книги на эти темы.

  1. Заинтересуйте детей историческим чтением, предложив им посмотреть старые газеты и найти в них, каким был ваш город в прежние времена (или поискать информацию в библиотеке).
  2. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  3.  Разыгрывайте с детьми сказки по ролям: используйте выразительное чтение, костюмы и реквизит.
  4.  Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  5.  Расскажите детям о книге, которую Вы только что прочитали и которая им будет интересна: разожгите их любопытство, прочитайте отрывок, а потом оставьте книгу в доступном месте.
  6.  Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  7.  Читайте вместе с детьми перед тем, как уложить ребенка.

Приложение № 7

«Подсказки для родителей»

( информация в каждую группу, в педагогические рекомендации для родителей)

(«ДА» и «НЕТ»)

«ДА»

  • Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ вечером).
  • Читайте вместе со своим ребенком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).
  • Читайте сами, показывая пример своему ребенку.
  • Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения.
  • Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть» с ней.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг.
  • Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку.
  • Дарите ребенку книги.
  • Поощряйте ребенка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
  • Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
  • Всегда хвалите ребенка, если он/она читает.

«НЕТ»

  • Не заставляйте читать насильно.
  • Не выбирайте книги для ребенка, пока он/она вас об этом не попросит.
  • Не заставляйте читать слишком трудные книги.
  • Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
  • Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребенка не слишком быстрые успехи в чтении.
  • Не критикуйте ребенка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте - и улучшение наступит быстрее.
  • Не сравнивайте уровень чтения ребенка с уровнем его братьев, сестер, других детей.
  • Не прекращайте чтения детям вслух, как только они научатся читать сами.
  • Никогда не отговаривайте ребенка от чтения - читать что-то лучше, чем ничего не читать.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ ДОМА

Когда вы читаете со своим ребенком, то:

  • Найдите спокойное место.
  • Ребенок должен сидеть рядом и видеть книгу.
  • Если ребенку трудно прочесть слово, подскажите ему.
  • Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
  • Обсудите прочитанное, пусть ребенок расскажет своими словами, о чем прочитал.
  • Ведите для ребенка, а затем вместе с ним Дневник чтения.

Приложение № 8

Рефлексивное пространство.

Для каждого участника.

Каким был семинар-практикум?

- занимательным

- познавательным

- интересным

- игровым

- необычным

- скучным

- радостным

- дружелюбным

На листе бумаги обведите свою ладошку.

каждый палец – это какая-то позиция, по

которой необходимо высказать свое мнение.

• большой – для меня это важно и интересно …

• указательный - я получил конкретные рекомендации…

• средний - мне было трудно (не понравилось)…

• безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

• мизинец - для меня было недостаточно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи

Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи...

Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье, благодаря устным рассказам, чтению вслух....

Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи

В статье автор поднимает вопрос о воспитании маленького читателя, дает рекомендации педагогам и родителям, как формировать у дошкольников интерес к слушанию книг, какую литературу читать детям и как...