Выступление на педагогическом совете "Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи"
материал (подготовительная группа) на тему

Березина Дарья Борисовна

Материал к педсовету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5  « Солнышко»

 Выступление на педагогическом совете.

«Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи»

                                                             Провела:                                                                                                                        

воспитатель

Березина

Дарья

Борисовна

г. Малоярославец

2015 год

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентировок принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

   Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

   Как непростительно мало молодого поколения знает о жизни своих отцов и дедов! И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.

   Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:

  • Совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению « жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;
  • Совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр.;
  • Семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное;
  • После чтения предлагаемых сказок и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода;
  • Чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении;
  • Это , например, такие понятия, как целомудрие, добродетель,  благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.

После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.

Если воспитатель намерен возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения, он может познакомить родителей своих воспитанников с основными рекомендациями:

1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребенка ( например, болезнь члена семьи, появление второго ребенка, семейный разлад);

2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время; читайте регулярно, и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, которой будет согревать его всю последующую жизнь; и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи « перетечет» в семью ваших повзрослевших детей;

3) читать сказку может сам ребенок или кто-то из взрослых; кто именно это будет – определите сами, исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обращаться ребенок за советом в случае появления житейских затруднений;

4) если у ребенка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребенка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;

5) если у ребенка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться: что на самом озадачило ребенка и каких именно объяснений он от вас ждал; по-видимому, его что-то беспокоит, он нуждается в помощи;

6) порой в вопросах ребенка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или « сворачивать» разговор; если ребенок « застрял» на чем-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;

7) если  в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи ( дедушка, бабушка), окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребенком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским мнением;

8)если ребенок попросил вас и назавтра повторил ту же сказку или главу из сказки – это не случайно; выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребенка ещё и ещё раз перечитывать события из сказки, что его так глубоко затронуло?

  Время, отданное ритуалу семейного чтения, сближает родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. Ну как, к примеру, объяснить ребенку необходимость просить прощения после совершенного необдуманного поступка или сказанного им обидного слова в адрес бабушки, которая о нем заботится? Беседа, выговор, увещевание? А не лучше ли прочитать сказку духовно-нравственного содержания, например эту: « Как так: нет сердца?..»

   Чтение сказки может произвести на ребенка большое впечатление, и в этом случае потребуется игра-драматизация. Ребенок начинает разыгрывать сценки из сказки, одевать кукол в одежду героев. Вот почему многие сказки написаны авторами в двух вариантах. Вариант сценария для кукольного или иного представления поддерживает интерес детей к сказке, а родители могут принять участие в игре-драматизации, взяв на себя роль одного из героев, помочь сделать кукол.

Необязательно готовить персонажей сказки для театра «бибабо», где кукла перчаткой надевается на руку. Можно сделать героев сказки из картона, бумаги, слепить из глины. Могут пригодиться и старые коробки из-под лимонных долек, надо только наклеить снаружи картинку с изображением героя. Не умеете рисовать – сделайте театр вязаных игрушек. НЕ умеете вязать – пусть герои сказок станут старые флаконы из-под одеколона, дезодоранта, духов. Надо только залить внутрь прозрачных флаконов жидкость разных цветов, чтобы « наряды» были разноцветным, а под крышечку можно надеть богатый воротник или приклеить поля к « шляпе». Можно вместе с ребенком сделать декорации подземного или подводного царства, оформить при помощи пластилина на фанерном листе поле, луг, лес.

Игра –драматизация позволит семье и поиграть, и помастерить из природного или другого материала, и пообщаться.

 Творчество – это способность , которая обычно развивается у детей под воздействием образа творческих навыков и выдумок  другого человека. Роли ребенок может распределить по своему усмотрению, приняв в свою сказку-спектакль всех членов семьи – и взрослых, и детей.

 Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребенку « примерить на себя» образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, вины, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает  границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.

Роль педагога в организации работы в семье может заключатся в следующем:

  • в фиксировании того, что рассказывают родители о своих детях и их высказываниях по существу содержания сказки;
  • в записи впечатлений детей от сказки, их бесед с куклами, разыгрывании сценок с помощью предметов-заместителей в игровых ситуациях;
  • в фиксировании ситуаций, связанных с содержанием сказок ( возникающих спонтанно или созданных специально), в которых ребенку необходимо проявить нравственные качества, описанные в сказке;
  • в проведении с детьми занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить интересные моменты сказки.

 Приемы работы со сказкой могут быть разнообразными:

 - обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;

 - создание рисунков по мотивам сказки или коллективных и индивидуальных поделок из природного материала, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;

 - активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке: почему герой поступил именно так, как можно было бы поступить; что было бы, если бы…;

 - проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;

 - проигрывание вариантов решения ситуаций, то есть использование сказки как притчи-нравоучения и т.п.

 Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания.

Литература.

  1. Педагогические советы./ авт. – сост. И.М. Бушнева [ и др. ] – Волгоград: Учитель, 2012  - 250 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи

Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи...

Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье, благодаря устным рассказам, чтению вслух....

Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи

В статье автор поднимает вопрос о воспитании маленького читателя, дает рекомендации педагогам и родителям, как формировать у дошкольников интерес к слушанию книг, какую литературу читать детям и как...

Педсовет.Тема: "Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи".

Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых л...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека» в подготовительной к школе группе. В рамках педагогического совета по теме: "Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи"

Образовательные задачи:расширить знания и представления детей о профессии библиотекарь;закрепить правила поведения в общественном месте;расширить словарный запас детей, активизировать речевую активнос...