Конспект по познавательно - исследовательской деятельности "Золотая рыбка"
план-конспект занятия на тему

Абрамова Елена Ивановна

Расширить знания детей о рыбах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_zolotaya_rybka.docx180.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД №48 «ПЧЁЛКА»

КОНСПЕКТ ПО

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

 

http://www.krm.gov.ua/image/pic_29.04.13_3.jpg

                                                      Выполнила: старший воспитатель

Абрамова Елена Ивановна

Тамбов 2013

Интеграция образовательных областей:  «Познание» (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности:  коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская

Цель:  Расширить знания детей о рыбах.

Задачи:

  1. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

  1. Развитие познавательной инициативы ребенка

  1. Воспитание интереса к экспериментальной деятельности, любовь к природе.

Ход деятельности

- Здравствуйте ребята! Посмотрите сколько гостей, давайте поздороваемся!

- Подходите ко мне, вставайте в круг, давайте с вами возьмёмся за руки  

- А вы любите сказки?

- Тогда послушайте, пожалуйста.

(читаю отрывок произведения под шум моря)

- ЖИЛ СТАРИК СО СВОЕЮ СТАРУХОЮ

У САМОГО СИНЕГО МОРЯ;

ОНИ ЖИЛИ В ВЕТХОЙ ЗЕМЛЯНКЕ,

РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА.

СТАРИК ЛОВИЛ НЕВОДОМ РЫБУ,

СТАРУХА ПРЯЛА СВОЮ ПРЯЖУ…..

- Вы узнали, что это за произведение? (сказка о рыбаке рыбки.)

- Кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин)

- Ребята, а что случилось дальше?

(поймал золотую рыбку)

ОТКРЫВАЮ НАКИДКУ И ЧИТАЮ

- К нам из сказки приплыла,

   Там царицею была,

   Рыба эта не простая

  Рыбка эта ….. (золотая)

- Подумайте и скажите, где обитают рыбы?

- Как думает, Даша?

-  А как думает,  Саша?

- правильно: вода для рыб – это дом.

- А вы хотите узнать о рыбах, что-то новое и интересное?

- Не зря на вас одеты халаты, мы сегодня будем «исследователями» и делать для себя новые открытия. Для этого отправимся в научную лабораторию, которая поможет нам узнать о рыбах  больше!

(1 – опыт)

- И так, проходите,  пожалуйста, перед вами озеро, в котором живут вот эти рыбки.

- Дима, опусти первую рыбку на воду.

- Ирина, а ты заведи и опусти на воду вторую рыбку.

- Что вы можете сказать о первой рыбке, которую пустил в водоём Дима?

- А, что же произошло со 2-й рыбкой, рыбкой, которую мы завели?

- Как вы думаете, что помогает рыбке двигаться?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: плавники, хвост.

- Правильно

Вывод: плавниками рыба отталкивается от воды, а хвост служит рулём и направляет движение рыбы.

(СТАВИМ СХЕМУ)

(2 – опыт)

- Дети, а рыбы живые существа? (да)

- Всё живое  дышит. Дышат люди, птицы, звери. А чем все дышат? (воздухом), как вы думаете, а  чем дышат  рыбы в воде?

- А в воде есть воздух? (версии)

- Давайте проверим ваши предположения.

(НА СТОЛЕ ПО КОЛИЧЕСТВУ  ДЕТЕЙ ЁМКОСТИ С ВОДОЙ, И КУСОЧКИ ПЛАСТЕЛИНА)

- Пройдите, пожалуйста, за этот стол, присаживайтесь.

- Возьмите в руки кусочек пластилина опустите его в воду.

- понаблюдайте, что происходит в воде с пластилином?

- что вы видите?

(на пластилине образовались пузырьки)

- Из чего эти пузырьки, как вы думаете?

- как вы думаете, что находится в этих пузырьках.

- Дотроньтесь кончиками пальцев до пластилина.

- Что произошло? (пузырьки понимаются вверх)

 Ответ детей пузырьки – это воздух.

- Так есть воздух в воде?

Вывод: оказывается рыбы, как все живые существа, дышат воздухом, растворённым в воде.

(СТАВИМ СХЕМУ)

Физ. разминка для ума.

- а теперь я предлагаю вам поиграть, игра называется « Что лишнее?»

Посмотрите на экран и скажите, какая картинка лишняя и почему?

- А теперь вернёмся в нашу лабораторию и продолжим работу!

( 3 – опыт)

 - подходите ко мне, возьмите любой предмет.

- Давайте по очереди опустим предметы в воду.

- Подумайте,  почему камень, металлический шарик, фасоль утонули?

- Как думает, Серёжа? (тяжёлые – тонут)

- А почему перо, кора дерева, и пластмассовый предмет  не утонули?

- как думает ,Оля?

- Ребята, но ведь рыбы  бывают маленькие и большие, лёгкие и  тяжёлые, что помогает им не тонуть?

- Хотите узнать?

- У меня 2 шарика, один я наполнила – песком, второй – воздухом.

- Дима, опусти 1 шарик в воду?

- Оля, опусти 2 шарик.

- Что произошло – (один утонул, второй плавает).

- Почему шар, в котором песок – утонул?

- А почему шар заполненный воздухом, не утонул?

(он лёгкий)

- Да ребята: воздух легче воды, поэтому этот (показываю) не тонет.

(показываю)

- У каждой рыбы есть внутри такой  пузырь, в котором находится воздух. Этот воздушный пузырь и помогает ей не тонуть. Рыба легко может опуститься на дно, сдувая свой воздушный пузырь или подняться вверх, надувая его. Посмотрите, пожалуйста, как он выглядит.

 (СТАВИМ СХЕМУ)

ИТОГ:

- Сегодня, вы были настоящими учёными, работающими в лаборатории.

- Ребята, скажите о ком мы сегодня говорили? (о рыбке)

- Что интересного вы узнали о рыбах? (посмотрите на наши схемы,  они вам подскажут).

- С помощью чего рыбы плавают?

- Чем рыбы дышат в воде?

- Почему рыбы не тонут?

- Молодцы, мне очень интересно было с вами работать! А теперь, нам пора прощаться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа)

Замечательное средство интеллектуального развития детей - детское экспериментирование. Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение, их любознательность и постоянное стремление к экс...

конспект интегрированной познавательно-исследовательской деятельности сдетьми старшей компенсирующей направленности "Снежный колобок" "

Готовясь к этому открытому мероприятию, я много материала просмотрела на сайтах, очень хотелосьпостроить занятие интересно непринуждённо.Дети на занятие очень порадовали, их не смутило присутствие ...

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

Конспект по познавательному развитию "Удивительные рыбки" в старшей группе детского сада.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Рыбки в пруду"

Непосредственно образовательная деятельность "Рыбки в пруду" разработан для средней группы ...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)

    Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...