Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Рыбки в пруду"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Тярова Елена Ивановна
Непосредственно образовательная деятельность "Рыбки в пруду" разработан для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rybki_v_prudu.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

 «Рыбки в пруду»

в средней группе

Разработала

Тярова Елена Ивановна,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 12 «Золотой ключик»

Задачи:

  • приобщать детей к основам экологической грамотности;
  • формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде, их внешнем виде (форма тела, плавники, жабры), чем питаются, как размножаются;
  • развивать умение составлять логическую цепочку;
  • развивать мышление, память, логику, умение анализировать, выражать свои мысли в активной речи;
  • продолжать учить подбирать определения, упражнять в образовании прилагательных от существительных; обогащать активный словарь новыми словами (размножение, икра, личинка, мальки);
  • воспитывать у детей любовь к живой природе;
  • развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками.

Предварительная работа:

1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

3.Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».

4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».

5. Рисование Рыбки в аквариуме». 

6. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.

7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».

 

Ход:

Дети входят в группу и встают в круг для приветствия.

  1. Ритуал приветствия «Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, на котором вы узнаете много интересного. Для этого я предлагаю вам присесть на коврик (на стулья).

Воспитатель: Однажды Лунтик и его друзья играли около пруда…

2. Фрагмент из мультфильма «Лунтик и его друзья».

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, кто живет в пруду? (Ответ детей)

Воспитатель: Тогда я вам предлагаю отправиться в небольшое путешествие, а все наши наблюдения записывать на листочек и отправить письмо Лунтику и его друзьям. Согласны?

Поплывем как маленькие рыбки, складываем ладошки вместе «рыбкой»  и поплыли!

Дети подходят к столу. На столе имитация пруда. Вокруг разложены картинки с изображением животных и рыб.

Воспитатель: Отгадайте загадку «У родителей и деток вся одежда из монеток»

Дети: Это рыбы.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Выберите картинки с изображением рыб и разместите их в пруду. 

3. Дидактическая игра «Кто, где живет»

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

Воспитатель записывает ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Я предлагаю вам пройти на стулья и внимательно рассмотреть строение рыб.

4. Презентация «Строение тела рыбы».

Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки. Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя.

Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал? (Высказывания детей.) 

Дышат рыбы кислородом, растворенным в воде. Помогают им в этом жабры, скрытые за жаберными крышками. Если жабры не омываются водой, рыба дышать не может.

- Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

Дети: Скользкая.

Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

Воспитатель: Кто знает названия рыб, которые живут в пруду? Назовите!

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, карась, окунь, щука, сом…

Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можем ли мы сделать что-нибудь полезное для рыб? (Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все правильно сказали. Все ваши ответы я записала. А теперь немного отдохнем и поиграем в игру.

5. Физкультминутка «РЫБКА»

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

(хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

(Приседаем)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плывут».)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам самим вырастить рыбок. Присаживайтесь, пожалуйста, за стол.

6. Дидактическая игра «Вырастим рыбок»

Перед вами карточки с пустыми ячейками. Для того, чтобы рыбки выросли нужно правильно по порядку разложить карточки в ячейки.

Самостоятельная деятельность детей с последующей взаимопроверкой.

Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки превращаются в мальков, а из мальков вырастает большая рыба (воспитатель записывает ответы детей).

Молодцы! Все справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, к сожалению, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Сложили ладошки вместе и как рыбки поплыли в группу.

Дети с воспитателем присаживаются в полукруг на коврик и подводят итог

Воспитатель: Что нового узнали? О чём говорили? (дети делятся впечатлениями).

Все, что мы сегодня узнали, я записала. Теперь письмо сложим в конверт и отправим Лунтику и его друзьям.

На этом наше путешествие подошло к концу. Спасибо, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. Тема: "Белёк"

В ходе занятия расширяются  знания и представления детей о морских животных Камчатского края, дети учатся создавать объемные игрушки в технике оригами....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Знакомство со свойствами воды»Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; ут...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"

Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «...