Отчет по самообразованию тема: « Развитие творческой способности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»
методическая разработка (младшая группа) на тему

 «Театрализация – это волшебный мир, в котором      

Ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию тема: « Развитие творческой способности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»

        

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.

Творчество – это:

♦ искать;

♦ изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Творческая деятельность – это:

♦ деятельность, рождающая нечто новое;

♦ свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие.

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном процессе. В процессе работы над спектаклем:

● интегрируется содержание разных образовательных областей;

● создаются условия для познавательной деятельности;

● создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;

● формируются коммуникативные качества;

● расширяется социальный опыт.

● развиваются творческие способности.

В рамках театрализованной деятельности можно показать спектакль о безопасном поведении на улицах города, экологическую сказку или что-нибудь о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу, что будет способствовать интеграции таких образовательных областей как –«безопасность», «познание», «социализация». Главных героев спектакля можно  склеить из бумаги, вылепить из пластилина, глины, теста и эти же материалы можно использовать для создания декораций к спектаклю, а потом этим всем поиграть, и произойдет интеграция таких образовательных областей как «художественное творчество», «социализация», «труд». Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная  отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Приступив к работе в детском саду № 32 , я очень долго наблюдала за детьми своей группы. Наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Влюбленная в театрализованные игры, я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.

Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:

1.     Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

2.     Приобщить детей  к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)

3.     Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности  педагога и детей в едином педагогическом процессе.

4.     Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых

5.     Способствовать самореализации каждого ребенка через создание  благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого ребёнка.

Свою работу я начала с изучения методической литературы по развитию творческой личности дошкольника посредством театрализованной деятельности:

«Кукольный театр – дошкольникам» Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г.; «Театральная педагогика в детском саду» Мигунова Е.В.; «Театральная деятельность в детском саду» Щеткин А.В.; «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» Маханева М.Д.; «Театральная палитра» Гончарова О.В.; «Кукольный театр в детском саду» Антипина Е.А.; «Театральные занятия и игры в детском саду» Агапова И.А., Давыдова М.А.

Для ознакомления дошкольников с развитием эмоциональной сферы, использовала программу «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюковой С.В., Слободяник Н.П.

Особое внимание уделила методической литературе по работе с детьми со сказками – «Сказкотерапия» Васьковой О.Ф., Политыкиной А.А.; «Развитие творческого мышления: работаем по сказке» Шняк О.А.

Вышеперечисленную литературу использовала потому, что сказка, как и театр – тоже волшебство. На основе сказок можно сделать множество театральных постановок, с их помощью можно рассмотреть различные конфликтные ситуации, решить вопросы нравственного,экологического воспитания, безопасности.

Сказка доступна, понятна, поучительна, а герои сказок близки и знакомы детям с раннего возраста.

На основе изученной литературы разработала и составила план совместной деятельности с дошкольниками на учебный год согласно тематического планирования ДОУ (см. приложение)

Разнообразила и дополнила развивающую среду группы новыми играми и игрушками – персонажами для театрализованной деятельности.

При создании развивающей среды учитывала следующие принципы:

♦ Принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.

♦ Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать то, что ему по душе.

♦ Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды. Обновляемость.

♦ Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.

Развивающую среду я пополняла исходя из комплексно – тематического планирования (тематика) и учитывала различные виды театров.

В группе имеются следующие виды театров, созданные и приобретенные педагогом:

 Пальчиковый театр

Сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и лиса», «Лиса и заяц» и другие.

 Баночный театр

Сказки: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Кто, петух и лиса».

        Театр игрушек Би- ба – бо

Сказки: «Снегурушка и лиса», «Три медведя».

     

Сказки: «Три поросенка», «Маша и медведь», «Репка».

☼ Театр живой руки «Заюшкина избушка»

☼ Театр на фланелеграфе

Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех. Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях.

Дети  охотно смотрят и  используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности: строят дом для бедного зайчика, хитрой лисы или голодного волка; возят зверей на машинах, готовят для них обед. В свободное время мы с детьми часто разыгрываем  –  песенки, потешки, короткие стишки, знакомые учим пословицы и поговорки; изображаем различные эмоциональные состояния.

Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки,  я стараюсь  учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила консультации: «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», «Театрализованная деятельность для детей раннего возраста», «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника»; беседы, памятки и другие.

Делюсь опытом работы и с коллегами, «Организация театрализованной развивающей среды в группе», консультации: «Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника», «Организация и роль театрализованной деятельности детей в ДОУ. Предметно – развивающая среда»; «Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников».

Анализируя свою работу, дальнейшую перспективу вижу в разработке тематического планирования по развитию творческой личности посредством

театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста, Список использованной литературы:

1.Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.

2.Караманенко Т.Н. Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. М., «Просвещение» 1973.

3.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.

4.Поляк Л. Театр сказок. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2009.

5.Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей  М. 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работа воспитателя логопедической группы Сердюковой Елены Владимировны по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОНР СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Театрализованная деятельность предоставляет возможность использовать театральное искусство и как своеобразный инструмент психической и речевой коррекции, обеспечивающий гармоничное развитие личности р...

Развитие творческих способностей детей младшего возраста средствами театрализованной деятельности

С самых ранних лет ребенок стремится проявлять творчество. Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества.Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звук...

Развитие творческой способности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческой способности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности...

Доклад «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность  является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставл...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность"

Раннее детство – особый период, самый гибкий для педагогического воздейстия, для создания развитой личности. С раннего возраста крайне важно привить ребенку социально – коммуникативные нав...

План работы по самообразованию на тему «Развитие творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Актуальность темы: Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой,...