Главные вкладки

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
    методическая разработка по теме

    Жарук Галина Васильевна

    Доклад на конкурс "Воспритатель года - 2018"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДОКЛАД НА ТЕМУ:

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования театрально-игровой деятельности в детском саду

    Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги!

    В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научных знаний. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления детей.

    Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность.

    Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.

    Перед нами, педагогами, возникают проблемы:

    • Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?
    • Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?
    • Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр.

    Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, что является неотъемлемой частью реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

    В театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей и не только через воздействие на ребенка, но и через игру, в которой ребенок получает знания непроизвольно через практику действий. Именно это и послужило основанием моей педагогической работы, целью которой является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования театрально-игровой деятельности в детском саду.

    Основные задачи моей работы представлены на слайде.

    Одним из главных условий работы по данному направлению является создание предметно-пространственной среды в группе, которая дает ребенку право и свободу выбора. В зоне театрализованной деятельности имеются разные виды театров, элементы декораций к русским народным сказкам.

    Накоплен обширный арсенал практического материала: наборы иллюстраций, разнообразного реквизита, фотографий, настольно-печатных игр, картотека дидактических и речевых игр по сказкам.

    Собрана библиотека сказок, потешек, народных песенок, чистоговорок, скороговорок и др. фольклорного материала. Оформлен альбом «Путешествие по сказкам».

    Приемная моей группы оформлена в стиле русской народной сказки «Колобок», где воспитанники знакомятся с особенностями окружающего мира, природной средой, учатся дружить, сопереживать вместе со сказочными героями.

    Немаловажную роль в развитии творческих способностей детей играют функциональные помещения детского сада:

    • «Поляна сказок», где дошколята не только играют, но и разыгрывают театральные представления для своих сверстников, родителей;
    • «Театрально-игровая зона» – здесь проходят игры-драматизации, с использованием различной атрибутики, декораций;
    • «Русская изба», где дошколята знакомятся с народно-прикладным искусством, устным народным творчеством, предметами быта русского народа;
    • Изостудия служит для детей творческой мастерской по изготовлению атрибутики для спектаклей: пригласительных билетов, афиш, рисунков на выставку.

    Театрально-игровая деятельность детей осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста, соединяет в единый педагогический процесс в разных режимных моментах в течении дня и различных видах детской активности, наполняя общим смыслом и содержанием продуктивную деятельность детей.

    Более подробно хочу остановиться на этапах моей работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста:

    Первый этап моей педагогической работы – это выбор сказки, разработка сценария с учетом возрастных и индивидуальных особенностей  детей.

    Второй этап работы с детьми (подготовительная работа) – чтение сказки, работа над словарем и пониманием слов и выражений, обсуждение персонажей и эмоциональной окраски каждого образа. С малышами имитируем характерные движения сказочных персонажей: смелого петушка, плаксивого зайчика, хитрую лису из сказки «Заюшкина избушка», неуклюжего медведя из сказки «Теремок», злую Бабу Ягу из сказки «Гуси-лебеди», разыгрываем фрагменты из сказок, где дети меняют голоса, манеры поведения, движения персонажей, предлагаю детям попроситься в избушку как лиса или медведь. С детьми старшего дошкольного возраста разыгрываем этюды, диалоги из сказок «Царевна-лягушка», «Кошкин дом», играем в дидактические и словесные игры по сказкам, с помощью которых ребенок быстрее запоминает сказку, перевоплощается в сказочного персонажа. Каждый год с детьми посещаем выездные театры, Государственный Театр кукол Республики Коми (просмотр новогодних сказок), практикуем проведение тематических занятий на базе библиотеки, краеведческого музея.

    Как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте, для лучшего понимания сюжета и характера героев использую разные виды кукольных театров, которые были изготовлены руками родителей в «Творческой мастерской». Также провожу работу по изобразительной деятельности (рисуем рисунки на выставку «Сказки из краски»).

    Третий этап включает в себя работу по распределению ролей. На данном этапе учитываю желание ребенка изображать того или иного персонажа, творческие способности и индивидуальные особенности (тембр голоса, эмоциональность), речевые возможности. Часто сталкиваюсь с тем, что дети, особенно девочки, не хотят брать на себя отрицательные роли (Бабы Яги, свиньи). Тут мне помогают приемы распределения ролей по карточкам, по загадкам, часто на отрицательные роли вместо девочек соглашаются мальчики.

    Четвертый этап – подбор музыкального сопровождения, танцевальных движений, песен, игр в соответствии с возрастными особенностями детей с активным участием музыкального руководителя.

    Пятый этап – это подбор костюмов. На этом этапе особая роль отводится работе с родителями, ведь ребенок и родители – единое целое. Родителей воспитанников привлекаю к изготовлению декораций, шитью и приобретению костюмов по русским народным сказкам. Костюмы шьем яркие, красочные, удобные, хранятся они в «Волшебном чемодане», «Бабушкином сундуке». Декорации изготавливаем легкие, переносные, безопасные для жизни ребенка.

    Шестой этап (репетиция) – в процессе репетиции работаю над выразительностью речи, передачей образов сказочных персонажей. С детьми использую индивидуальные, подгрупповые, фронтальные формы работы.

    И самый главный, ответственный этап – это театральная постановка (выступление моих детей), где дети уже овладели навыками диалогической и монологической речи, правилами поведения, этикету общения со сверстниками и взрослыми; проявляют интерес, желание к театральному искусству; умеют передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию; уверенно чувствуют себя во время выступлений; перевоплощаются в героев, самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

    Я, как педагог постановщик этих спектаклей, испытываю чувство гордости, волнения за своих воспитанников, которые являются активными участниками фестиваля «Театральные росточки», что ежегодно проводится в нашем образовательном учреждении, где мы с детьми показывали театральные постановки по сказкам: «Теремок», «Гуси-лебеди», «Царевна- лягушка», «Кошкин дом»; «Заюшкина избушка», «Колобок на «Поляне сказок» (видеоматериал данных постановок размещен на моем персональном Интернет-ресурсе).

    На протяжении многих лет мои воспитанники являются участниками муниципального творческого конкурса «Воркутинские звездочки» с музыкально-театральными номерами «Веселый огород», «В гостях у сказки», «Муха Цокотуха», «Танец сказочных эльфов», «Во саду ли в огороде» – все номера заняли призовые места.

    Таким образом, участие моих воспитанников в театрально-игровой деятельности позволяет превратить их маленький замкнутый мир в бесконечно разнообразный, подготовить детей к драматическим сторонам бытия.

    И закончить свое выступление мне бы хотелось словами советского психолога Бориса Михайловича Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ, ФОТОГРАФИИ С УТРЕННИКОВ, СКАЗОЧНЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПОСТАНОВОК, ГДЕ АРТИСТЫ - ДЕТИ....

    Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

    Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

    Инновационный долгосрочный проект «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

        Данный проект разработан  и представлен с целью оказать информационную и педагогическую помощь родителям детей дошкольного возраста и воспитателям дошкольных образовательных ...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

    Доклад «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

    Театрализованная деятельность  является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставл...