"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников"
методическая разработка по теме

Сущева Ольга Викторовна

Материал  для педагогов ДОУ и родителей воспитанников, по теме: " Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno.docx54.62 КБ

Предварительный просмотр:

                         Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

 «Растите детей ваших в добродетели:

 только она одна и может дать счастье».

                                          Людвиг Бетховен

 Пришло время, когда и государство и общество осознали необходимость серьезной комплексной разработки темы духовно-нравственного становления ребенка в изменившихся условиях. Сразу необходимо выделить важное обстоятельство. Распространено мнение, что духовно-нравственное воспитание - это избыточная роскошь, то есть нужно научить читать, писать, считать, изучить иностранные языки, а уж все остальное как получится, а если получится, то хорошо, а нет – так что же делать (жизнь научит). Это неверный подход, а во многом вредный. Становление духовно-нравственной позиции – необходимость не только нравственная, но и стратегическая и экономическая. Большое количество социальных и экономических проблем можно снять, если каждый человек осознает свои интересы, сообразуя их с интересами других людей и общества в целом. Поймет, что его жизнь и благополучие напрямую зависят от политического и экономического состояния государства и развития гражданских институтов в обществе и эти институты необходимо развивать.

    Духовно-нравственная позиция базируется на определенных нравственных качествах: таких как милосердие, доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное достоинство, справедливость. Эти качества необходимо развивать и способствовать их становлению.

    Но, испытывая страх и опасение перед прежними методами жесткого навязывания и насаждения «разумного, доброго, вечного», наше общество и в частности педагогическое сообщество в 90-е годы минувшего столетия впало в крайность, утверждая, а самое опасное – практически осуществляя постулат, что не нужно воспитывать эти качества (а подразумевалось - навязывать) они сами собой разовьются. Не прошло и 10 лет, мы получили практический результат этих недальновидных выводов: рост преступности, наркомании среди подростков шокирует, навязанный культ денег и наживы начинает раздражать даже самых рациональных. Дико страшен суицид среди детей.

          Очевидно, что сегодня необходимо обратить внимание на научную базу теории воспитания, так как в новых, изменившихся социальных условиях даже прекрасно разработанные воспитательные системы дают сбои из-за несоответствия социальных условий и целей. Так происходит с системой Антона Семеновича Макаренко, например, потому что она разрабатывалась и писалась в определенных социальных условиях и ставила определенные воспитательные цели. В наше время и условия и цели изменились. Так происходит и с другими известными воспитательными системами.

       Но и практически нельзя упустить ситуацию, так как каждый год школа выпускает в быстро меняющуюся жизнь молодых людей и чтобы сохранить стабильность в обществе у этих ребят должны быть четкие моральные ориентиры и ясная духовно-нравственная позиция.

         Духовно-нравственное воспитание крайне необходимо современному обществу. Мы, педагоги, в ответе за тех, кого воспитываем. Кого выпускаем в жизнь. Кто будет завтра учить, лечить людей и стоять у руля власти? Сегодняшние дети растут в очень сложное время: страну захлестнул разгул преступности, пьянства, наркомании, проституции, торговли людьми. И неокрепшая душа ребенка оказалась в этом аду. Как ее спасти? Как вложить в душу ребенка твердый стержень? Чтобы он мог сказать «нет» всему, что несет в себе зло.

    Слова бывшего министра образования Филиппова В. М. : "Воспитание молодежи - общее дело государства, общества, Церкви".

              Люди, к счастью, давно уже поняли, что возрождение веры – это единственное спасение для нас и наших детей. Приобщение к Православной вере позволит детям сохранить в себе духовную чистоту.

  Главная цель этой работы - приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

       Нравственное воспитание в современной семье сейчас почти отсутствует. Совместные прогулки с родителями, семейные игры и даже книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и монитор компьютера, а мультфильмы, которые любят смотреть наши дети не всегда учат нравственности, тоже самое можно сказать и о современных компьютерных играх, в которых часто имеет место насилие. Родители озабочены чаще всего подготовкой детей к школе. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто будет учить его быть, прежде всего добрым, честным, справедливым и милосердным человеком? Значит это миссия должна быть выполнена нами, педагогами. А родителей необходимо привлечь хотя бы в помощники.

    Основные задачи работы педагогов по духовно–нравственному воспитанию детей:

 Прививать любовь к Богу и ближнему

 Воспитывать уважительное отношение к   старшим

 Воспитывать в детях милосердие и сострадание

 Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро.

 Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

 Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

 Развивать способность воспринимать и анализировать литературные и произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

 Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

 Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

 Знакомить родителей с основами православной педагогики и психологии, формировать у них представлений о христианской семье.

  Без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание патриотических чувств. А проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм - важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, селу, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.

     У нас на Кубани существуют богатые устные народные традиции. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов.   Часто обряды связаны с временами года, крестьянским трудом и культом урожая. Они передаются из старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни и традиции нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле-кормилице.   А. Н. Толстой назвал обрядовую поэзию праздничными одеждами души народа

 В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми.  В моей  группе я стараюсь, чтобы дети придерживались правил:

 • Нельзя драться и кричать;

 • Нельзя ломать и портить вещи;

 • Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи;

 • Нельзя обманывать

 • Нельзя обижать животных

        Воспитание в ребенке духовно-нравственной личности надо начинать как можно раньше. В дошкольном возрасте ребенок наиболее впечатлителен, памятлив и внимателен, но главное, его внутренний мир – чистый лист, и его можно обогатить христианской любовью, добротой, гармонией, раскрасить мир вокруг него разноцветной палитрой прекрасной классической музыки, затронуть нежнейшие струны его души лучшими образцами художественного наследия. В искусстве собран запас доброты и гармонии. Оно учит думать и выражать себя. Оно связывает внешний мир, который вокруг ребенка, с его внутренним миром. С одной стороны, искусство обращает на себя внимание как нечто внешнее, что мы постигаем своим зрением и слухом. С другой стороны, оно рождает в душе ребенка уже его собственные чувства, обогащая его эмоциональный опыт.

        Дошкольный возраст – это именно тот период, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

        Тесное взаимодействие музыки с литературой и изобразительным искусством (синтез искусств) обеспечивает более полное и более глубокое проникновение в духовно-нравственное начало личности ребенка. А значит, оказывает большое влияние на духовно-нравственное воспитание детей.

 Нужно  только хорошо знать ребенка, его интересы и предпочтения, возрастные и индивидуальные особенности. И тщательно продумать основные темы, на которых будет построена в дальнейшем вся воспитательная работа и образовательная деятельность.

    Младший дошкольный возраст – один из самых сложных периодов в жизни ребёнка. К этому времени ребёнок освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, овладел активной речью, получил определённый опыт общения со взрослыми. С детьми  уточняются понятия о близких (отец, мать, братья, сёстра и другие родственники. В данном возрасте духовно-нравственное воспитания преподносятся в процессе повседневного воспитания (любовь к ближнему, жалость к слабому, неприятие зла)

  Старший дошкольный возраст  является периодом интенсивного  физического и психического развития. Дети активно овладевают речью, могут рассказывать небольшие рассказы, события из личной жизни и пр.  Этот возраст начала знакомства с многообразием проявления окружающего мира совпадает с возрастом зарождения религиозного чувства. Мир для него «не есть набор случайных и отдельных фактов, но весь пронизан смысловыми лучами, исходящими из одной точки. Существование Верховного и Благого не требует доказательства для ребёнка…»

Во все времена года в нашем детском саду планируются различные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию

        Так у детей осеннее время года будет ассоциироваться с красивыми праздниками, посвященными Богородице. Зима – с волшебным Рождеством, а весна – с главным христианским праздником праздников - Пасхой. К. Ушинский писал: «Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни. »

         В нашем детском саду к  каждой конкретной теме  мы обязательно планируем  материал по знакомству с православной культурой, с произведениями устного народного творчества, изучение материала о Родине, родном крае, что является одной из составляющих частей нравственного воспитания. По каждой теме готовим  беседу с показом слайдов или видеозаписями. Также подбираем  музыкальный, литературный материал и материал по изобразительной деятельности.

            Выбор православных песен очень разнообразен: «Веселися вселенная», «Несем вам новость», «Мы маленькие свечи» муз. Е. Кавериной, «Вера, Надежда, Любовь», «Девы» муз. И. Лепешинского, «Дети, в школу собирайтесь» муз. Л. Модзалевского, «Дева Богородица» И. Болдышева, «Преподобный Сергий» муз. И. Лепешинского, «Песенка об ангелах», «Благовест», «Хорошо весьма», «Слава Богу» и другие.

              При подборе литературного материала предпочтение отдается классикам. При этом необходимо и духовное чтение. Есть замечательная книга Жития святых для детей.

            Изобразительное искусство закладывает фундамент предметного восприятия мира дошкольника, а поэтому знакомить детей нужно только с лучшими образцами художественных полотен. Это прежде всего иконопись,  картины И. Левитана, Шишкина, Кустодиева, Репина, Майкова и зарубежных художников Рафаэля, Леонардо да Винчи, Эль Греко, Мурильо.

 К праздникам проводим  конкурсы рисунков, поделок, а перед Пасхой - еще выставку крашеных яиц.

               Дети любят смотреть мультфильмы, а значит, показываем  им хорошие добрые мультфильмы. А подобрать их можно к каждой теме. Сейчас создано очень много мультипликационных фильмов на православную тематику: «Пересвет и Ослябю», «Твой крест», «Слезинка», «про Василия Блаженного», «Сказание о Петре и Февронии», «Егорий Храбрый», «Путеводительница», «Казанская икона», «Родимые края», «Сильные духом крепче стены», «Ангел» и др. В свободное от образовательной деятельности время ребята с удовольствием посмотрят православные фильмы. Длительность их, как правило, небольшая и можно просмотреть их за один или за два раза. Большое впечатление в сердцах детей оставят такие фильмы, как «Полианна», «Щенок», «Счастливая звезда», «Рождественская девочка», «Радости и печали маленького лорда».

   Проводим разнообразные  воспитательно-образовательную деятельность  , проводятся мероприятия на духовно-нравственную тему, встречаемся  со священнослужителями, заслуженными людьми. Организовываем тематические вечера эстетической направленности, творческие вечера, выставки совместной деятельности детей и родителей. А уже с 4 лет дети, совместно с родителями принимают  участие в театральных постановках и спектаклях: «Пасхальный колобок», «Теремок на новый лад», «Помощь Святителя Николая», «Под Рождественской звездой», «Мамины помощники» и др. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играет детская благотворительность. На День Победы (9 мая) ребята могут показать праздничный концерт для пожилых людей, инвалидов ВОВ.   И чем больше будет направлений работы, тем лучше для детей.

    Ну и, конечно, какое детство без праздников? Праздники дети запоминают надолго, порою на всю жизнь. Поэтому очень важно сделать праздник ярким и значимым событием. «Пусть каждый, – пишет К. Д. Ушинский, – припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни. И что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого»..

   Духовные часы для детей дошкольного возраста – не просто определенный цикл занятий, они подчинены достижению основной цели – духовно-нравственного развития личности ребенка. Содержание часов благочестивое. Связано с церковным календарем и его праздниками, которые дают смысл всей дальнейшей разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Тщательно продуманы темы бесед. К ним подобран музыкальный и литературный материал, видеотека. На каждом занятии дети занимаются еще и творчеством: рисуют, лепят, конструируют.

   Совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, заданных годовым кругом христианских «самых главных праздников» (О. М. Потаповская, воссоздает духовно-нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми, близкими, детьми, взрослыми.

     Именно на духовных часах детям сообщаются самые первые элементарные сведения о Боге, Его творении, о Сыне Божием, святых и подвижниках православия, где можно и нужно увязать воедино духовное и материальное, нравственно умозрительное и практическое. Детям будет предоставлено изучение эпизодов библейской и церковной истории, которые отражают в себе течение истории общечеловеческой. Они познакомятся с храмом и смогут посетить его, когда в нем нет службы, а в праздничные дни захотят пойти туда вместе с родителями.

   Во время бесед дети узнают, что означают наши христианские имена, поймут значимость дня именин – дня ангела.

             Особенность организации занятий на духовных часах по духовно-нравственному воспитанию детей заключается в том, что все занятия проходят в деятельности. Именно в ней дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлеченной, словесной форме. Обязательным фрагментом почти каждого занятия является тематическая беседа на диалоговой основе, где педагог сопровождает свой рассказ показом слайдов, для лучшего восприятия детьми. После беседы дети слушают подобранное по теме музыкальное произведение или поют песню. Затем детям предлагается посмотреть мультфильм в соответствии с темой занятия или прослушать и обсудить подобранного небольшого литературного произведения (чаще, стихотворения). И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

  Для воспитания добродетели трудолюбия важна художественно-продуктивная деятельность как одна из наиболее доступных, осмысленных и предпочитаемых для ребенка дошкольного возраста. На занятиях дети общаются и выполняют соответствующие по возрасту творческие работы по рукоделию, приобщающие их к традиционной культуре. В деятельной форме закрепляются отношения к Богу, людям, сотворенной Богом природе, рукотворному предметному окружению.

          Художественно-продуктивная деятельность, разыгрывание детьми ключевых сюжетных сцен способствует психическому развитию детей: желанию и потребности выразить свои чувства, отношения и представления, создают реальную основу для формирования нравственных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и духовно-нравственных качеств личности. Благодаря деятельности обеспечивается не формальное усвоение духовно-нравственных представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом во внутреннюю реальную жизнь ребенка и во взаимоотношения с близкими и сверстниками.

         Наиболее эффективными в работе с детьми являются методы совместной деятельности практического освоения традиционных народных ремесел. Занятия ими обладают особенной значимостью для ребёнка, потому что имеют конкретные предметные результаты (например, подарки, являющиеся выражением и отражением его внимательного отношения к близким людям). Доступность техник и материалов, прикладной характер получаемых изделий позволяет полноценно использовать их в жизни по прямому назначению. Это придает смысл и повышает значимость самой трудовой деятельности, увеличивает радость от труда, доставляет удовлетворение результатами.

 А главное, надо постоянно воспитывать у детей любовь к Богу и людям, уважение к родителям и старшим, любовь к жизни, к малой родине, доброту, милосердие, сострадание, толерантность, Постоянно воспитывать ответственность за свои поступки, за коллектив, общее дело.

         В результате у детей будет сформирован художественный вкус. Развит интерес к музыкальному искусству, литературе, живописи.

            А главное, у ребят будут развиты духовные и нравственные чувства, сформированы правильные основы поведения. Дети познакомятся с основами православной веры, научаться отличать хорошее от плохого. И смогут сказать «нет» всему, что несет в себе зло.

   Трудно переоценить воспитательное значение игры, ее всесторонне влияние на развитие ребенка. При умелом руководстве взрослого, игра способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

         Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в ней источник душевного равновесия, гармонии души и тела и отмечал пользу словесных игр для совершенствования интеллектуальных способностей.

             В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того игра для ребёнка - это мощная сфера так называемой "самости" - самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации.

   Игра важна для развития детей любого возраста, но особенно - в дошкольником, когда она является ведущим видом деятельности. И именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения.

            Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В более широком смысле игру можно рассматривать как способ социализации личности ребенка и его социальной адаптации в обществе.

         Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. Игра выполняет коммуникативную функцию и учит детей общению между собой и взрослыми. В играх преподаватель может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности. Игры сближают взрослого с детьми, помогает установить с ними более тесный контакт. Она пришла на помощь воспитанию, обучению и развитию ребенка.

         Душа человеческая – «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают взрослые. О некоторых духовных дарах сказано, что Бог утаил от мудрых и разумных, и открыл то младенцам (Мф. 11, 25). Поэтому именно в игре – самой близкой ребенку деятельности, он лучше всего постигает нормы нравственности и красоты. «Не наука делает людей благополучными, - писал русский поэт И. А. Крылов, - а честность и добрая совесть». К этому хочется добавить замечательные слова св. Амвросия Оптинского: «Если вы будете жить и учиться так, чтобы ваша научность не портила нравственности, а нравственность научности, то получится полный успех вашей жизни». А жить и учиться с игрой веселее и интереснее.

          Особенную роль в духовно-нравственном воспитании играет семья. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становления детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнаёт, «что такое хорошо и что такое плохо

  И. А. Ильин  называет семью «первичным лоном человеческой культуры». В семье ребёнок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребёнка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

   Испокон век5а воспитание доброго нрава ребёнка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, на сколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребёнок теряет способность формироваться как личность.

 Я подобрала 10 игр, которые помогут педагогам воспитать в ребенке духовно – нравственную личность. Их смело можно использовать на праздниках и в любое свободное время как в помещении, так и на свежем воздухе. Особенно дети любят играть в эти игры на празднике, когда участие принимают родители.

  1. «Подбери цвет»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов - антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

 Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

 Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

 Добро - зло

 горе - радость

 хорошо - плохо

 трудолюбие – лень

жадность – щедрость

 трусость – храбрость

 любовь – ненависть

грубость – вежливость

 мир – война

 темнота – свет

 дружба – вражда

 грязь - чистота и т. д.

 2. «Шарик с пожеланиями»

 Задачи: расширять словарный запас слов и учить детей использовать их в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог напоминает детям о том, что каждому человеку приятно слышать добрые пожелания.

 В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру - пожелание.

 Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.

 Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

3.« 5 орешков.»

 Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

 Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.

 Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.

 4. «Помоги дедушке и бабушке».

 Задачи: воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие, сострадание.

 Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.

 Игра. На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки щерсти, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.

 Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с полу очки. А другой, собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.

 5. «Пасхальный кулич»

 Задачи: побуждать у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.

 Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

 На фланэлеграфе в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.

 Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.

 6. «Заветные буквы»

 Задачи: учить детей среди нескольких букв выбирать нужные.

 Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

 На магнитной доске расположен рисунок с изображение пасхального яйца. Рядом расположены буквы из магнитной азбуки. Детям предлагается поместить на пасхальном яйце те две буквы, которые всегда пишут на пасхальных яйцах и куличах.

 7. «Розовые очки»

 Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

 Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.

Педагог объясняет ребятам, что означает выражение «смотреть сквозь розовые очки». После этого читает стихотворение.

 Вы вздыхаете уныло,

 Видя в таксе — крокодила,

 В апельсине — кожуру,

В лете — страшную жару,

 Пыль в шкафу, на солнце пятна…

 Дело в зренье, вероятно.

 Так воспользуйтесь советом,

 Маленькие старички, —

 НАДЕВАТЬ ЗИМОЙ И ЛЕТОМ

 С РОЗОВЫМ СТЕКЛОМ ОЧКИ.

Те очки вам будут впору…

Вы увидите — и скоро

 В таксе — лучшую подружку,

 В апельсине — сока кружку,

 В лете — речку и песок,

А в шкафу — одни наряды…

 Знаю, будете вы рады!

 А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав, любого ребенка, говорят о нем только хорошее.

 8. «Волшебный стул»

 Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

 Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош по-своему: один — прекрасно поет; другой — приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий — надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать игру «Волшебный стул». Дети делятся на группы по 4—5 человек. Один из них садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших поступках.

 На «волшебный» стул садятся дети по желанию, как бы передавая эстафету друг другу.

 Первый этап — игра проводится в микрогруппах.

 Второй этап — игра проводится с участием всех детей группы.

 9. «Свеча»

Задачи: расширять словарный запас слов, учить детей правильно строить предложения и стараться не повторять сказанное.

 Предварительная работа. Педагог читает несколько пожеланий в стихотворной форме, а затем предлагает поиграть в игру.

 Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.

 10 «Ангел-хранитель».

 Задачи: учить детей проявлять любовь к другим, милосердие, сострадание.

 Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла предостерегает от грехов. Он наш помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от опасностей. Но человек не видит своего ангела.

 Игра. Педагог предлагает поиграть в игру «Ангел-хранитель». На полу расставлены препятствия. Вызываются двое детей. Одному завязывают глаза. Другому - предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо препятствий, т. е. стать его ангелом-хранителем.

 Сценарии праздников

 Рождество Христово

 Праздник для детей старшей и подготовительной к школе групп

 Цель: формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

 Задачи: духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества. Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей.

 Предварительная работа. Посещение церкви. Ознакомление с иконами «Рождество Христово». Чтение. Евангелие для малышей. «Русский хронограф», М., 2009. Чтение сборника рождественских рассказов, стихов и песнопений «Свет Христова Рождества» редактор Коротенко Л. – М. : Издательство «Отчий дом», 2003. Слушание музыки: П. И. Чайковский. Святки. Цикл «Времена года», «Рождество» сл. С. Надсон, автор музыки неизвестен, «В ночном саду прохладно и светло» муз. В Шишкарев, колядки «Эта ночь святая», «Рождество Христово», «Небо и земля».

 Зал празднично украшен. В левом углу на столе стоит икона Рождества Христова. Перед ней зажженная свеча. В центре зала нарядная елка.

 Под праздничную музыку дети входят в музыкальный зал и садятся на стульчики.

 Звучит колокольный звон.

 Ведущая. Есть страны, где люди от века не знают

 Ни вьюг, ни сыпучих снегов;

 Там только нетающим снегом сверкают

 Вершины гранитных хребтов.

 Цветы там душистее, звезды крупнее,

 Светлей и нарядней весна,

 И ярче там перья у птиц, и теплее

 Там дышит морская волна.

 В такой-то стране ароматною ночью,

 При шепоте лавров и роз

 Свершилось желанное чудо воочью

 Родился младенец Христос.

 Звучит в записи тропарь Рождества Христова.

 Тропарь, глас 4:

 Рождество Твое Христе Боже наш,

 возсия мирови свет разума:

 в нем бо звездам служащии,

 звездою учахуся,

 Тебе кланятися Солнцу правды,

 и Тебе ведети с высоты Востока:

 Господи слава Тебе.

 Ведущая (сопровождая рассказ показом слайдов). Дорогие ребята, поздравляю вас с праздником Рождества. Этот праздник отмечают все христиане на земле. Ведь в этот день родился Спаситель. Весь мир долгое время находился в ожидании великого спасительного события. Но, несмотря на это, Рождество Христово происходило в тайне, в тишине, далеко от городской суеты. Ведь люди не знали точно, где и когда родится Спаситель. Кто-то, наверное, думал, что это торжественно произойдет в богатом доме заслуженного священника, а кому-то казалось, что Господь родится в царском дворце.

 Но не в царских чертогах родился Христос. Спаситель появился на свет в вертепе – пещере для загона скота.

 Божественного Младенца спеленали и положили в ясли – ящик для корма скота.

 Ангелы в небе славили Бога и Пречистую Богородицу, родившую Господа: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

 Дети. Встаньте и пойдите в город Вифлеем;

 Души усладите и скажите всем:

 «Спас пришел к народу, Спас явился в мир!

 Слава в Вышних Богу и на земли мир!

 Там где отдыхает бессловесна тварь,

 В яслях почивает всего мира Царь! »

 А. Фет

 Исполняется песня «Рождество Христово» из старинных славянских песнопений.

 Рождество Христово весь мир празднует!

 Взрослые и дети поют радостно:

 Всему свету во спасенье

 Бог родился в Вифлееме.

 Принесем дары свои к вертепу:

 Чистые сердца и песню эту.

 Пусть рождественское чудо

 Снами следует повсюду!

 Ведущая (рассказывает с показом слайдов). И только несколько человек на земле были чудесным образом извещены о том, что родился Спаситель. Первыми пришли к Младенцу и Его Пречистой Матери простые пастухи. К ним спустился Ангел Господень и поведал о рождении на земле Спасителя мира.

 А потом прибыли волхвы – мудрецы из далекой страны. Они узнали по звездам, в какой стране и когда должен родиться Спаситель мира, и отправились в дорогу, чтобы поклониться долгожданному Божественному младенцу.

 Они проделали очень долгий путь и, никогда бы не нашли Родившегося Спасителя мира, если бы Господь не сделал ради этих благочестивых людей одно чудо.

 Чудо заключалось в том, что, когда родился Христос, на небе зажглась необыкновенная звезда. Эта звезда шла впереди волхвов и привела их к Младенцу в небольшой город Вифлеем, который прославился на весь мир.

 Волхвы принесли дары Младенцу Христу: золото, смирну и ладан. Это были особые подарки – каждый подарок имел таинственный смысл. Золото было преподнесено Христу, как царю, смирна (благовонное масло) как человеку и ладан (ароматная смола) как вечному Богу.

 Дети. Ночь тиха. По тверди зыбкой

 Звезды южные дрожат

 Очи матери с улыбкой

 В ясли тихие глядят.

 Ни ушей, ни взоров лишних,

 Вот пропели петухи.

 И за ангелами в вышних

 Славят Бога пастухи.

 Ясли тихо светят взору,

 Озарен Марии лик.

 Звездный хор к иному хору

 Слухом трепетным приник.

 И над ним горит высоко

 Та звезда далеких стран;

 С ней несут цари востока

 Злато, смирну и ливан.

 А. Фет

 Исполняется песня «Сегодня день рождения у Господа Христа» слова и музыка неизвестного автора

 Сегодня день рождения у Господа Христа.

 Ему хвалою пения наполнены уста.

 Сердечки наши детские - живой для Духа дом

 Как ясли Вифлеемские Христу мы отдаём.

 Припев:

 Как ёлочки зелёные, хотим мы вечно жить

 И, Господом спасённые, всегда Ему служить.

 Сегодня день рождения у Господа Христа.

 Ему хвалою пения наполнены уста.

 Иисус был тоже маленьким - счастливая пора

 Ему для нас подарена. Вся рада детвора!

 Сегодня день рождения у Господа Христа

 Ему хвалою пения наполнены уста!

 Дети. Еще те звезды не погасли

 Еще те звезды не погасли,

 Еще заря сияет та,

 Что озарила миру ясли

 Новорожденного Христа.

 Тогда, ведомые звездою,

 Чуждаясь ропота молвы,

 Благоговейною толпою

 К Христу стекалися волхвы…

 Пришли с далекого востока,

 Неся дары с восторгом грез,

 И был от Иродова ока

 Спасен властительный Христос.

 К. Фофанов

 Исполняется песня «Светлый праздник Рождества» автор слов и музыки неизвестен

 Светлый праздник Рождества - праздник обновленья,

 Песни ангельской слова льются во вселенной.

 Возвещаю радость вам, радость эта будет

 Всем искупленным сердцам, на земле всем людям.

 Эта радость с высоты нам даётся дети,

 Песнь небесной красоты в новом всем завете.

 "День Рождения Христа! " - небо всё ликует

 Пойте детские уста: слава, аллилуя!

 Ведущая (продолжает рассказ) .Рождество Христово православные люди отмечают 7 января.

 К празднику Рождества Христова все люди готовятся заранее, убирают и украшают дом, наряжают рождественскую елку, приглашают самых дорогих гостей, готовят подарки и вкусные блюда, накрывают праздничный стол, поют песни и веселятся.

 Дети. Рождественская ночь

 Снег ложится белый-белый

 На пригорки и дома;

 Искрой-инеем оделась

 Старорусская зима.

 Неподвижность синей речки…

 И не надо ничего –

 На расписанном крылечке

 Притаилось Рождество.

 Колыбельку покачает

 И отгонит тучи прочь…

 Все сомненья развенчает

 Та Рождественская ночь.

 Ольга Гузова.

 Исполняется песня – хоровод «Рождественская бесконечная» русская народная песня

 1. Белый снег белешенький

 Постели дороженьку,

 Чтобы мы играли

 Рождество встречали.

 2. Елка вся в иголочках

 Станем в круг у елочки.

 Вот пришло к нам снова

 Рождество Христово.

 3. Встретим мы чудесными

 Танцами и песнями.

 Нам звезда сияет,

 Землю освещает.

 Исполняется русский народный танец «Выйду ль я на реченьку».

 Ведущая. Ребята, а сейчас посмотрите чудесную рождественскую историю.

 Действующие лица:

 • Иосиф, Мария, Ангел, хозяин, пастухи.

 • Пальма, маслина, елка.

 • Волшебница Метелица

 • Снежинки.

 Звучит вальс из балета П. Чайковского «Спящая красавица». На площадку перед елкой выбегают девочки-снежинки и кружатся в танце. Постепенно их движения становятся все медленнее, и, наконец, они замирают на месте. Входит Метелица.

 Метелица. Под покровом мягким, снежным дремлет русское село.

 Все дороги, все тропинки белым снегом замело.

 Снег под солнцем серебрится, ясный свет над ним струится,

 И звучат слова: «Здравствуй, праздник светлый, ясный,

 Величавый и прекрасный, праздник Рождества!

 Целый день метель кружила, над землей всю ночь мела,

 Все в лесу метель укрыла, замела, запорошила –

 И сюда пришла… »

 Снежинки, улетая, что-то шепчут Метелице на ушко.

 Метелица. Здравствуйте, дорогие ребята! Как много собралось вас здесь встретить праздник Рождества. А хотите узнать, что шептали мне на ухо снежинки? Они рассказали мне чудесную историю, которую я хочу поведать вам.

 Звучит торжественная музыка. Снежинки отодвигают занавес. Изображена гостиница.

 Иосиф. Добрый вечер, хозяин! Нет ли у вас в гостинице свободной комнаты, переночевать путникам?

 Мария. Мы пешком шли сюда из далекого Назарета. И так устали!

 Хозяин. Нет у меня ни одной свободной комнаты. Из-за приказа кесаря переписать народ нашей страны в Вифлеем пришло столько людей, что и не сосчитать.

 Иосиф. Нам бы хоть чуланчик какой!

 Хозяин. Я уже и чулан последний сдал купцу. Есть еще, правда, пещера для скота, да ведь вы туда не пойдете… Там ничего нет, кроме соломы.

 Мария. Пойдем хоть в эту пещеру, переночуем на соломе.

 Уходят. Музыка звучит вновь. Открывается занавес. Ночь. Долина.

 1-й пастух. Ночь темна, не растерять бы нам наши стада!

 2-й пастух. Посмотри! Какой свет полился вдруг с небес! Что это? Мне страшно!

 Ангел. Не бойтесь. Я возвещаю вам и всем людям. За городом Вифлеемом в пещере родился младенец. Это будущий Спаситель мира – Иисус Христос. Идите в Вифлеем, и там, в пещере, вы найдете младенца, лежащего в яслях, из которых кормят скот.

 Музыка. Открывается занавес. Все видят пещеру, младенца в яслях и Деву Марию. У входа растут пальма, маслина и елка.

 Ангел. Ясная ночь. Тихо кругом.

 Ярко горит звезда над пещерой.

 Ангелов хор смолк за холмом,

 Свет голубой тихо льется из щелей.

 В яслях младенец-Спаситель лежит.

 Тысячи лет его ждали прихода.

 Счастье тому, кто к нему поспешит.

 Счастливы люди, Ликует природа!

 1-й пастух. Мы пришли поклониться Божественному младенцу. Вот, что у нас есть! Хлеб, сыр, мед. Мы принесли ему эти скромные дары.

 2-й пастух. А я положу в ясли свежей травы и пахучего сена. (Уходят) .

 Пальма. Какое счастье! Я, стройная пальма, расту у самого входа в пещеру, в которой родился сам Иисус Христос – Спаситель мира.

 Маслина. И я, пахучая маслина, выросла здесь же…

 Елка. И я, зеленая елка, расту тут!

 Пальма. Все – и люди, и звери, и цветы – несут свои дары младенцу. Я склоню над ним свою крону, пусть мои ветви в жаркий день повеют на него прохладой.

 Маслина. И я наклоню над ним свои ветки. Пусть мое душистое масло каплет с них и наполняет пещеру ароматом.

 Елка. Возьмите и меня с собой. Я тоже хочу поклониться этому младенцу.

 Пальма. Куда тебе с нами! У тебя только колючие иголки, и липкая смола. (Идут к Младенцу) .

 Елка. Никого! Одна я, одинока.

 Ночь тиха. Звезда зовет, горит.

 Все идут, идут к святой пещере.

 Каждый к сыну Божьему спешит.

 Ну, а я? Ничтожнейшая елка.

 Вся в колючках здесь стою в глуши.

 Я сейчас отсюда за Младенца

 Помолюсь тихонько от души.

 Ангел. Как скромна ты. Милая елка! Я вознагражу тебя: разукрашу лучше твоих сестер. Сейчас ты засияешь огнями – тебя украсят звезды с небес – и к тебе первой потянется младенец. Он улыбнется тебе, елка. (Снимает с неба звезды и вешает на елку). И теперь каждый год в день Рождества Христова ты будешь красоваться в сиянии огней. И все, глядя на тебя, будут радоваться и веселиться. Ты, скромная зеленая елка, станешь символом великого праздника – Рождества Христова.

 Звучит колокольный звон, занавес закрывается.

 Метелица. Ребята, какую удивительную историю мы посмотрели. А теперь давайте споем песню «Рождество».

 Исполняется песня «Рождество» автор неизвестен.

 “Динь-динь-дон! ” – к нам в окно

 Постучалось Рождество!

 За окошком снег блестит,

 Елка в гости к нам спешит.

 Пригласим ее к нам в дом,

 Пусть метели за окном,

 С доброй вестью волшебства

 В день святого Рождества!

 Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!

 За окошком Рождество!

 Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!

 Рождество уже пришло!

 Слово для поздравления предоставляется священнику.

 Ведущий: А чем бы вы могли порадовать своих близких, друзей, гостей?

 Дети дарят открытки и подарки, которые сделали сами.

 Фестиваль

 Для старшей и подготовительной

 к школе групп

 ИГРУШКА В МУЗЫКЕ

 Цель. Воспитание духовно-нравственной личности ребенка посредством синтеза искусств.

 Задачи. Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа, учить беречь игрушку. Средствами традиционной народной культуры дать детям начальные представления о русской народной игрушке, развивать у ребят художественно- эстетический вкус. Эмоционально заинтересовать и увлечь детей. Обогащать впечатлениями детей, новыми музыкальными и литературными произведениями.

 Предварительная работа. Рассказать детям об истории создания игрушек, их происхождении и видах. Посетить районный краеведческий музей с целью ознакомления с игрушками прошлого столетия.

 Учиться рисовать игрушки с натуры. Научиться рассказывать о своей игрушке, используя сюжетное или описательное рассказывание. Выучить стихи об игрушках, учиться выразительно, читать их. Выучить песни об игрушках и исполнять с инсценировкой, легким звуком четко проговаривая слова. Познакомиться с музыкальные произведениями, написанными об игрушках, узнавать их, рассказывать о них.

 Выучить новые танцы с игрушками. Танцевать их, эмоционально и выразительно, передавая движениями характер музыки.

 Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

 В зале на центральной стене размещены детские рисунки. Под ней на полу расставлены любимые мягкие игрушки ребят, рассажены куклы.

 В зал под музыку входят нарядно одетые дети и рассаживаются на стульчики вдоль стен.

 Грянула музыка «Коробейники» и в зал входит ведущая. С ней два помощника (двое ребят) вносят большую нарядную коробку.

 Ведущая. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Конечно, вы догадались, почему наш фестиваль открыла именно эта песня? Правильно! Потому что появилась вот эта коробочка. И, конечно, она полным- полна. Давайте подумаем, что в ней.

 (Ответы детей.)

 Ладно, открою вам тайну. Коробочка наша полна игрушками! Конечно не найти в ней заграничную Барби и радиоуправляемый катер. Но лежат в ней не менее знаменитые вещицы. Они выполнены руками талантливых мастеров. Веселы, талантливы, жизнелюбивы и, конечно, добры были эти люди. Ведь создать хорошую игрушку может только добрый-предобрый человек. Итак, откроем коробку! Ребята, я вижу замечательную игрушку, угадайте - какую!

 В этой молодице прячутся сестрицы,

 Каждая сестрица - для меньшей темница. (Матрешка.)

 Давайте пригласим сюда матрешек.

 (Выходят восемь матрешек и становятся в середине зала в шахматном порядке.)

 Матрешки (по очереди.)

 Алый, шелковый платочек,

 Яркий сарафан в цветочек,

 Упирается рука в деревянные бока.

 А внутри секреты есть:

 Может, три, а, может, шесть.

 Разрумянились немножко наши русские матрешки!

 Восемь кукол деревянных

 Круглолицых и румяных,

 В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

 Всех «матрешками» зовут.

 Кукла первая толста, а внутри она пуста.

 Разнимается она на две половинки,

 В ней живет еще одна кукла в серединке.

 Эту куколку открой - будет третья во второй.

 Половинку отвинти, плотную, притертую,

 И сумеешь ты найти куколку четвертую.

 Вынь ее да посмотри: кто в ней прячется внутри?

 Прячется в ней пятая куколка пузатая.

 А внутри - пустая - в ней живет шестая.

 А в шестой - седьмая, а в седьмой - восьмая.

 Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

 Вот, поставленные в ряд, сестры - куколки стоят.

 «Сколько вас? » - у них мы спросим,

 И ответят куклы: «Восемь! »

 Исполняется песня «Матрешки».

 Ведущая. Игрушки рассказывают нам сегодня о светском воспитании детей более ста лет назад. Сыновья высокопоставленных дворян в раннем детстве получавшие офицерское звание, были окружены предметами ратного дела. Среди военной игрушки наибольшее распространение в прошлом столетии получили солдатики. Раньше они были деревянные, стальные, медные, оловянные, а сейчас - пластмассовые. Давайте послушаем эту игрушку в музыке.

 Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского.

 (дети шагают под музыку.)

 Ведущая. Сегодня мы с вами поговорим и ваших любимых игрушках. Кто первый начнет рассказ?

 (2-3 ребенка выходят со своей игрушкой и рассказывают о ней.)

 Ведущая. Прочно вошла в наш обиход мягкая игрушка, которую шьют из меха. Плачущие малыши быстро успокаиваются, если им дают мягкую игрушку, и очень часто дети не соглашаются засыпать, пока не положат с ними на кровать любимого мишку или зайца. Давайте послушаем стихи о мягких игрушках - наших добрых друзьях.

 Дети (с игрушкой.) Дождик, дождик, замолчи,

 По окошку не стучи.

 Не стучи так громко, не буди котенка,

 Не буди лохматого мишку -медвежонка.

 Зайку бросила хозяйка,

 Под дождем остался зайка.

 Со скамейки слезть не смог –

 Весь до ниточки промок!

 Исполняется танец с игрушками. Хорватская народная музыка.

 Ведущая. Угадайте, какая наша следующая игрушка?

 Игрушкой детям служит,

 С крокодилом дружит.

 Забавная мордашка. Кто это? (Чебурашка.)

 Исполняется песня «Чебурашка» муз. В. Шаинского.

 Ведущая. Особое внимание в коллекции игрушек занимают механические игрушки или заводные. Еще около тысячи лет назад мастера арабских стран создавали искусственных птиц, поющих и машущих крыльями. Широкое распространение механические игрушки получили в конце 15 века после изобретения часового механизма. Используя его в игрушках, мастера творили «чудеса»: их игрушки рисовали, исполняли музыкальные пьесы, играли в шахматы и т. д. Давайте послушаем песню о заводных игрушках.

 Исполняется песня «Заводные игрушки».

 Проводится игра «Подарки».

 Ведущая. Во все времена среди разнообразных видов игрушек преобладала кукла. Это любимая игрушка для девочек во все времена и у всех народов. Куклы как нельзя лучше отвечали воспитательному идеалу - они пробуждали у девочек интерес к материнству и роли гостеприимной хозяйки. Девочки, расскажите нам о своих любимицах.

 (2-3 девочки выходят с куклами и рассказывают о них.)

 Ведущая. Куклы всегда были очень привлекательными, модно одетыми, для них специально делали домики с набором мебели, посуды. Давайте устроим бал кукол.

 Девочка. Мы о бале таком мечтали:

 где мелодии нежно льются,

 Где слезам места нет и печалям,

 Где танцуют поют, и смеются.

 Словно сказочное дуновенье

 Это вечер нам куклу подарит,

 Не забудем же эти мгновенья,

 Где мечта и фантазия правят.

 Исполняется «Танец кукол» под гавот муз. Генсека.

 Ведущая. А какой композитор писал музыку про кукол? (Чайковский.) А как называются эти произведения? («Новая кукла», «Болезнь куклы»). Верно. Давайте еще раз прослушаем эту замечательную музыку. А помогут нам почувствовать ее настроение наши девочки.

 Исполняется музыка П. И. Чайковского.

 (Одна девочка изображают в танце-импровизации радость с новой куклой под музыку «Новая кукла» П. И. Чайковского

 Другая девочка изображает в танце-импровизации горе от болезни любимой куклы.)

 Девочка. Я куклу Наташу катаю в коляске.

 Спать уложу и закроются глазки.

 Как быстро ее ветерок убаюкал.

 Кататься в коляске - полезно для кукол!

 Исполняется песня «Папа, подари мне куклу».

 Ведущая. Кукла - это не только детская игрушка, кукла еще и артистка. В театре изготавливают кукол и управляют ими с помощью ниток. Называются такие куклы - марионетки. Давайте посетим такой театр марионеток.

 Исполняется песня «Марионетки».

 (Во время песни воспитатели демонстрируют, как танцуют куклы –марионетки)

 Ведущая. На этом наш фестиваль «Игрушка в музыке» подошел к концу. Понравился вам он? Я думаю, он вам запомнится, потому, что разговор об игрушках у нас получился интересным, а ваши выступления были очень красочными. Мне остается пожелать вам, чтобы вы любили свои игрушки и берегли их, как берегли их ваши бабушки и прабабушки. Ведь в каждую игрушку вложено очень много труда и тепла их создателей.

 Под веселую музыку все уходят из зала.

 Рождество Пресвятой Богородицы

 Музыкально-литературная композиция для детей старшей и подготовительной к школе групп.

 Цель: духовно-нравственное воспитание детей.

 Задачи: познакомить детей с событиями Рождества Пресвятой Богородицы.

 Формировать у детей основополагающий морально-нравственный идеал, установки, ценности, нормы, обеспечивающие осознанный нравственный выбор.

 Оборудование: ноутбук, проектор, экран. Икона или репродукция иконы Рождества Пресвятой Богородицы.

 Зал украшен цветами. У центральной стены стоит стол, на нем – икона Рождества Пресвятой Богородицы. У иконы стоит зажжена свеча. Приготовлен проектор и экран для показа слайдов.

 Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики.

 Звучит колокольный звон.

 Ведущая. Здравствуйте, дорогие ребята! Каждому человеку дорога память о том дне, когда он появился на свет. В этот день человеку была дарована жизнь, и это принесло огромное счастье его родным и близким. Поэтому люди помнят день своего рождения и дни рождения близких людей, поздравляют друг друга, дарят подарки. Но есть в календаре такие дни рождения, которые объединяют всех христиан. Один из таких праздников – день, когда родилась Пресвятая Богородица. Этот день даже называется особенно – не День рождения, как у всех людей, а Рождество Пресвятой Богородицы.

 Дети. Сентябрь. Рябиновые гроздьица

 Свечечками в небе теплятся.

 Рождество Пресвятой Богородицы.

 С днем рождения, Мать- Девственница!

 Душа сентябрем возносится:

 В телесах нынче тесно ей.

 Рождество Пресвятой Богородицы.

 С днем рождения, Царица Небесная!

 И обратно на Землю воротится,

 Для звучание истовое.

 Рождество Пресвятой Богородицы.

 С днем рождения, Дева Пречистая!

 Ведущая (начинает рассказ с показом слайдов). О Рождестве Богородицы повествует нам Священное Предание. В Иудее, в маленьком городе Назарете, жили два старых человека, супруги Иоаким и Анна. Оба они происходили из рода древних царей и пророков, оба были праведными, добрыми и смиренными. Они жили скромно и тихо. Но было в их жизни горе: пятьдесят лет про


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О ходе реализации в дошкольных учреждениях программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей».

Анализ методиста управления образования реализации в дошкольных учреждениях района программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. Анализ представлен на за...

Фотоотчёты о проведении мероприятий по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Представляю  Вашему  вниманию  презентацию  к  докладу   из  опыта  работы  на  тему: "Духовно-нравственное,  нравственно-патриотическое  во...

«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание»

«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание»программа по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…»

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ«Чем дальше в будущее входим, тембольше краем родным мы дорожим…»Духовно-нравственное воспитание и...

«Духовно- нравственное и гражданско- патриотическое воспитание в образовательной организации»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13439910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме

Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...