Дидактические игры по правилам дорожного движения.
картотека (старшая группа) на тему

Мануилова Елена Николаевна

Дидактическая игра

«Красный и зеленый»

Цель:

Учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.

Материалы к игре:

два кружка (зеленого и красного цвета), машинка.

 Ход игры:

Игра проводится с одним ребенком. Воспитатель берет два кружка — красный и зеленый, — предлагает ребенку взять игрушку: машину и говорит:

- Ты, Вася, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я покажу зеленый кружок, машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок, машина должна остановиться.

Воспитатель играет с ребенком. На зеленый кружок малыш передвигает машину по столу, на красный — останавливается.

На последующих занятиях игра проводится с подгруппой детей. Используется во время проведения дидактических игр показ иллюстраций транспорта, улицы, домов.

 

Дидактическая игра

«Можно - нельзя, правильно - неправильно»

Цели:

Формировать у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, дороге и в транспорте.

Материалы к игре:

Карточки с правильным и неправильным поведением детей (ситуациями) на дороге, на улице и в транспорте (автобусе и метро.) Карточки с улыбающимся солнышком и грустным солнышком на каждого игрока.

Ход игры:

1 вариант. В игре принимают участие все дети. Воспитатель раздает детям карточки с улыбающимся солнышком и грустным

солнышком. Последовательно показывает карточки с различными ситуациями поведения детей на улице, дороге, в транспорте. дети

- поднимают ту карточку с солнышком, которая соответствует данной ситуации, т. е. можно так себя вести в транспорте или на улице (улыбающееся солнышко) или нет (грустное солнышко), правильно ли поступают дети или нет.

 Выигрывает тот, кто не только правильно поднимет соответствующую  карточку, но и объяснит, почему он поднял ее.

II вариант. В игре принимают участие не более шести детей.

 Воспитатель раздает карточки с ситуациями детям, по 4 карточки каждому ребенку. дети раскладывают их перед собой. Карточки с солнышками кладутся на середину стола. дети рассматривают свои карточки, берут солнышко и кладут на карточку с соответствующей

выражению (веселое или грустное солнышко) ситуацией.

Выигрывает тот, кто первым закроет все ситуации карточками с солнышками и расскажет, почему он закрыл эту картинку веселым или грустным солнышком.

 

 

            ДИДАКТИЧЕ СКАЯ ИГРА

«дорожные знаки для пешехода»

Цели:

• Закреплять знание и назначение дорожных знаков.

Материалы к игре:

Знаки «Пешеходный переход», «движение пешеходов запрещено», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Скользкая дорога», «Велосипедная

дорожка», <движение на велосипедах запрещено», «дорожные работы», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Опасный поворот», «Неровная дорога». По 4-5 знаков на ребенка.

Ход игры:

В игре принимает участие вся группа или несколько детей.

Воспитатель раздает детям по 4—5 дорожных знаков, дети раскладывают их перед собой.

 Воспитатель зачитывает правило поведения пешехода на дороге, а ребенок

 показывает соответствующий дорожный знак и объясняет его назначение и

 важность для пешехода.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все дорожные знаки и расскажет о назначении того или иного дорожного знака для пешехода.

Дидактическая игра «Подбери груз к машине»

(средняя группа).

Цель. Уметь различать автомобили по их назначению - легковые, грузовые (для разных грузов). Формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия.

Игровое задание. Подобрать груз для машины.

Правила игры. Объяснить, почему выбран именно этот груз. Рассказать, какие грузы нужны людям разных профессий.

Материал. Игрушки или картинки, изображающие автомобили разного

назначения и грузы к ним.

Игра. Одни дети выбирают автомобили; другие - разные грузы. По сигналу воспитателя «Подбери груз к машине!» водители начинают движение и

останавливаются около тех детей, чей груз считают нужным взять. «Грузы», придерживаясь сначала за водителя, а далее друг за друга, цепочкой двигаются за автомобилем. В конце игры все обсуждают, правильно ли выбраны грузы.

Вариант. В начале игры среди детей выбирают несколько заказчиков разных грузов, они говорят, куда их привезти, но не объясняют что именно. Об этом должны догадаться водители. Говорят, например: «Привезите, пожалуйста, в детский сад повару...; в школу учительнице...; на стройку...; в библиотеку...». Заказчики проверяют, правильно ли привезен груз.

   Чтобы заинтересовать детей, можно использовать стихи: Их видно повсюду, их видно из окон, По улице движутся быстрым потоком, Они перевозят различные грузы: кирпич и железо, зерно и арбузы. За эту работу мы их полюбили, Они называются  (автомобили).                              

 

 

Дидактическая игра «Что нужно для поездки»

(средняя группа).

Цель. Углублять знание детьми действий и обязанностей шофёра (старательно ухаживать за машиной, умело ею пользоваться, добросовестно выполнять правила дорожного движения, уметь перевозить пассажиров и грузы).

Игровое задание. Умело вести автомобиль.

Правила игры. Правильно использовать все предметы во время поездки. Материал. Игрушечные автомобили, насосы, рули, светофор, грузы, пассажиры (куклы. зверюшки), сундучок.

Игра. Предложите будущим шоферам вспомнить, что им понадобится для поездки. Если возникнут затруднения, возьмите сундучок и поочерёдно вынимайте из него различные предметы. Дети, внимательно рассмотрев их, должны сказать, для чего они понадобятся во время поездки. Ребята объединяются в группы, в каждой группе должны быть водители, пассажиры, те, кто подбирает грузы. Наконец машины выходят на трассу (периметр стола). Сначала сами регулируйте движение всех машин сигналами светофора. Потом светофором может управлять кто-нибудь из детей. При повторении игры желательно, чтобы дети меняли роли

 

 

Дидактическая игра

«Угадай,  какой знак» (для старшего дошкольного возраста).

Цель игры:

1. Учить детей различать дорожные знаки.

2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

3. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными

_____ знаниями в повседневной жизни.

Материал:

кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

Ход игры. Вариант 1:

  Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребёнок берёт кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых уже есть

знаки этой группы.

Вариант 2.

Ведущий называет знак, дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.

Вариант З.

Играющим раздают кубики. дети внимательно изучают их. далее каждый рассказывает о своём знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.

Примечание. Кубики можно рекомендовать для индивидуальной работы с детьми в детском саду и в семье, а также для самостоятельных игр.

 

 

 

«Дорожные знаки» (старшая группа).

Цель. Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения.

Воспитывать умение быть вежливым, внимательным друг к другу. Игровое задание. Ориентироваться в дорожной ситуации. Правила игры. Соблюдать правила дорожного движения. Контролировать выполнение правил другими.

Материал. Медальоны - дорожные знаки: «светофор», «пешеходный переход», «дети», «въезд запрещён», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «движение прямо», «телефон» и т.д.; медальоны - легковые и грузовые машины различного назначения. Контрольные талоны с отрывными лепестками. Зверюшки.

Игра. дети делятся на «пешеходов», «дорожные знаки», «автомобили» и надевают на себя соответствующие медальоны-атрибуты. «дорожные знаки» занимают свои места. Вначале в путь отправляются «пешеходы». Нарушивших правила движения «знаки» задерживают. «Автомобили» оценивают правильность поведения пешеходов и требования дорожных знаков. Потом они сами отправляются в путь. Недисциплинированных или невнимательных «знаки» задерживают, а их поведение оценивают пешеходы. Игру повторяют до тех пор, пока все не научатся выполнять правила дорожного движения.

Вариант. Теперь «знакам» прибавится забот - в путь одновременно отправляются пешеходы и автомобили. Задержанных нарушителей оценивают все вместе. За каждое нарушение отрывают лепесток с контрольного талона. Выигрывает тот, у кого сохранились все лепестки. Целесообразно использовать загадки:

Не живая, а идёт,               Встало с краю улицы

Неподвижна, а ведёт.         В длинном сапоге.

(дорога).                             Чучело трёхглазое на одной но

  Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Запылал у чудища изумрудный гл

  Значит можно улицу перейти сейчас (светофор)

Вариант: придумайте проблемные ситуации, в которых могут оказаться незадачливые пешеходы- зверюшки. Например, зайчишка побежал на красный свет.

Вариант: играют две небольшие группы по 2-3 человека(водители и пешеходы). Они сидят по обе стороны стола, на котором нарисованы проезжая часть улицы и тротуар, выставлены дорожные знаки по одному-два. Появление каждого нового знака провоцирует новую дорожную ситуацию. Далее ход игры как в предыдущих вариантах.

 

 

Дидактическая игра «Теремок»

(для детей старшего дошкольного возраста).

Цель игры:

1. Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов)

  и пешеходов.

2. Закрепить знание детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных знаках, знаках сервиса. 3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания

правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: картонные круги с изображениями дорожных знаков; бумажный конверт с вырезанным в нём окошком; палочка.

  Ход игры:

Воспитатель вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько  знаков, и закрепляет его с помощью палочки. Затем он передвигает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки, дети называют каждый знак и объясняют его назначение.

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

«Наша улица» (для детей старшего дошкольного возраста).

Цель игры:

1. Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.

2. Закреплять представления детей о назначении светофора.

3. учить различать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов

Материал: макет улицы с домами, перекрёстком; автомобили (игрушки); куклы-пешеходы, куклы-водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья (макеты).

Ход игры. Вариант 1 (для пешеходов).

С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрёстке на зелёный сигнал светофора куклы переходят дорогу, на жёлтый - останавливаются, на красный продолжают стоять. Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.

Вариант 2 (для водителей).

Воспитатель показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование»,  «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещён», «Подача звукового сигнала запрещена» (запрещающие); «движение прямо», «движение направо» (предписывающие); «Место остановки автобуса», <Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» (информационно-указательные).

       Дети объясняют, что означает каждый знак; разыгрывают дорожные ситуации. За правильный ответ ребёнок получает значок. По количеству значков засчитываются набранные очки. Победителей награждают призами - автомашиной, куклой-пешеходом.

 

 

 

«ВИДЫ ПЕРЕКРЕСТКОВ»

(Для детей старшего дошкольного возраста)

 ЦЕЛЬ ИГРЫ;

Познакомить детей с видами перекрестков. Учить правилам перехода улицы. Развивать внимание и наблюдательность.

  Материалы: бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрестков.

 ХОД ИГРЫ:

    По приглашению воспитателя дети берут по одной большой карточке с изображением уличных перекрестков. Воспитатель показывает маленькую карточку со схемой перекрестка. Ребенок, у которого находится аналогичная - большая карточка, должен поднять ее и показать всем играющим. Тот, кто допустил ошибку, подвергается штрафу»: он должен объяснить, в чем заключается его ошибка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«УЛИЦА ГОРОДА».

(Для детей старшего дошкольного возраста)

ЦЕЛЬ ИГРЫ:

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице. О правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Материал: макет улицы, деревья, автомобили, куклы-пешеходы, светофор, дорожные знаки.

ХОД ИГРЫ:

Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.

- Какие дома на нашей улице?

- Какое движение на нашей улице — одностороннее или двухстороннее?

- Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомобили?

- Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?

- Как обозначается пешеходный переход?

- Как регулируется движение на улице?

- Какие сигналы светофора вы знаете?

- Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?

- Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

- Как надо вести себя в автобусе?

- Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справляется с ролью водителя или пешехода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

«Кто приедет первым?»

(подготовительная группа).

Цель. Обобщать знания детей о труде водителей машин. Учить делать правильный выбор.

Игровое задание, Выбрать машину с первоочередным грузом. Правила игры. Ответить на вопросы милиционера. При желании проехать первым -поднять руку.

Материал. Медальоны-путёвки с машинами разного назначения. Атрибуты милиционера: фуражка, жезл.

Игра. Вспомните вместе с детьми, каким внимательным должен быть милиционер, регулирующий движение: ведь по улице в разных направлениях едет много машин. Куда они направляются? Об этом дети узнают, получив медальоны путёвки с изображениями машин разного назначения.

Милиционер-регулировщик спрашивает водителей, куда они едут, что везут и почему их надо быстрее пропустить. Когда водитель ответит на все вопросы, ориентируясь на свой медальон, милиционер вместе с другими детьми решает, стоит ли его пропустить первым.

Примерные проблемные ситуации. На перекрёстке встретились три

машины. Милиционер-регулировщик решает, кого надо пропустить первым. дети

обсуждают его решение, соглашаются или возражают:

1.Автобус с детьми, грузовик со строительным материалом, фургон с мороженым.

2. «Скорая помощь», машина с хлебом, фургон с мебелью.

3. Пожарная машина, молоковоз, фургон с книгами.

4. Машина с военными, с овощами, с мясными продуктами.

По сигналу «Путь открыт» водитель объезжает комнату, кладёт медальон на стол и садится на место. Когда все водители вернутся, медальоны разбирают другие дети. Оставшиеся продумывают новые проблемные ситуации. Постепенно обновляйте набор медальонов-путёвок.

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Найди такой знак»

(Подготовительная группа)

Воспитатель  вместе с детьми делает из картона (плотной бумаги) дорожные В игре участвуют 3—4 детей. Им раздаются знаки (каждому поровну).

знаков находится у воспитателя. Он показывает один из знаков и детям найти такой же.

Какой это знак?

Вариант 1

-Игра проводится с подгруппой детей. Воспитатель подбирает знакомые детям :с знаки. Показывая знак, например «Пешеходный переход», спрашивает:

— Что означает этот знак Где он ставится

— Этот знак ставится у пешеходного перехода. Он обозначает, что только в этом месте разрешается переходить улицу.

Вариант 2

Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу все дорожные знаки, знакомые детям, и

спрашивает:

-Я хочу перейти улицу, какой дорожный знак я должна найти, чтобы определить место

перехода?

дети показывают знак.

— Мы поехали отдыхать за город, захотели есть. Какой знак нам поможет найти столовую? дети отвечают.

— У нас сломалась машина. По какому знаку мы определим, где можно отремонтировать машину?

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра « Пешеходы и транспорт»

(подготовительная группа).

Цель. Практически освоить правила дорожного движения.

Игровое задание. Пройти или проехать без нарушений.

Правила игры. Двигаться и останавливаться по сигналу, умело регулировать движение.

Материал. Эмблемы с изображениями различных видов городского транспорта:

автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус. Светофор. Талоны водителя, визитные карточки пешеходов. Свисток. Дорожные знаки.

Игра. Дети разделяются на «пешеходов», «водителей» и пассажиров. Кроме того, выбирают детей-«светофоров» и «милиционеров-регулировщиков» на перекрёстках улиц.

По сигналу ведущего (свисток) начинается движение транспорта и пассажиров. Светофоры регулируют движение транспорта, а милиционеры следят за соблюдением правил движения. Если пешеход или водитель нарушил правило, милиционер останавливает движение, делает прокол в талоне водителя, а пешеходу предлагает стать пассажиром, а то и просто посидеть скамье, чтобы со стороны изучить правила движения. Кроме того, милиционер делает отметку на визитной карточке пешехода. Выигрывают те, у кого нет нарушений. В повторном туре дети меняются ролями.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igry_po_bdd.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

«Красный и зеленый»

Цель:

Учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.

Материалы к игре:

два кружка (зеленого и красного цвета), машинка.

 Ход игры:

Игра проводится с одним ребенком. Воспитатель берет два кружка — красный и зеленый, — предлагает ребенку взять игрушку: машину и говорит:

- Ты, Вася, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я покажу зеленый кружок, машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок, машина должна остановиться.

Воспитатель играет с ребенком. На зеленый кружок малыш передвигает машину по столу, на красный — останавливается.

На последующих занятиях игра проводится с подгруппой детей. Используется во время проведения дидактических игр показ иллюстраций транспорта, улицы, домов.

Дидактическая игра

«Можно - нельзя, правильно - неправильно»

Цели:

Формировать у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, дороге и в транспорте.

Материалы к игре:

Карточки с правильным и неправильным поведением детей (ситуациями) на дороге, на улице и в транспорте (автобусе и метро.) Карточки с улыбающимся солнышком и грустным солнышком на каждого игрока.

Ход игры:

1 вариант. В игре принимают участие все дети. Воспитатель раздает детям карточки с улыбающимся солнышком и грустным

солнышком. Последовательно показывает карточки с различными ситуациями поведения детей на улице, дороге, в транспорте. дети

- поднимают ту карточку с солнышком, которая соответствует данной ситуации, т. е. можно так себя вести в транспорте или на улице (улыбающееся солнышко) или нет (грустное солнышко), правильно ли поступают дети или нет.

 Выигрывает тот, кто не только правильно поднимет соответствующую  карточку, но и объяснит, почему он поднял ее.

II вариант. В игре принимают участие не более шести детей.

 Воспитатель раздает карточки с ситуациями детям, по 4 карточки каждому ребенку. дети раскладывают их перед собой. Карточки с солнышками кладутся на середину стола. дети рассматривают свои карточки, берут солнышко и кладут на карточку с соответствующей

выражению (веселое или грустное солнышко) ситуацией.

Выигрывает тот, кто первым закроет все ситуации карточками с солнышками и расскажет, почему он закрыл эту картинку веселым или грустным солнышком.

        ДИДАКТИЧЕ СКАЯ ИГРА

«дорожные знаки для пешехода»

Цели:

• Закреплять знание и назначение дорожных знаков.

Материалы к игре:

Знаки «Пешеходный переход», «движение пешеходов запрещено», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Скользкая дорога», «Велосипедная

дорожка», <движение на велосипедах запрещено», «дорожные работы», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Опасный поворот», «Неровная дорога». По 4-5 знаков на ребенка.

Ход игры:

В игре принимает участие вся группа или несколько детей.

Воспитатель раздает детям по 4—5 дорожных знаков, дети раскладывают их перед собой.

 Воспитатель зачитывает правило поведения пешехода на дороге, а ребенок

 показывает соответствующий дорожный знак и объясняет его назначение и

 важность для пешехода.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все дорожные знаки и расскажет о назначении того или иного дорожного знака для пешехода.

Дидактическая игра «Подбери груз к машине»

(средняя группа).

Цель. Уметь различать автомобили по их назначению - легковые, грузовые (для разных грузов). Формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия.

Игровое задание. Подобрать груз для машины.

Правила игры. Объяснить, почему выбран именно этот груз. Рассказать, какие грузы нужны людям разных профессий.

Материал. Игрушки или картинки, изображающие автомобили разного

назначения и грузы к ним.

Игра. Одни дети выбирают автомобили; другие - разные грузы. По сигналу воспитателя «Подбери груз к машине!» водители начинают движение и

останавливаются около тех детей, чей груз считают нужным взять. «Грузы», придерживаясь сначала за водителя, а далее друг за друга, цепочкой двигаются за автомобилем. В конце игры все обсуждают, правильно ли выбраны грузы.

Вариант. В начале игры среди детей выбирают несколько заказчиков разных грузов, они говорят, куда их привезти, но не объясняют что именно. Об этом должны догадаться водители. Говорят, например: «Привезите, пожалуйста, в детский сад повару...; в школу учительнице...; на стройку...; в библиотеку...». Заказчики проверяют, правильно ли привезен груз.

   Чтобы заинтересовать детей, можно использовать стихи: Их видно повсюду, их видно из окон, По улице движутся быстрым потоком, Они перевозят различные грузы: кирпич и железо, зерно и арбузы. За эту работу мы их полюбили, Они называются  (автомобили).                              

Дидактическая игра «Что нужно для поездки»

(средняя группа).

Цель. Углублять знание детьми действий и обязанностей шофёра (старательно ухаживать за машиной, умело ею пользоваться, добросовестно выполнять правила дорожного движения, уметь перевозить пассажиров и грузы).

Игровое задание. Умело вести автомобиль.

Правила игры. Правильно использовать все предметы во время поездки. Материал. Игрушечные автомобили, насосы, рули, светофор, грузы, пассажиры (куклы. зверюшки), сундучок.

Игра. Предложите будущим шоферам вспомнить, что им понадобится для поездки. Если возникнут затруднения, возьмите сундучок и поочерёдно вынимайте из него различные предметы. Дети, внимательно рассмотрев их, должны сказать, для чего они понадобятся во время поездки. Ребята объединяются в группы, в каждой группе должны быть водители, пассажиры, те, кто подбирает грузы. Наконец машины выходят на трассу (периметр стола). Сначала сами регулируйте движение всех машин сигналами светофора. Потом светофором может управлять кто-нибудь из детей. При повторении игры желательно, чтобы дети меняли роли.

Дидактическая игра

«Угадай,  какой знак» (для старшего дошкольного возраста).

Цель игры:

1. Учить детей различать дорожные знаки.

2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

3. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными

_____ знаниями в повседневной жизни.

Материал:

кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

Ход игры. Вариант 1:

  Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребёнок берёт кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых уже есть

знаки этой группы.

Вариант 2.

Ведущий называет знак, дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.

Вариант З.

Играющим раздают кубики. дети внимательно изучают их. далее каждый рассказывает о своём знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.

Примечание. Кубики можно рекомендовать для индивидуальной работы с детьми в детском саду и в семье, а также для самостоятельных игр.

«Дорожные знаки» (старшая группа).

Цель. Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения.

Воспитывать умение быть вежливым, внимательным друг к другу. Игровое задание. Ориентироваться в дорожной ситуации. Правила игры. Соблюдать правила дорожного движения. Контролировать выполнение правил другими.

Материал. Медальоны - дорожные знаки: «светофор», «пешеходный переход», «дети», «въезд запрещён», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «движение прямо», «телефон» и т.д.; медальоны - легковые и грузовые машины различного назначения. Контрольные талоны с отрывными лепестками. Зверюшки.

Игра. дети делятся на «пешеходов», «дорожные знаки», «автомобили» и надевают на себя соответствующие медальоны-атрибуты. «дорожные знаки» занимают свои места. Вначале в путь отправляются «пешеходы». Нарушивших правила движения «знаки» задерживают. «Автомобили» оценивают правильность поведения пешеходов и требования дорожных знаков. Потом они сами отправляются в путь. Недисциплинированных или невнимательных «знаки» задерживают, а их поведение оценивают пешеходы. Игру повторяют до тех пор, пока все не научатся выполнять правила дорожного движения.

Вариант. Теперь «знакам» прибавится забот - в путь одновременно отправляются пешеходы и автомобили. Задержанных нарушителей оценивают все вместе. За каждое нарушение отрывают лепесток с контрольного талона. Выигрывает тот, у кого сохранились все лепестки. Целесообразно использовать загадки:

Не живая, а идёт,                      Встало с краю улицы

Неподвижна, а ведёт.            В длинном сапоге.

(дорога).                                Чучело трёхглазое на одной но

  Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Запылал у чудища изумрудный гл

  Значит можно улицу перейти сейчас (светофор)

Вариант: придумайте проблемные ситуации, в которых могут оказаться незадачливые пешеходы- зверюшки. Например, зайчишка побежал на красный свет.

Вариант: играют две небольшие группы по 2-3 человека(водители и пешеходы). Они сидят по обе стороны стола, на котором нарисованы проезжая часть улицы и тротуар, выставлены дорожные знаки по одному-два. Появление каждого нового знака провоцирует новую дорожную ситуацию. Далее ход игры как в предыдущих вариантах.

Дидактическая игра «Теремок»

(для детей старшего дошкольного возраста).

Цель игры:

1. Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов)

  и пешеходов.

2. Закрепить знание детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных знаках, знаках сервиса. 3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания

правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: картонные круги с изображениями дорожных знаков; бумажный конверт с вырезанным в нём окошком; палочка.

  Ход игры:

Воспитатель вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько  знаков, и закрепляет его с помощью палочки. Затем он передвигает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки, дети называют каждый знак и объясняют его назначение.

Дидактическая игра

«Наша улица» (для детей старшего дошкольного возраста).

Цель игры:

1. Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.

2. Закреплять представления детей о назначении светофора.

3. учить различать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов

Материал: макет улицы с домами, перекрёстком; автомобили (игрушки); куклы-пешеходы, куклы-водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья (макеты).

Ход игры. Вариант 1 (для пешеходов).

С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрёстке на зелёный сигнал светофора куклы переходят дорогу, на жёлтый - останавливаются, на красный продолжают стоять. Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.

Вариант 2 (для водителей).

Воспитатель показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование»,  «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещён», «Подача звукового сигнала запрещена» (запрещающие); «движение прямо», «движение направо» (предписывающие); «Место остановки автобуса», <Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» (информационно-указательные).

       Дети объясняют, что означает каждый знак; разыгрывают дорожные ситуации. За правильный ответ ребёнок получает значок. По количеству значков засчитываются набранные очки. Победителей награждают призами - автомашиной, куклой-пешеходом.

«ВИДЫ ПЕРЕКРЕСТКОВ»

(Для детей старшего дошкольного возраста)

 ЦЕЛЬ ИГРЫ;

Познакомить детей с видами перекрестков. Учить правилам перехода улицы. Развивать внимание и наблюдательность.

  Материалы: бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрестков.

 ХОД ИГРЫ:

    По приглашению воспитателя дети берут по одной большой карточке с изображением уличных перекрестков. Воспитатель показывает маленькую карточку со схемой перекрестка. Ребенок, у которого находится аналогичная - большая карточка, должен поднять ее и показать всем играющим. Тот, кто допустил ошибку, подвергается штрафу»: он должен объяснить, в чем заключается его ошибка.

«УЛИЦА ГОРОДА».

(Для детей старшего дошкольного возраста)

ЦЕЛЬ ИГРЫ:

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице. О правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Материал: макет улицы, деревья, автомобили, куклы-пешеходы, светофор, дорожные знаки.

ХОД ИГРЫ:

Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.

- Какие дома на нашей улице?

- Какое движение на нашей улице — одностороннее или двухстороннее?

- Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомобили?

- Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?

- Как обозначается пешеходный переход?

- Как регулируется движение на улице?

- Какие сигналы светофора вы знаете?

- Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?

- Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

- Как надо вести себя в автобусе?

- Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справляется с ролью водителя или пешехода.

Дидактическая игра

«Кто приедет первым?»

(подготовительная группа).

Цель. Обобщать знания детей о труде водителей машин. Учить делать правильный выбор.

Игровое задание, Выбрать машину с первоочередным грузом. Правила игры. Ответить на вопросы милиционера. При желании проехать первым -поднять руку.

Материал. Медальоны-путёвки с машинами разного назначения. Атрибуты милиционера: фуражка, жезл.

Игра. Вспомните вместе с детьми, каким внимательным должен быть милиционер, регулирующий движение: ведь по улице в разных направлениях едет много машин. Куда они направляются? Об этом дети узнают, получив медальоны путёвки с изображениями машин разного назначения.

Милиционер-регулировщик спрашивает водителей, куда они едут, что везут и почему их надо быстрее пропустить. Когда водитель ответит на все вопросы, ориентируясь на свой медальон, милиционер вместе с другими детьми решает, стоит ли его пропустить первым.

Примерные проблемные ситуации. На перекрёстке встретились три

машины. Милиционер-регулировщик решает, кого надо пропустить первым. дети

обсуждают его решение, соглашаются или возражают:

1.Автобус с детьми, грузовик со строительным материалом, фургон с мороженым.

2. «Скорая помощь», машина с хлебом, фургон с мебелью.

3. Пожарная машина, молоковоз, фургон с книгами.

4. Машина с военными, с овощами, с мясными продуктами.

По сигналу «Путь открыт» водитель объезжает комнату, кладёт медальон на стол и садится на место. Когда все водители вернутся, медальоны разбирают другие дети. Оставшиеся продумывают новые проблемные ситуации. Постепенно обновляйте набор медальонов-путёвок.

Дидактическая игра «Найди такой знак»

(Подготовительная группа)

Воспитатель  вместе с детьми делает из картона (плотной бумаги) дорожные В игре участвуют 3—4 детей. Им раздаются знаки (каждому поровну).

знаков находится у воспитателя. Он показывает один из знаков и детям найти такой же.

Какой это знак?

Вариант 1

-Игра проводится с подгруппой детей. Воспитатель подбирает знакомые детям :с знаки. Показывая знак, например «Пешеходный переход», спрашивает:

— Что означает этот знак Где он ставится

— Этот знак ставится у пешеходного перехода. Он обозначает, что только в этом месте разрешается переходить улицу.

Вариант 2

Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу все дорожные знаки, знакомые детям, и

спрашивает:

-Я хочу перейти улицу, какой дорожный знак я должна найти, чтобы определить место

перехода?

дети показывают знак.

— Мы поехали отдыхать за город, захотели есть. Какой знак нам поможет найти столовую? дети отвечают.

— У нас сломалась машина. По какому знаку мы определим, где можно отремонтировать машину?

Дидактическая игра « Пешеходы и транспорт»

(подготовительная группа).

Цель. Практически освоить правила дорожного движения.

Игровое задание. Пройти или проехать без нарушений.

Правила игры. Двигаться и останавливаться по сигналу, умело регулировать движение.

Материал. Эмблемы с изображениями различных видов городского транспорта:

автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус. Светофор. Талоны водителя, визитные карточки пешеходов. Свисток. Дорожные знаки.

Игра. Дети разделяются на «пешеходов», «водителей» и пассажиров. Кроме того, выбирают детей-«светофоров» и «милиционеров-регулировщиков» на перекрёстках улиц.

По сигналу ведущего (свисток) начинается движение транспорта и пассажиров. Светофоры регулируют движение транспорта, а милиционеры следят за соблюдением правил движения. Если пешеход или водитель нарушил правило, милиционер останавливает движение, делает прокол в талоне водителя, а пешеходу предлагает стать пассажиром, а то и просто посидеть скамье, чтобы со стороны изучить правила движения. Кроме того, милиционер делает отметку на визитной карточке пешехода. Выигрывают те, у кого нет нарушений. В повторном туре дети меняются ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по правилам дорожного движения

Мною разработаны дидактические игры по правилам дорожного движения. Любому педагогу ДОУ можно пользоаваться материалом, а так же дорабатывать его по своему усмотрению....

Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста

Эти дидактические игры помогут в простой игровой форме познакомить ребенка с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах. Ведь, именно в играх, дети легко и быстро запоминают то, что может им ...

Дидактическая игра по правилам дорожного движения для детей старшего и подготовительного возраста «Правила дорожного движения с профессором Почемушка»

Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения с профессором «Почемушка» представляет собой  картонную папку, обклеенную самоклеющейся бумагой. На странице папки имеют...

Методическая разработка дидактической игры по правилам дорожного движения "Правила дорожные соблюдать положено!"

Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения "Правила дорожные соблюдпть положено!". Разработка стала победителем районно...

Дидактическая игра по правилам дорожного движения для детей подготовительного возраста «Правила дорожного движения с профессором Почемучкин»

Дидактическая играпо правилам дорожного движения для детей подготовительного возраста«Правила дорожного движения с профессором Почемучкин»...