Особенности психомоторного развития ребенка в возрасте от 2-х до 3-х лет
статья на тему

Маркова Нина Евгеньевна

         На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка.

       Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6 – 7 часов в сутки. Ребенок может уже сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым  и может дольше заниматься одним делом без отвлечения. Теперь ребенку трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например, сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением внимания становится трудно.                    Ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на взрослого. Взрослым, занимающимся воспитанием ребенка необходимо постоянно следить за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihicheskoe_razvitie_rebenka_v_vozraste_ot_2.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности психомоторного развития ребенка в возрасте от 2-х до 3-х лет.

         На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка.

       Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6 – 7 часов в сутки. Ребенок может уже сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым  и может дольше заниматься одним делом без отвлечения. Теперь ребенку трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например, сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением внимания становится трудно.                    Ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на взрослого. Взрослым, занимающимся воспитанием ребенка необходимо постоянно следить за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками.

Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи. Даже может имитировать походку, тем более что его моторное развитие становится более совершенным. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся более равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.

         На третьем году жизни  совершенствуется мелкая моторика, что позволяет  ребенку самостоятельно одеться, разуться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Иногда дети двух – трех лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т.д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз – проявите твердость, если ребенку стало скучно – своевременно усложните требования к нему. Ведь ему присущ интерес ко всему новому, более сложному и трудному. Не задерживайтесь на том, что уже освоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать «маленьким», беспомощным, вернуть то время, когда взрослый,  находящийся постоянно с ребенком,  принадлежал целиком только ему

Третий год в жизни ребенка психологи называют «кризисным»  (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания  ребенком себя как личности. Он сознательно говорит «я». «Я не хочу, я не буду!». Он узнает себя на фотографии и в зеркале. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.

Нужно уметь договариваться с ребенком, уважая его как личность. Иначе у него будут формироваться неблагоприятные черты характера.

Ребенок со сломленным «я», возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего «крыла», будет искать другое, и еще не известно, окажется оно столь же добрым и любящим. Но, в любом случае, вырастет человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексом неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но, как говорится, в пределах разумного.

Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Словарный запас к трем годам достигает 1200 – 1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно.

В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослым, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка двух – трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не умолкает ни на минуту. Это часто раздражает находящихся рядом взрослых, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок  неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.

Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.

Как отмечал Гарбузов В.И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос «почему?» - он безоговорочно умен, т.к. это означает, что ребенок задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи: «Почему из крана течет вода? Почему идет снег? Почему темнеет на улице?» и т.д.

Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало,- глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись – поверхностен будет и он.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух – трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.

Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет   ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы и т.д. Игра состоит теперь из ряда связанных между собой событий, т.е. она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая окружающих его взрослых, и в точности повторяет позу, жесты, мимику и речь. Поэтому в присутствии ребенка необходимо обращать внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т.д. Ведь недаром говорят, что дети – зеркало взрослых.

Но ребенок уже не просто может копировать взрослого (как это было на предыдущей возрастной стадии), а исполнять определенную роль, т.е. перевоплощаться, становясь то шофером, то доктором, то продавцом. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

Однако, несмотря на важнейшее значение ролевой игры для интеллектуального развития ребенка, форсировать эту ситуацию нельзя. Ребенок должен быть готов к переходу на новую ступень своего развития: у него должны быть подготовлены к этому.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

  1. Называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (далеко, близко);
  2. Группировка предметов одного цвета, формы и размера;
  3. Сравнение по цвету, форме, размеру, весу;  по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
  4. Выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
  5. Координация движений рук и зрения;
  6. Формирование числовых представлений (много, мало,:один, два, меньше, больше);

В общении со взрослыми, чтении книг, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания;

  1. О явлениях природы – светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;
  2. О животном мире – не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные знания о них;
  3. О растительном мире – различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;
  4. О некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т.д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами, например, при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками, в изо. деятельности и т.д.

Нужно только внимательно наблюдать за малышом, быть мудрым и терпеливым.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание как средство психомоторного развития ребенка дошкольного возраста

Статья о влиянии плавания на психомоторное развитие ребенка дошкольного возраста. Психомоторика соединяет воедино моторное и психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Одно не отделимо от друг...

Особенности физического развития ребенка раннего возраста

Особенности физического развития ребенка раннего возраста.На третьем году жизни еще сохраняется достаточно большой темп физического развития ребенка. Правильно организованная внешняя среда имеет для р...

Консультация для родителей ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.Сопровождая практи...

Статья "Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста"

В этой чстатье раскрываются особенности эмоционального мира ребенка дошкольного возраста...

Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отд...

Консультации для родителей по развитию речи в младшей группе Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношен...

Консультация для родителей по развитию речи в ясельной группе. Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.

К первой группе (задержка функционального характера) можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, ...